Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 21

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  65  66  67   ..

 

 

Юридическая ответственность 12

Юридическая ответственность 12

Министерство транспорта Российской Федерации


Содержание:

1. Введение.

2. Понятие юридической ответственности.

3. Принципы юридической ответственности.

4. Виды юридической ответственности

5. Функции и основания юридической ответственности.

1. ВВЕДЕНИЕ

Действие права, состояние урегулированности и порядка в обществе, признание ценности и роли юридических механизмов в утверждении правомерной свободы личности достигается постоянным преодолением процесса отрицания права в форме произвола, деформации правопорядка и правосознания, правонарушающих деяний.

Возникновение положительных правовых явлений с самого начала было обременено своей внутренней противоположностью – элементарной формой массовидного социального явления – правонарушением. Стремление к разрушению сложившегося правового режима, государственного и общественного строя пронизана вся история и логика становления классовой, кастовой, сословной, элитарной структур общества. Все формы самоутверждения общества, в том числе и правовые регулятивные институты, закрепляются и развёртываются посредством постоянной борьбы со сложными антисоциальными проявлениями. В сфере права они институциализируются, принимают черты юридической ответственности, государственного принуждения.

Ответственность по своему содержанию состоит в применении мер государственного принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных правовыми нормами.

Юридической ответственностью называется применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Юридическая ответственность направлена на предупреждение правонарушений, воспитание уважения к закону, общественным и личным интересам и представляет собой определённые лишения для правонарушителя.

Юридическая ответственность выражается в неблагоприятных последствиях для лица, совершившего правонарушение. Отличительным признаком юридической ответственности является государственное принуждение нарушителя к исполнению требований права.

Государственное принуждение предполагает:

- во-первых, правовосстановительные меры. Они направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения права. Это может быть принудительное взыскание причиненных убытков, уплата неустоек и т.п.;

- во-вторых, карательные меры, т.е. применение к нарушителю административного штрафа, дисциплинарного взыскания, уголовного наказания и др.

2. Понятие юридической ответственности

Государство, государственные органы не могут благодушно взирать на все случаи нарушения установленной ими законно­сти, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные нор­мы права своим «правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстано­вить нарушенные права и заставить правонарушителя действо­вать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать про­тивоправные деяния, выступает юридическая ответственность.

Как самостоятельный и необходимый элемент механизма правового регулирования юридическая ответственность харак­теризуется тремя специфическими признаками:

1) представляет собой вид государственного принуждения,

2) единственным ос­нованием применения ответственности выступает правонару­шение;

3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение.

Юридическая ответственность как вид государственного принуждения характеризуется тем, что таким способом приво­дится в действие санкция нарушенной нормы права. Негативные последствия нарушения нормы права не возникают само собой, автоматически. Редко какой правонарушитель уподобляется унтер-офицерской вдове, «которая сама себя высекла». Перевод санкции из сферы долженствования в сферу практической дея­тельности осуществляется государственными органами путем применения к правонарушителю одной из мер, предусмотрен­ных санкцией нарушенной нормы. Государство предписывает правонарушителю действовать определенным образом и при­нуждает его исполнить предписанное реально. Воля и желание правонарушителя в данном случае не имеют никакого значения. В случае отказа правонарушителя добровольно исполнить предписанное, требуемое поведение будет обеспечено соответ­ствующими государственными органами.

Так, лицу, совершившему административное или граждан­ское правонарушение, дастся возможность добровольно испол­нить меру государственного принуждения – заплатить штраф, возместить ущерб кредитору, исполнить надлежащим образом обязательства по договору. Однако, если такие действия не бу­дут совершены к определенному сроку, то принудительные ме­ры будут проведены судебным исполнителем, или иным орга­ном. Уголовное наказание чаще всего осуществляется мерами государственного принуждения с момента вынесения пригово­ра.

Юридическая ответственность является государственным принуждением, однако, далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью. В меха­низме правового регулирования властно-организованная сила государства проявляется по самому широкому кругу отношений в целях подавления отрицательных волевых устремлений от­дельных лиц, обеспечения потребностей общества, государства или населения в материальных благах при наличии экстремаль­ных ситуаций и по другим основаниям, предусмотренным дей­ствующим законодательством.

В числе мер государственного принуждения, не связанных с реализацией юридической ответственности, можно назвать сле­дующие:

1) реквизицию имущества, изымаемого у собственни­ков по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;

2) меры, проводимые в профилактиче­ских, предупредительных целях (проверка документов у водите­лей транспортных средств, надзор за состоянием противопо­жарной безопасности на предприятиях, в организациях и учре­ждениях, санитарно-эпидемиологический, таможенный надзор, ограничение движения транспортных средств и пешеходов в связи с проведением каких-либо массовых мероприятий);

3) принудительные меры, применяемые в целях пресечения про­тивоправных деяний и их вредных последствий (административное задержание правонарушителя, принуди­тельные меры медицинского характера, назначаемые судом к лицам, совершившим противоправные деяния в состоянии не­вменяемости; истребование собственником имущества у добро­совестного приобретателя, который не знал и не мог знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права его отчуждать).

Основное отличие юридической ответственности от иных форм государственного принуждения состоит в том, что она применяется за совершенное правонарушение. Ответственность носит ретроспективный характер, поскольку представляет собой реакцию государства на прошлое и только противоправное ви­новное деяние. Реквизиция, меры предупредительного, профи­лактического характера проводятся по причинам, не связанным с реакцией государства на правонарушителей и поэтому спра­ведливо не рассматриваются как вид юридической ответствен­ности. Равным образом нельзя рассматривать в качестве юри­дической ответственности меры принудительного медицинского характера, применяемые к неделиктоспособным лицам, стра­дающим психическим расстройством. Ибо это противоречило бы основным принципам современного права. Именно потому, что невменяемые не могут привлекаться к ответственности, уго­ловное законодательство и предусматривает особый институт государственного принуждения к лицам, которые совершают общественно опасные деяния, но не могут нести ответствен­ность в общем порядке.

Не несет юридической ответственности и добросовестный приобретатель, поведение которого с точки зрения законности является безупречным. Имущество возвращается собственнику в силу приоритетности его прав на имущество перед правами добросовестного приобретателя. Добросовестный приобрета­тель лишается только имущества, которым он незаконно владел и пользовался. Каких-либо дополнительных, негативных мер к нему не применяется. Между тем, юридическая ответственность характеризуется не только требованием государства реально исполнить обязанность, но и возложением на правонарушителя дополнительных обязанностей, которых бы он не имел, действуя правомерно.

Применение ответственности всегда характеризуется отрица­тельными последствиями для правонарушителя. Такие послед­ствия могут быть психологическими, имущественными или ор­ганизационно-правовыми.

Психологические меры выражаются в осуждении государст­вом поведения правонарушителя. Отрицательная оценка выра­жается в признании его виновным в совершении противоправ­ного деяния и определении ему конкретной меры ответственно­сти, которая в ряде случаев может ограничиваться мерами пси­хологического порядка — предупреждением, объявлением заме­чания или выговора. Негативные последствия выражаются в переживаниях правонарушителем данных мер и самого факта привлечения к юридической ответственности. В то же время его имущественные и иные права остаются неизменными, такими, как они сложились до принятия решения о применении ответст­венности.

Лишения имущественного плана, которые вынужден претер­певать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штра­фа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества. Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение спе­циального права, лишение права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно.

Суть юридической ответственности как лишения, ограниче­ния прав и интересов правонарушителей состоит в их штрафном характере. Лицо не имело бы этих последствий, если бы его дей­ствия были правомерны. Благодаря применению юридической ответственности правонарушитель не только ничего не приоб­ретает, а, наоборот, утрачивает большие ценности по сравне­нию с благом, приобретенным незаконным путем.

Лишения штрафного, карательного порядка, которые выну­жден претерпевать правонарушитель, применяются к нему в це­лях его перевоспитания, развития в его сознании установок на правомерное поведение неукоснительное следование дейст­вующим нормам права. И, как показывает практика борьбы с правонарушениями и преступлениями, юридическая ответст­венность по-прежнему остается наиболее эффективным средст­вом воздействия на правонарушителей. Попытки их исправле­ния мерами общественного воздействия путем передачи на по­руки трудовому коллективу не дали ожидаемых результатов, и ныне действующий УК не предусматривает этого способа ис­правления и перевоспитания правонарушителей.

Юридическая ответственность применяется в рамках специ­ального правоохранительного отношения, которое возникает между компетентным органом государства и правонарушите­лем. Это отношение носит властно-распорядительный характер. Органы государства правомочны принимать обязательные для правонарушителя предварительные решения, в том числе:

1) являться по их вызову;

2) участвовать в мероприятиях, прово­димых в процессе сбора доказательств совершенного правона­рушения;

3) надлежащим образом исполнить примененную санкцию.

Таким образом, юридическая ответственность — это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.

В механизме правового регулирования юридическая ответст­венность выполняет три функции – общепревентивную, частнопревентивную и правовосстановительную.

Устанавливая санкцию нормы права, государственный орган воздействует на сознание граждан и иных лиц. Каждый осознает меры, которые будут применены к нему в случае несоблюдения соответствующего запрета или возложенной обязанности. Угро­за наступления такой ответственности может усиливаться эф­фективной деятельностью государства по выявлению правона­рушителей и наказанию виновных лиц. И факты применения санкции нормы к конкретным лицам, осознание реальности юридической ответственности выступает действенным преду­предительным средством, удерживающим большую часть насе­ления от правонарушений. В этом и заключается общепревен­тивная функция юридической ответственности.

Часстнопревентивная функция ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы. Правоохранительное отношение, которое возникает между ор­ганом государства и правонарушителем завершается принятием решения, какую конкретно меру должен претерпевать правона­рушитель. Частнопревентивная функция, однако, не может сво­диться к неоправданной жестокости наказания. Голыми репрес­сиями государству никогда не удавалось достичь всеобщего и беспрекословного законопослушания. Современное законода­тельство требует от правопременителя учитывать и тяжесть со­вершенного правонарушения, и личность правонарушителя, и форму его вины.

Правовосстановительная функция юридической ответствен­ности направлена на восстановление нарушенного права и пол­ное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц. По общему правилу, исполнив наказание или взыскание, правонарушитель должен также выполнить и возложенные на него обязанности.

Законодательство допускает также замену реального испол­нения обязательства денежной и иной компенсацией.

Обязанность компенсировать вред, причиненный неправо­мерными действиями, полностью распространяется на государ­ство и его органы. Граждане, пострадавшие от незаконных дей­ствий государственных органов и должностных лиц, имеют пра­во требовать от государства полного возмещения причиненного материального ущерба. Так, государство наиболее часто возмещает вред, причиненный гражданам незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, неза­конным содержанием под стражей и по некоторым другим ос­нованиям.

При определении способов исполнения обязательств право­нарушителем в первую очередь учитываются права управомоченных лиц, возможность наиболее полного удовлетворения их интересов в максимально короткие сроки и надлежащим обра­зом. В любом случае положение правонарушителя не должно улучшаться вследствие несвоевременного или ненадлежащего исполнения каких-либо своих обязательств. Понятно, что не всякий вред, причиненный правонарушениями, можно воспол­нить или компенсировать. И, тем не менее, правовосстановительная функция органически дополняет действие других функций юридической ответственности и обеспечивает ее эффективное действие.

3. Принципы юридической ответственности

Юридическая ответственность может служить не только це­лям укрепления законности и защиты нарушенных прав и сво­бод граждан и иных лиц. В руках государства она легко может превратиться в легализованное средство расправы и массовых репрессий. Государство, его органы, пытаясь искоренить право­нарушения, создать стабильный правопорядок в некоторых слу­чаях используют такие методы борьбы, что сами превращаются в правонарушителей и преступников. Для того чтобы юридическая ответственность не превраща­лась в свою противоположность, юридическая наука и практика выработали ряд принципов, соблюдая которые государство действует в рамках законности и не переходит той грани, за ко­торой реакция на правонарушение предстает новым правона­рушением. В числе основных принципов юридической законно­сти чаще всего называют следующие принципы:

1) законности;

2) обоснованности;

3) справедливости;

4) неотвратимости юридической ответственности;

5) презумпции невиновности;

6) права на защиту лица, привлеченного к ответственности;

7) недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушения два и более раз.

Принцип законности юридической ответственности означа­ет, что деятельность государственных органов и должностных лиц по применению юридической ответственности ведется в полном соответствии с требованиями действующего законода­тельства и не выходит за пределы его требований, смысла и це­лей.

Ответственность применяется только за совершенное право­нарушение, т.е. виновное противоправное деяние деликтоспособного лица. Никакие иные факты и обстоятельства не могут служить основанием для применения уголовноправовых и иных санкций. Современное демократическое государство отвергает ответственность по мотивам социальной опасности лица либо иным основаниям объективного вменения. Оно также последо­вательно придерживается принципа неприменения закона, уста­навливающего запреты, к деяниям совершенным до его вступ­ления в законную силу. Придание обратной силы закону в дан­ном случае означало бы наказание лиц за действия, которое в момент их совершения были правомерными или юридически нейтральными.

Ответственность применяется компетентным органом или должностным лицом. При этом все уголовные дела и значитель­ная часть административных проступков рассматриваются только судами. Важной гарантией защиты прав и свобод чело­века является закрепленный ст. 47 Конституции РФ принцип, согласно которому никто не может быть лишен права на рас­смотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности кото­рых оно отнесено законом. Действующее законодательство де­тально регламентирует вопросы компетенции судебных орга­нов, их территориальной и персональной подсудности. И эти положения должны неукоснительно соблюдаться. Конституция РФ также закрепляет право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, преду­смотренных федеральным законом. Однако этим конституцион­ным правом значительная часть обвиняемых пока что восполь­зоваться не может из-за отсутствия федерального закона и на­званных судов у большей части субъектов РФ.

Исследование обстоятельств совершения правонарушения, применение и реализация санкции осуществляются в строгом соответствии с действующим процессуальным законодательством с соблюдением предусмотренных им процессуальных дей­ствий, гарантирующих объективное и всестороннее рассмотре­ние дела и вынесение обоснованного решения.

Избранная мера ответственности правонарушителя ограни­чивается пределами санкции нарушенной нормы. При опреде­ленных условиях она может назначаться и ниже низшего преде­ла. Однако более строгое наказание, чем предусмотренное санк­цией нарушенной нормы, может назначаться только по сово­купности правонарушений в порядке и на основаниях, установ­ленных законом.

Принцип обоснованности ответственности понимается как всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоя­тельств дела. Реализация данного принципа означает, что:

1) собранные по делу обстоятельства соответствуют действи­тельности;

2) противоправное деяние и связанные с ним обстоя­тельства раскрыты полно, а привлекаемое лицо изобличено в совершении правонарушения;

3) по делу выявлены обстоятель­ства как отягчающие, так и смягчающие вину правонарушителя.

Важной гарантией обоснованности ответственности высту­пает закрепленное Конституцией РФ положение, согласно кото­рому запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное законодательство и другие законы детально оп­ределяют порядок деятельности органов государства и должно­стных лиц в процессе сбора и анализа доказательств по делу. И во всех случаях, когда установленный законом порядок не был соблюден, полученные доказательства не могут использоваться при принятии решения по делу.

Справедливость юридической ответственности означает одобрение и поддержку населением, иными институтами граж­данского общества меры, примененной государственными орга­нами к правонарушителю. Решение по делу может признаваться справедливым при непременном соблюдении принципов закон­ности и обоснованности. Если мера ответственности была при­менена с нарушением закона или без выяснения всех обстоя­тельств дела, установления истины, то она не может призна­ваться справедливой потому, что нарушены ее основы в процес­се правоприминительной деятельности. Однако соблюдение названных принципов не гарантирует справедливости вынесенно­го решения. Ибо возможны решения, которые основываются на законе и соответствуют ему, но по существу представляют собой типичное беззаконие. Поэтому принцип справедливости юри­дической ответственности имеет самостоятельное значение.

Справедливость юридической ответственности, в частности, означает, что:

1) нельзя назначать меры уголовного наказания за административные и иные проступки;

2) юридическую ответственность должен нести тот, кто совершил правонарушение;

3) наказание должно соответствовать, быть соразмерным тяже­сти совершенного правонарушения. Нарушение этого требова­ния справедливости означает и незаконность самого решения.

Конечно, в обществе, характеризующемся противоречивыми интересами и правовыми взглядами, принцип справедливости может пониматься и применяться различным образом. Решение, которое одной частью населения может признаваться справед­ливым, порой оценивается прямо противоположным образом другой частью населения. Поэтому критерием справедливости должны выступать не столько моральные нормы, разделяемые той или иной частью населения, сколько нормы, основанные на общечеловеческих ценностях и отражающие интересы всего об­щества или большинства его членов.

Принцип неотвратимости ответственности означает, что лю­бое лицо независимо от своего служебного ли материального положения, иных обстоятельств подлежит заслуженному нака­занию за совершенное им правонарушение. Содеянное должно получить публичную огласку и подвергнуться государственному осуждению со стороны компетентных органов государства. Во­прос о наказании правонарушителя решается индивидуально. Действующее законодательство разрешает не применять мер государственного принуждения, если по обстоятельствам делам их применение признается нецелесообразным.

Осуществление принципа неотвратимости наказания являет­ся необходимым условием эффективности юридической ответ­ственности, обеспечения действенности ее функций. Неотврати­мость ответственности обеспечивается деятельностью милиции, прокуратуры, иных правоохранительных органов, которые должны оперативно выявлять лиц, совершивших преступления и административные проступки, изобличать их в противоправ­ных деяниях. Суды в свою очередь должны выносить справед­ливые решения. Однако реализовать надлежащим образом этот принцип не удается ни одному современному государству.

Остаются нераскрытыми чаще всего наиболее тяжкие, особо опасные преступления. Государство пока что не может покон­чить полностью с деятельностью преступных организаций, спе­циализирующихся на кражах, продаже наркотиков, совершении заказных убийств и других преступлениях. Имеются также слу­чаи, когда правонарушения, совершенные должностными лица­ми и ставшие достоянием гласности, остаются безнаказанными.

Все ситуации, когда правонарушитель не несет заслуженной ответственности, негативно сказываются на правосознании гражданского общества. Резко падает престиж действующих законов. В сознании населения усиливается действие негатив­ных оценок, как действующего законодательства, так и власти, неспособной последовательно и полно провести принцип неот­вратимости наказания.

Действие принципа неотвратимости наказания не должно нарушать другого принципа ответственности — презумпции невиновности.

В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняе­мый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федераль­ным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором. Доказывание вины возлагается на специаль­ные органы государства: органы предварительного следствия и дознания, прокуратуру. При этом обязанность доказывания не­виновности нельзя перекладывать на подозреваемого и обвиняемого. Ибо обвинение, положенное в основу приговора, должно быть основано на доказанных, а не предположительных фактах, а признание виновности обвиняемого подтверждено бесспорными и объективными доказательствами.

Презумпция невиновности распространяется и на сферу ад­министративных и дисциплинарных проступков, обязанность выявления и пресечения которых лежит на органах государства и должностных лицах. Ибо каждый граждан, иное лицо не мо­жет признаваться виновным в совершении проступков ранее, чем это будет доказано компетентными органами и установлено принятыми ими решениями. Граждане также освобождаются от обязанности доказывать свою невиновность в совершении ад­министративного или дисциплинарного проступка.

Важнейшим принципом юридической ответственности, при­званным обеспечивать реальное действие презумпции невинов­ности, является право на защиту и квалифицированную юриди­ческую помощь.

Право на защиту выражается в виде процессуальных прав привлеченного к ответственности знать суть обвинения, приво­дить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприминителя в вышестоящие органы или в суд. Кроме того, привлеченный к ответственности может пользо­ваться квалифицированной юридической помощью. В соответ­ствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, за­ключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступле­ния имеет право пользоваться услугами адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Кроме того, если обвиняемый не имеет достаточных средств, но желает пользоваться услугами адвоката, то такая помощь ему предоставляется бесплатно. Аналогичным правом обладают и лица, привлекаемые к ответ­ственности за совершение какого-либо проступка.

Важнейшим принципом юридической ответственности, на­правленным на защиту прав лиц, совершивших противоправное деяние, является принцип, согласно которому никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение. Принцип известен со времен Древнего Рима в форме изречения - «не дважды за одно». Суть принципа выра­жается в том, что дело не может быть заведено (возбуждено) по факту правонарушения, в отношении которого имеется всту­пившее в силу решение компетентного правоприминительного органа или должностного лица.

Этот принцип не применяется в случаях, когда одно и то же противоправное деяние выступает основанием для привлечения к разным видам ответственности. Например, лицо, пригово­ренное к лишению свободы за кражу, одновременно обязуется возместить материальный ущерб потерпевшему. В данном слу­чае применяются два вида санкций: штрафная – в виде лишения свободы и правовосстановительная – в виде обязанности воз­местить материальный ущерб. Примером противоправного дея­ния, за совершение которого могут применяться два вида штрафных санкций, служит мелкая кража, совершенная лицом по месту работы. Применение к лицу мер административного взыскания дает основание работодателю уволить работника с работы.

4. Виды юридической ответственности.

В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.

Дисциплинарная ответственность – правовая форма воздействия на работников за совершение дисциплинарных проступков. Заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией того предприятия (учреждения, фирмы и др.), где трудится работник, или вышестоящим, в порядке подчинения, органом.

Перечень дисциплинарных взысканий, установленный законодательством, является исчерпывающим. Право наложения дисциплинарных взысканий по правилам внутреннего трудового распорядка принадлежит руководителю предприятия, учреждения.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Наряду с дисциплинарным взысканием к нарушителю трудовой дисциплины администрация может (а в ряде случаев обязана) применить и другие меры правового воздействия. Например, уменьшение прогульщикам продолжительности ежегодных отпусков, лишение премий и др.

В установленных случаях для наложения дисциплинарного взыскания требуется предварительное согласие компетентных органов. Так, на рабочего или служащего, избранного в состав профсоюзных органов, нельзя наложить дисциплинарное взыскание без предварительного согласия профсоюзного органа, членом которого он является. При этом с профсоюзным органом согласуется вопрос не только о допустимости наложения дисциплинарного взыскания, но и о выборе конкретного его вида.

Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе (распоряжении) и

сообщается работнику под расписку. Отказ работника удостоверить своей

подписью факт предъявления ему приказа или распоряжения не имеет юридического значения и не влияет на действительность объявленного взыскания.

Трудовые споры работников по поводу наложения дисциплинарного взыскания рассматриваются в обычном порядке комиссиями по трудовым спорам/КТС/предприятия, учреждения, организации и районным/городскими/судами.

Материальная ответственность. Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей, составляет содержание материальной ответственности.

Материальная ответственность – это обязанность работника возместить ущерб, причиненный предприятию (учреждению, организации), в пределах и в порядке, установленных законодательством. Наступает независимо от привлечения работника за этот ущерб к дисциплинарной или иной ответственности.

Вопросы материальной ответственности регулируются Основами законодательства о труде… КЗоТ РФ и другими нормативными актами.

Цель установления материальной ответственности – предотвратить возникновение ущерба и одновременно оградить заработную плату работника от необоснованных удержаний. Поэтому законодательство, устанавливая обязанность работника возместить причиненный ущерб, определяет, какой ущерб подлежит возмещению, условие наступления материальной ответственности, ее виды и пределы, порядок заключения с работниками договоров о полной материальной ответственности и т.д.

Законодательство предусматривает два основных вида материальной ответственности: ограниченную (возмещение ущерба ограниченно заранее установленным пределом) и полную (ущерб подлежит возмещению в полном объеме).

Административная ответственность - одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения и которая выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия виновным лицам.

К административной ответственности могут быть привлечены лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-ти летнего возраста.

К административным правонарушениям (проступкам) законодательством отнесены правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения, на общественный порядок, на собственность, на установленный порядок управления, а также правонарушение в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, в сельском хозяйстве, на транспорте, в области торговли и финансов, жилищно- бытового хозяйства и благоустройства и др.

За совершение административных правонарушений налагается административные взыскания в виде предупреждения, штрафа, конфискации предмета, явившегося непосредственным объектом или орудием совершения правонарушения, или возмездного изъятия предмета, лишения специального права, применяемых уполномоченными законом органами или должностными лицами. За отдельные виды проступков предусмотрены исправительные работы и административный арест, назначаемым районным судом (судей).

Иностранные граждане и лица без гражданства несут на общих основаниях ответственность за совершение административного правонарушения и могут быть подвергнуты административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Дела об административной ответственности рассматриваются:

1) Административными комиссиями прорайонных, городских, поселковых и сельских администраций;

2) Районными, городскими комиссиями по делам несовершеннолетних;

3) Районными (городскими) судами (судьями);

4) Органами внутренних дел, органами государственных инспекций и др. органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами РФ.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена подведомственность дел об административных правонарушениях. Так, например, административные комиссии рассматривают дела о бесхозяйственном использовании земель, незаконной порубке деревьев, повреждении линии ЛЭП и электрокабельных линий; районные суды рассматривают дела о мелком хулиганстве и др., органами внутренних дел рассматриваются дела о нарушении паспортного режима, правил дорожного движения, пожарной безопасности. Правом налагать административные взыскания наделены также должностные лица органов пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта, природоохранных органов (лесной охраны, санэпеднадзора и др.), начальники таможен и др.

Органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания могут не налагать взыскания, а ограничиться устным предупреждением, направленного нарушителю, или вынести решение о передаче дела на рассмотрение трудового коллектива.

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом ее наступления будет возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права.

Таким образом, гражданско-правовая ответственность – это установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связанно с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность

заключается в применении к нарушителю (должнику) в интересах другого

лица (кредитора) либо государства установленных законом или договоров мер воздействия (например, договорных санкций), влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера – возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещением вреда.

Гражданская ответственность является имущественной, т.к. гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, неразрывно связанные с использованием товарно-денежных отношений с применением таких экономических категорий, как деньги, цена, себестоимость, прибыль, торговля, кредит, финансы.

Гражданская ответственность носит компенсационный характер, поскольку ее цель – восстановление нарушенных имущественных прав кредитора, и поэтому размер ответственности обычно должен соответствовать размеру причиненных убытков или возмещаемого вреда. Имущественное взыскание, по общему правилу, производится с должника в пользу кредитора, однако в случаях нарушения общегосударственного интереса суммы, взысканные в порядке применения мер гражданской ответственности, обращаются в доход государства.

Гражданская ответственность выступает в качестве весьма эффективного средства укрепления договорной дисциплины в народном хозяйстве страны.

Уголовная ответственность. Наиболее жесткими мерами государственного воздействия характеризуется уголовная ответственность, которая применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Уголовная ответственность – это правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение

уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство.

Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических правовых отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие. По содержанию эти правоотношения воплощаются со стороны государства – в обязанности его правоохранительных органов расследовать преступления и при наличии достаточных доказательств вины конкретного лица – вправе привлечь его к уголовной ответственности. У совершившего преступление возникает, с одной стороны, обязанность нести уголовную ответственность, а с другой – право на ограничение этой ответственности только пределами, установленными законом для данного рода деяний.

Уголовная ответственность носит публичный характер. Это означает, что единственным субъектом, управомоченным на привлечение к уголовной ответственности и ее применение, является государство и более конкретно, только один из органов государства – суд.

Уголовная ответственность наступает за совершение наиболее опасных для общества деяний – преступлений и реализуется в наказании. Уголовным кодексом РФ предусматриваются наказания за преступление против личности (например, за убийство, похищение человека, изнасилование и др.), за преступления в сфере экономики (например, за кражи, мошенничество, незаконное предпринимательство, контрабанду и др.), преступления против общественной безопасности и общественного порядка (например, за терроризм, бандитизм, хулиганство, экологические преступления и др.), преступления против государственной власти (например, за государственную измену, диверсию, неуважение к суду, покушение на жизнь работника правоохранительного органа и др.), преступления против военной службы (например, не выполнение приказа, дезертирство и др.), преступления против меры безопасности человечества (развязывание агрессивной войны, геноцид, наёмничество и др.).

В случаях, предусмотренных законом, возможно освобождение лица,

совершившего преступление, от уголовной ответственности. Так, лицо,

совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет признано, что ко времени расследования или

рассмотрения дела в суде, вследствие изменения обстановки, совершенное деяние потеряло характер общественно-опасного или это лицо перестало быть общественно-опасным.

Уголовная ответственность прекращается по отбытии осужденным наказания; все уголовно-правовые последствия уголовной ответственности отпадают после погашения или снятия судимости.

5. ФУНКЦИИ И ОСНОВАНИЯ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Основные функции юридической ответственности — охрана правопорядка и воспитание людей. Обе эти функции преследуют конкретную цель — предупреждение правонарушений. Она до­стигается только через исправление и перевоспитание правонарушителей, воспитание всех граждан в духе уважения законов.

Поскольку юридическая ответственность «участвует» в реализации охранительной функции, то и её цель в общей форме можно определить как охрану существующего строя и общественного порядка. Ответственность же, применяемая к конкретному правонарушителю, имеет (наряду с охраной общественных отношений) более узкую цель – наказание виновного. При этом государство, осуществляя меру государственного принуждения, преследует ещё одну цель – предупреждение совершения правонарушений впредь.

Кроме того, существуют и чисто правовые цели юридической ответственности, которые служат средством обеспечения нормального функционирования механизма правового регулирования путём обеспечения реализации субъектами правоотношений субъективных прав и юридических обязанностей, являются важнейшей гарантией законности.

Указанные цели юридической ответственности определяют её функции.

Главная среди них – карательная функция. Она выступает как реакция общества в лице государства на вред, причинённый правонарушителем. Прежде всего, это наказание правонарушителя, которое есть ничто иное, как средство самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание – всегда причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений. Оно реализуется путём либо изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и свобод, либо

возложения на него дополнительных обязанностей. Однако, наказание

правонарушителя не самоцель. Оно является также средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, юридическая ответственность осуществляет и превентивную (предупреждающую) функцию

Реализуя наказание, государство воздействует на сознание правонарушителя. Это воздействие заключается в «устрашении», доказательстве неизбежности наказания и тем самым в предупреждении новых правонарушений. Причём, предупредительное воздействие оказывается не только на самого нарушителя, но и на окружающих. Это, конечно, ни в коей мере не означает, что наказание может осуществляться без учёта тяжести нарушения и вины нарушителя, лишь в назидание другим. Излишняя, ничем не оправданная жестокость наказания не может быть условием предупреждения впредь. Опыт показывает, что предупредительное значение наказания определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

При этом, наказание направлено и на воспитание нарушителя, т.е. юридическая ответственность имеет также и воспитательную функцию.

Эффективная борьба с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их законные права и интересы будут надёжно защищены. Это в свою очередь способствует повышению политической и правовой культуры, ответственности и дисциплины граждан, активизации их политической и трудовой деятельности, а в конечном счёте, укреплению законности и устойчивости правопорядка.

В значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта, установить нарушенные противоправным поведением общественные

отношения. В этом случае юридическая ответственность осуществляет

правовосстановительную (компенсационную) функцию. Наиболее ярко она проявляется в гражданском праве, предполагающем такие, например, санкции, как возмещение убытков. Кончено, возмещение ущерба возможно далеко не во всех случаях (нельзя воскресить убитого и т.д.). Однако, там, где это достижимо, компенсационная функция юридической ответственности – одна из важнейших.

Таким образом, юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт осуществления и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

Исторически юридическая ответственность возникла как средство защиты частной собственности. Зародышем последней явилось владение, а основой права как специфического регулятора общественных отношений классового общества – защита публичной властью владения, постепенно превращающегося в частную собственность. Важной задачей государства была защита частного владения путём установления запретов и применения государственного принуждения к их нарушителям. Анализ правовых актов древности показывает, что их ядром служили институт ответственности и его защита, а обязательное право возникло и развивалось в форме юридических последствий нарушения прав собственника. Таким образом, юридическая ответственность есть средство, орудие формирования и укрепления

частнособственнических отношений и одновременно – вытеснения устаревших, чуждых обществу общественных отношений.

Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где особое значение играет его состав. Состав правонарушения — это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права — правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима. Правонарушение указывает на

момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его.

Рассматривая отношение ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии:

1) Возникновение юридической ответственности.

2) Выявление правонарушителя.

3) Официальная оценка правонарушения как основания юридической ответственности в актах компетентных органов.

4) Реализация юридической ответственности.

Юридическая ответственность прекращается в связи с тем или иным юридическим фактом (амнистия либо помилование, завершение наказания либо истечение сроков давности привлечения к ответственности и т.п.), во всех случаях прекращаются и соответствующие правоотношения.

Таким образом, юридическая ответственность существует на всех этапах возникновения и развития правоотношения, основанием возникновения которых является правонарушение.


6. Заключение

Отечественная наука изучает правовые явления в социально-исто­рическом аспекте, подчеркивая, что преступность - это относительно массовое, исторически изменчивое, социальное имеющее уголовно-пра­вовой характер явление классового общества, слагающееся из всей со­вокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени". В своей принципиал ьной основе это положение относится к видам правонарушений.

7. Список используемой литературы.

1. Малевин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. – М., 1985.

2. Советское административное право: // Под ред. Василенкова П.Т. – М.: Юрид. Лит., 1990.

3. Малевин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. – 1994. - №6.

4. Кодекс законов о труде РФ, М., 1999.

5. Гражданский кодекс РФ, ч.1, М., 1999.

6. Гражданский кодекс РФ, ч.2, М., 1999.

7. Теория государства и права // Под ред. Васильева А.М. - М., 1983.

8. Теория государства и права // Под ред. Хропанюк В.Н. - М., 1995.

9. Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева - М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  65  66  67   ..