Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 21

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  227  228  229   ..

 

 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 2

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………стр 4

1. Характеристика влияния деятельности предприятия (отрасли) на

состояние окружающей природной среды…………………………..стр 6

2. Сущность экономических методов управления природопользованием. Эколого-экономическое значение платы за выбросы (сбросы, размещение твёрдых отходов), её основные функции…………стр 8

3. Порядок и виды платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ……………………………………………………………...............стр 10

4. Методика расчёта платы за выбросы…………………………..стр 14

5. Распределение платы за загрязнение природной окружающей среды в бюджеты соответствующих уровней……………………………………стр 19

Заключение……………………………………………………………стр 22

Список используемой литературы…………………………………стр 26

Введение

Целью моей курсовой работы является определение, что представляет собой плата за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, определить размер этой платы, виды. Для создания своей работы я использовала различные методы исследования: сравнительно-правовой метод, метод анализа, метод синтеза. Плата за негативное воздействие на окружающую среду одна из правовых мер экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к неналоговым платежам. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Негативное воздействие – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.[1]

К видам негативного воздействия относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Действующие нормативные акты о плате за негативное воздействие охватывают только выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления, правовой механизм взимания платы за другие перечисленные виды негативного воздействия на сегодняшний день отсутствует. Перечень видов негативного воздействия, при осуществлении которых взимается плата, может расширяться и уточняться.

Порядок платы определен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В постановлении определены плательщики платы за негативное воздействие – это предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи). Плата взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

1. Характеристика влияния деятельности предприятия (отрасли) на

состояние окружающей природной среды

Существенное воздействие на состояние окружающей природной среды оказывают различные отрасли производства. Их можно классифицировать в зависимости от использования топлива: с использованием твердого топлива, жидкого топлива и природного газа.

Предприятия угольной промышленности оказывают существенное отрицательное влияние на водные и земельные ресурсы. Основные источники выброса вредных веществ в атмосферу – промышленные, вентиляционные и аспирационные системы шахт и обогатительных фабрик и др. Загрязнение воздушного бассейна в процессе открытой и подземной добычи угля, транспортировки и обогащения каменного угля вызвано буровзрывными работами, работой двигателей внутреннего сгорания и котельных, пылением угольных складов и породных отвалов и другими источниками[2] .

Степень улавливания и обезвреживания загрязняющих веществ крайне низка (9,1%), при этом не улавливаются углеводороды и ЛОС.

В своё время нефть потеснила уголь и вышла на первое место в мировом энергетическом балансе. Однако это чревато определёнными экологическими проблемами.

Российские предприятия отрасли выбрасывают в среднем за год в атмосферу 621 тыс. т загрязняющих веществ (твёрдые вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота и др.). Сточные воды в объёме до 1302.6 млн м³ сбрасываются в поверхностные водные объекты и на рельеф.

При сжигании жидких топлив (мазута) с дымовыми газами в атмосферный воздух поступают сернистый и серный ангидриды, оксиды азота, газообразные и твёрдые продукты неполного сгорания топлива, соединения ванадия, солей натрия, а также вещества, удаляемые с поверхности котлов при чистке.

По экологическим критериям природный газ – наиболее оптимальное топливо. В продуктах сгорания отсутствуют зола, копоть и такие канцерогены, как бензопирен. При сжигании газа единственным существенным загрязнителем атмосферы остаются окислы азота. Однако выброс окислов азота при сжигании на ТЭС природного газа в среднем на 20 процентов ниже, чем при сжигании угля. Это объясняется не свойствам самого топлива, а особенностями процессов их сжигания. Коэффициент избытка воздуха при сжигании угля ниже, чем при сжигании природного газа. Таким образом, природный газ – наиболее экологически чистый вид энергетического топлива и по выделению оксидов азота в процессе горения.

Существенному загрязнению подвергается атмосферный воздух вследствие потерь от больших и малых «дыханий» резервуаров, утечек газа и т.д.

Загрязнение атмосферы в результате аварийного выброса газа или сжигания нефти и нефтепродуктов, различных на поверхности при аварии, характеризуется значительно меньшим периодом воздействия, и его можно отнести к кратковременному.[3]

Атмосферный воздух загрязняется также в результате утечки газа через негерметичные соединения трубопровода, утечки и испарения в процессе хранения и выполнения сливно-наливных операций, потерь на газонефте- и нефтепродуктопроводах и т.д. В результате может подавляться рост растительности и повышаться предельно допустимые концентрации в воздухе. Решение проблемы охраны окружающей среды от вредного воздействия предприятий тепловой энергетики требует комплексного подхода.

2. Сущность экономических методов управления природопользованием.

Эколого-экономическое значение платы за выбросы (сбросы,

размещение твёрдых отходов), её основные функции.

Природопользование - один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда - чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием. Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов. Необходимо разработать комплексную систему контроля, нормирования и стимулирования природопользования.

В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.[4]

Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п. Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана: обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов; охрану и воспроизводство окружающей природной среды. При использовании экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования. Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного законодательства. Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие ситуации, анализировать влияние различных проектов и решений на состояние природной среды, вносить коррективы и предложения по предупреждению последствий. Предприятия вносят плату за природные ресурсы согласно установленным нормативам, которые предусматривают плату за право пользования, за воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, платежи взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения. Средства, взимаемые с предприятий и организаций за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий. Органической частью системы государственного контроля за рациональным природопользованием является ведение постоянного статистического учета в области ресурсосберегающей и природоохранной деятельности предприятий. Надзор и контроль за состоянием природных ресурсов осуществляется также через систему кадастрового учета. Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой свод достоверных и необходимых сведений о количественном и качественном состоянии соответствующих ресурсов, их правовом статусе и народнохозяйственном использовании. Согласно действующему законодательству в РК ведутся кадастры природных ресурсов - земельный, водный, лесной и месторождений полезных ископаемых.[5]

В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:

1. платежи или налоги за право пользования природными ресурсами; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;

2. платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

3. дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.

Все эти чисто экономические инструменты служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем.

3. Понятие и виды платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Платность использования природных ресурсов устанавливается Федеральным Законом РФ "Об охране окружающей среды" от 01.01.2002 №7-ФЗ. Плата взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения. Плата за загрязнения окружающей природной среды относится к обязательным платежам. Плательщиками указанной платы являются предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Порядок исчисления и применения нормативов платы определяется Правительством РФ и производится в соответствии с "Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнения окружающей природной среды".[6]

Чтобы рассчитать размер платежей необходимо знать количество направленных на захоронение отходов, выбросов в атмосферу и водные объекты, и базовые нормативы платы. Предельно-допустимые количества (лимиты) загрязняющих веществ и отходов устанавливаются в разрешениях, выдаваемых территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ.

Если фактические объемы по итогам года превышают установленные лимиты, то плата за объемы превышения взимается в 5-кратном размере. Если отсутствует разрешение, т.е. не установлены лимиты, то 5-и кратный коэффициент применяется ко всему фактическому объему загрязняющих веществ и отходов.Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей.

К ним относятся:

● плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников);

● плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

● плата за размещение отходов;

● плата за другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Постановление Правительства № 632 от 28 августа 1992 г. (с изменениями от 10 декабря 2002 г.) «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О настоящее Постановление … сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами, как не противоречащее Конституции РФ.

Настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются – природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

-размещение отходов

-другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные, радиационные воздействия и т.п.)

4. Методика расчёта платы за выбросы.

Размер экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий.

Установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов.[7]

Плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса складывается из:

• платы за допустимые выбросы в атмосферу,

• платы за выбросы в пределах лимита и

• платы (санкции) за выбросы, превышающие лимиты.

Плата за размещение отходов производства и потребления.

Плата за размещение отходов складывается из:

• платы за размещении отходов в пределах установленных лимитов,

• платы за сверхлимитное размещение отходов при соблюдении условий размещения и

• платы (санкций) за несанкционированное размещение отходов.

Чтобы узнать, сколько надо заплатить за размещение отходов, необходимо также определить дифференцированную ставку по каждому их виду в пределах установленных лимитов. Она рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за размещение отходов с учетом понижающих коэффициентов и коэффициента, установленного для почвы того или иного экономического района РФ. Затем дифференцированная ставка платы по каждому виду отходов умножается на объем фактически размещенных отходов.

Платежи за загрязнение атмосферы передвижными источниками рассчитываются на основании ставок платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании 1 тонны (тысячи кубических метров) различных видов топлива. Установлены базовые ставки платы за допустимые выбросы План l баз при сжигании единицы топлива l–го вида.

Дифференцированные ставки платы за загрязнение рассчитываются как произведение базовых нормативов платы на коэффициенты экологической ситуации и значимости для атмосферы рассматриваемого региона. В настоящее время установлены базовые нормативы платы за загрязнение атмосферы передвижными источниками при использовании следующих видов топлива:

1) Бензин неэтилированный, в руб/т.

2) Дизельное топливо, в руб/т.

3) Керосин, в руб/т.

4) Сжатый природный газ, в руб/тыс.м3.

5) Сжиженный газ, в руб/т.

Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива. Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников. При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством.

При оформлении расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников природопользователям необходимо выбрать по бухгалтерским данным расход топлива (литры) за год. Литры необходимо перевести в тонны, так как норматив платы, установленный в постановлении Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», определен за единицу измерения в тоннах.

Ответственность за неуплату экологических платежей.[8]

.......Ст. 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность … юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: …платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;…

.......Ст. 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: …установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

.......Ст. 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

...1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

...2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;…

-размещение отходов производства и потребления; -загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;…

...3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.

«Инструктивно – методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 N 77)

1. Общие положения:

..... 1.3. Плата за загрязнение окружающей природной среды (далее плата за загрязнение) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно - хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации (далее природопользователи).

......1.4. Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое -подземное размещение загрязняющих веществ;

-размещение отходов.

2. Принципы определения базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды

......2.2. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

......2.8. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

-за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

-за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

5. Распределение платы за загрязнение природной окружающей среды в бюджеты соответствующих уровней.

Сроки перечисления платежей установлены в "Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета РФ" (зарегистрированы министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 1993 года № 04-15/61-638; Министерством финансов Российской Федерации от 3 марта 1993 года № 19; Государственной налоговая служба Российской Федерации от 3 марта 1993 года № ВГ-6-02/10).[9]

Перечисление предприятиями платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета осуществляется ежеквартально в следующие сроки:

- плановые платежи не позднее 20 числа последнего месяца квартала;

- фактические платежи не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Следует отметить, что до 2001 года плата за негативное воздействие на окружающую среду перечислялась в размере 10% - в федеральный бюджет, 90% - на счет внебюджетных экологических фондов. Однако в связи с упразднением с 1 января 2001 года Федерального экологического фонда (в соответствии Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год") "уплата указанных платежей в полном объеме осуществляется на балансовый счет 40101 по коду бюджетной классификации 1050600 для последующего распределения органами федерального казначейства в порядке межбюджетного регулирования".

Приказом Минфина РФ от 11.12.03 №115 н код бюджетной классификации изменен на 2015600, а законом "О Федеральном бюджете на 2004 год" распределение платежей в доход федерального и местного бюджетов установлено в 20% и 80% соответственно.[10]

Также в Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета РФ" установлено, что "природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружаю

щей природной среды и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года сведения по форме согласно приложению N 1. По истечении квартала природопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации фактические размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя расчет по формуле согласно приложению N 2". В настоящее время территориальным органом Минприроды является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ГУПР). Но, поскольку законом "Об охране окружающей среды" часть полномочий в сфере осуществления государственного экологического контроля возложены на органы государственной власти субъектов РФ, Комитет заключил с ГУПРом "Соглашение о взаимодействии по вопросам охраны окружающей среды на территории Санкт-Петербурга". ГУПР определен Реестр объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю на территории Санкт-Петербурга. В настоящее время данный Реестр состоит из 698 предприятий.

Для согласования платежей за 1 квартал 2004 г. в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности природопользователям необходимо представить следующий пакет документов:

1. Копия свидетельства о государственной регистрации;

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет;

3. Заполненная и заверенная подписями ответственных лиц и печатью организации учетная карточка природопользователя по прилагаемой форме - два экземпляра;

4. Заполненный по установленной форме бланк расчета отчислений за отчетный период (Приложение №2) - три экземпляра;

5. Расчет платы за отчетный период, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации;

6. Копии документов, подтверждающих факт вывоза и размещения отходов;

7. Копии разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ и лимита на размещение отходов с предъявлением оригиналов;

8. Копия лицензии на действия по обращению с опасными отходами;

9. Пояснительная записка о хозяйственной деятельности предприятия в течение отчетного периода за подписью руководителя, заверенная печатью

В пояснительной записке должны быть отражены основные виды деятельности, используемое оборудование, наличие автотранспорта на балансе предприятия, использование люминесцентных ламп, среднесписочная численность работников, наличие разработанных нормативов, наличие установленных разрешений и лимитов и срок их действия, сведения о договорах с организациями, осуществляющими размещение отходов и наличии у них лицензий на обращение с опасными отходами, сведения об арендаторах.

Заключение

Нормативы платы за негативное воздействие установлены в Постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Нормативы разделены по видам воздействия на окружающую среду – за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, в рублях за выброс одной тонны загрязняющих веществ (225 ингредиентов); за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками для различных видов топлива, в рублях за тонну или кубометр топлива (5 видов топлива); за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в рублях за сброс одной тонны загрязняющих веществ (143 ингредиентов); за размещение отходов производства и потребления, в рублях за тонну размещенных отходов (для отходов I-V классов опасности).

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками в атмосферный воздух и за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в пределах установленных лимитов в пять раз превышают нормативы платы за выбросы и сбросы этих веществ в пределах допустимых нормативов.[11]

При определении платы нормативы применяются с использованием коэффициентов учитывающие экологические факторы – состояние атмосферного воздуха и почвы по территориям экономических районов Российской Федерации, состояние водных объектов по бассейнам морей и рек.

Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия дополнительно применяется повышающий коэффициент 2.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности, расположенные в городах, должны увеличивать норматив платы на коэффициент 1,2.

Так же нормативы платы необходимо индексировать с учетом инфляции. Индексация осуществляется Федеральными законами о федеральном бюджете на очередной год.

Администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Расчет состоит из титульного листа, который является единым для всего Расчета, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, раздела 1 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами", раздела 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами", раздела 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты", раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления". Расчет производится по каждому объекту воздействия и представляется плательщиками в управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчеты представляются в бумажном и электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к числу неналоговых доходов бюджета, она подлежит зачислению в доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Пропорции распределения поступления установлены в Федеральном законе от 31.07.1998 №145-ФЗ «Бюджетный кодекс РФ». В соответствии со ст. 51 20% платы направляется в доход федерального бюджета, в соответствии со ст. 57 40% платы направляется в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 62 40% платы направляется в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов. В бюджеты городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80%.

Льготы по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду на сегодняшний день в законодательстве не предусмотрены.

В соответствии со ст. 8.41 Федерального закона от 31.12.2001 №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позже установленного срока не предусмотрено. На практике такие действия могут быть квалифицированы как сокрытие или искажение экологической информации. В соответствии со ст. 8.5 сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Я считаю, что в ходе своей проделанной работы, я смогла выполнить все цели, которые перед собой ставила в данной работе.

Список используемой литературы:

Нормативные акты:

1. Федеральный закон от 01.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

2. Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ «Бюджетный кодекс РФ»;

3. от 31.12.2001 №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

4. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

6. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

7. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

8. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»;

Учебная и научная литература:

1. Бринчук М.М. Экологическое право. Москва: Юристъ, 2005 год. 670 с.

2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Москва, 1998 год. 489 с.

3. Петров В.В. Экологическое право России. Москва, 1995 год. 425с.

4. Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. Москва: Эксмо, 2007 год. 768с.

5. Казанцев С.Я., Любарский Е.Л. Экологическое право России. Москва: Юнити Закон и право, 2007 год. 368 с.


1.[1] Федеральный закон Федеральный закон от 01.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

[2] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Москва, 1998 год. 489 стр.

[3] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

[4] Бринчук М.М. Экологическое право. Москва: Юристъ, 2005 год. 670 с.

[5] Петров В.В. Экологическое право России. Москва, 1995 год. 425с.

[6] Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

[7] Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

[8] Закон РФ «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ – 2002 г.)

[9] Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. Москва: Эксмо, 2007 год. 768с.

[10] Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ «Бюджетный кодекс РФ»;

[11] Казанцев С.Я., Любарский Е.Л. Экологическое право России. Москва: Юнити Закон и право, 2007 год. 368 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  227  228  229   ..