Главная      Учебники - Медицина     Лекции по медицине - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  138  139  140   ..

 

 

Анализ показателей здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии

Анализ показателей здоровья студентов Ижевской государственной медицинской академии

Показатель Всего в том числе
Дети Подростки Взрослые
2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г. 2003 г. 2004 г.
Общая заболеваемость 1856,6 1841,2 2737,8 2717,4 2226,7 2169,1 1609,4 1612,8
В т.ч. с диагнозом, установленным впервые в жизни 969,4 940,7 2141,1 2135,3 1382,4 1326,4 650,3 634,1
Общая заболеваемость по России 1411,3 н.с. 2084,4 н.с. 1733,9 н.с. 1252,3 н.с.

2002 год 2003 год 2004 год
Общая заболеваемость Первичная заболеваемость Общая заболеваемость Первичная заболеваемость Общая заболеваемость Первичная заболеваемость
Инфекционные и паразитарные болезни 4,8 6,4 4,9 6,5 4,2 6,0
Новообразования 2,0 0,9 1,9 0,9 2,1 1,0
Болезни эндокринной системы 1,9 0,6 1,8 0,6 1,9 0,7
Болезни крови и кроветворных органов 0,6 0,5 0,5 0,5 0,6 0,5
Психические расстройства 3,6 0,9 3,4 0,8 3,5 0,7
Болезни нервной системы 4,0 2,1 3,6 1,9 3,5 1,9
Болезни глаз 7,7 3,6 7,7 3,3 7,8 3,2
Болезни уха 2,9 3,3 2,7 2,9 3,0 3,3
Болезни системы кровообращения 8,4 1,6 9,2 1,8 10,0 2,0
Болезни органов дыхания 28,1 43,5 28,5 44,3 26,8 43,4
Болезни органов пищеварения 6,3 3,3 6,4 3,2 6,4 3,2
Болезни мочеполовой системы 7,1 5,4 6,8 4,6 7,4 4,9
Болезни кожи и подкожной клетчатки 4,6 6,7 5,0 7,2 5,3 8,1
Болезни косно-мышечной системы 7,5 3,3 7,4 3,2 7,7 3,2
Травмы и отравления 6,5 11,9 6,4 12,0 6,2 11,9

Таблица 4

Структура заболеваний студентов ИГМА за 2005 год (на 100 осмотренных)

Классы болезней 2003 год 2004 год 2005 год
Абс. p+m Абс. p+m Абс. p+m
Болезни эндокринной системы 12 13 15
Болезни крови и кроветворных органов 1 2 1
Болезни нервной системы 21 25 31
Болезни глаза 15 13 15
Болезни органов дыхания 298 319 354
Болезни органов пищеварения 271 265 275
Болезни ССС 16 19 21
Болезни мочеполовой системы 29 35 36
Болезни кожи и подкожной клетчатки 10 9 11
Болезни костно-мышечной системы 13 11 14
ЛОР-заболевания 35 49 45
Инфекционные заболевания 3 2 25
Травмы и отравления 9 11 12
Всего 733 773 855
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс
Абс. p+m (%) Абс. p+m (%) Абс. p+m (%) Абс. p+m (%) Абс. p+m (%) Абс. p+m (%)
Болезни эндокринной системы 0 0 2 1,6+1,1 3 2,3+1,3 3 2,1+1,2 4 2,5+1,2 3 1,9+1,1
Болезни крови и кроветворных органов 0 0 0 0 1 0,8+0,8 0 0 0 0 0 0
Болезни нервной системы 2 1,5+1,0 4 3,2+1,6 3 2,3+1,3 7 4,8+1,8 6 3,8+1,5 9 5,6+1,8
Болезни глаза 2 1,5+1,0 1 0,8+0,8 1 0,8+0,8 4 2,7+1,3 3 1,9+1,1 4 2,5+1,2
Болезни органов дыхания 49 36,6+4,2 54 42,8+4,4 61 46,9+4,4 65 44,5+4,1 60 37,7+3,8 65 40,6+3,9
Болезни органов пищеварения 36 26,9+3,8 41 32,5+4,2 40 30,8+4,0 47 32,2+3,9 62 39,0+3,9 49 30,6+3,6
Болезни ССС 6 4,5+1,8 3 2,9+1,5 2 1,5+1,1 3 2,1+1,2 4 2,5+1,2 3 1,9+1,1
Болезни мочеполовой системы 6 4,5+1,8 5 4,0+1,7 7 5,4+2,0 6 4,1+1,6 6 3,8+1,5 6 3,8+1,5
Болезни кожи и подкожной клетчатки 2 1,5+1,0 1 0,8+0,8 2 1,5+1,1 2 1,4+1,0 0 0 4 2,5+1,2
Болезни костно-мышечной системы 3 2,2+1,3 1 0,8+0,8 1 0,8+0,8 4 2,7+1,3 2 1,3+0,9 3 1,9+1,1
ЛОР-заболевания 6 4,5+1,8 7 5,6+2,0 7 5,4+2,0 4 2,7+1,3 10 6,3+1,9 11 6,9+2,0
Инфекционные заболевания 18 13,4+2,9 3 2,9+1,5 1 0,8+0,8 0 0 1 0,6+0,6 2 1,3+0,9
Травмы и отравления 4 3,0+1,5 4 3,2+1,6 1 0,8+0,8 1 0,7+0,7 1 0,6+0,6 1 0,6+0,6
В с е г о 134 100 126 130 146 159 160

3.2. Анализ заболеваемости по данным медицинских осмотров

В Ижевской государственной медицинской академии обучается 2221 студент, из них на лечебном факультете 1328 студентов, педиатрическом факультете – 508 студентов, стоматологическом – 385 студентов. Из общего числа сельские студенты составили 25%.

Очень важно своевременно выявить учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую активность, работоспособность, задерживают развитие организма. Раннее обнаружение патологических состояний, систематическое наблюдение за студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, осуществляется ежегодно на профилактических осмотрах и в течение года закрепленным за студентами специалистом. Приведенные данные в таблице 5 характеризуют структуру заболеваний студентов ИГМА.

Таблица 5

Распределение выявленных заболеваний среди студентов ИГМА (на 100 осмотренных)

Классы болезней

2003 год 2004 год 2005 год
всего абс. p+m (%) всего абс. p+m (%) Всего абс. p+m (%)
Болезни эндокринной системы 2127 135 6,3+0,5 2148 84 3,9+0,4 2221 114 5,1+0,5
Болезни нервной системы 2127 108 5,1+0,5 2148 100 4,6+0,4 2221 115 5,2+0,5
Болезни глаза 2127 574 27,0+0,1 2148 598 27,8+0,1 2221 603 27,1+0,9
Терапевтические болезни 2127 1802 84,7+0,8 2148 1090 50,7+1,1 2221 1446 65,1+1,0
Болезни мочеполовой системы 2127 414 19,5+0,8 2148 462 21,5+0,9 2221 438 19,7+0,8
Болезни кожи и подкожной клетчатки 2127 54 2,5+0,3 2148 114 5,3+0,5 2221 91 4,1+0,4
Болезни костно-мышечной системы 2127 294 18,5+0,8 2148 306 14,2+0,7 2221 355 16,0+0,8

Ведущее место у студентов среди заболеваний занимает терапевтическая патология – это, в основном, заболевания органов дыхания, органов пищеварения и заболевания органов системы кровообращения. На втором месте – болезни глаз, на третьем месте – болезни мочеполовой системы.

Данные актов медицинских осмотров студентов за последние два года (2003, 2004) обнаруживают рост хронических заболеваний среди студентов, что видно на диаграмме.

Преобладающими в структуре заболеваний являются заболевания пищеварительной системы (28%), на втором месте – заболевания мочеполовой системы (16,2%), на третьем месте – заболевания дыхательной системы (13,5%)

Для оценки здоровья молодежи есть четыре критерия: наличие или отсутствие хронических заболеваний, уровень функционирования основных систем организма, степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям, уровень физического развития и степень его гармоничности.

Сегодня большой процент молодежи имеет отклонения в состоянии здоровья. Это острые респираторные вирусные инфекции, ангины, хронический тонзилит, аллергические заболевания, нарушения зрения, функций опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечные заболевания, невриты, болезни сердечно-сосудистой системы и т.п.

Выделяют следующие группы здоровья:

Группа I – здоровые, не имеющие хронических заболеваний, соответствующим возрасту физическим развитием. Редко болеют;

Группа II – здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронически заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии;

Группа III – больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность;

Группа IV – больные с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной работоспособностью;

Группа V – больные с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией больные находятся в специальных лечебных учреждениях.

Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.

Учащиеся второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей, как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.

Учащиеся третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность ночного отдыха и сна. К сожалению, учебный процесс не может дать такой возможности нашим студентам.

3.3. Медицинская активность и некоторые стороны образа жизни

студентов ИГМА

По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому далее мы изучили влияние данных факторов на состояние здоровья студентов, использовав холистический подход к здоровью студентов на основе пяти основных компонентов: физическое здоровье (питание, сон-отдых, наличие заболеваний, отношение к сексу), духовное здоровье (самореализация, планы на будущее), социальное здоровье, интеллектуальное здоровье (образование, досуг), эмоциональное здоровье.

3.3.1. Физическое здоровье студентов и медицинская активность

Распределение респондентов по возрастным группам таково: до 18 лет – 14 человек включительно, 18-20 лет – 227 человек, 21-25 лет – 175 человек, старше 25 лет – 21 человек (таблица 6). Из них юношей – 197, девушек – 240.

Таблица 6

Распределение респондентов по возрастным группам

Возраст

Всего
Юноши Девушки
абс. p+m (%) абс. p+m (%)
До 18 лет 4 2,0+1,0 10 4,2+1,3
18 – 20 лет 170 86,3+2,4 57 23,8+2,7
21 – 25 лет 17 8,6+2,0 158 65,8+3,1
Старше 25 лет 6 3,0+1,2 15 6,2+1,6
Всего 197 100 240 100

При субъективной оценке состояния своего здоровья считают себя практически здоровыми 22,0+3,6% юношей-студентов и 14,9+1,9% девушек, часто болеют (более двух раз в год) – 17,4+3,3% и 21,1+2,2% соответственно, редко болеют (менее двух раз в год) – 43,2+4,3% и 35,7+2,6% соответственно. Имеют хронические заболевания 17,4+3,3% и 28,4+2,4% соответственно (таблица 7). Из них состоит на диспансерном учете 50,0+12,5% и 54,3+4,9% соответственно.


Таблица 7

Субъективная оценка здоровья студентов

Всего
Юноши Девушки
абс. p+m (%) абс. p+m (%)
Практически здоров(а) 29 22,0+3,6 51 14,9+1,9
Редко болею (менее 2 раз в год) 57 43,2+4,3 122 35,7+2,6
Часто болею (более 2 раз в год) 23 17,4+3,3 72 21,1+2,2
Имею хронические заболевания 23 17,4+3,3 97 28,4+2,4
Всего 132 100 342 100

Свои знания по вопросам здорового образа жизни респонденты оценивают на «хорошо» - 62% студентов, «удовлетворительно» - 34,7%, «неудовлетворительно» - 3,3%.

Придерживаются принципов здорового образа жизни необходимым считают 71,7% студентов, частично – 24,3%, не считают необходимым – 4%.

Наиболее значимым для человека является отношение к собственному здоровью. 8,9% юношей и 23,8% девушек задумываются о своем здоровье, считают себя здоровыми 7,8% и 14% соответственно, занимаются спортом 6,8% и 10,4% соответственно, воздерживаются от вредных привычек 6,1% и 18,7% соответственно.

Такие факторы как рациональное питание, закаливание, соблюдение режима дня, регулярные занятия своим здоровьем респонденты считают менее важными для себя

Основным фактором, мешающим заниматься своим здоровьем, является у студентов недостаток времени, у юношей – 34,0+3,2%, у девушек - 35,3+1,7%. У студентов-юношей преобладает отсутствие условий – 20,6+2,7%, материальные затруднения – 18,8+2,6% и лень – 14,7+2,4%. Девушки выделяют такие факторы, как материальные затруднения – 19,1+1,4%, лень – 17,5+1,3% (таблица 8).


Таблица 8

Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем

Всего
Юноши Девушки
абс. p+m (%) абс. p+m (%)
Отсутствие интереса 9 4,1+1,3 16 2,0+0,5
Отсутствие условий 45 20,6+2,7 133 16,4+1,3
Недостаток времени 74 34,0+3,2 287 35,3+1,7
Лень 32 14,7+2,4 142 17,5+1,3
Материальные затруднения 41 18,8+2,6 155 19,1+1,4
Отсутствие силы воли 16 7,3+1,8 75 9,2+1,0
Недостаток знаний о здоровом образе жизни 1 0,5+0,5 5 0,6+0,3
Всего 218 100 813 100

За медицинской помощью при заболеваниях обращаются к врачу 25,6+3,7% юношей и 30,2+2,1% девушек. В случае болезни занимаются самолечением 38,7+4,2% и 34,4+2,2% соответственно.

Что касается отношения респондентов к сексу, то 83,8+3,7% юношей и 64,3+2,6% девушек на вопрос «Живете ли Вы половой жизнью?» дали положительный ответ. Из них имеют несколько половых партнеров 28,9+5,0% и 10,5+4,3% соответственно. Следует отметить, что большой процент студентов предохраняются от нежелательной беременности и венерических заболеваний – 72,6+4,9% юношей и 86,9+2,3% девушек.


РАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Общеизвестно, что на состояние здоровья также влияют и социально-экономические факторы, и их доля влияния составляет 60%.

Социально-экономические факторы общества преломляются в жизни отдельного человека или групп населения в виде условий его или их условий труда, быта, отдыха, питания, уровня образования и культуры, уровня оказания медицинской помощи, уровня безопасности, социальной защищенности и т.д. В свою очередь, условия труда, быта, отдыха, питания индивида, опосредованные уровнем его образования и культуры, в совокупности - образ жизни данного индивида, вбирающего в себя как типичные черты данного слоя общества в целом, так и индивидуальные особенности, свойственные только этому человеку. Совокупное влияние факторов, составляющих образ жизни, достигает 49-53%. Отсюда понятно, почему сегодня во всем мире уделяется такое пристальное внимание изучению образа жизни и его оптимизации. Ведь это рычаг, при правильном, умелом использовании которого можно достаточно эффективно влиять как на состояние здоровья самого индивида, так и общества в целом.

Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строгом соблюдении режима вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Как же располагают своим временем наши студенты?

Большую часть свободного времени студенты предпочитают встречаться с друзьями – 22,4+2,7% юношей и 20,7+1,3% девушек, спать - 17,1+2,4% и 19,9+1,2% соответственно (таблица 9 ).


Таблица 9

Организация досуга респондентов

Всего
Юноши Девушки
абс. p+m (%) абс. p+m (%)
Читать книги 33 13,5+2,2 124 12,0+1,0
Смотреть телевизор 34 13,9+2,2 159 15,3+1,1
Встречаться с друзьями 55 22,4+2,7 215 20,7+1,3
Ходить в театры и кино 29 11,8+2,1 148 14,3+1,1
Спать 42 17,1+2,4 206 19,9+1,2
Развлекаться 29 11,8+2,1 162 15,6+1,1
Другое 23 9,4+1,9 23 2,2+0,4
Всего 245 100 1037 100

Актуальным социальным фактором являются жилищные условия (табл.10). 56,5+5,1% студентов проживают с родителями. Из проживающих в общежитии и на съемных квартирах 70,0% не были удовлетворены жилищно-бытовыми условиями (общежития уже старые и оно не соответствуют современным требованиям). 30% удовлетворены временными жилищно-бытовыми условиями.

Таблица 10

Характеристика жилищных условий респонлентов

Всего
Юноши Девушки
абс. p+m (%) абс. p+m (%)
С родителями 52
В общежитии
На съемной квартире
Отдельная квартира
Всего 100 100

Отношения с родителями студенты оценивают как прекрасные – 33,6%, ровные – 58,9%, конфликтные – 4,1% и никакие – 2,1%.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если он получает пищи больше, чем это необходимо для нормального развития, для работы и хорошего самочувствия человека, то он полнеет и, наоборот, если он получает энергии меньше, чем расходует, у него наблюдается дефицит веса. Сейчас среди молодежи встречаются и те, и другие.

Второй закон – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребность организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, привод к заболеванию и даже смерти. Как же питаются студенты ИГМА? При изучении режима питания учащихся обнаружилось, что среди обследуемых 46,5+5,0% юношей и 46,3+2,7% девушек принимают пищу три раза в день, четыре раза в день - 26,7+4,4% и 17,9+2,1% соответственно, два раза – 21,8+4,1% и 30,7+2,% соответственно и один раз – 4,9+2,1% и 5,1+1,2% соответственно.

Из числа опрошенных завтракают по утрам 70,0+4,6 юношей и 81,6+2,1 девушек.

Условия принятия пищи студентами в обеденный перерыв:

в буфете обедают 32,3+3,9 юношей и 53,7+2,8 девушек; в столовой –33,8+4,0 юношей и 19,7+2,2 девушек; приносят обед с собой 2,1+1,2 юношей, 7,8+1,5 девушек, другое – юноши – 31,7+3,9, девушки – 18,7+2,2.

При кажущемся благополучии опрос показал, что многие студенты, особенно юноши, принимают пищу беспорядочно. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой нагрузкой в вечернее время (таблица 11).

Таблица 11

Время принятия ужина респондентов

Время ужина

Всего
Юноши Девушки
абс. p+m (%) абс. p+m (%)
18 – 19 часов 39 37,1+4,7 223 67,8+2,6
20 – 21 час 45 42,8+4,8 94 28,6+2,5
Позднее 21 часа 21 20,0+3,9 12 3,6+1,0
Всего 105 100 329 100

Не менее важным в здоровом образе жизни является длительность ночного сна. От его продолжительности вплотную зависит дневная активность, работоспособность, умственная деятельность студентов. По результатам проведенного анкетирования было установлено, что у 63,1+4,8% юношей и 82,5+2,2% девушек ночной сон составляет менее 7 часов, 8 часов – у 33,0+4,6% и 13,4+2,0% соответственно. Лишь незначительный процент опрошенных студентов спят более 8 часов – 5,9+1,9% и 4,1+1,2% соответственно.

Занятия физкультурой и спортом

Одним из важных аспектов здорового образа жизни являются занятия физической культурой и спортом.

Значение мышечной деятельности в биологии и физиологии человека настолько велико, что ее совершенно справедливо расценивают, как главенствующий признак жизни.

Гиподинамия – сниженная физическая активность – одна из важнейших причин возникновения и развития большинства заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и т.д.

Будущий потенциал нашей страны во всех сферах человеческой деятельности во многом зависит от проводимых сегодня среди молодежи мероприятий, направленных на повышение ее физической активности и работоспособности, закаливание, усиление сопротивляемости организма к различным вредным воздействиям окружающей среды как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Как же обстоят дела с занятиями физкультурой и спортом среди студентов ИГМА? Из числа опрошенных респондентов не занимались утренней гигиенической гимнастикой 52,3+4,1% юношей и 50,1+2,1% девушек. Занимались - 14,1+2,8% и 10,3+4,6% соответственно. Ходят на занятия физкультурой 49,7+4,1% юношей и 55,5+2,4% девушек, посещают спортивные секции 36,3+3,9% и 34,2+2,3% соответственно.

Все студенты, занимающиеся по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная и специальная.

К основной группе относят учащихся без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят учащихся без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями при недостаточном физическом развитии.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограниченных физических нагрузок.

Учащиеся основной и подготовительной групп посещают занятия физической культуры, сдают нормативы (для подготовительной группы нормативы снижены).

Согласно проведенному анкетированию распределение респондентов по физкультурным группам представлено в таблице 12.

Таблица 12

Распределение студентов по физкультурной группе

Всего
Юноши Девушки
абс. p+m (%) абс. p+m (%)
Основная группа 77 77,0+4,2 105 38,1+2,9
Подготовительная группа 12 12,0+3,2 69 25,0+2,6
Специальная группа 10 10,0+3,0 99 35,9+2,9
Освобождены от занятий 1 1,0+1,0 3 1,1+0,6
Всего 100 100 276 100

В работах многих ученых за рубежом и в нашей стране было убедительно доказано, что у людей с недостаточно развитой мускулатурой, слабых в физическом отношении в пять раз чаще, чем у лиц тренированных и имевших развитую мускулатуру тела, встречались случаи психических срывов, тяжелых неврозов, резкого снижения трудоспособности. Таким образом, регулярные занятия физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое может помочь каждому противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим перегрузкам, в том числе при умственном труде.

Установлена прямая зависимость между успеваемостью студентов и их физическим развитием: те, кто имели пропорционально развитую мускулатуру за счет регулярных тренировок, гораздо лучше учились, больше успевали сделать на занятиях, скорее выполняли домашние задания, меньше уставали на занятиях и быстрее восстанавливали способность усваивать новый материал. С чем это связано?

Известно, что только около 10% нервных клеток коры головного мозга участвуют в процессах умственной деятельности человека. Остальные нейроны отвечают за работу других органов, в том числе управляют работой мышц. С периферии, т.е. от всех органов и систем, особенно от мышц и всего опорно-двигательного аппарата, в кору головного мозга поступает множество импульсов, значение которых исключительно велико для обеспечения процессов, связанных с мышлением и устойчивой аналитической деятельностью мозга. Если головной мозг лишить этой периферической импульсации, то вскоре все процессы, обеспечивающие мыслительную деятельность, затухают, кора головного мозга как бы отключается, и человек просто засыпает.

Следовательно, движение, вообще любое мышечное напряжение – необходимое условие для успешной плодотворной и, что самое главное, продолжительной и устойчивой работы мозга.

Утомление, которое испытывает каждый после напряженного трудового дня, связано, прежде всего, с усталостью коры головного мозга в результате снижения потока импульсов с периферии, понижения уровня глюкозы и кислорода в крови, накопления в организме остаточных продуктов обмена веществ – метаболических шлаков.

Самый верный и эффективный путь к высокой работоспособности, творческой активности, физическому совершенству, красоте и долголетию – высокая физическая активность.


ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Серьезной проблемой современности являются вредные привычки, которые наносят ущерб здоровью. Значимым звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики). Эти разрушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье.

Курение неоднократно характеризовалось как «один из факторов, представляющих наибольшую опасность для здоровья в настоящее время», а также как одна из основных причин случаев смерти, которые можно было бы предотвратить. Данные, полученные исследователями, свидетельствуют о том, что чем раньше человек начинает курить, тем больше вероятность развития у него таких опасных для жизни заболеваний, как хронический бронхит, эмфизема легких, сердечно-сосудистые заболевания т рак легкого.

Анализ ответов респондентов показал (табл.13): не курят – 52,5+5,0% юношей и 81,7+2,1% девушек. Курят 1-5 лет – 20,2+4,0% юношей и 6,3+1,3% девушек, нерегулярно курят 7,1+2,6% и 9,0+1,6% соответственно.

Таблица 13

Курение среди респондентов

Всего
Юноши Девушки
абс. p+m (%) абс. p+m (%)
Не курю 52 52,5+5,0 273 81,7+2,1
Курю менее 1 года 2 2,0+1,4 2 0,6+0,4
Курю 1 – 5 лет 20 20,2+4,0 21 6,3+1,3
Курю 6 – 10 лет 16 16,2+3,7 6 1,8+0,7
Курю более 10 лет 2 2,0+1,4 2 0,6+0,4
Курю нерегулярно 7 7,1+2,6 30 9,0+1,6
Всего 99 100 334 100

Из числа курящих юношей выкуривают менее полпачки 30,4+6,8%, девушек – 80,3+5,1%, одну пачку – 34,8+7,0% и 1,6+1,6% соответственно. Основная масса юношей начала курить после 15 лет – 73,9+6,5%, девушек – 58,7+6,2%. Одинаковое количество юношей начало курить в возрасте до 15 лет и после 20 лет – 13,0+5,0%. 12,7+4,2% девушек начали курить в возрасте до 15 лет, 28,6+6,0% - после 20 лет. Стаж курения у некоторых достиг уже более пяти лет. Юноши более часто курят, что является статистически достоверным (t=2, p<0,05).

Не менее опасна алкоголизация молодежи, нарастающая весьма высокими темпами. Причин для этого явления вполне достаточно: это неумение занять себя в свободное время, отсутствие клубов по интересам, частые праздники, поиск путей самоутверждения в обществе и подражание взрослым.

Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,3+4,7% юношей, 41,7+2,7% девушек. Один раз в месяц – 19,8+3,8% и 10,9+1,7% соответственно, не употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7% соответственно. Впервые попробовали спиртные напитки в возрасте после 15 лет 74,4+4,8% юношей и 69,2+2,9% девушек, до 10 лет – 3,7+2,1% и 2+0,9% соответственно. Юноши наиболее часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно (t=3,2, p<0,001).

Проблему преодоления алкоголизации общества в целом и молодежи в частности, необходимо ставить на одно из первых мест в масштабе государства.

Из числа опрошенных не употребляют наркотические средства 98,0+1,4% юношей и 98,2+0,7% девушек. Изредка – 2,0+1,4% и 1,2+0,6% соответственно. В числе регулярно принимающих наркотики юношей не оказалось, девушек – 0,6+0,4%.

Основной причиной вредных привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ (таблица 14).


Таблица 14

Причины вредных привычек

Всего
Юноши Девушки
абс. p+m (%) абс. p+m (%)
Стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ 52 52,0+5,0 134 49,4+3,0
Неустроенность быта и досуга 11 11,0+3,1 27 10,0+1,8
Отсутствие нормальных механизмов релаксации 22 22,0+4,1 47 17,3+2,3
Интерес 11 11,0+3,1 47 17,3+2,3
Семейные традиции 4 4,0+2,0 16 5,9+1,4
Всего 100 100 271 100

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Жизнь всех людей, независимо от их возраста, определяется условиями того общества, в котором они живут. Развитие людей, их социальное положение, характер их повседневной жизни, их стремления, возможности и здоровье – также зависят от природы общества, в котором они живут.

Возможно, молодые люди хотели бы изменить этот мир, в котором им приходится жить, однако, их собственная жизнь во многом уже предопределена и контролируется их социальным окружением.

Специальность медицинского работника по призванию выбрали 57,0+4,9 % юношей, 53,1+2,7% девушек, прочие – 24,0+4,3% и 22,6+2,3% соответственно.

Планы на будущее имеют 97,0+1,7% юношей и 94,3+1,3% девушек, не имеют планов - 1,0+1,0% и 3,9+1,1% соответственно, живут одни днем – 2,0+1,4% и 1,8+0,7% студентов соответственно.

Одна из проблем, которая вызывает большую озабоченность у студентов, - это безработица. Несмотря на то, что усовершенствование систем среднего и высшего образования привело к повышению уровня профессиональной подготовки молодых людей, их возможности найти работу весьма ограничены. Тем не менее 81,8+3,9% юношей-студентов и 83,2+2,0% девушек считают, что найдут работу по специальности, не уверены в этом – 7,1+2,6% и 11,4+3,0% соответственно, будут менять профессию – 8,1+2,7% и 2,1+0,8% соответственно, не хотят быть медицинским работником – 3,0+1,7% и 3,3+1,0% соответственно.

Нельзя забывать, что в личностном плане эмоциональное воздействие невозможности найти работу глубоко и имеет далеко идущие последствия, а часто оно привод человека к отчаянию. Среди безработных молодых людей часты случаи психических расстройств, из которых примерно три четверти приходится на долю депрессии.

Основными причинами нежелания работать медицинским работником студенты считают низкую заработную плату – 38,9+5,1% юношей и 37,4+3,1% девушек, неуважение к профессии со стороны общества и государства – 32,2+4,9% и 26,9+2,9% соответственно, риск профессиональных заболеваний – 16,7+3,9 и 24,8+2,8% соответственно, скользящий график работы с ночными сменами – 6,7+2,6% и 8,0+1,8% соответственно, тяжелый физический труд – 5,6+2,4% и 2,9+1,1% соответственно.

Среди студентов осведомлены о риске профессиональных заболеваний во время работы медицинскими работниками – 68,4+4,8% респондентов, имеют поверхностные знания – 31,6+4,8% по этому вопросу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях увеличивается социальная значимость высшего образования, обеспечивающего профессиональный уровень подготовки молодежи по индивидуальным возможностям и запросам. Учебные заведения особой формой и содержанием учебно-воспитательного процесса должны помогать студентам в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.

Хорошее здоровье необходимо студентам как ресурс душевных и физических сил для будущей работы по сохранению здоровья населения. Кроме того, перспективы развития системы здравоохранения и социальной сферы в целом требуют усиления работы по формированию общемедицинской и профессиональной культуры медицинского работника, воспитания устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни, чтобы в своей будущей профессиональной деятельности выпускники личным примером и собственным убеждением могли воздействовать на здоровье общества, несли принципы ЗОЖ в массы, стали активными борцами за оздоровление окружающей среды.

В целях совершенствования работы по укреплению здоровья студентов и улучшению их физического развития необходимо исходить из признания того, что только совокупные действия таких условий воспитания, как здоровьесберегающего образовательного пространства, влияние личности воспитателя и его деятельности, эффективная организация социального развития, личностное и социально-ролевое общение, активная творческая деятельность воспитуемых может дать положительный воспитательный эффект и способствовать сохранению физического, нравственного и духовного здоровья. Усилия преподавателей медицинских учебных заведений должны быть направлены на подготовку компетентных, современных медработников, которые умеют правильно взаимодействовать с пациентами, их семьями и коллегами по работе.

Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни (характера питания, стрессов, условий жизни, учебы и профессиональной деятельности), поэтому изменения (улучшение) здоровья зависит от желания и умения выработать разумное поведение в соответствии с условиями существования. Учиться управлять своим здоровьем необходимо с момента рождения, а успех этой учебы зависит, кроме врачей, от знаний и умений родителей и учителей. Таким образом, на первое место необходимо выдвинуть формирование, сохранение и укрепление здоровья молодежи, и, в первую очередь, самими студентами.


ВЫВОДЫ

1.Среди опрошенных респондентов было выявлено 25,3+3,2% студентов, имеющих хронические заболевания. Из них 53,7+4,5% состоят на диспансерном учете. При этом, как показывают полученные данные, число студентов, страдающих хроническими заболеваниями, стремительно растет – с 17,4% в 2003 году до 28,4% в 2004 году.

2.Из факторов, мешающих заниматься своим здоровьем, студенты отметили недостаток времени – 35,0+1,5%, материальные затруднения – 19,0+1,2%, отсутствие условий – 17,3+1,2%, и лень – 16,9+1,2%.

3.Задумываются о своем здоровье 17,0+0,8% опрошенных студентов, считают себя здоровыми 11,2+0,7%, занимаются спортом 8,7+0,6%, воздерживаются от вредных привычек 13,0+0,7%.

4.Анализ ответов респондентов показал: не курят – 52,5+5,0% юношей и 81,7+2,1% девушек. Курят 1-5 лет – 20,2+4,0% юношей и 6,3+1,3% девушек, нерегулярно курят 7,1+2,6% и 9,0+1,6% соответственно. Юноши курят более часто, что является статистически достоверным. Эпизодически употребляют спиртные напитки 42,3+4,7% юношей, 41,7+2,7% девушек. Один раз в месяц – 19,8+3,8% и 10,9+1,7% соответственно, не употребляют 20,7+3,8% и 38,6+2,7% соответственно. Юноши более часто употребляют алкоголь, что статистически достоверно. Основной причиной вредных привычек студенты считают стрессы, вызванные перегруженностью учебных программ.

5.Свободного времени у учащихся недостаточно. Большую часть свободного времени студенты предпочитают встречаться с друзьями – 21,1+1,1%, спать – 19,3+1,1%, т.е. досуг молодых людей не обеспечивает восстановление затраченных сил после учебной деятельности. Для оптимального восстановления сил молодежи необходимы занятия физкультурой и спортом, а из опрошенных студентов лишь 11,3+1,3% занимаются утренней гимнастикой. Ходят на занятия физкультурой 54,0+2,1% студентов, посещают спортивные секции 34,7+2,0%.

6.Питание студентов однообразное и беспорядочное. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой нагрузкой в вечернее время.

7.Что касается репродуктивного здоровья студентов, то 68,7+2,2% живут половой жизнью, причем большинство из них имеют постоянного полового партнера – 84,4+2,1%. Из живущих половой жизнью 82,9+2,2% применяют методы контрацепции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аветисян, Л.Р. Изучения влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся / Л.Р.Аветисян, С.Г.Кочарова // Гигиена и санитария. – 2001. – №6. – С.48 – 49.

2. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании / Л.Н. Анисимов // Юридическая литература. – М., 1998. – С. 176.

3. Белов, В.Б. Уровень образования и самооценки здоровья населения / В.Б.Белов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины М.: Медицина. – 2003. – №1. – С. 14 – 19.

4. Ботникова, Е.А. Комплексная оценка состояния здоровья школьников в процессе непрерывного наблюдения: автореф. дис. … канд. мед. наук / Е.А.Ботникова. – Ижевск, 2002.

5. Ваганова, Л.И. Динамика состояния здоровья и образа жизни студен­ческой молодежи г. Челябинска / Л.И. Ваганова // Учащаяся моло­дежь России: прошлое, настоящее, будущее: сб. науч. ст. – Челя­бинск, 2000. – С 178 – 180.

6. Ваганова, Л.И. Медико-социальная характеристика студентов-подростков, новые подходы к совершенствованию организации медицинской помощи: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Л.И. Ваганова. – Уфа, 2003.

7. Вишняков, Н.И. Профилактика и диспансеризация студентов в современных условиях / Н.И. Вишняков, Л.В. Кочорова, Н.Ю. Колесникова, Ж.С. Деркун // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров. Материалы всероссийской научной конференции. – М., 2007. – С. 142 – 144.

8. Горбач, Н.А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов вузов / Н.А.Горбач, А.В.Жарова, М.А.Лисняк // Здравоохранение Российской Федерации. М. – 2007, №2 – С. 43 – 46.

9. Гринина, О.В. Динамика социально-гигиенического статуса студенческой семьи / О.В. Гринина, Е.И. Русанова // Здоровье студентов: сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во РУДН, 1999. – С. 138 – 141.

10.Денисова, Д.В. Воздействие новых информационных технологий на здоровье студентов.: автореф. дисс. … канд. мед. наук / Денисова Д.В. – СПб, 2001. – 152 с.

11.Еремкин, А.И. Концепция здоровьесберегающих технологий в университете: Учебно-методическое пособие / А.И. Еремкин, С.И. Егорев, В.В. Костыгина, И.В. Матвеева. – Пенза: ПГУАС, 2006. – 32 с.

12.Ивахненко, Г.А. Особенности самосохранительного поведения московских студентов: социологический анализ / Г.А.Ивахненко // Социология медицины. М. – 2007, №2, – С. 56 – 58.

13.Игнатова, Т.Н. Изучение здоровья студентов многопрофильного вуза и анализ факторов его определяющих / Т.Н. Игнатова, Д.Г. Деря­бин, А.В. Котляров // Здоровье и образование в XXI веке: науч. тр. 4-й междунар. науч.-практ. конф. – М., 2003. – С 268 – 269.

14.Камаев, И.А. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов / И.А.Камаев, О.Л.Васильева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. №1. С.26 – 29.

15.Камаев, И.А. Медико-организационные аспекты врачебной консультации абитуриентов высших учебных заведений / И.А.Камаев, О.Л. Васильева // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. №4. С.35.

16.Кучеренко, В.З. Отношение студенческой молодежи к созданию семьи во время обучения в зависимости от медико-социальных факторов, условия и образа жизни / В.З.Кучеренко, И.В.Розенфельд // Проблемы управления здравоохранением – М., 2004. № 3 (16) – С. 47 – 50.

17.Лисицын, Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю.П. Лисицын // Здравоохранение РФ. – 1998. – №4. – С. 49 – 52.

18.Лисицын, Ю.П. О концепции стратегии охраны здоровья / Ю.П.Лисицын // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2003. – № 2. – С. 10.

19.Макарова, Т.Н. Образование и здоровье / Т.Н.Макарова // Материал Всеросс. научн.-практ. конф. – Пермь, 2002. – С.231 – 232.

20.Максимова, T.М Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодёжи / T.М. Максимова // Здравоохранение РФ – 2002. – №2. – С. 40 – 43.

21.Медик, В.А. Современные подходы к изучению заболеваемости населения / В.А.Медик // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины М.: Медицина. – 2004, №1. – С. 6 – 9.

22.Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств (клинические описания и указания к диагностике) / ВОЗ. – СПб.: АДИС, 1994. – Т. 1,2.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  138  139  140   ..