300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 2

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 2

 

 

высота

борта

Вес,

кгс

Пассажи-

ровмести-

мость,

чел

Мощность

подвесно-

го мотора,

л. с., и

скорость

с полной

нагрузкой,

км/ч

Цена,

руб

0,64

0,65

0,58

0,72

0,55

0,65

130

145

180

135

190

130

175

4

4—5

4

. 4

4

4

3

10; 15

20;

 32

10; 15

20; 28

10; 15

20;

 31

10;

 15

25; 30

20; 36

20; 35

20; 32,5

280

350

370

261,

280

600

720

750

0,65

0,80

0,46

0,65

0,50

180

220

105

186

140

5

6

3

4

3

20; 20

 20; 39

10; 20

25;

 26

20;

 39

642

1050

290

900

870

0,47

0,38

0,44

0,50

0,60

0,51

0,53

80

82

105

89

140

3

3

4

5

5

2,5;

 9,5

5

10

99

112

157

230

240

156

«Крым»— настоящая туристская лодка с.килеватыми

обводами, пригодная для плавания в крупных водохрани-

лищах или у морского побережья. Конструкция корпуса

цельносварная из листов алюминиево-магниевого сплава,

обладающего повышенной стойкостью к коррозии даже

в морской воде. Лодка оборудована тентом, мягкими рас-

кладными сиденьями и рассчитана на установку самого

мощного из выпускаемых у нас моторов — «Вихрь-30».

«Прогресс» — наиболее комфортабельное судно из тури-

стских мотолодок длиной до 5 м. Имеет вместительный кок-

пит, носовой багажник, кормовой запирающийся отсек

для хранения мотора. Снабжена тентом и съемными коле-

сами для буксировки за автомобилем. Достаточно море-

ходна и пригодна для плавания практически во всех вну-

тренних водохранилищах страны. Естественно, ради этих

качеств приходится жертвовать скоростью: с четырьмя

пассажирами под серийным «Вихрем» мощностью 20 л. с.

«Прогресс» развивает скорость не более 25 км/ч. Эта лодка

пригодна для плавания на спокойной воде, так как при

сильном ветре ударяется о волну плоским днищем, а кок-

пит забрызгивается. К недостаткам можно отнести и отсут-

ствие самоотливной подмоторной ниши.

При некоторой переделке и подкреплении транца на

«Прогрессе» можно установить два мотора общей мощ-

ностью до 40 л. с.

«Казанка-2М» — самая крупная из мотолодок, выпу-

скаемых промышленностью. Рассчитана на глиссирова-

ние с двумя моторами мощностью по 20 л. с. или на движе-

ние в переходном режиме с одним двадцатисильным мото-

ром и значительной нагрузкой. На лодке может быть уста-

новлен и автомобильный двигатель, если корпус подкре-

пить дополнительным набором. Благодаря увеличенному

надводному борту, заостренным обводам в носу и высоко

поднятой у форштевня скуле «Казанка-2М» обладает хо-

рошими мореходными качествами и ходкостью на волне.

Мотолодка «Янтарь» — самая маленькая из глисси-

рующих лодок, имеющихся в продаже. Ее можно эксплуа-

тировать с подвесными моторами мощностью до 12 л. с.

Корпус лодки изготовлен из стойкого к коррозии алю-

миниево-магниевого сплава, клепка заменена сваркой,

днище цельноштампованное. Все эти несомненные достоин-

ства «Янтаря» обеспечивают ему долгий срок службы.

Пластмассовая мотолодка «Нептун» отличается мягким

ходом на волнении благодаря изогнуто-килеватым обво-

10

дам днища. Кокпит несколько тесноват для четырех чело-

век, но в носу под палубой имеется значительный объем

для размещения походного снаряжения. Оптимальную

скорость развивает с моторами мощностью более 25 л. с.

Трехместная пластмассовая мотолодка «Юг-2500» отли-

чается хорошими ходовыми качествами под моторами

«Вихрь» и «Нептун», пригодна для первоначального обуче-

ния воднолыжному спорту. Предпочтительное использова-

ние — скоростные прогулки, ближний туризм.

Если вы покупаете самодельную мотолодку

Вес лодки длиной 3,5 м должен быть в пределах 60—

90 кгс, длиной 4м — 90—110 кгс, 4,5 м — 120—130 кгс.

Если корпус оклеен стеклопластиком, вес увеличивается

на 15—20 кгс.

Полная высота борта на 3,5-метровой лодке не менее

0,45 и на 4,5-метровой не менее 0,65 м.

Нос лодки, рассчитанной на мотор мощностью свыше

5 л. с, должен быть запалублен. Желательно ветровое

стекло: оно не только защищает от ветра и брызг, но и не-

редко спасает кокпит от заливания крутой встречной

волной. Хорошо, если в корме есть подмоторная ниша или

моторный отсек, отделенный от корпуса непроницаемой

переборкой.

Лучше, если борта будут расширены к палубе по всей

длине корпуса. Завал бортов в корме не только некрасив,

но и ухудшает остойчивость лодки при большом крене.

Желательно, чтобы форштевень имел наклон и плавно

сопрягался с килем. Шпангоуты в носу должны иметь

килеватость, иначе лодка будет испытывать сильные

удары о волну.

Килеватость днища в районе кормы должна уменьшаться,

но лучше, если у транца она все же будет в пределах 5—9°.

Слишком плоскодонную лодку сильно заносит на поворо-

тах, а для корпуса с килеватостью на транце больше 10°

пригодны только мощные моторы.

Убедитесь в прочности корпуса. Днище фанерной

4-метровой лодки должно быть не тоньше 5 мм, толщина

борта и палубы 3—4 мм. Нужно, чтобы шпангоуты и стрин-

геры, на которые опирается обшивка, пересекаясь, обра-

зовывали прямоугольники размерами не более 600 X

Х250 мм. Проверьте качество фанеры в тех местах, где

11

есть доступ для осмотра торцов на транце, на скуле, у фор-

штевня. Авиационная фанера, обладающая лучшим каче-

ством, — пятислойная, в отличие от трехслойной строи-

тельной. Снимите краску и убедитесь, что фанера не рас-

слаивается. Разумеется, корпус не должен протекать.

На металлических или фанерных лодках необходимо

установить герметичные бачки или плиты пенопласта,

обеспечивающие плавучесть лодки при аварии.

Гребные лодки

На небольших реках и озерах нет нужды заводить

быстроходное судно. Гораздо больше удовольствия можно

получить на простой гребной лодке, рассчитанной на дви-

жение под веслами со скоростью 5—7 км/ч. Обычно такие

лодки имеют заостренную в подводной части корму. Как

и на любом водоизмещающем судне, устанавливать на них

мощный мотор нет смысла: обводы корпуса все равно не

позволят выйти на глиссирование.

На гребных лодках длиной до 4 м не следует устанавли-

вать мотор мощностью более 3 л. с, а на 5—6 -метровых —

более 5 л. с. В противном случае плавание может оказаться

и небезопасным.

Шпоновая лодка ШПШ-ЗМ — дешевая, легкая и прак-

тичная. Корпус, выклеенный на водостойком клее из

шпона, не протекает и нуждается лишь в минимальном

ежегодном ремонте. Недостатки лодки: низкая остойчи-

вость и малый запас плавучести в случае опрокидывания

или заливания волной. При авариях можно рассчитывать

только на спасательный нагрудник или круг.

Прогулочные одно- и двухместные лодки (фофаны).

С ними можно ознакомиться на любой станции проката

лодок. В отличие от шпоновых, их необходимо держать

на воде постоянно, иначе обшивка рассохнется и даст

течь. Весной корпусу лодки требуется тщательный ремонт

для защиты от впитывания влаги.

Пластмассовые лодки «Ласточка», «.Бычок-2» и «Пелла»

хороши тем, что материал их корпуса (стеклопластик) не

набухает, не гниет, обладает достаточной прочностью и эла-

стичностью. При хорошем качестве наружного слоя пла-

стика корпус не нуждается в окраске. И наконец, эти

лодки имеют запас плавучести, достаточный для того,

12

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..