Главная      Учебники - Металлургия     Лекции по металлургии - часть 1

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  83  84  85   ..

 

 

Привод ленточного конвейера. Червячный редуктор.

Привод ленточного конвейера. Червячный редуктор.

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Срок службы 6 лет

Тип червяка – ZA – архимедов цилиндрический червяк

Диаметр барабана D = 200 мм

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
График нагрузки
S1
S2
S1 = F

ВВЕДЕНИЕ

1.3. Общий коэффициент полезного действия привода.

Мощность на первом валу

Схема редуктора
ДМ 2501.100.000 ПЗ
Изм Лист № документа Подпись Дата
Разработал Неупокоев Д.А. Привод ленточного конвейера Лит. Лист Листов
Проверил Слесарев Е.Н. у 2 44
КГУ группа М-3115
Н. контр.
Утв.

Расчетные

Номера валов
I II III
Передаточноечисло ступени U=40.724
Мощность Р, кВт 1.293 0.512 0.486
Обороты n, об/мин 700 17.189 17.189
Момент Т, Н×м 17.64 284.461 270.016

max,

=

Fr1

Назначаем материал вала - сталь 40ХН. Принимаем по таблице 3 [3]:

sВ

Основные геометрические размеры червячного колеса были нами определены ранее. Для удобства дальнейшего использования выпишем их:

Колесо конструируем отдельно от вала. Изготовим червячное колесо составным (рис.4.1.): центр колеса из серого чугуна, зубчатый венец – из бронзы БрА9ЖЗЛ. Соединим зубчатый венец с центром посадкой с натягом. Так как у нас направление вращения постоянное, то на наружной поверхности центра сделаем буртик. Такая форма центра является традиционной. Однако наличие буртика усложнит изготовление и центра, и венца.


Боковые крышки корпуса центрируем по переходной посадке и крепим к корпусу болтами. Диаметры болтов принимаем по формуле:
D d d z d1 d2 C Dф
для правой опоры червяка 52 6 6 4 7 5 8 88
для левой опоры червяка 52 6 8 4 7 5 14 98
для опор вала колеса 80 8 8 4 8 6 8 114
D Da d d1 d2 C Dф t болт
d z
52 66 7 7 7 8 98 2 8 4

My


Mz


Опорные реакции в горизонтальной плоскости:
= -184.353 + 1052.506 – 868.153 = 0

Опорные реакции в вертикальной плоскости:

Суммарный изгибающий момент в сечении С:

Моменты сопротивления сечения вала-червяка (по таблице 4[3]):

Напряжения изгиба:

по касательным напряжениям:

Коэффициент запаса только по нормальным напряжениям изгиба:

Коэффициент запаса только по касательным напряжениям кручения:

Коэффициент запаса сопротивлению усталости:
горизонтальная плоскость
вертикальная плоскость


Опорные реакции в горизонтальной плоскости:
= 996.799 - 1052.506 + 55.707 = 0

Опорные реакции в вертикальной плоскости:

Суммарный изгибающий момент в сечении С:

Моменты сопротивления сечения вала при наличии шпоночного паза (по таблице 4[3]):


Напряжения изгиба:

по касательным напряжениям:

Коэффициент запаса только по нормальным напряжениям изгиба:


Ресурс подшипника:


Полные радиальные реакции опор

Выбираем Х = 0.4 и Y = 0.86 (по рекомендациям [4])

Рассчитаем приведенную нагрузку первого подшипника

P1 = (V×X×Fr 1 + Y×Fa 1 )×Kб ×Kт , где

Kб = 1.3 – коэффициент безопасности (по таблице 6.3 [4]);

KТ = 1.0 – температурный коэффициент (по таблице 6.4 [4]);

Х – коэффициент радиальной нагрузки;

V – коэффициент вращения относительного вектора нагрузки внутреннего кольца подшипника.

P1 = (0.4×1×2324.12 + 0.86×65.191)×1.3×1.0 = 1281.426 (H)


Ресурс подшипника:

m =3.33 – показатель кривой выносливости.

Lh тр = 9460.8 ч – требуемая долговечность.

Lh 1 > Lh тр , подшипники удовлетворяют поставленным требованиям.

8. ПРОВЕРКА ПРОЧНОСТИ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ И ПОСАДКИ ВЕНЦА ЧЕРВЯЧНОГО КОЛЕСА.

8.1. Рассчитаем шпоночное соединение для входного вала с муфтой. Шпонку выбираем призматическую по ГОСТ 23360-78. Размеры шпонки выбираем по таблице 19.11 из [4]:

- сечение b´h = 6 ´ 6 мм;

- фаска 0.3 мм;

- глубина паза вала t1 = 3.5 мм;

- глубина паза ступицы t2 = 2.8 мм;

- длина l = 32 мм.


Шпонка призматическая со скругленными торцами. Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:

При чугунной ступице [s]см = 70…100 МПа.


Передаваемый момент Т = 17.64 Н×м.

sсм < [s]см , следовательно, допустимо установить муфту из чугуна СЧ20

8.2. Рассчитаем шпоночные соединения для выходного вала.

8.2.1. Соединение вал-колесо.

Шпонку выбираем призматическую по ГОСТ 23360-78. Размеры шпонки выбираем по таблице 19.11 из [4]:

- сечение b´h = 14 ´ 9 мм;

- фаска 0.5 мм;

- глубина паза вала t1 = 5.5 мм;

- глубина паза ступицы t2 = 3.8 мм;

- длина l = 48 мм.


Шпонка призматическая со скругленными торцами. Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:

При чугунном центре колеса [s]см = 70…100 МПа.


Передаваемый момент Т = 284.461 Н×м.

sсм < [s]см , следовательно, допустимо центр червячного колеса изготовить из серого чугуна СЧ20

8.2.2. Соединение вала с муфтой.

Шпонку выбираем призматическую по ГОСТ 23360-78. Размеры шпонки выбираем по таблице 19.11 из [4]:

- сечение b´h = 10 ´ 8 мм;

- фаска 0.4 мм;

- глубина паза вала t1 = 5 мм;

- глубина паза ступицы t2 = 3.3 мм;

- длина l = 50 мм.


Шпонка призматическая со скругленными торцами. Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:

При чугунной ступице [s]см = 70…100 МПа.


Передаваемый момент Т = 284.461 Н×м.

sсм < [s]см , следовательно, допустимо установить муфту из чугуна СЧ20

8.3. Выбор посадки для венца червячного колеса.

Мощность, передаваемая червячным колесом Р2 = 0.512 кВт;

Частота вращения n2 = 17.189 об/мин;

Вращающий момент, передаваемый червячным колесом Т = 284.461 Н×м.

Венец выполнен из бронзы БрА9ЖЗЛ отливка в кокиль (sТ = 245 МПа), чугунный центр - из серого чугуна СЧ20 (sпч.р = 118 МПа; n = 0.25) Колесо изображено на рис.4.1.


Минимальное контактное давление, которое должно быть создано по поверхностям сопрягаемых деталей для передачи момента Т:

Определим величину минимального расчетного натяга:


Принимаем для материала охватываемой детали (чугуна) Е1 = 1.3×105 МПа и m = 0.25; для материала венца - Е1 = 1.1×105 МПа и m = 0.33.


Вычислим коэффициенты с1 и с2 :

Вычислим минимальный табличный натяг с учетом поправок:

DТ min = Dmin + u = 306 + 14.4 »320 мкм

По таблицам допусков и посадок [6] выбираем посадку в системе отверстия: DТ min = 330 мкм; DТ max = 420 мкм.

Проверку прочности соединяемых деталей производим при контактном давлении, соответствующем максимально возможной величине натяга:



Для опасных точек внутренней поверхности венца червячного колеса при n = 1.0 получаем:

Коэффициент запаса прочности:

Такой коэффициент запаса достаточен.


Для опасных точек колесного центра:

Таким образом, колесный центр имеет весьма большой запас прочности.

9. ВЫБОР СМАЗКИ РЕДУКТОРА И УПЛОТНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ.

9.1. Выбор системы и вида смазки.

Скорость скольжения в зацеплении VS = 1.842 м/с. Контактные напряжения sН = 142.58 Н/мм. По таблице 8.2 из [4] выберем масло И-Т-Д-220.

Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец червячного колеса был в него погружен на глубину hм :

hм max £ 0.25d2 = 0.25×200 = 50 (мм);

hм min = 2×m = 2×5 = 10 (мм)

При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники.

Объем масляной ванны V = 0.65×Pпот = 0.65×1.306 = 0.85 л.

9.2. Выбор уплотнений.

И для червяка, и для червячного колеса выберем манжетные уплотнения по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла.

10. ВЫБОР МУФТ.

10.1. Выбор муфты для входного вала.

Исходные данные известные из предыдущих расчетов:

- вращающий момент на валу Т = 17.64 Н×м;

- частота вращения входного вала n = 700 об/мин;

- диаметр консольного участка вала d1 = 18 мм;

- диаметр консольного участка двигателя d2 = 28 мм.

Так как диаметры консольного участка вала (18 мм) и консольного участка двигателя (28 мм) неодинаковы, то муфта, соединяющая их, будет нестандартная. Правую полумуфту выберем по ГОСТ 21424-75 для d = 28 мм: D = 120 мм; l = 42 мм. Левую полумуфту изготовим сами для d = 18 мм: D = 120 мм; l = 42 мм. Длина всей муфты L = 89 мм.

Тип муфты – с цилиндрическими отверстиями (рис. 10.1.).

10.2. Выбор муфты для выходного вала.

Исходные данные известные из предыдущих расчетов:

- вращающий момент на валу Т = 284.461 Н×м;

- частота вращения выходного вала n = 17.189 об/мин;

- диаметр консольного участка вала d = 36 мм.

Для данных параметров наиболее подходящая муфта упругая с торообразной оболочкой (рис 10.2.). Размеры этой муфты возьмем по таблице 15.4 из [4] (ГОСТ 20884-75):

d = 36 мм; D = 250 мм; L = 240 мм; l = 60 мм; nmax = 2000 об/мин.

Номинальный вращающий момент Т = 315 Н×м.

Максимальный момент при кратковременной перегрузке 1000 Н×м.

11. ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ РАМЫ.

Для изготовления рамы используются швеллера по ГОСТ 8240-72. Швеллера соединяются между собой посредством сваривания плавящими электродами.

Два продольных швеллера №12 длиной по 565 мм скрепляются между собой с левой части швеллером №12 длиной 45 мм, справа встык к ним приваривается швеллер №30 длиной 180 мм. В правой же части сверху устанавливается швеллер №18 длиной 180 мм параллельно швеллеру №30. Редуктор крепится на 2 продольных швеллера №12, а двигатель на 2 поперечных швеллера №18 и №30. В местах их крепления привариваются пластины и сверлятся отверстия диаметром 12 мм, а снизу привариваются косые шайбы. На нижних полках швеллеров №12 и №30 в местах крепления рамы к фундаменту сверлятся отверстия диаметром 12 мм и привариваются косые шайбы.

Габаритные размеры рамы: длина 665 мм, высота 310 мм, ширина 180 мм.

Формат Зона Поз. Обозначение Наименование Кол. Приме-чание
Документация
ДМ 2501.100.000 СБ Редуктор червячный
ДМ 2501.100.000 ПЗ Расчетно-пояснительная
записка
Сборочные единицы
1 ДМ 2501.110.000 Червяк
2 ДМ 2501.120.000 Вал выходной
Детали
3 ДМ 2501.100.001 Корпус 1
4 ДМ 2501.100.002 Крышка смотровая 1
5 ДМ 2501.100.003 Крышка смотровая 1
6 ДМ 2501.100.004 Крышка подшипника 1
7 ДМ 2501.100.005 Крышка подшипника 1
8 ДМ 2501.100.006 Крышка подшипника 1
9 ДМ 2501.100.007 Крышка подшипника 1
10 ДМ 2501.100.008 Стакан 1
11 ДМ 2501.100.009 Прокладка 1
12 ДМ 2501.100.010 Прокладка 1
13 ДМ 2501.100.011 Прокладка регулировочная 2
14 ДМ 2501.100.012 Прокладка регулировочная 2
15 ДМ 2501.100.013 Маслоуказатель 1
16 ДМ 2501.100.014 Отдушина 1
17 ДМ 2501.100.015 Винт грузовой 2
ДМ 2501.100.000 СП
Изм Лист № документа Подпись Дата
Разработал Неупокоев Д.А. Редуктор Лит. Лист Листов
Проверил Слесарев Е.Н. у 1 2
КГУ группа М-3115
Н. контр.
Утв

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  83  84  85   ..

 

Формат Зона Поз. Обозначение Наименование Кол. Приме-чание
18 ДМ 2501.100.016 Кольцо уплотнительное 2
19 ДМ 2501.100.017 Пробка коническая 1
Стандартные изделия