300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 10

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 10

 

 

Рис. 28. Буйреп с буйком

Чтобы не потерять якорь

При плавании по внутренним водохранилищам, за-

соренным корягами и затопленными деревьями, вероят-

ность остаться без якоря очень велика. Поэтому отдавать

якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов

с веретеном) буйреп с буйком, не следует (рис. 28).

Лучше всего иметь буек с буйрепом, или томбуй, длиной

10—15 ж постоянно в снабжении судна. В крайнем случае

вместо буйка можно использовать любой плавучий пред-

мет: деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п.

Если якорь застрял и вытянуть его за якорный канат

невозможно без риска обрыва каната, то достаточно потя-

нуть за буйреп, и якорь освободится.

Хорошо иметь на тренде постоянную скобу или отвер-

стие для буйрепа.

Томбуй пригодится для подъема якоря и при обрыве

якорной цепи.

Якорь, который нельзя потерять

Путем несложного изменения крепления цепи или

каната к якорю можно обойтись и без томбуя. Нужно

сделать так, чтобы при застревании якоря в грунте цепь

могла бы опуститься по веретену к тренду. Тогда доста-

точно дать судну небольшой ход вперед — и лапы якоря

освободятся. Несколько типов таких нетеряющихся яко-

рей показаны на рис. 29. У якоря Данфорта (рис. 29, а)

41

36

37

Рис. 29 Якорь, который нельзя потерять

кольцо, за которое крепится цепь, скользит по щели в пло-

ском веретене; у оригинального якоря Бензона (рис. 29, в)

это кольцо может соскользнуть по одной из двух ветвей

веретена, выгнутого из круглого прутка. Подобный же

принцип применил и ленинградец Б. Е. Синильщиков,

изготовив якорь (рис. 29, б) для своего катера. Несложно

переделать и обычный якорь Холла (рис. 29, г), который

продается в магазинах (на веретено лучше надеть кольцо,

а не скобу: ее может заклинить).

38

Якорная цепь или канат?

Цепь более надежна, чем канат. Благодаря большому

весу она прижимает веретено якоря к грунту, а на волне

служит хорошим амортизатором, поглощающим рывки

42

судна. Цепь долговечнее каната, не нуждается в тщатель-

ном уходе и занимает меньше места на судне. На легких

лодках и катерах, где экономится каждый килограмм веса,

предпочтительнее канаты из растительного троса. Сталь-

ные тросы неудобны в обращении и недолговечны.

Кстати, вес 100 м якорной цепи можно определить из

расчета Р = 2,15d

2

 кгс, если цепь с распорками, и Р —

= 2,25d

2

 кгс, если цепь без распорок, где d — калибр

цепи, мм.

Комбинированный якорный канат

Якорный трос непосредственно у якорной скобы при-

мерно на 15% длины (5—7 м для катеров до 10 м) следует

заменить цепью. Этот участок своим весом прижмет ве-

ретено к грунту и усилит сцепление с ним якоря.

39

Закрепление якорной цепи на корпусе судна

Крепление должно отвечать двум главным' требова-

ниям: быть прочным и при необходимости быстро отда-

ваться, чтобы освободить судно от якоря. Обычно приме-

няемые скобы с резьбовым штырем, как правило, быстро

ржавеют; в критический момент отвинтить такой штырь

нелегко.

Просто и надежно закрепить цепь 2 можно с помощью

тонкого капронового шнура / (рис. 30). Такой шнур не

гниет, его можно легко развязать или, в крайнем случае,

Рис. 30. Крепление якорной цепи к кор-

пусу судна

40

43

обрезать. Чтобы прочность цепи в месте крепления была

не меньше, чем на остальных участках, цепь пропускают

через скобу 3, а шнуром поверх звеньев накладывают

тугую схватку.

41

Вьюшка для каната

Обычно якорный канат собирают в бухту и кладут на

пайол под носовую палубу. Удобнее, однако, хранить

канат на вьюшке (рис. 31), закрепленной к бимсам. Он

при этом всегда готов к отдаче, не запутывается и лучше

просыхает.

Вьюшку собирают из двух фанерных дисков (толщи-

ной по 6—8 мм) и пяти-шести сосновых планок. Диаметр

по планкам выбирайте максимальным — лишь бы вьюшка

не мешала в форпике, но он не должен быть меньше 6—8

диаметров растительного троса и 12—18 диаметров сталь-

ного.

Для того чтобы трос самопроизвольно не сматывался,

делается простой стопор из штыря, вставляемый в отвер-

стия в кронштейне и в щеке барабана. Разумеется, вьюшка

Рис. 31. Вьюшка якорного каната

44

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..