Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 21

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  264  265  266   ..

 

 

Контрольная работа по Земельному праву

Контрольная работа по Земельному праву

Вопрос 1. Практика регулирования земельных отношений за рубежом фактически ограничивается двумя формами землевладения - собственностью и арендой. При этом, институт собственности часто представлен такими формами, как абсолютная собственность, пожизненная собственность, собственность на срок; существует несколько десятков разновидностей земельной аренды, различающихся по срокам, формам и видам расчетов и т. д. Проанализируйте указанные формы землевладения, сравните формы землевладения за рубежом и в Российской Федерации, выделите общее и особенное. Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

За рубежом две формы землевладения - собственность и аренда. При этом, институт собственности часто представлен такими формами, как абсолютная собственность, пожизненная собственность, собственность на срок; существует несколько десятков разновидностей земельной аренды, различающихся по срокам, формам и видам расчетов.

В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности. Абсолютной земельной собственности нет. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Ст. 14 Гражданского Кодекса РФ закрепила возможность отнесения земли, других природных ресурсов, не находящихся в собственность граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ.

Аренда — как ограниченное вещное право по действующему законодательству предоставляется широкому кругу субъектов, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранные юридические лица (ст. 22 ЗК РФ). Юридическим фактором, лежащим в основе возникновения арендных отношений, является договор аренды земельного участка. Необходимо учитывать, что аренда земельных участков регулируется общими положениями гражданского законодательства об аренде (ст. 34 ГК РФ), однако, особенности сдачи земельных участков в аренду могут быть установлены федеральным законом (п. 2 ст. 607 ГК).

Законодательству зарубежных стран известны отрицательные сервитуты. Для собственников сопредельных земельных участков весьма важное значение имеет также возможность определенным образом ограничивать друг друга в пользовании своими земельными участками. За рубежом частная собственность все больше рассматривается как институт, который должен служить интересам общества и быть подконтролен ему.

Вопрос 2. Изобразите наглядно ( в виде схемы, таблицы) исторические этапы развития права собственности на землю в дореволюционной России и после 1917 года по настоящее время. Выделите общее и особенное, положительные и отрицательные моменты. Какие тенденции существуют в настоящее время? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ:

Исторические этапы развития права собственности на землю в дореволюционной России и после 1917 года по настоящее время

Даты

События

1.Времена становления Киевской Руси

Формирование крепостного права. Все частные землевладения подлежали усиленной охране. Древнерусское государство заботилось об обеспечении устойчивости земельного правопорядка.

2. 1565 г.

Иван Грозный разделил земли государства на земские (то есть обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии.

3. 1580 г.

Церковный Собор принял решение, запрещающее метрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения. Во второй половине 16 века — проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем.

4. 1649 г

Формирование Судебника 1497 г, указы о заповедных и урочных летах 1591г. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформилось Соборным уложением 1649 г.

5. 1861 г.

Отмена крепостного права. Земельная реформа 1861 г.:

а) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами — помещиками;

б) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях до следующего выкупа или отработки;

в) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;

г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.

6. 1905-1917 г.

Столыпенская реформа не затрагивая существенно правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом 8 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи за надельные земли. В основе последующих указов от 4 марта и от 5 ноября 1906г. и закона от 14 июня 1910г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной). В период столыпинской реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который затем существовал до 1917 г. По правовому режиму земельный фонд России того периода включал: государственные земли,

монастырские земли, майоратские земли, частновладельческие земли, посессионные земли, общественные земли.

7. 26 октября 1917 г

Был издан первый законодательный акт советского государства - декрет Всероссийского съезда советов от 26 октября 1917 г «О земле».

8. 1922

С 1922 г. Началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель: » создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». Кодификация завершилась созданием Земельного Кодекса РСФСР 1922 г. В его основных положениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.

9. 15 дек 1928 г.

Первым общесоюзным законом, определившим правовой режим всех категорий земель, стали Общие права землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 дек 1928 г.

10. 1953, 1965,1982 года

Реформы 1953 и 1965 гг., принятие Продовольственной программы 1982 г и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дало ожидаемого результата.

11. 23 ноября 1990 г.

11. Верховным советом РСФСР 23 ноября 1990 г был принят первый закон «О земельной реформе».

12. 30 октября 2001 г

Опубликован и вступил в юридическую силу Земельный кодекс РФ, действующий по сей день.

Выводы: Земельное право России прошло сложный ис­торический путь, пережив только за прошедшие сто с небольшим лет три крупномасштабные реформы. Эволюцию земельного права определяли две основные тенденции — выделение земельного права в относительно самостоятельную отрасль и затем интегра­ция с другими природоресурсными отраслями и развитие в рамках экологического права.[1]

В настоящее время о сновная задача земельного законодательства в российской правовой системе заключается в правовом обеспечении баланса частных и публичных интересов в использовании земли, который достигается закреплением совокупности взаимосвязанных правовых механизмов воздействия на различные виды общественных земельных отношений.

Вопрос 3. В настоящее время Россия имеет сухопутные границы с 14 странами мира, являясь единственной страной с таким количеством соседей на своих границах. При этом 36 субъектов Российской Федерации имеют общие сухопутные границы с государственной границей России. В чем состоят особенности использования земельных территорий, являющихся приграничными? Какое влияние при этом оказывают политические, экономические и социальные факторы? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ:

Особенностью использования приграничных земельных территорий является то, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами ( п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ).

9 января 2011 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками». В перечне не даётся никаких пояснений, а только приводятся непосредственно приграничные территории.

С принятием данного Указа, многие проблемы, возникавшие ранее в судебной практике решены. Но случай , когда земельный участок, находящийся на приграничной территории перешёл в порядке наследования к иностранному гражданину остается проблематичным. В соответствии с частью 1 статьи 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Таким образом, в данном примере иностранец может являться собственником земельного участка, находящегося на приграничной территории в течении года, что прямо противоречит части 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ. В частности, в судебной практике, решение суда первой инстанции, в котором не была учтена данная норма, был отменён судом второй инстанции .

Таким образом, проблемы остались и их нужно решать. Можно конечно сказать, что это частный случай, что нормативные акты не могут предусмотреть абсолютно все ситуации. Однако когда встаёт вопрос несоблюдения императивной нормы, когда в отсутствие чёткого механизма правового регулирования отсутствует даже общая норма, способная решить коллизию – эта проблема представляется достаточно существенной, чтобы на неё обратили внимание и она была решена.

Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом и тем самым реализацию ими конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Вопрос 4. Выделите и проанализируйте правовые проблемы, связанные с переводом земель из одной категории в другую. Сформулируйте предложения по их решению. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ:

Деление земель на категории — одна из важнейших функций управления. Порядок отнесения земель к категориям предусмотрен ст. 8 ЗК. Основанием для деления земель может служить изменение состава земель в связи с разделением на самостоятельные категории имеющихся категорий земель (земли специального назначения в перспективе).

Ст. 103 ЗК предусматривает, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию (основание — предоставление земель из земель запаса). Действующее законодательство содержит прямой запрет на изменение целевого назначения земель в ходе совершения сделок с землей. Договоры, предметом которых являются земельные участки относятся к документам, в которых указывается категория земель ( п. 2 и 3 ст. 8 ЗК). Нарушение установленного порядка перевода земель из одной категории в другую влечет признание актов о таком переводе недействительными.

Отношения, связанные с переводом земель из одной категории в другую регулируются помимо Земельного Кодекса РФ Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", который является одной из важнейших составляющих земельного законодательства. Он устанавливает четкие критерии перевода земель, а также порядка и сроков выполнения действий, связанных с переводом земель из одной категории в другую, но в то же время содержит много неясностей и неточностей, усложняющих его толкование и применение, которые приводят к проблемам на практике.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" указано, что к ходатайству о переводе земли из одной категории в другую требуется согласие правообладателя. Вместе с тем в числе оснований для отказа в переводе земли из одной категории в другую несогласие правообладателя не указано вообще. К тому же неясно, кто понимается под "правообладателем" - собственник или титульный владелец.

Также в законе установлено, что ходатайство о переводе земель подается заинтересованным лицом, однако не разъяснено, кто именно под таким лицом подразумевается.
В статье 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлен закрытый перечень из 7 оснований, по которым может быть осуществлен перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию. Фактически перевести землю из состава сельскохозяйственных угодий можно только в исключительных случаях. На практике часто встречаются случаи перевода в связи с установлением или изменением черты поселений, созданием особо охраняемых природных территорий. Таким образом, суть основной проблемы перевода - это определение оснований для такого перевода. Здесь можно сказать о том, что исследование возможности такого перевода, как правило, ложится на плечи лица, заинтересованного в таком переводе. Предварительно вопрос прорабатывается в уполномоченных органах Министерства по природным ресурсам и т.п. Безусловно, это не предусмотрено законом, но без предварительной проработки этого вопроса вряд ли удастся добиться положительного результата. И только заручившись предварительным согласием всех заинтересованных органов, можно обратиться с ходатайством в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Следует учитывать, что действующее законодательство не содержит определения непригодности земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства - оно содержится только в акте Минсельхоза СССР 1982 г., где под непригодными земельными участками понимаются "скалы, обнажения плотных пород, осыпи, ледники, вечные снега и земли под водой".

Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ внесены поправки, в соответствии с которыми перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного Кодекса РФ, в другую категорию вообще не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 статьи 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В пункте втором статьи второй закона указано, что содержание ходатайства о переводе земель и перечень прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются субъектом Федерации, а иных земель - Правительством РФ. Вместе с тем пункт третий этой же статьи содержит закрытый перечень документов, прилагаемых к ходатайству.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты поселений.

На практике существует ряд проблем, которые возникают уже на стадии подготовки ходатайства о переводе земель из одной категории в другую:

1. До подачи ходатайства земельный участок должен пройти процедуру кадастрового учета и быть зарегистрирован как объект права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Основания проведения экологической экспертизы предусмотрены Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", в котором прямо предусмотрено проведение обязательной государственной экологической экспертизы при переводе лесных земель в нелесные и переводе любых категорий земель в особо охраняемые природные территории. Таким образом, при переводе земель сельскохозяйственного назначения, например в земли поселений, проведение экспертизы не требуется.

3. Расчет потерь сельскохозяйственного производства. На данный момент процедурой расчета потерь сельскохозяйственного производства занимается Федеральная служба земельного кадастра и ее территориальные отделения. Расчет производится по аналогии с расчетом потерь лесного хозяйства при переводе лесных земель в нелесные, методика которого существует уже давно, так как раньше процедура перевода лесных земель применялась чаще, очевидно, из-за большей экономической привлекательности таких земель для строительства с точки зрения их рентабельности. Расчет потерь сельскохозяйственного производства осуществляется на основании акта натурного технического обследования земель. При расчете учитываются состояние земель, освоенность, состав почвенного слоя, экологическая составляющая, социально-экономические условия, населенность, временная возможность использования земель по назначению, размер базовой платы за перевод в другую категорию. Сумма потерь влияют не только на решение администрации, но и на решение самого заявителя по поводу перевода, т.к. эта сумма носит компенсационный характер и уплачивается заявителем в бюджет единовременно.

В переводе земель из одной категории в другую будет отказано, если есть ограничения перевода либо запрет на перевод, установленные федеральными законами, если установлены несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территорий, землеустроительной либо лесоустроительной документации.

Ходатайство рассматривается в течение двух месяцев со дня поступления исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

По результатам рассмотрения ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель либо акт об отказе в переводе. Важно, что акт о переводе земель не может быть принят на определенный срок. Перевод земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения соответствующей записи в ЕГРП. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд

Непонятным является, почему определение содержания ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения отнесено к компетенции субъектов Федерации, а иных земель - к компетенции федерации, так как в принципе земельное законодательство исходит из повышенной охраны земель именно сельскохозяйственного назначения, и установление требований для ходатайства о переводе таких земель было бы логичнее отнести к компетенции Правительства РФ.

Правовые проблемы, связанные с переводом земель из одной категории в другую, описанные выше должны решаться посредством внесения изменений и уточнений в ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Вопрос 5. Выделите и проанализируйте правовые проблемы, связанные с государственным управлением земельным фондом Российской Федерации. Сформулируйте предложения по их решению. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ:

Управление земельным фондом представляет собой распорядительную деятельность соответствующих государственных органов и органов местного само­управления, направленную на обеспечение рацио­нального использования и охраны единого земельного фонда страны. Практически управление земельным фондом проявляется в виде регу­лирования земельных отношений посредством правовых норм и обес­печения соблюдения требований земельного законодательства путем осуществления систематического контроля за использованием и охра­ной земель и принятия, необходимых мер воздействия на нарушителей земельного законодательства. Таким образом, функции государствен­ного управления земельным фондом в данном случае являются и функ­циями государственного регулирования земельных отношений, т.е. они совпадают.

Управление земельным фондом, как и вся правоприменительная де­ятельность государства, осуществляется как через систему государ­ственных органов, так и посредством привлечения к этому процессу негосударственных структур (общественных, муниципальных и др.).

Органы, осуществляю­щие управление государствен­ным земельным фондом. Общее государственное управление земельным фондом осуществляют представительные и испол­нительные органы власти, наделенные соответству­ющими властными полномочиями по обеспечению рационального использования и охраны земель. По объему и пределам этой деятельности ведущее ме­сто принадлежит органам исполнительной власти, которые, участвуя в нормотворческой части этой работы, осуществля­ют всю правоприменительную деятельность.

Органы исполнительной власти как субъекты управления земель­ным фондом подразделяются на два вида: органы общей и органы спе­циальной компетенции. К органам общей компетенции относятся: Правительство РФ и со­ответствующие органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления — городские, районные, поселковые и сельские — в той мере, в какой деятельность по управлению земель­ным фондом может быть делегирована им федеральным или региональ­ным законодательством.

Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-рас­порядительным органам общей компетенции и в свою очередь подраз­деляются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы. К функциональным органам специальной компетенции относятся Росземкадастр, Минимущество России, МПР России, Федеральная санитарно-эпидемиологическая служба и Федеральная архитектурно-гра­достроительная служба.

Указанные органы осуществляют деятельность по управлению зем­лями на всей территории соответствующего административно -терри­ториального образования независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственной принадлежности находятся земли.

Росземкадастр и его органы на местах являются главными органа­ми специальной компетенции федеральной исполнительной власти, на которые возложено общее государственное управление земельным фон­дом страны. Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные ми­нистерства и ведомства, в ведении которых находятся земли опреде­ленного целевого назначения (Минсельхоз России и др.).

Существуют некоторые проблемы в государственном управлении земельным фондом страны. Недостаточно хорошо укреплено государственное управление земельным фондом страны на основе земельного кадастра, государственного земельного контроля, землеустройства и мониторинга земель как системы взаимосвязанных между собой элементов для принятия управленческих решений. Серьезнейшими проблемами остаются гармоничное развитие многообразия форм собственности на землю; совершенствование земельных отношений через залоговые и арендные институты; реформирование системы налогообложения путем установления единого сельскохозяйственного (земельного) налога. Ставки земельных платежей должны быть экономически значимыми и строго соответствовать рентной доходности соответствующего земельного участка.[2]

Управлять землепользованием, плодородием земли невозможно без создания четко действующей системы планирования и землеустройства. Большое значение для России приобретает разработка и принятие долгосрочной программы развития земельных преобразований, охраны и эффективного использования земли.

Создание эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами сегодня – объективная необходимость. Судите сами, в стране миллионы хозяйствующих на земле субъектов самых различных ведомств и форм собственности, около 60 различных кадастров и реестров земельных участков и другой недвижимости. Только сбор информации для них ведут более 10 тыс. государственных, муниципальных и частных организаций. Деятельность по выработке и реализации государственной политики в сфере земли должна быть отделена от деятельности по управлению имуществом. Рассмотрение земли только как имущества, или только как средства получения налогов, или как средства производства, или как объекта градостроительной деятельности носит ведомственный характер и чревато серьезными потерями, как для экологии, так и для развития экономики страны, что мы и имеем сегодня.

Вопрос 6. Сделайте сравнительный анализ ответственности за нарушения земельного законодательства в России и за рубежом, выделите общее и особенное. Какой опыт зарубежных стран целесообразно, по вашему мнению, использовать в России? Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ:

В Российской Федерации юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового и гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом, в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству — Уголовному и Гражданскому кодексам, К оАП РФ.

Земельное правонарушение – есть нарушение земельного правопорядка, неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых требований, виновность в противоправных деяниях, которые подразделяются на две группы: земельно-правовые нарушения, лишенные экологической окраски; связанные с причинением вреда земле. Состав: объект – земельный правопорядок, права и законные интересы землепользователя; субъект – физические и юридические лица, независимо от формы собственности; объективная сторона – противоправность поведения землепользователя, нарушение требований земельного законодательства; субъективная сторона – обязательное наличие вины в форме прямого умысла, либо в форме небрежности.

Виды земельных правонарушений:

а) земельно-правовые нарушения, лишенные экологической окраски и не связанные с причинением прямого вреда землям, как составной части окружающей среды (незаконные сделки купли-продажи земельного участка);

б) правонарушения, совершение которых связано с причинением вреда землям, и являющиеся одновременно экологическими правонарушениями (загрязнение земель). Правонарушения, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность, административная, земельно-правовая, преступления (уголовная).

Объективные причины земельных правонарушений: социальные (недостатки правового воспитания, не информированность населения о законодательстве); экономические (отсутствие материальной заинтересованности по рациональному использованию и охране земель); юридические (отсутствие современных нормативно-правовых актов, регулирующих земельные правоотношения, пробелы в законодательстве).

Субъективные причины земельных правонарушений: зависят от личного отношения граждан, должностных и юридических лиц (собственников земли, землепользователей) к совершаемым ими противоправным действиям по отношению к земельным участкам.

За рубежом нарушение земельного законодательства гораздо строже карается именно с уголовной точки зрения. Нарушителей закона ждут нескончаемые вереницы судебных заседаний и разбирательств. Конечно, можно было бы воспользоваться зарубежным опытом и применить его в российской практике, но для каждой страны свойственны свои собственные устои, в том числе и касательно законодательства, применимого к нарушителям.

Вопрос 7. Выделите особенности и правовые проблемы возмещения собственникам земельных участков, землепользователя, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц. Определите пути решения выявленных проблем. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ:

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является самостоятельным основанием для прекращения отношений различных земельных правоотношений (ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации, далее - ЗК РФ), в том числе отношений собственности (ст. 44 ЗК РФ), и договора аренды (пп. 5 п. 2 ст. 46 ЗК РФ) и осуществляется с учетом норм ст. 49, 55, 62, 63 ЗК РФ , а также норм ряда других статей как кодифицированных актов (в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Применительно к аренде земельных участков следует прежде всего сопоставить нормы ст. 49 ЗК РФ, содержащей основания для изъятия земельных участков, и нормы ст. 46 ЗК РФ, устанавливающей основания прекращения аренды земельного участка. Правила ст. 49 ЗК РФ нельзя признать простым продолжением ст. 46 ЗК РФ, поскольку понятия "изъятие земельного участка" и "прекращение договора аренды" не совпадают.

Здесь уместен следующий пример из судебной практики. Между администрацией города и жилищно-строительным кооперативом в соответствии с постановлением городской администрации был заключен договор аренды земельного участка сроком 49 лет для строительства обозначенных в договоре объектов. По прошествии шести лет администрация города приняла постановление об изъятии у ЖСК предоставленного ему участка, мотивируя это "неосвоением" участка в сроки, предусмотренные договором аренды, при этом подчеркивалось, что изъятие производится "для удовлетворения муниципальных нужд". По этому поводу надо заметить, что вопрос об изъятии участка есть вопрос принятия исключительно административного решения, которое должно опираться на ст. 49 ЗК РФ. Перечень оснований для такого изъятия, в том числе путем выкупа, не содержит такого основания, как "неосвоение участка", да и применяться может в "исключительных случаях" (п. 1 ст. 49 ЗК РФ). Что же касается связи принятого решения с договором аренды, то последний нельзя считать прекращенным, так как следовало бы для этого найти основание непосредственно в ст. 46 ЗК РФ. Кроме того, договор аренды по ст. 46 ГК РФ расторгается именно арендодателем, а не иным лицом.[3]

Существенно, что всякое изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд действующий закон рассматривает как акцию, которая может происходить как на добровольной, так и на принудительной основе; в последнем случае данное основание прекращения договора аренды будет действительно только в силу решения суда (п. 2 ст. 55 ЗК РФ).

Земельное законодательство предусматривает, что при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд возможен и выкуп. Очевидно, что в таких случаях речь идет не о выкупе соответствующих прав, а о специальном основании для их прекращения. Поэтому, например, при аренде или постоянном (бессрочном) пользовании выкуп производится не в отношениях с арендатором или землепользователем, а в отношениях с собственником; в отношениях с арендатором или землепользователем находится соответствующий собственник, который на основании специального указания закона лишь расторгает соответствующие отношения.

В силу множественности субъектов, интересы которых затрагиваются выкупом, вопросы правового регулирования отношений по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд достаточно сложны, требуют привлечения различных отраслей права и, как представляется, сегодня не имеют достаточного правового обеспечения.

Например, в ст. 282 ГК РФ предусмотрены гарантии прав при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, но в отличие от ЗК РФ они распространяются лишь на собственников и содержательно не совпадают с гарантиями, предусмотренными ЗК РФ (ст. 55, 63 и др.).

Представляется, что при решении вопроса о сбалансированности и гармонизации норм гражданского и земельного права в данном случае следует прежде всего опираться на метод дифференциации отношений по характеру регулируемых отношений. Так, в рассматриваемом случае целесообразно усматривать различные по характеру отношения: те из них, которые связаны с основанием изъятия земельного участка и его процедурой, судя по всему, могут быть отнесены к предмету земельного права, а отношения по возмещению убытков, как отношения эквивалентно-возмездные, было бы правильным считать находящимися в сфере действия гражданского права. В таком случае нормы Земельного кодекса РФ об изъятии земельных участков следует рассматривать дифференцированно: одни из них являются основными, базовыми (нормы земельного права), а другие - специальными (нормы гражданского права).
Оценка возникающих при этом пробелов в правовом регулировании должна опираться также на норму п. 3 ст. 3 ЗК РФ: имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются нормами гражданского законодательства, если иное не предусмотрено гражданским законодательством.

Вопросам возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд посвящена и ст. 57 ЗК РФ. Заметим, что земельное и гражданское законодательство не совпадают при описании размера компенсации, а в самой ст. 57 ЗК РФ заложены некоторые противоречия. Так, убытки, причиненные собственникам земельных участков, возмещаются только в случаях, когда убытки причинены ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (пп. 2 п. 1 ст. 57 ЗК РФ), временным занятием земельных участков (пп. 3 п. 1 ст. 57 ЗК РФ) и ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов (пп. 4 п. 1 ст. 57 ЗК РФ). А землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков возмещение убытков предусмотрено только в случае изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Так, в случае ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, убытки будут причинены в первую очередь землепользователю, т.к. именно он непосредственно извлекает пользу из земельного участка. В случае если договор аренды носит краткосрочный характер, возмещение таких убытков собственнику может быть оправданно, однако если договор аренды заключен на длительный срок, а возможно и с правом выкупа, очевидно несовершенство правового регулирования. Представляется, что арендатор сможет защитить свои права только путем пересмотра договора аренды в части уменьшения арендной платы, на что может не согласиться собственник, и арендатор будет вынужден нести убытки самостоятельно или прекратить договор.

Еще более очевидным является несовершенство нормы о том, что в случае временного занятия земельного участка возмещение убытков производится только его собственнику. Проблемы реализации п. 2 ст. 57 ЗК РФ в части, касающейся возмещения собственникам убытков, причиненных в случае ограничения прав землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, уже отмечались в литературе . Так, реализация данной нормы повлечет неоправданные задержки в возмещении убытков, связанные с необходимостью совершения дополнительных действий: арендатор для возмещения своих убытков будет обращаться к собственнику земельного участка, который, в свою очередь, обратится к причинителю вреда. Не говоря уже о возможных сложностях, связанных с определением и поиском собственника земельных участков, длительностью судебных процессов, неизбежна проблема несоответствия сумм возмещения полученного собственником и выплачиваемого арендатору, обусловленного разными подходами к расчету размера убытков, определенному в ЗК РФ, которым регулируются отношения по выплате возмещения собственникам, и ГК РФ, под правовое регулирование которого подпадают отношения между собственниками земельных участков и арендаторами. Так, например, ЗК РФ в отличие от ГК РФ не предусматривает возможности взыскания сумм за пользование чужими денежными средствами.

Безусловно, существенную проблему представляет отсутствие единой методики подсчета упущенной выгоды, что может также привести к различию в указанных суммах возмещения.

Представляется, что вопрос о возмещении убытков находится в сфере гражданско-правового регулирования, что собственно подтверждено и указанными выше Правилами возмещения убытков от 7 мая 2003 г., ориентированными на приоритетное применение норм именно гражданского законодательства. Данный акт несколько изменил ситуацию, поскольку в нем заметен переход от подробного, но неточного описания убытков и потерь сельхозпроизводства к использованию бланкетных норм - по ряду весьма важных вопросов следует ссылка именно на гражданское законодательство. Например, плата за изымаемый участок должна включать в себя и убытки, а сам размер платы определяется гражданским законодательством (часть вторая п. 1); в соответствии с п. 6 определение убытков должно производиться в соответствии с гражданским законодательством, в том числе учитывается и упущенная выгода. Поскольку нормы гражданского законодательства о возмещении убытков (ст. 15, 16, 393 и др. ГК РФ) ориентированы исключительно на случаи убытков, вызванных нарушением субъективных гражданских прав, земельное законодательство может предусматривать специальные нормы для случаев, когда убытки и потери возникают не в связи с правонарушением.

В этой связи было бы правильным провести общую оценку различных правил о возмещении убытков и потерь при изъятии земельных участков в целях обеспечения единой логики. Так, в ряде случае вопрос о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства точно не определен относительно обязанного субъекта и оснований изъятия. Например, Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота предусмотрено изъятие земель различных собственников, предусмотрена и норма о подсчете убытков, определены задачи - остановить деградацию земель, восстановить плодородие почв. Но остается неясным: консервация представляет собою акт изъятия для государственных или муниципальных нужд или же это добровольное дело каждого собственника? Полагая, что в любом случае охрана и восстановление земель направлены на удовлетворение определенного публичного интереса, такая мера может быть объявлена и как изъятие для государственных или муниципальных нужд, но тогда возникающие убытки оказываются не вполне справедливо возложены только на публичные образования.

Вопрос 8. Нарисуйте план городского земельного участка, на котором расположены здания суда, жилых домов (муниципальных и частных), церкви, объектов социально-культурного назначения (например, муниципального театра, парка и т.п.); через участок проходят две автомобильные дороги разного значения и железная дорога, а также протекает река. Отметьте на плане отличительными знаками или цветами, какие земли, на которых размещаются указанные объекты, относятся, по вашему мнению, к землям государственной, муниципальной и частной собственности. Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

На плане : Г - земли государственной собственности;

М - земли муниципальной собственности;

Ч - земли частной собственности.

Муниципальная собственность не является государственной. Согласно ст. 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В муниципальной собственности могут находиться земли, необходимые для обслуживания потребностей местного населения, коммунального хозяйства, благоустройства, инженерной инфраструктуры, занятые муниципальными объектами. Объекты муниципальной собственности носят целевой характер, предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и пр. потребностей населения.

Таким образом, сюда отнесем:

- объекты социально-культурного назначения (муниципальный театр, парк);

- жилые дома (муниципальные).

Поскольку находящиеся в муниципальной собственности земли могут передаваться гражданам и юридическим лицам в постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, а в соответствии с ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе возвести на участке здания, сооружения и т.п., отнесем жилые дома (частные) к частной собственности.

Церковь – частная собственность. Религиозные организации могут иметь на праве частной собственности здания церквей, а также прилегающие к ним участки.

Федеральный закон РФ от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации". Ст. 5 «Классификация автомобильных дорог» - в зависимости от значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Пусть одна из наших дорог будет в частной собственности. Вторая – в муниципальной собственности - общего пользования местного значения городского округа (т.е. общего пользования в границах городского округа).

Река относится к государственной собственности, т.к. муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные (замкнутые) водные объекты.

Здание суда – также государственная собственность.

Участки железной дороги не являются объектами, относящимися к муниципальной собственности , поэтому железную дорогу отнесем к государственной собственности.

Вопрос 9. Выделите особенности и правовые проблемы, связанные с управлением и использованием земель, принадлежащих Российской Федерации, но находящимся за рубежом. Определите пути решения выявленных проблем. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ:

За пределами территории Российской Федерации находятся значительные объемы федеральной собственности Российской Федерации, ни в Гражданском кодексе, ни в каком-либо федеральном законе нет четкого механизма управления данным видом федеральной собственности. Отсутствие необходимых правовых норм в законодательстве Российской Федерации усложняет осуществление контроля за эффективностью использования и сохранностью этой собственности. Отсутствие в законодательстве Российской Федерации норм, предусматривающих ответственность физических и юридических лиц за деятельность, направленную на нарушение прав владения, пользования и распоряжения собственностью Российской Федерации за рубежом, также наносит определенный ущерб интересам Российской Федерации в этой области.

В целях совершенствования управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом необходимо: 1. с учетом замечаний Президента возобновить работу над законопроектом “Об управлении собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом”; 2. ускорить работы по созданию единого реестра по контролю за учетом доходов федерального бюджета от коммерческого использования госзагрансобственности; 3. принять меры по защите интеллектуальной собственности используемой за рубежом; 4. создать систему постоянного мониторинга Федеральной собственности за рубежом; 5. провести работы по совершенствованию системы оценки Федеральной собственности за рубежом; 6. ускорить работы по подтверждению права собственности Российской Федерации, находящейся в дальнем и ближнем зарубежье.

Вопрос 10. Выделите актуальные в настоящее время проблемы взаимодействия гражданского и земельного права Российской Федерации. Определите пути решения выявленных проблем. Аргументируйте свой ответ, приведите примеры.

Ответ:

Наиболее актуальным представляется взаимодействие земельного и гражданского права и законодательства РФ, тем более что в ряде норм Земельного Кодекса и иных кодексов и законов РФ предусматриваются, например, недопущение приватизации определенного имущества в отрыве от земли, заключение гражданско-правовых договоров и других сделок по поводу земли и иных природных объектов.

Концептуальными, имеющими отношение к земельным отношениям положениями Гражданского Кодекса РФ, являются его ст. 129, 130 и 209, согласно которым:

- земельные и иные природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и иных природных ресурсах;

- к недвижимым вещам (недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (о государственной регистрации недвижимости см. ст. 131 ГК РФ );

- владение, пользование и распоряжение земельными и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником (в отношении недр — государством) свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Имеются и другие, более общие нормы ГК РФ, влияющие на регулирование отношений по поводу охраны и использования земель и объектов иных природных ресурсов. В п. 3 ст. 8 ГК РФ «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей», например, предусматривается судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности. Оно может быть вынесено судом, например при обжаловании итогов конкурса и аукциона земельных участков и отказе в выдаче лицензии на охоту или иной вид природопользования.

Правовым фундаментом организации и проведения конкурсов и торгов земельных участков и выдачи лицензий на тот или иной вид природопользования, заключения лицензионного соглашения являются положения ст. 445 ГК РФ «Заключение договора в обязательном порядке», ст. 448 ГК РФ «Организация и проведение торгов», ст. 449 ГК РФ «Последствия нарушения правил проведения торгов» и др.

Гражданское законодательство относится к ведению России, земельное — к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Разграничение земельных и связанных с ними имущественных полномочий между РФ и ее субъектами напрямую зависит от указанного конституционного разграничения предметов ведения между ними, размежевания и взаимодействия земельного, гражданского и иных отраслей российского законодательства.

Выбор соответствующих норм и требований отраслей права и законодательства при правоприменении имеет немаловажное значение для упорядочения общественных отношений, определения вещных и иных прав на земли и иные ресурсы, на объекты природопользования, прежде всего земельные участки, для решения земельных, экологических и иных споров, уяснения современных проблем.

Соотношение земельного и гражданского законодательств не является чисто теоретической проблемой, но становится предметом рассмотрения в арбитражных судах. Так, Федеральный арбитражный суд Московской области рассмотрел дело, по которому администрация Клинского района обратилась с иском к предпринимателю без образования юридического лица и просила обязать ответчика на основании ст. 304 ГК РФ освободить земельный участок под торговым павильоном, находящимся в г. Клину. Признавая исковые требования подлежащими удовлетворению, суды исходили из того, что собственник в силу ст. 304 ГК РФ вправе требовать устранения всяких нарушений его права на земельный участок. Договор аренды спорного земельного участка ответчиком в нарушение требований постановления главы администрации Клинского района не оформлялся, в связи с чем у ответчика отсутствуют правовые основания для его использования.

Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело — передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Из материалов дела видно, что между истцом и ответчиком возник имущественный спор по поводу владения земельным участком. В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательствами, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Способы и основания, при которых право собственника земельного участка подлежит защите, установлены в ст. 60 ЗК РФ. Однако исковые требования основаны на ст. 304 ГК РФ, которая не может быть применена при разрешении данного спора без учета положений ст. 60 ЗК РФ.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела применили норму права, которая не подлежит применению к спорным правоотношениям.

Для решения вышеописанных проблем взаимодействия гражданского и земельного права необходимо, проанализировать все нормы Гражданского и Земельного Кодекса и привести их в соответствии с друг другом, так, чтобы одна норма дополняла другую, но не в коем случае не противоречила ей.

Библиография

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ в ред. от. 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ
  2. Гражданский Кодекс РФ Части 1, 2, 3 и 4/ М.: Эксмо, 2009.
  3. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 № 136 – ФЗ
  4. Федеральный Закон РФ от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве»
  5. Федеральный Закон РФ от 02.01.2000 №28-ФЗ №О государственном земельном кадастре»
  6. Федеральный закон РФ от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации"
  7. ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
  8. Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 «Об утверждении правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц»
  9. Указ Президента от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Учебная и научная литература

10. Земельное право: учебник/ Под ред. С. А. Боголюбова М.:Юрайт,2009. 402 с.

11. Земельное право: учебное пособие/ О. М. Оглоблина, М. Ю. Тихомиров,Ю. А. Тихомиров, Л. В. Тихомирова М.:ЮТихомиров М. Ю.,2010. 601 с.

12. Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации/ М.: ГроссМедиа, 2007.418 с.

13. Галиновская Е. А. Земельное законодательство: особенности формирования и развития/Журнал российского права,2009.// http://www.juristlib.ru/book_5543.html

14. Царапкина Ю.Е. Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе/ Журнал российского права, 2005, № 3

15. Корнеев А. Л. Возмещение убытков при изъятии земельных участков/ http://www.lawmix.ru/comm/1531/



[1] Галиновская Е. А. Земельное законодательство: особенности формирования и развития/Журнал российского права,2009.// http://www.juristlib.ru/book_5543.html

[2] Царапкина Ю.Е. Земельное законодательство и практика его применения на современном этапе/ Журнал российского права, 2005, № 3

[3]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  264  265  266   ..