Главная      Учебники - Право     Лекции по праву - часть 21

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42   ..

 

 

Институт монархии в современном мире

Институт монархии в современном мире

2. Типы монархии

3. Юридическое положение носителей власти в условиях монархии

4. Институт монархии в современном мире

Абсолютная монархия как форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызре­вают зачатки индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточи­вается вся полнота государственной власти. Он сам издает зако­ны, может непосредственно руководить административной дея­тельностью или назначать для этого правительство, вершит выс­ший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально-этические, религи­озные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бес­правны, поскольку монарх не наделил их какими-то правами.

В современных условиях абсолютная монархия — раритет (чрезвычайная редкость). В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман, Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные конституции, однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой конституцией можно, на­пример, считать Временную конституцию Катара 1972 г.

Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязатель­но сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.[22]

Для абсолютной монархии характерен авторитарный поли­тический режим, а государственный режим именуется абсолю­тизмом.

Дуалистическая монархия - это первоначальная форма ог­раниченной, или конституционной, монархии. Здесь мы наблюда­ем уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламен­ту, который избирается подданными или определенной их ча­стью, если избирательное право — цензовое, т. е. избирателями становятся те, кто отвечает определенным условиям: обладает определенной массой имущества, имеет определенный уровень образования и т. п. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непо­средственно или через назначаемое им правительство. Судеб­ная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного, или резолютивного, вето, т. е. без его утверждения закон в силу не вступит (лат. veto — запрещаю). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высо­кую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактиче­ски дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иор­дании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парла­ментские выборы состоялись лишь в 1989 г.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правитель­ство, только используя свое право устанавливать бюджет госу­дарства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, одна­ко, использоваться лишь раз в году, а, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него — с монар­хом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парла­мента.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистиче­ской типичен авторитарный политический режим. Государст­венный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение ком­промисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, главным образом имущей. В рамках этого компромисса преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Парламентарная монархия как форма правления сущест­вует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аг­рарного строя к индустриальному сопровождался преимущест­венно не коренной ломкой прежних институтов власти, а по­степенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Соединенное Королевство, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.).

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при при­знании принципа верховенства парламента над исполнитель­ной властью, демократический или, по крайней мере, либе­ральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правитель­ство, которое обычно назначается монархом, должно пользовать­ся доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, сле­довательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством рас­полагающей.

Монарх при данной форме правления «царствует, но не пра­вит». Правом вето в отношении законов, принятых парламен­том, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию прави­тельства. Как правило, он лишен возможности действовать са­мостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготав­ливаются правительством и контрасигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или ми­нистр принимают на себя ответственность за данный акт мо­нарха, ибо сам монарх неответственен (в Соединенном Королев­стве это выражается принципом «Король не может быть не­прав»).

Главный отличительный признак парламентарной монархии — политическая ответственность правительства перед парламен­том (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако, обычно это полномочие парламента уравновеши­вается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не со­гласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

Изложенная система отношений между монархом, парла­ментом и правительством характеризует парламентарный ре­жим, или парламентаризм. Однако этот государственный ре­жим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая си­туация традиционно существует, например, в Дании, Нидер­ландах и некоторых других странах. Чем шире партийная коа­лиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политиче­ских вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходи­мое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вы­нуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Соединенное Королевство, Канада, Австралия и др.) или мно­гопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955—1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и пра­вительством практически превращается в свою противополож­ность. Юридически парламент осуществляет контроль за пра­вительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фрак­цию полностью контролирует работу парламента. Такой госу­дарственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правлении — парламентарной монархии — возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от су­ществующей в стране партийной системы.

Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако в послед­нем, учитывая реальное влияние монарха, приходится конста­тировать наличие элементов дуалистического государственного режима.[23]
Заключение

Таким образом, монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуще­ствления, социально-психологического состояния общества. Не следует считать, что это какая-то от­жившая, прошедшая форма правления, которая с неизбежностью уступит место иным формам в развитии государственности.

Признаки монархии: высшая власть (власть монарха) передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от воли избирателей.

Современный мир насчитывает немало государств с монархи­ческой формой правления. В иных государствах политические лидеры, носящие иные наименования, фактически также облада­ли властью и статусом монарха. Кроме того, наследственный характер власти при монархии обеспечивает легитимность каж­дого нового монарха, представляет весьма стабильный и удобный способ перехода власти, «работает» на спокойствие, сплоченность соответствующего общества в критических ситуациях. Монархия — весьма традиционная у многих народов система организации и осуществления власти, к которой привыкли, которую уважают, которая, наконец, полезна до такой степени, что может реставри­роваться неоднократно после революционных перемен, устраняю­щих монархию.

Конкретный тип монархии, установившийся в стране, зависит в первую очередь от степени развития в ней производственно-экономи­ческих отношений. Подразделение форм правления на монархию и республику явля­ется исторически первой и самой общей их классификацией. Противо­положность между монархической и республиканской формациями проявляется уже на самых ранних ступенях развития государственной жизни. Та и другая выступают в истории как первичные, и притом ос­новные, формы организации жизни государства.

При монархической форме правления источником власти и ее носи­телем является монарх. В каче­стве оснований-критериев для классификации монархии на различные разно­видности могут служить различная степень концентрации власти в ру­ках одного лица — монарха, наличие или отсутствие конституционных актов, оказывающих сдерживающее влияние на проявление монархиче­ской власти, функционирование в стране наряду с монархическими ин­ститутами республиканских институтов в виде парламента или других представительных органов.

В силу этих и иных особенностей на современном этапе развития общества и государства различаются монархии двух видов — дуалисти­ческие и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государствен­ной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха, законодательная — у пар­ламента.

Монархический принцип требует, чтобы «в государ­стве ничего не совершалось против и даже помимо воли монарха». От его имени отправляется правосудие. Он назначает «всех высших должностных лиц суда и управления». В отношении к законам «ему принадлежит обыкновенно право абсолютного вето и всегда право их обнародования и обращения к исполнению».

Характерными особенностями рабовладельческой монархии являют­ся жесткая централизация и концентрация всей государственной власти в руках наследственного монарха, сосредоточение всей полноты зако­нодательной, исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства.

Рабовладельческие монархии имели свои разновидности. Одной из та­ких разновидностей была восточная деспотия. От восточной деспотии значительно отличалась монархическая форма правления рабовладельческого государства Древнего Рима. В отличие от восточных деспотий монархическая форма рабовла­дельческого Рима основывалась на гораздо более развитых рабовла­дельческих производственных отношениях.

Широкое распространение монархической формы правления обу­словливалось такими объективными факторами, как иерархический ха­рактер феодальной собственности, господство в условиях феодального общества отношений сюзеренитета-вассалитета, в соответствии с кото­рыми нижестоящий феодал, имевший в своем распоряжении меньше земельной собственности, был в вассальной зависимости от вышестоящего феодала, имевшего в своем распоряжении больше земельной собственности; потребность господствующего класса в существовании единого политического центра, который помогал бы феодалам держать в повиновении крепостных крестьян и улажи­вать возникающие между отдельными феодалами конфликты.

Монархическая форма правления в условиях феодализма имела свои разновидности. В соответствии с этапами развития феодального строя следует различать раннефеодальную монархию, сословно-представительную и абсолютную монархию. В ряде европейских стран ран­нефеодальная монархия существовала в период с VI по IX в., сословно-представительная монархия — с X по XV в. и абсолютная — в пе­риод с XIV по XIX в.

Таким образом, в работе мы рассмотрели теоретические аспекты монархии как формы правления, а также опыт монархии зарубежных стран.

Исторические традиции государственности проявляются не только в сохранении определенной формы правления, государственного устройства и политического режима. Они связаны с накопленным опытом взаимосвязи государственной власти с гражданским обществом, с особенностями развития институтов высшей государственной власти и опытом парламентаризма, с устойчивостью демократических традиций, с уровнем правовой культуры и характером правосознания населения и со многими другими факторами.

Поэтому изучение развития формы государства в различные эпохи имеет не только историко-правовой интерес, оно актуально и с позиций сегодняшнего дня.


Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б. Венгеров. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005.

2. Власов В.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений и факультетов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

3. Еллинек Г. Общее учение о государстве.

4. Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М„ 1912.

5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма, 2004.

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. Авт. Колл. И отв. ред. Б.А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и доработ. – М.: Норма, 2005.

7. Коркунов Н.М. Лекция по общей теории права. - СПб.: Издание юридического книжного магазина Н.К. Мартынова, 1998.

8. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран [Текст]: учебник / А.И. Косарев. – 2-е изд. – М.: ИД «Юриспруденция», 2007.

9. Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации: историко-теоретическое исследование: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. юрид. наук. Уфа, 2000.

10. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

11. Смоленский М.Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

12. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2005.


[1] Смоленский М.Б. Теория государства и права / М.Б. Смоленский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – с. 57.

[2] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. Авт. Колл. И отв. ред. Б.А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и доработ. – М.: Норма, 2005. – с. 386.

[3] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Норма, 2004. – с. 224.

[4] Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – с. 215.

[5] Власов В.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений и факультетов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – с. 140-141.

[6] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б. Венгеров. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – с. 124.

[7] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б. Венгеров. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – с. 120.-123.

[8] Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – с. 215.

[9] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б. Венгеров. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – с. 125.

[10] Венгеров с. 125.

[11] Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – с. 216-218.

[12] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник / А.Б. Венгеров. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – с. 123.-126.

[13] Коркунов Н.М. Лекция по обшей теории права. С. 257.

[14] Коркунов Н.М. Лекция по обшей теории права. С. 257-258.

[15] Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М„ 1912. С. 289.

[16] Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М„ 1912. С. 287.

[17] Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. М„ 1912. С. 287.

[18] Коркунов Н.М. Лекция по обшей теории права. С. 258.

[19] Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 258.

[20] Кистяковский Ф. Указ. соч. С. 290.

[21] Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 259.

[22] Конституционное право развивающихся стран. Основы орга­низации государства. - М.: 1992. - С. 18.

[23] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. Авт. Колл. И отв. ред. Б.А. Страшун. – 4-е изд., обновл. и доработ. – М.: Норма, 2005. – с. 386-390.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42   ..