Главная      Учебники - Медицина     Лекции по медицине - часть 15

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  430  431  432   ..

 

 

Витамины и здоровье школьника

Витамины и здоровье школьника

Возраст

Витамины

В1, тиамин, мг

В2, рибофливин, мг

В6, пиридоксин, мг

В12, цианокобаламин, мкг

В9, фолацин, мкг

РР, ниацин, мкг

С, аскорбиновая кислота, мкг

А, ретинол, мкг

Е, токоферолы

D, кальциферолы

11–13 лет, девочки

1,5

1,7

1,7

3,0

200

16

60

1000

10

100

11–13 лет, мальчики

1,6

1,9

1,9

3,0

200

18

70

1000

12

100

4–17 лет, девушки

1,6

1,8

1,8

3,0

200

17

65

1000

12

100

14–17 лет, юноши

1,7

2,0

2,0

3,0

200

19

75

1000

15

100

Витамины

Содержат

Благотворно влияют и регулируют

Витамин А

Морковь, броколли, шпинат, печень, яйца

Зрение, кожу, слизистую

Витамин В1

Рис., яичный желток, мясо, рыба, птица

Иммунную систему, кровеносную систему

Витамин В3

Печень, постное мясо, рыба, птица, бобовые, салат, картофель

Обмен веществ, пищеварительную систему, кожу

Витамин В6

Мясо, рыба, птица, бобовые, салат, картофель

Обмен веществ, переработку жиров, образование красных кровеносных телец

Витамин В 12

Мясо, рыба, субпродукты, яйца, сыр

Обмен веществ, образование красных кровеносных телец, нервную систему

Пантотен-кислота

Печень, почки, корнеплоды, яйца, орехи

Обмен веществ, переработку жиров, формирование гормонов

Биотин

Яичный желток, печень, почки, рис, зеленая фасоль, овощи листовые

Обмен веществ, нервную систему, кожу

Хамен

Яичный желток, печень, почки, рыба, соевые бобы, бобовые

Содержание крови

Фолиевая кислота

Овощи – листья, печень, почки, проросшая пшеница, молоко

Белковый обмен, образование клеток

Инозит

Цитрусовые, мясо, молоко, орехи, овощи

Пищеварительную систему, переработку жиров, нервную систему, рост волос

Паралмино-бензокислота

Печень, почки, проросшая пшеница, йогурты, овощи-листья

Белковый обмен, образование красных кровяных телец, нервную систему, пищеварительную систему, обмене веществ

Витамин С

Свежие овощи и фрукты

Иммунную систему, заживление ран, образование соединительной ткани, пищеварительную систему, обмен веществ

Витамин D

Яичный желток, печень, лосось, сельдь, тунец, рыбий жир

Образование костной ткани, нервную систему, функции сердца

Витамин Е

Растительные масла, проросшая пшеница, овощи-листья

Дыхание клеток, снижает распад клеток, способствует образованию красных кровяных телец

Витамин К

Овощи-листья, яичный желток, капуста кочанная, соевые бобы

Процесс свертывания крови

Кальций

Молоко, сыр, творог, овощи-листья

Формирование костей, деятельность мышц, нервную систему

Фтор

Чай, морские продукты

Зубы

6. Гипервитаминоз

Существуют заболевания возникающие от избытка витаминов в пище. Это гипервитаминоз. Его развитие связано со способностью некоторых витаминов (в основном жирорастворимых D и A) накапливаться в организме или с нарушением выведения их избытка из организма.

Излишек витамина D не идёт на пользу почкам, нервной и костной системе. От переедания витамина D исчезает аппетит у детей, могут возникать судороги.

На приём пришла молодая женщина. Её ребенок, мальчик 4 лет, тяжело болен. Лицо безброво, губы кровоточат. Волосы на голове сухие и очень ломкие. Кости ребёнка изменены, многие истончились, некоторых срослись в суставах, живот слишком большой из-за увеличенной печени.

Причины болезни оставались таинственными, пока врач не выяснил, что любвеобильная мать с рождения ежедневно вливает в организм сына по чайной ложке рыбьего жира. Она думала, что лишние витамины младенцу не повредят… и ошибалась. Итак, причина загадочной болезни – гипервитаминоз. А т.е. повышенное содержание витамина А в организме. Это и привело к отравлению.

К витаминам установилось этакое легкомысленное отношение – как к панацее чуть ли не от всех недугов. Пошёл в ближайшую аптеку, накупил их в любом количестве, однако к препаратам витаминов надо относиться с осторожностью, гораздо целесообразнее вводить витамины в организм с естественными источниками с пищей.

Недостаточное поступление витаминов снижает защитные силы организма. Это, однако, не означает, что витамины следует вводить в неограниченном количестве.

Витамин А (ретинол)

Более тяжёлые последствия передозирования витаминами – замедление роста ребёнка, увеличение печени и селезенки, изменение костей и повышение внутричерепного давления.

Витамин РР (ниацин)

Повышение витамина РР для лечения в больших дозах нередко сопровождается расширением кожных сосудов: покраснением лица, чувством жара.

Витамин В6 (пиридоксин)

Состояние зависимости от витамина В6 (т.е. повышение потребности в нём) наблюдается при некоторых редких болезнях обмена веществ, а также при одной из форм экземы.

Некоторые учёные, занимающиеся пищевыми продуктами утверждают, что водорастворимые витамины, такие, как витамин С можно употреблять в любых дозах, так как его излишки выводятся почками.

Другие им противоречат. Излишки витаминов просто так не выводятся они совершают путь через весь организм в процессе сложнейшего и активнейшего обмена веществ, который не проходит для организма бесследно.

Таким образом для нормальной жизнедеятельности необходимо определённое количество витаминов которые поступают с пищей.

7. Рекомендации по рациональному питанию учащихся старшей возрастной группы

Пища – единственный источник энергии и строительный материал для формирования сложных структур организма и энергии для умственной и двигательной активности.

Недостаток или избыток питания – факторы риска, которые способствуют нарушению жизнедеятельности организма. Избыточное питание приводит к нарушению обменных процессов в организме и приводит к заболеваниям сердечно сосудистой системы, органов пищеварения опорно-двигательного аппарата и другому.

Длительное питание однообразной пищей может привести к возникновению желчекаменной или почечной болезней и другим.

Очень важное значение имеет правильное распределение пищевого рациона по объёму, калорийности и качественному составу на протяжении дня. Интервалы между приёмами пищи не должны быть более 4-х часов, в ночное время 10–11 часов. При запаздывании развивается торможение деятельности коры больших полушарий головного мозга, нарушается слаженность работы пищеварительных желёз и так далее. Рациональное питание – это полноценный приём пищи людьми с учётом их пола, возраста, характера труда. Оно должно строится на правильных соотношениях между основными пищевыми веществами – белками, жирами и углеводами: установления определенных соотношение между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами, сбалансированности минеральных веществ и витаминов.

Существует ряд общих правил, обеспечивающих рациональное питание с учётом образа жизни.

Первое – питание должно быть разнообразным.

Пища должна включать в себя продукты и животного (мясо, рыба, яйца, молоко, творог) и растительного происхождения (овощи, фрукты, каши, хлеб) в необходимом количестве и в правильном их сочетании для обеспечения организма углеводами, белками, жирами, витаминами.

Второе правило – это поддержание своего веса в норме.

Необходимо помнить, что легче набрать лишние килограммы и гораздо труднее их сбросить.

Не менее опасно для организма состояние, когда масса тела значительно меньше нормы, что приводит к истощению и дистрофии.

Третье правило – это учёт в рационе питания интенсивности физической нагрузки.

При занятии спортом возрастает потребность в витаминах и прежде всего в аскорбиновой кислоте (витамин С), В1 , В2 , РР, Е.

Для школьников наиболее рациональным считается неравномерное распределение калорийности суточного рациона между отдельными приёмами пищи 25% – на завтрак, 35–40% – на обед, 10–15% – на полдник и 25% – на ужин. Однако в зависимости от обстоятельств это распределение может меняться.

Очень важно обеспечить достаточную питательность первого утреннего завтрака, так как утром организм расходует больше энергии. Здесь нельзя ограничиться стаканом чая с бутербродом. Перед уходом в школу необходимо съесть горячее калорийное блюдо, например овсяную кашу или омлет, отварные сосиски, сардельки.

В качестве питья кофе или чай с молоком. Хорошим дополнением к завтраку будет яблоко или сырая морковка.

В состав обеда следует включить как можно больше овощей, в том числе сырых.

Первое блюдо может быть самым разнообразным (овощной, крупяной, молочный супы, бульон из мяса или курицы, уха и так далее).

В состав второго блюда желательно включать мясо, птицу или рыбу. Гарнир может быть овощным или крупяным, а также из макаронных изделий.

На третье очень хорошо дать свежие или консервированные фрукты, фруктовый сок или компот из сухофруктов.

Отвар шиповника богат витамином С и его следует давать в зимнее и весеннее время.

В состав ужина рекомендуется включать блюда из овощей, круп, молока.

Мясных и рыбных блюд в вечернее время следует избегать, так как, богатая белком пища возбуждающе действует на центральную нервную систему. Это нарушает ночной сон и не способствует полноценному отдыху.

Помимо горячего блюда в состав ужина очень хорошо включать какой-нибудь молочнокислый напиток (кефир, ряженку и другие). Эти молочные продукты легче перевариваются и благотворно действуют на работу пищеварительных органов. Ужинать надо за 1,5–2 часа до сна не позже

Количество, качество пищевых продуктов, своевременность и регулярность приёма пищи решающим образом влияют на человеческую жизнь во всех её проявлениях.

Особую актуальность приобретает проблема питания школьников в период сдачи экзаменов, так называемая «диета абитуриента».

Интенсивные занятия в сочетании с огромным нервным напряжением достаточно серьёзные испытания для подростка. С одной стороны организм стремится сконцентрироваться на одной задаче и не тратить сил на переваривание пищи – тяжёлую работу. А в результате отсутствие аппетита. С другой стороны, организм требует специального «топлива» – кислорода, питания для нервов и мозга.

Работа, которую должен выполнять организм, и энергия, которую он тратит на усвоение белка, в условиях усиленной зубрежки и нервного напряжения слишком велики, чтобы их тратить на свиные отбивные. Поэтому все блюда должны быть максимально питательными и легко перевариваемые. Порции следует уменьшить, зато кормить 5–7 раз в день. Очень полезны лёгкие блюда из печени, рыб, яиц, молочных продуктов, овощей с зелёными листьями. Это натуральные источники холина субстанции из группы витаминов В, влияющей на качество процессов запоминания.

Абитуриенту требуется постоянное пополнение простых углеводов, мёда, витаминов А, С, Е, всей группы В, калия, фосфора, магния, цинка, клубника, земляника, малина, смородина, черника (бесценное питание для усталых глаз) питают мозг, сердце, возбуждают умственную активность, успокоительно влияют на нервную систему. Три киви, два больших банана, плюс стакан йогурта – это калорийность целого обеда без усилий пищеварительного тракта. Шоколад (лучше всего горький) и орехи обогащают организм столь необходимыми при нервных и мыслительных нагрузках магнием.

Зелёный чай хорошо влияет на память и очищает организм. Необходимо прогулки на свежем воздухе т. к. кислород при умственной работе необходимый диетический продукт.

Правильное питание – важнейший фактор здоровья, оно положительно сказывается на работоспособности человека и его жизнедеятельность.

Заключение

Объективные изменения в характере труда и жизнедеятельности людей повышают уровень требований и личной ответственности каждого человека к сохранению своего здоровья, выработке привычек здорового образа жизни, обеспечивающих необходимый уровень жизнедеятельности в реальной окружающей среде и здоровое долголетие. Непременное условие укрепления здоровья – полноценное питание, незаменимым элементом которого являются Витамины.

Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важнейшей общественной ценностью, поэтому правильное, бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих нас людей – есть общественный долг.


Список литературы

1. Витамины круглый год

2. Воробьёв Ф.И. Питание и здоровье

3. Воробьёв Ф.И. Слагаемые здоровья

4. Гуревич М.М. Диетолог отвечает на вопросы.

5. Здоровье детей

6. Ицкова А.И. Наш быт глазами врача.

7. Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьников

8. Популярная медицинская энциклопедия

9. Учебник ОБЖ 11 класс.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  430  431  432   ..

 

Хлор

поваренная соль, морские продукты, оливки

регулирует содержание сахара в крови, обмен веществ, распад жиров

Железо

печень, почки, мясо, рыба, яйца, овощи – листья

образование красных кровяных телец, использование кислорода, белковый обмен

Йод

морские продукты, морская соль

белковый обмен, нервную систему, деятельность мышц

Калий

Постное масло, овощи, бобовые, салаты, сухофрукты

функции щитовидной железы, рост организма

Медь

печень, почки, рыба, бобовые, орехи

образование красных кровяных телец, образование энзимов, образование железа

Фосфор

рыба, мясо, птица, молочные продукты, яйца, орехи

образование костной ткани, обмен веществ, энергию тела, деятельность мышц

Сера

яйца, рыба, морские водоросли, лук, чеснок, мясо, капуста кочанная, розовая капуста, хрен

соединительную ткань, кожу, волосы, ногти, образование инсулина, дыхание ткани, нервную систему, процесс вывода ядовитых веществ, образование желчи

Цинк

устрицы, морские водоросли, сельдь, печень, почки, мясо, яйца, грибы, соевые бобы

заживление ран, образование соединительной ткани, инсулина, деятельность энзимов, переработку углеводов, рост тела