300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 59

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  57  58  59  60   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 59

 

 

Рис. 225. Транцевая пли-

та для тяжелого катера

/ — плита, легкий сплав

или сталь, толщиной 2,5 мч,

2 — упор регулируемой

длины труба 24X1,5 с при-

варенными по концам гай

ками М12 правой и левой

резьбы, 3 — обушок с резь

бой М12 на длине 30 уч,

4 — кронштейн, 5, 6 —

кронштейны петли, 7 -— па-

лец s 8—10 мм

изменять отклонение транцевых плит на ходу катера

(рис. 223).

Наиболее простые плиты можно сделать из алюминие-

вого угольника и пластины (рис. 224) Угольник / при-

клепывают к транцу лодки. К нижней его полке прикреп-

ляют пластину 2, у которой угол отгиба задней кромки

регулируется отжимными винтами 3. Для мотолодок

длиной 4,5 и а = 150 мм, б = 75 мм, для катеров длиной

6,5 м а = 200 мм, б — 120 мм (а и б — размеры пластины).

На тяжелых катерах с центром тяжести, значительно

смещенным к корме, требуется более прочная конструкция

с упором регулируемой длины. Расстояние от кормовой

кромки плиты до транца рекомендуется принимать в пре-

делах 2—3% длины катера по ватерлинии, а ее ширину —

равной Vj—V

6

 ширины корпуса по скуле (рис. 225).

Плиты голландской фирмы «Ден Оуден» с паралле-

лограммной подвеской к транцу (рис. 226) предназначены

для улучшения стартовых

свойств глиссирующих ка-

теров.

На стоянке они погру-

жены в воду под опреде-

ленным углом атаки к дни-

щу катера. Угол опреде-

ляется опытным путем для

данного судна и устана-

вливается посредством

зубчатого соединения и

гайки-барашка. Плиты до-

237

Рис. 226. Самоустанавливающаяся
плита фирмы «Ден Оудего

вольно тяжелые, поэтому OHI держатся под установленным

углом до тех пор, пока кггер не разовьет полной ско-

рости, а давление на задне! кромке плиты не достигнет

определенной величины; тсдько тогда плиты автомати-

чески поднимутся.

Благодаря применению этой конструкции плит су-

щественно сокращается перюд разгона катера и эконо-

мится моторесурс двигателя

283

Если мотор слишком велик

Нередко на лодку с всдоизмещающими круглоску-

лыми обводами устанавливает излишне мощный авто-

мобильный двигатель. Корма таких судов не приспособ-

лена к тому, чтобы воспринггь гидродинамическую подъ-

емную силу, которая начишет действовать на днище при

повышении скорости.

Немного улучшают полокение транцевая плита (рис.

227, а) увеличенной площад! или плавники (рис. 227, б),

закрепленные по бортам в сорме. Лучше же надстроить

на днище у транца так называемый подпорный клин

(рис. 227, в и г). Полученная широкая плоская корма поз-

волит лодке выйти на скольжение, если только она не

слишком тяжела. Во всяком случае, дифферент на корму

снижается и скорость возражает.

Рис. 227. Средства уменышния ходового дифферента на

водоизмещающих лодках: а — транцевая плита; б — пли-

ты, закрепленные по бортам; в, г — подпорный клин

238

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Две конструкции стойки для подвесного мотора 284

Несколько таких переносных стоек должно быть

на каждой лодочной стоянке. Они необходимы при ре-

монте и регулировке подвесных моторов на берегу. Собрать

стойку можно из полутора- или двухдюймовых досок

(рис. 228, а). Нижние опорные брусья 4 крепятся к стой-

кам 2, соединенным поперечной 5 и подмоторной доской /.

Больший конец брусьев выпускается в сторону подвески

мотора. Полезно сделать полку 3 с бортиками, на кото-

рую можно класть мелкие детали, крепеж и т. п.

Рис. 228. Стойки для подвесного мотора

239

Складная стойка-козлы (рис. 228, б) удобна тем, что

для нее проще найти место в рундуке. Кроме того, ио-
тор можно устанавливать на ней под разными углами

наклона.

Подкосы 8 прикрепляют к основным стойкам 6 на

прочных петлях 11. В рабочем положении подкосы фикси-
руются двумя стальными угольниками 9, вращающимися
на болтах 7. У подкоса в угольнике могут быть сделаны
несколько отверстий для болта 10, который фиксирует
положение угольника на подкосе при раскладывании ко-

зел. На угольниках удобно располагается и полочка 12.

285

Тележка для перевозки подвесного мотора

Носить на плече тяжелый мотор от места хранения

до лодки — удовольствие не из приятных. Поэтому

приобретите два колеса, например от детского велоси-
педа, и сделайте простую тележку (рис. 229). Кроме колес
нужна тонкостенная труба размером примерно  2 x 2 5 ,

ось и обрезки двухдюймовой доски.

Для того чтобы мотор можно было хранить на те-

лежке, необходимо предусмотреть хотя бы частич-

ную разгрузку колес. С
этой целью нижние отогну-
тые концы трубы / делают
в виде опорных лап, опу-

щенных на 5 мм ниже ко-
леса 2.

Ось 3 можно выточить

из прутка диаметром 20 мм.
К ней и опорным концам

трубы целесообразно при-

варить пластинку 4 с вы-
резом посредине для пятки

дейдвуда. Подмоторная
доска 5 крепится к трубе

/ болтами Мб. Отверстия

для крепления лучше свер-

Рис. 229. Тележка дня перевозки

  л и т ь  п 0  м е с т

У РУ

Ч Н О Й

мотора • дрелью.

240

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  57  58  59  60   ..