Главная      Учебники - Медицина     Лекции по медицине - часть 5

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  142  143  144   ..

 

 

Некоторые из причин возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения

Рис.2. Плечевая кость

Рис. 4. Кости предплечья

в положении пронации

Рис. 5. Кости предплечья

Ротация предплечья создаёт два положения – пронации

Рис. 1 1. Широко раздвигают пальцы руки

а) б) (рис. 1а). Все пальцы, кроме большого, опускают на ладонь с лёгким нажимом. Ногтевые фаланги при этом не сгибают (рис. 1б), затем поднимают большой палец и ударяют им по сочленению между вторым и третьим суставами указательного пальца.

2. Разогнутые пальцы прижимают друг к другу Рис. 2

(рис. 2а), а затем пальцы, кроме большого, а) б)

сгибают в ногтевом и среднем суставах, оставляя основные фаланги выпрямленными (рис. 2б). Ногтевые фаланги прижимают к ладони. Большой палец сгибается лишь слегка.

Рис. 3. 3. Сгибают к себе «из ладони» каждый палец отдельно кроме большого по два раза (рис. 3). Палец «целый», «не ломающийся» в суставах. Упражнение выполняют без всякого напряжения в медленном и быстром темпе, лучше на вытянутой руке.

4. Упражнение направлено на выработку самостоятельных движений каждого пальца в отдельности. Ударяют по подушечке большого пальца последовательно подушечками указательного, среднего,

Рис. 4. безымянного и мизинца (рис. 4). Опускание и подымание пальцев должно происходить энергично и ритмично, избегая при этом перенапряжения мышц.

5. Это упражнение направлено на развитие Рис. 5.

нижних суставов пальцев – указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сгибают указательный к ладони с тем, чтобы он последовательно увлекал за собой и остальные. Разгибание пальцев начинают с мизинца, за которым следуют остальные. Затем снова выполняют последовательное сгибание, но уже начиная с мизинца, потом разгибание, начиная с указательного пальца (рис. 5).

Рис. 6. 6. Веерообразно раскрывать пальцы в воздухе круговым движением от себя с одновременным раскрытием ладони (рис. 6). При возвращении в исходное положение пальцы собираются, второй палец соприкасается с первым. Выполняют упражнение только пальцами, не вращая кисть в лучезапястном суставе, или с круговыми движениями рук, которые ощущают как единое целое.

7. Подтягивайте пятый палец как Рис. 7.

можно ближе к кисти, прикасаясь им к ладони, затем словно гладящим движением проведите его кончиком по ладони, до основы пальца. То же проделайте по очереди остальными пальцами

(рис. 7).

8. Отводите вбок каждый палец поочерёдно на как Рис. 8. можно большее расстояние. Повторяйте упражнение много раз подряд но так, чтобы пальцы не переутомлялись (рис. 8). Это упражнение развивает межкостные мышцы.

Рис. 9. 9. Описывайте круги каждым пальцем поочередно несколько раз. Сначала вниз, потом вверх. Это упражнение хорошо укрепляет ладонь и межкостные мышцы (рис. 9).

10. Положив руки на колени, веерообразно разводят и собирают пальцы, как бы разглаживая материю. Пальцы не натягиваются, двигаются без усилий, как бы сами собой. Запястье при этом не поднимают. Ладонь полностью соприкасается с материей – трение о материю поможет ощутить её расширение и сужение.

11. Разомкните и сомкните все пальцы (большой Рис. 10.

тоже) в форме веера, но второй палец пусть остаётся неподвижным. Делайте это упражнение также с неподвижным третьим и четвёртым пальцем (рис. 10).

12. Сомкните второй и четвертый пальцы над третьим, а затем под ним. Так же третий и пятый пальцы над и под четвёртым (рис. 11). Теперь же сомкните второй-четвёртый и третий-пятый пальцы так, чтобы сначала наверху оказались

Рис. 11. второй-четвёртый, а затем третий-пятый

(рис. 11).

13. Плотно сомкните пальцы, затем Рис. 12.

разомкните третий и четвёртый (рис. 12). Теперь снова плотно сдвиньте пальцы и разомкните второй-третий и четвёртый-пятый, а третий и четвёртый – оставьте сомкнутыми (рис. 12).

14. Вытягивают прямо перед собой одну из рук ладонью вниз, пальцы в свободно-согнутом положении. Кисть поднимают и опускают (рис. 13) в вертикальном направлении. Напряжение мышц-антагонистов минимальное. При движении кисти остальная часть руки неподвижна. Упражнение выполняют

Рис. 13. сначала одной рукой, а затем – другой.

15. Вытягивают прямо перед собой одну из рук ладонью вниз, пальцы в свободно-согнутом положении. Рис. 14.

Руку несколько выворачивают локтем наружу и поворачивают кисть сначала в одну сторону, затем – в другую, в горизонтальном направлении (рис. 14).

16. Вытягивают прямо перед собой одну из рук ладонью вниз, пальцы сложены в кулак при минимальном напряжении. Кисть делает

Рис. 15 круговое движение при спокойном положении руки то вправо, руки то вправо, то влево (рис. 15). То же повторяют другой рукой.

17. Разведя руки в Рис. 16.

стороны, проделывают вращательные движения предплечьем при фиксированном плече. Стараются, чтобы предплечье двигалось как можно более близко к плоскости плеча. Одновременно вращают и кисть, увеличивая объём размаха. Упражнение выполняют поочерёдно правой и левой рукой (рис. 16).

18. Отводят насколько возможно руки назад за спину, после чего начинают их медленно двигать вперёд и далее. вверх до отказа.

Рис. 17. Затем руки так же медленно опускают, приводя их к исходному положению (рис. 17).

19. Вытягивают руки перед Рис. 18

собой в горизонтальном направлении параллельно друг другу. Медленно разводят их в стороны до отказа, не сгибая в локтях. Затем так же медленно сводят до первоначального положения (рис. 18).

Рис. 19 20. Руки опущены; пальцы в кулаках обращены к корпусу. Руки медленно поднимают до горизонтального положения, далее поворачивают их в плечевом суставе, обращая пальцы в кулаках кверху, после чего так же медленно продолжают поднимать руки до отказа. Опускание рук производится в обратном порядке (рис. 19).

21. Руки на поясе. Первое движение: голову медленно наклоняют вперёд и назад; второе движение: голову медленно наклоняют попеременно к левому и правому плечу: третье движение: голову медленно вращают влево и вправо. В этом упражнении следят за тем, чтобы не происходило перенапряжение шейных мышц.

22. Становятся возле стола или какого-либо другого предмета, за который держатся правой рукой. Левую руку кладут на пояс.

a) Медленно вытягивают левую ногу вперёд до отказа; затем отводят её так же медленно назад и, наконец, медленно приводят её в исходное положение. То же делают другой ногой.

b) Медленно отводят ногу в сторону до отказа и затем, так же приводят её в исходное положение. Меняют положение и то же делают другой ногой.

c) Медленно делают круговые движения ногой в одну сторону, затем в другую. Меняют позицию и повторяют движение другой ногой.

23. Становятся возле стола или какого-либо Рис. 20 .

другого предмета, за который держатся правой рукой. Левую руку кладут на пояс. Медленно сгибают и разгибают голень сначала одной ноги, затем другой (рис. 20).

24. Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении:

a) медленно сгибают и разгибают ступню одной ноги (рис. 21);

b) поворачивают ступню вправо и влево;

c) делают круговые движения вправо и влево (рис. 22). Рис. 21.

То же делают другой ступнёй.

25. Медленно сгибают и разгибают пальцы сначала одной, затем другой ноги.

Рис. 22.

Список литературы

1. Л. А. Александров

«Психологические факторы, определяющие состояние игрового аппарата». Свердловск, 1989 г.

2. А. Д. Алексеев

«Методика обучения игре на фортепиано». Москва, «Музыка», 1978 г.

3. Л. О. Бадалян

«Невропатология». Москва, «Просвещение», 1982 г.

4. Л. А. Баренбойм

«Фортепианно-педагогические принципы Блуменфельда». Москва, 1964 г.

5. В. Бардас

«Психология техники игры на фортепиано». Москва, 1928 г.

6. Н. А. Бернштейн

«Очерки по физиологии движений и физиологии активности». М., «Медицина», 1966 г.

7. А. Бирмак

«О художественной технике пианиста». Москва, 1973 г. «Музыка» (статья И. Северцовой «О профессиональных заболеваниях пианистов и их лечении»).

8. «В фортепианных классах Ленинградской консерватории»

Л., 1968 г.

9. Т. И. Вольская

10. «В классе Гольденвейзера». Москва, «Музыка», 1986 г.

11. «Вопросы музыкальной педагогики». Ленинград, «Музыка»,

1985 г.

12. Й. Гат

«Техника фортепианной игры». Москва, «Музыка», Будапешт «Корвина», 1967 г.

13. А. Л. Готсдинер

«Музыкальная психология». Москва,

1993 г.

14. В. А. Гутерман

«Возвращение к творческой жизни» (профессиональные заболевания рук). Екатеринбург, Гуманитарно-экологический лицей, 1994 г.

15. Гольденвейзер

16. Дмитриева,

Черноиваненко. «Методика музыкального

воспитания в школе». Москва, 1988 г.

17. Д. Донской

«Биомеханика». Москва, «Физкультура и спорт», 1958 г.

18. Жутикова

«Учителю о практике психологической помощи». Москва, 1988 г.

19. Кащенко

«Педагогическая коррекция». Москва,

1992 г.

20. Г. Коган

«У врат мастерства»

21. Крыжановский

«Физиологические особенности фортепианной техники». Петербург, 1922 г.

22. Климов

«Совершенствование игры на 3-х струнной домре». Москва, 1972 г.

23. С. Клещев

«Два пути развития техники пианиста». «Советская музыка» № 4, 1936 г.

24. К. А. Мартинсен

«Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано». Москва, «Музыка», 1977 г.

25. «Методика обучения игре на народных инструментах».

Ленинград, 1975 г. (Шестенков

«Специфика звукоизвлечения на домре»)

26. Мухина

«Возрастная психология». Москва, 1998 г.

27. Д. Мейерс

«Социальная психология». С-Петербург, 1999 г.

28. Метнер

«Повседневная работа пианиста и композитора». Москва, 1963 г.

29. В. С. Марсова

«Заболевания мышц имеющие в основе расстройства функции сокращения», М-Л, «Биомедгиз», 1935 г.

30. Г. Нейгауз

«Об искусстве фортепианной игры». Москва

31. И. Назаров

«Основы музыкально-исполнительской техники и метод её совершенствования». Москва, 1968 г.

32. В. Николаев

«Шопен-педагог». Москва, «Музыка»

1980 г.

33. Л. Орбели

«Вопросы высшей нервной деятельности». АН СССР, 1949 г.

34. В. Парин,

Р. Баевский. «Введение в кибернетику», Москва,

«Медицина», Прага «Медицинская

литература», 1966 г.

35. И. П. Павлов

Полное собрание сочинений АН СССР, Москва-Ленинград, 1951 г. (Том 3, том 4)

36. Очерки по методике обучения игре на скрипке (статья

К. Г. Мостраса «Виды постановки»)

37. Погожева

«Вопросы методики обучения игре на скрипки». Москва, 1966 г.

38. Г. П. Прокофьев

«Игра на фортепиано». Москва, 1928 г.

39. Савшинский

«Пианист и его работа»

40. Ставицкий

«Начальное обучение игре на домре»

41. Б. А. Струве

«Профилактика профессиональных заболеваний музыкантов» (смычковая группа) Ленинград, 1935 г.

42. А. Ухтомский

«Учение о доминанте» собрание сочинений, Ленинград, изд. ЛГУ, 1935 г.

43. «Физиология человека» ред. А. Н. Крестовникова. Москва,

«Физкультура и спорт», 1954 г.

44. Щапов

«Некоторые особенности фортепианной техники». Москва, 1968 г.

45. А. Шмид -

Шкловская. «О воспитании пианистических

навыков». Ленинград, «Музыка», 1985 г.

46. Т. Б. Юдовина -

Гальперина. За роялем без слёз или я – детский

педагог». Санкт-Петербург, 1996 г.