Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 21

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  210  211  212   ..

 

 

Форма правления государства

Форма правления государства

Глава 2. Монархия

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти. Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.

- монарх пользуется – титулом (король, царь, император, фараон);

- монарх получает власть, как правило, по наследству;

- народ не имеет отношения к формированию власти, прежде всего главы государства.

Выше уже говорилось, что основными признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в пять лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вице - монарха в отличие от вице – президента (правда, иногда губернатор в колониях Великобритании именовался вице – королем) в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.

Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархии прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говориться о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972г.), о «конституционно – монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).

Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

Для того чтобы подчеркнуть верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Остановимся подробнее на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления.

Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма государственного правления, она имела уникальные, только ей присущие черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III вв.н.э.).

Эпоха Римской империи подразделяется на два периода – период принципата и период доминанта.

При принципате формально еще сохраняются элементы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочие любого должностного лица: командует армией, осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат, отменяет решения любого органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). В этот период полностью исчезают республиканские учреждения. Управления государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей – сановников. Император открыто провозглашал свое божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно – судебного и военного аппарата.

Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней стадии, стали образцом для подражания в средние века. Они в значительной мере получили реальное отражение в государственной Франции, Германии, Испании, самой Италии. Феодальная (средневековая) монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно – представительной и абсолютной монархии.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо – Саксонское государства, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью территорий и слабой центральной властью. Феодальная военная и чиновная знать, в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового

самоуправления. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.

Одновременно формируется аппарат центральной власти. Особенность данного аппарата состояла в том, что общие органы государственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Разновидностью раннефеодального государства является раннефеодальная империя, которая возникла как результат завоеваний воинственными феодальными государственными образованиями многочисленных, слабо организованных народов, между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (так, например, образовались империи Карла Великого, Чингисхана). Империи возглавлялись единым владыкою – королем, великим князем, халифом или ханом. В центре создавалась сильная власть, которая поддерживалась военной дружиной и народным ополчением.

Место и значимость в структуре власти определялись не размером земельных пожалований, а их положением, которому соответствовала доля военной добычи.

Несмотря на кажущуюся мощь, раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. Захват все новых земель и порабощение населяющих эти земли крестьян объективно способствовали феодализации общественной жизни. Создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах. Они постепенно устраняются от военных походов под знаменем короля, поскольку им выгоднее заниматься собственным хозяйством и не делиться с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих крестьян.

Итак, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи – она распадается на отдельные изолированные государства.

Сословно – представительская монархия – это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно – представительным органом (собранием)1 . Такие сословно – представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно – денежных отношений и создание централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии – парламент, в Испании – кортесы, в России – Земский собор.

Сословно – представительное собрание состояло из духовенства, дворянства и представителей так называемого третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев). Это были, как правило, совещательные органы при монархе, занимающиеся законодательной деятельностью и контролем над финансами. Наряду с центральными органами сословного представительства создавались и местные сословно – представительные органы (провинциальные штаты во Франции, ландтаги отдельных земель в Германии, губернские и земельные избы в России).

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию.

_____________________

1 См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций – 2-е изд., доп.- М, 1995 – С. 32 – 36.

2.1 Абсолютная монархия

При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.1 Мнения исследователей по поводу того, существует ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии. Правда, нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о Национальном собрании, и этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле лишь совещательные функции. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конституционной или парламентской оболочкой.

По существу, монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говориться, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к актам своеобразных парламентских органов: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархии есть признаки ограниченной монархии, хотя в некоторых странах действие конституции на десятилетия приостанавливается (Бахрейн), они отменяются монархом (Свазиленд), а парламенты на годы распускаются (Кувейт, где только и существует полностью выбранный парламент). В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говориться об ответственности правительства перед

1 См.: Теория государства и права: Учебник / под ред. В.В. Лазарева – М.: Право и Закон, 1996 – 424с.

парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой родственник монарха, но, как отмечалось, парламент имеет на деле совещательный характер). К тому же, например, в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, т.е. назначенные монархом. Парламент по существу рассматривается как особая форма мусульманского института аш-шура – совещание правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется, таким образом, не является основным законом. Подлинной конституцией считаются две книги мусульман – Коран и сунна. Учитывая указанные обстоятельства правильнее называть сохранившиеся монархии такого рода полуабсолютными.

Особую роль в полуобсалютной теократической монархии играет семейный совет. Он, в частности, определяет приемника монарха, может заставить монарха отречься от престола. Связи органов государства с населением имеют своеобразный характер. Во – первых, они определяются религиозными догмами. Во – вторых, они персональны, основываются на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В – третьих, они, по существу, односторонние, хотя существуют Мажилис (право любого «правоверного» члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В – четвертых, такие связи осуществляются в значительной мере через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят из членов королевской семьи (губернаторы) и других приближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетворение монаршего дома.

Особое место среди полуабсолютных монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадлежит коллегиальному органу – Совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание состоит при правительстве, тоже назначаемом эмирами.

2.2 Конституционная монархия

В конституционных монархиях власть монарха юридически ограничена – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. Обычно эти ограничения определяются конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).

Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становиться главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).1

1 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юрист, 1997. –С. 235-244.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 – 1918).

Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии.

Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.

Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах.1

В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда осуществление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует.

Таким образом, мы рассмотрели монархические формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституции.

__________________

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зеркало, 1996. –С.96 -100.

Глава 3. Республика

Республика – это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.1 Общими признаками республиканской формы правления являются:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

- преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.2

__________________

1 См.: Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова-М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА. М,1999 – С. 178.

2 См.: Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. – М.,2005.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.

В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республика V-II вв. до н.э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена на руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V-VIIвв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики.

3.1 Президентская республика

Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.1 Перечислим наиболее характерные черты президентской республики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

В большинстве республик мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика, Филиппины, Грузия, Туркменистан и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки – президентские республики. В Африке до 90-х гг. совсем не было парламентарных республик. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров.

Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер – министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа – правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой

____________________

1 См.: Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова- 2 –е изд., изм., доп.-М.: ИНФРА-М, 2003- С.204-211.

мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).

Министры (премьер – министр и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некоторых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по партийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях «раздельного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках.

В настоящее время президентская республика классического типа, о которой шла речь выше, подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во – первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер – министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры, в каких – то отношениях становятся подчиненными премьер – министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во – вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах – и ответственность премьер – министра и всего Совета министров.

Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно – государственной власти. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форма в условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (иногда – исполняющим обязанности президента, иногда – временным президентом). Это милитарно – президентская республика. Это временная форма, но в отдельных странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.).

В различных видах президентской республики прямые и обратные связи органов государства с заселением имеют свои особенности. В милитарно – президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления. Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В президентско – монократической республики для таких связей используется единственная государственная партия, но все эти связи приобретают, в конечном счете, персональный характер и направлены на укрепление власти пожизненного президента идеолога государства. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, являлись президент, деятельность которого более открыта для населения, с другой – парламент. На местах нередко в качестве представителей государства, назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей.

3.2 Парламентская республика

Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.1

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае, утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламентов в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Федеративной Республики Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства.

__________________

1 См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов.- М.: Изд-во НОРМА,2002. –С.212.

Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает довольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управления государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально – экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки.

3.3 Смешанная республика

Впервые смешанная (полупрезидентская) республика была введена во Франции в 1958 г. по инициативе де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать длительные традиции парламентаризма в стране.1 Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысл названия «полупрезидентская», хотя точнее ее было бы назвать полупрезидентской – полупарламентарной или президентско – парламентарной республикой.

Как и в президентской, в смешанной республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституции не является главой исполнительной власти (он характеризован как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет ответственность перед президентом и ограниченную - перед парламентом. Двойная ответственность правительства – специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:

- президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

- вице – премьеров и министров президент может назначить по - своему

______________________

1 См.: общая теория государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист,1996. –С.135 -142.

усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте;

- правительство несет ответственность перед президентом, который может, по своему усмотрению уволить премьер – министра, отдельного министра и все правительство в отставку.

Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них – ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции, большей – в России, еще сложнее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых других странах. В России для решения вопроса об отставке правительства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по инициативе парламента, причем в трех месячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент с назначением даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер – министра. Такой порядок предусматривается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и некоторых других странах получение такого согласия обязательно.

Наряду с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них: особый статус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относиться ни к одной из ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции – в парламентарной. По конституции России 1993г. Исполнительная власть принадлежит только Правительству, Президент охарактеризован только как глава государства. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахстане, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношении всех других публичных институтов, а по конституции Республики Беларусь 1996г. – арбитр не только в государстве, но и в обществе. Германские исследователи Х.Баро и Э. Везель считают, что в полупрезидентской республике глава правительства зависит как от президента, так и от парламента, но президент влияет на деятельность правительства не прямо, а опосредованно.

Так мы рассмотрели республиканские формы государственного правления. Отметили, что при президентской республике президент непосредственно, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. При парламентской республике президент является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер – министр (он может называться иначе). И при смешанной республике парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Заключение

Итак, мы в своей научной работе рассмотрели две основные формы государственного правления: монархия и республика. Подробно дали характеристику каждой из форм. Возникает вполне естественный вопрос: чем монархия лучше республики? Каковы плюсы монархизма?

Главные отличия:

- при монархии верховная власть действительно сосредоточена в руках одного человека, что значительно облегчает решение сложных общегосударственных задач;

- монарх готовиться к правлению с самых пеленок и правит своим государством вплоть до своей кончины, в отличие от различных проходимцев и временщиков;

- монарх стоит над всеми классами и сословиями, поэтому ему чужды мелочные интересы; он заботиться обо всех в одинаковой мере;

- в лице Царя происходит единение Нации, и монарх как вождь может мобилизовать народные силы даже путем психологического фактора;

- монарх является высшей судьей и может вмешиваться во все спорные вопросы;

- религиозный аспект: Царь блюститель церкви, ее чистоты и догматов.

Самая гнилая черта монархии – принцип престолонаследия. Если при республике, и даже при диктатуре, в верха может вырваться энергичный, умный, любящи свою страну человек, то при монархии в верхах будут только изнеженнее санки «дворянской» элиты, из который истинно пассионарным будет один из десяти.

Прочная стабильность обеспечивается в дуалистической монархии, поскольку монарх пожизненно занимает свой пост, готовит заранее себе сына приемника, он назначает и смещает правительство. Смена партий в парламенте не влияет на стратегию и методы управления. Стабильность правительства обеспечивается во всех формах президентских республик, ибо парламент не формирует его, а иногда парламента вовсе нет. Однако во всех этих случаях ответственность исполнительной власти перед парламентом имеет крайне не развитый характер, а ее наиболее острые формы отсутствуют. Введение этих форм ответственности в конституциях при властном президенте не реализуется на практике. Правительство, министры испытывают слабое давление парламентаи через него – общественное мнения. В парламентарной монархии и парламентарной республике партийная принадлежность министров, состав правительства полнее и точнее отражает изменения общественного мнения, его колебания, прежде всего через парламент. Однако это ведет к значительному недостатку – нестабильности правительства. Партийные коалиции распадаются, часть членов правящей партии может примкнуть к оппозиции и правительство может быть свергнуто. В послевоенной Италии (на 1998г.) сменилось 56 составов правительства, каждое из ни существовало год с небольшим (правда, часто новые правительства возглавляли прежние лидеры).

С целью преодолеть недостатки парламентарной и президентской форм и соединить их плюсы в современных условиях все чаще прибегают к созданию смешанной, полупрезидентской, полупарламентарной республики.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изм. и доп. на 25 июля 2003г.)

Специальная литература:

2. Комарова С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций – 2-е изд., испр., доп. – М.,1995

3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций.- М.: Юрист, 1997.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов.- М.: Изд-во НОРМА,2002.

5. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. – М.: Инфра-М,1999.

6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. – 2-е изд., изм., доп. – М.: Инфра-М,2003.

7. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Право и Закон,1996.

8. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М.: Юрист,1996.

9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Марченко М.Н. – М.: Зеркало, 1996.

10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. – 2-е изд., перераб., доп. М.: Юрист,2002.

11. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – М., 2006.

12. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Марченко М.Н. – М.,2006.

13. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник – М., 2008.

14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Кабаева В.К. – М.,2007.

15. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник – М.,2007.

16. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник – М.,2008.

17. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник – М., 2007.

18. Полякова А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: Учебник – СПб., 2007.

19. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. Лазарева В.В. – М., 2006.

20. Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник – М., 2006.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  210  211  212   ..