300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 45

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  43  44  45  46   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 45

 

 

будут играть роль пружин). После такой замены двига-

тель максимальных оборотов не разовьет, но запускаться

будет легко. В тяжелую минуту лучшего и желать нельзя.

Как предотвратить западание поршневых колец

Если кольца плохо пружинят, т. е. склонны к запада-

нию, нужно прежде всего отмыть от нагара поршни, го-

ловки цилиндров, выхлопной тракт. Для этой цели лучше

использовать смесь ацетона с бензином в пропорции 1 : 5.

Эту операцию проделывают периодически -в течение всего

сезона и даже в походе, когда мотор изо дня в день рабо-

тает с большой нагрузкой. Вывернув свечи и залив на

ночь ацетоновой смесью камеру сгорания, вы предотвра-

тите западание колец. Особенно это рекомендуется делать

владельцам «Вихрей», «Москвы-25» и «Нептуна».

Если компрессия у мотора недостаточна, следует за-

менить поршневые кольца. Однако если на них нет за-

метных повреждений, можно заменить лишь верхнее

кольцо, которое подвергается наибольшему износу. После

замены колец двигатель должен не менее 20 мин прора-

ботать в обкаточном режиме. При установке колец (и

вообще при сборке мотора) ни в коем случае нельзя при-

менять тавот, вазелин и другие густые смазки, иначе сгорят

подшипники, которые рассчитаны на смазку топливной

смесью. Поэтому пользуйтесь автолом или маслами МС,

МК, а уж если все-таки применили густую смазку, то

перед сборкой смойте ее бензином.

218

Фиксация реверса на „Вихре'

219

Тем, кто хоть раз вручную (не прибегая к дистанцион- -

ному управлению) переключал реверс на «Вихре», зна-

комо это чувство: тянешь ручку и никак не можешь найти,

где же начинается холостой ход. Чаще с переднего хода

'сразу включается задний, мотор откидывается, двигатель,

лишенный нагрузки (винт вышел из воды), взвывает. . .

Если же не надет кожух, то маховиком можно содрать

кожу на руке.

Простейший и достаточно надежный фиксатор можно

сделать самостоятельно. Из пружинной 1,5-миллиметровой

проволоки согните фиксатор 3 (рис. 162). Снимите ручку

181

Вид А

Рис. 162. Фиксатор тяги реверса «Вихря»

для переноски мотора, отверните рукоятку переключения

реверса и просверлите в приливе 1 поддона отверстие.

Вставьте в отверстие фиксатор до упора и закрепите его,

согнув конец, выступающий с обратной стороны прилива.

Найдем положение тяги 2, которое нужно зафиксировать,

и в точке ее соприкосновения с фиксатором сделаем про-

пил 4 глубиной примерно в половину диаметра проволоки,

из которой сделан фиксатор. Четкость фиксации будет

зависеть от глубины и конфигурации пропила, поэтому

при работе надфилем рекомендуем время от времени про-

верять, как фиксируется тяга.

220

Предохранение редуктора

мотора „Москва" от воды

Резиновую или пластмассовую шайбу закрепите на

вертикальном валу (рессоре, как его часто называют)

в том месте, где он выходит из корпуса редуктора. Во

время работы мотора шайба, вращаясь вместе с валом,

отбросит за счет центробежных сил попавшие на верх-

ний сальник грязь и воду.

221

Не оставляйте «ногу» мотора в воде

При остановках, даже если под килем больше трех

футов, лучше откинуть мотор на защелку. Дело в том, что

сальники горизонтального вала, рычага переключения

хода и торсионного вала не являются вакуумными уплот-

нениями. При длительном напряженном режиме работы

мотора смазка в редукторе от трения шестерен разогре-

182

вается и увеличивается в объеме. При остановках же, на-

оборот, она охлаждается и сжимается. В результате внутрь

редуктора засасывается вода. Чем холоднее вода, тем.

это явление происходит быстрее.

Дейдвудный подшипник

Концевой опорой гребного вала чаще всего служит

резино-металлический подшипник, называемый также под-

шипником Гудрича. Несложный по конструкции, он до-

вольно хорошо соответствует своему назначению. Смаз-

кой, уменьшающей трение, является забортная вода.

Однако в продаже такой подшипник найти практически

невозможно, его выпускают только для двигателей

СМ-557Л. Опытные водномоторники делают подшипник

Гудрича своими руками. Разработана несложная техно-

логия, которую можно рекомендовать всем любителям.

Выточите из латуни, бронзы или стали втулку 3

(рис. 163). Внутри заполните и заварите ее резиной. Чтобы

резина прочнее закрепилась на металле, нужно просвер-

лить во втулке десяток отверстий диаметром примерно

4 мм. Работу упростит несложное приспособление, которое

соетоит из втулки 2, донышка 4 и поршня — плунжера /.

Сырую резину, обычно применяемую для ремонта авто-

мобильных шин, нужно нарезать мелкими кусочками и

плотно «горой» набить во втулку подшипника. Необходимо

выдержать приспособление под прессом при постепенном

увеличении давления, что-

бы резина заполнила все

пустоты, а затем поме-

стить примерно на 2,5 ч

в варочную плиту, кото-

рую можно найти в любой

автомастерской.

.В резине, заполнившей

втулку, сверлится отвер-

стие (сверлом диаметром

на 2 мм меньше диаметра

гребного вала), вдоль ко-

торого прорезаются че-

тыре канавки треугольно-

го сечения для подтока р

и с

.

  1 6 3

. Самодельный подшипник

смачивающей воды. Гудрича

183

222

223

Самодельные сальники

Коррозия обжимной пружины сальника Л° 2.215-000

вала ведущей шестерни — одна из наиболее частых при-

чин нарушения герметичности корпуса редуктора мотора

«Вихрь». Чтобы сделать сальник водостойким, на него

надевают вместо пружинок резиновые колечки, отрезан-

ные от шланга соответствующего диаметра. Колпачком

для картерного сальника отлично служит резиновое уплот-

нительное кольцо № 2.211.004 (от стакана подшипника

на валу винта).

224 Глушитель и выхлопная труба

Глушитель представляет собой трубу / (рис. 164) втрое

большего диаметра, чем выхлопная. Выхлопная труба за-

канчивается в глушителе сферическим дном 2. На выхлоп-

ной трубе внутри глушителя просверливаются отверстия

диаметром 5 мм. Из глушителя выхлопные газы через

патрубок 3 и трубу 4 отводятся за борт, как правило,

через транец. Трубу под палубой проводят с изгибом

кверху, чтобы забортная вода через выхлопное отверстие

не попадала в двигатель. Для этой же цели у выходного

отверстия иногда ставится клапан. Крепится выхлопная

труба под палубой к набору судна бугелями. Изоляция вы-

хлопной трубы состоит из проволочной сетки 8 (ячейка

12 X 12 мм), служащей каркасом, слоя асбестового це-

мента 7 толщиной 10—12 мм, асбестового полотна 6 и

жестяного кожуха 5. Асбестовым полотном обматывается

Рис. 164.

Тель

184

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  43  44  45  46   ..