Борьба с пожарами (ответы) - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Борьба с пожарами (ответы)

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10 

 

 

 

Борьба с пожарами (ответы) - часть 10

 

 

31. 

Тушение пожара нефтеналивных судов 

При  пожаре  на  нефтеналивных  судах  возникает  опасность  взрыва  паров  нефтепродуктов,  быстрого 

распространения  огня  по  судну  и  образования  мощного  теплового  потока,  выброса  и  рассеивания  вокруг 

судна горящих нефтепродуктов. 
    

Для  предотвращения 

возможности  взрыва,  распространения  пожара  и  снижения  температуры  в  зоне 

горения: 

производится интенсивное охлаждение палубы водой; 

заполняются водой кофердамы и балластные цистерны; 

судно  по  возможности  удерживается  в  положении,  при  котором  ветер  не  способствует  распространению 

огня; 

в  случае  если 

угрозы  распространения  пожара  на  танки  не  избежать,  они  заполняются  воздушно-

механической пеной; 

при необходимости судно выводится в безопасную зону; 

тушение пожаров в танках, разрушенных в результате взрыва, производится воздушно-механической пеной 

низкой  и  средней  кратности.  Одновременно  водяными  струями  из  лафетных  и  ручных  стволов 

осуществляется  интенсивное  охлаждение  наружных  поверхностей  горящих  и  смежных  танков.  Усилия 

средств  пожаротушения  сосредотачиваются  в  первую  очередь  на  борьбу  с  огнём,  который  создает  угрозу 

быстрого распространения пожара по судну; 

на  поверхность  горения  нефтепродуктов  подаётся  воздушно-механическая  пена  низкой  и  средней 

кратности (при наличии - пена, получаемая из раствора в воде фторированного пенообразователя типа «легкая 

вода»). Прекращение горения нефтепродуктов может быть достигнуто подачей в зону горения огнетушащего 

порошка с последующим покрытием поверхности нефтепродукта воздушно-механической пеной. 
 

При 

пожаре 

в 

грузовом 

танке, 

загруженном 

нефтепродуктами, 

надлежит: 

•  немедленно  прекратить  грузовые  операции,  закрыть  клапаны  трубопроводов  и  отсоединить  грузовые 

шланги; 

• 

произвести 

герметизацию 

танков; 

•  включить  стационарную  систему  пожаротушения,  предусмотренную  для  данного  танка; 

•  усилить  наблюдение  за  переборками  со  стороны  смежных  отсеков  и  помещений  судна; 

•  охлаждать  забортной  водой  палубы,  переборки  и  другие  конструкции  в  районе  пожара,  а  также  танки, 

содержащие нефтепродукты и газы. 
 
 

При  борьбе  с  пожаром  на  транспортных  (сухогрузных)  судах 

используются  следующие  способы  и 

средства: 

тушение большинства перевозимых твердых грузов, не имеющих в своем составе кислорода и не горящих в 

воде,  производится  путем  подачи  на  поверхность  горения  распыленной  воды  либо  воздушно-механической 

пены низкой и средней кратности; 
- 

тлеющие  грузы  из  волокнистых  материалов  тушатся  путем  смачивания  их  водой,  подаваемой  в 

распыленном  виде.  Для  повышения  смачивающей  способности  воды  ее  подают  с  добавками 

пенообразователя; 
- 

тушение пожаров

 

в трюмах с взрывчатыми веществами производится путем интенсивного охлаждения их 

водой с одновременным отводом судна на малые глубины. При угрозе взрыва трюма затапливаются; 

пожар,  охвативший  весь  грузовой  трюм,  тушится  объемным  способом  путем  заполнения  его 

воздушно-

механической пеной высокой и средней кратности, парами огнетушащих легкоиспаряющихся жидкостей, а в 

крайнем случае затапливается водой с одновременным отводом судна на малые глубины. 
 
 

 

32. 

Тушение пожаров жидкого топлива 

Возгорания жидкого топлива тушат в первую очередь первичными и изолирующими подсобными средствами 

с введением в действие основных средств пожаротушения по мере их готовности. 

Тушение  горящего  топлива  следует  вести  мелко  распыленной  водой,  пеной,  порошковыми  составами. 

Распыление  струи  следует  подавать  под  пламя,  чтобы  перекрыть  все  отверстия  для  выхода  паров.  Не 

допускается одновременное тушение пожара пеной и водой, а также компактными струями. 

Пену  следует  направлять  на  край  участка  пожара,  постепенно  перемещая  ее  к  центру  и  покрывая  всю 

горящую поверхность. 

При использовании пены для тушения жидких горючих грузов, не растворимых в воде, надо иметь в виду, что 

выделяемые  при  их  горении  пары  могут  прорвать  слой  пены  и  воспламениться,  поэтому  с  пенотушением 

необходимо применять пар, углекислый газ и инертные газы. 
 

 

33. 

Что необходимо учитывать при тушении опасных грузов 

К опасным грузам относятся вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в 

транспортном  процессе может (привести  к гибели,  травмированию,  отравлению,  облучению  и  заболеванию 

людей  и  животных,  а  также  к  взрыву,  пожару  и  повреждению  сооружений  и  транспортных  средств,  и 

соответствующими классификационным показателям и критериям 

Опасные грузы делятся на следующие классы: 
Класс 1 – Взрывчатые вещества 
Класс 2 – Газы сжатые, сжиженные или растворенные под давлением 
Класс 3 – Воспламеняющиеся жидкости 
Класс 4.1 –  Воспламеняющиеся твердые вещества 
Класс 4.2 – Вещества, способные самовозгораться 
Класс 4.3 – Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой 
Класс 5.1 – Окисляющие вещества 
Класс 5.2 – Органические перекиси 
Класс 6.1 – Токсичные вещества 
Класс 6.2 – Инфекционные вещества 
Класс 7 – Радиоактивные вещества 
Класс 8 – Едкие и коррозионные вещества 
Класс 9 Разнообразные прочие опасные вещества и предметы, т.е. любое другое вещество, которое, как показывает или 
может показать практика, имеет такой опасный характер, что к нему должны применяться положения настоящей части. 

 

Перед началом грузовых операций с пожароопасными грузами администрация судна должна объявить приказом по судну 
организационно-технические 

мероприятия, 

предусматривающие: 

      

     

согласование  и  в  необходимых  случаях  отработку  взаимодействия  с  соответствующими  службами  порта  в  случае 

возникновения 

пожара; 

     

проверку  наличия  и  отработку  с  аварийной  партией  порядка  использования  водопожарного  соединения 

международного 

образца; 

     

разработку 

Карты 

корректировки 

оперативного 

плана 

по 

борьбе 

с 

пожаром; 

     

установление  границ  опасной  зоны  на  судне  и  режимные  меры  безопасности  в  ее  пределах; 

     

установление 

мест 

курения; 

     

назначение лиц, ответственных за соблюдение и контроль противопожарного режима. 

Перед  погрузкой  на  судно  грузов  класса  1,  подклассов  2.3,  2.4,  3.1,  3.2,  4.3,  легковоспламеняющихся  жидкостей  других 
классов  должен  быть  произведен  расчет  систем  пожаротушения  с  учетом  обеспечения  подачи  огнетушащих  средств  в 
необходимом  количестве  и  с  требуемой  интенсивностью.  В  соответствии  с  расчетом  при  необходимости  судно  должно 
быть  снабжено  дополнительными  огнетушащими  средствами  и  (или)  устройствами  для  их  подачи  либо  количество 
пожароопасных грузов на судне (или в одном грузовом помещении) должно быть уменьшено. 

Запрещается загрузка в одно грузовое помещение судна разных опасных грузов, не имеющих хотя бы одного одинакового 
рекомендованного огнетушащего средства, которым располагает судно. 

Размещение  пожароопасных  грузов  на  судах,  складах  и  причалах  порта  должно  производиться  таким  образом,  чтобы 
обеспечивался доступ к грузу, установкам и средствам пожаротушения, а также не загромождались пути эвакуации людей. 

Администрацией  судна  должны  быть  приняты  меры  по  исключению  случайного  применения  огнетушащих  средств, 
запрещенных для перевозимых на судне опасных грузов. С этой целью на пусковой арматуре противопожарных систем с 
запрещенными огнетушащими средствами должны быть вывешены таблички с надписями, запрещающими их применение, 
в необходимых случаях на фланцах или пожарных рожках должны быть установлены заглушки. Ручные огнетушители, с 
запрещенными  огнетушащими  средствами,  установленные  вблизи  опасных  грузов,  должны  быть  заменены  на 
порошковые, углекислотные или хладоновые. 

Оперативный 

план 

по 

борьбе 

с 

пожаром 

     

. Действия экипажа судна по борьбе с пожаром должны быть определены оперативными планами, разработанными в 

соответствии 

с 

НБЖС. 

     

Для отражения специфических условий борьбы с пожаром на судах при перевозке опасных грузов оперативный план 

соответствующего грузового помещения должен быть откорректирован путем разработки карты корректировки по форме, 
приведенной 

в 

приложении 

10. 

     

Карта  корректировки  оперативного  плана  должна  разрабатываться  после  утверждения  грузового  плана  судна.  При 

разработке карты должны быть учтены требования, установленные в Аварийных картах (приложение 7). Номер Аварийной 
карты 

для 

каждого 

конкретного 

груза 

указан 

в 

приложениях 

15 

или 

16. 

Карта  корректировки  оперативного  плана  должна  выполняться  на  листах  форматом  297  x  210  мм. 
     

На  оборотной  стороне  карты  или  на  отдельном  листе  такого  же  размера  должна  быть  вычерчена  в  двух  проекциях 

схема грузового помещения судна с указанием мест нахождения опасных и других грузов. На схемах должны быть также 
указаны  места  расположения  первичных  средств  пожаротушения,  ближайших  пожарных  рожков  системы  водо-  и 
пенотушения 

и 

пути 

подачи 

пожарных 

стволов 

и 

пеногенераторов. 

     

Расположение груза на схеме должно быть показано черным цветом, средств пожаротушения  - синим, лазы, входы и 

другие пути эвакуации - зеленым, наименование запрещенных огнетушащих средств и двойная штриховка условного очага 
пожара - красным.. Карта корректировки оперативного плана должна храниться вместе с оперативным планом в папке для 
руководящих документов по борьбе за живучесть судна на ГКП и у командира аварийной партии.. До выхода судна в рейс 
должна  быть  проведена  практическая  отработка  действий  аварийной  партии  по  откорректированному  оперативному 
плану.  Если,  исходя  из  особенностей  начала  рейса,  отработать  такие  действия  в  порту  погрузки  невозможно,  то  это 
должно  быть  сделано  в  течение  первых  суток  перехода.  Время  и  результаты  отработки  заносятся  в  судовой  журнал. 
     

При  длительности  перехода  более  двух  недель  должна  быть  произведена  повторная  отработка  оперативного  плана 

путем проведения общесудовой тревоги. При перевозках судном одних и тех же грузов повторная обработка оперативных 
планов  производится  при  смене  экипажа  на  25%  и  более..  Карта  корректировки  оперативного  плана  должна 
разрабатываться  в  соответствии  с  требованиями  НБЖС  по  составлению  оперативного  плана  по  борьбе  с  пожаром  с 
учетом  свойств  опасных  и  других  находящихся  в  помещении  грузов,  их  количества,  места  размещения  на  судне, 
технической оснащенностью грузовых помещений и судна в целом средствами борьбы с пожаром.. Рекомендуемые (РОС) 
и запрещенные (ЗОС) огнетушащие средства для конкретных опасных грузов указаны в приложениях 15 и 16. Для грузов 
под обобщенными наименованиями, для которых в приложении 16 не указаны РОС и ЗОС, такие сведения должны быть 
даны 

отправителем 

при 

подаче 

заявки 

на 

перевозку 

груза. 

В  карте  корректировки  оперативного  плана  в  качестве  основного  и  дополнительного  огнетушащих  средств  должны 
выбираться разрешенные для данного груза средства, имеющиеся на судне в необходимом количестве.. Интенсивность 
подачи  огнетушащих  средств  должна  рассчитываться  на  всю  площадь  (или  объем)  грузового  помещения  судов  с 
вертикальным способом погрузки, для судов с горизонтальным способом погрузки и для открытых палуб судов всех видов 

на площадь, фактически занятую опасным грузом, с учетом расхода огнетушащего средства на охлаждение других грузов 

и 

судовых 

конструкций. 

      

Огнетушащие 

средства 

     

.  В  зависимости  от  принципа  воздействия  на  процесс  горения  огнетушащие  средства  разделяются  на: 

      

     

охлаждающие  зону  горения  и  снижающие  степень  нагрева  горючих  веществ  ниже  минимально  необходимой  для 

процесса горения (вода, водные растворы солей, твердый диоксид углерода, в определенной степени такими свойствами 
обладает 

состав 

СЖБ); 

     

разбавляющие  газовую  среду  в  зоне  горения,  т.е.  снижающие  в  ней  концентрацию  окислителя  ниже  уровня, 

необходимого для процесса горения (диоксид углерода, азот, инертные газы, продукты сгорания топлива с низкой, менее 
9% объемных, концентрацией кислорода, в определенной степени такими свойствами обладает тонкораспыленная вода); 
     

изолирующие  горючее  вещество  от  зоны  горения  (все  виды  пены,  порошковые  составы,  песок,  листовые  негорючие 

материалы, 

брезент, 

кошма); 

     

ингибирующие  реакцию  горения  (галондированные  углеводороды  -  хладоны  114В2,  13В1  и  др.). 

      

 

.  Большинство  применяемых  на  судах  огнетушащих  средств  оказывают  комбинированное  воздействие  на  процесс 

горения:  вода  -  охлаждает  горящее  вещество,  а  образующийся  при  этом  водяной  пар  разбавляет  окислитель  в  зоне 
горения, пена - изолирует и охлаждает зону горения, порошковые составы - изолируют зону горения, рассекают пламя и 
тормозят 

реакцию 

горения. 

 

 

.  Некоторые  негорючие  опасные  грузы  могут  опасно  взаимодействовать  с  тем  или  иным  огнетушащим  средством.  Для 
таких грузов соответствующие огнетушащие средства указаны в приложениях 15 и 16 как запрещенные, что должно быть 
учтено 

при 

размещении 

грузов 

на 

судне 

и 

при 

тушении 

пожара. 

При тушении пожара допускается совместное применение разных огнетушащих средств, если действие одного из них не 
снижает 

эффективности 

другого. 

     

Запрещается 

одновременное 

применение 

пено- 

и 

водотушения. 

     

Эффективно  могут  применяться  углекислотное  тушение  совместно  с  пенотушением..  Допускается  применение 

огнетушащих  средств,  не  запрещенных  настоящими  Правилами  для  конкретного  груза  и  не  указанных  как 
рекомендованные, 

если 

рекомендованные 

огнетушащие 

средства 

исчерпаны. 

При  перевозке  грузов,  требующих  только  специальных  огнетушащих  средств,  которыми  не  располагает  пароходство, 
фрахтователь обязан предоставить таковые в необходимых количествах за свой счет..  

 

При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров опасных грузов необходимо учитывать 

рекомендации Международного морского кодекса по перевозке опасных грузов (IMDG – CODE) и национальных 

правил. Особенно это важно для веществ, способных опасно воздействовать с водой, когда подача ее (также 

пены, пара) не только не даст эффекта тушения. Но чаще наоборот приводит к образованию в трюме 

взрывоопасных и/или ядовитых концентраций атмосферы. 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10