Главная      Учебники - Медицина     Лекции по медицине - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  441  442  443   ..

 

 

Основные правовые принципы охраны здоровья населения в республике Беларусь

Основные правовые принципы охраны здоровья населения в республике Беларусь

ВВЕДЕНИЕ


Государственная служба здравоохранения

Государственная служба здравоохранения чрезвычайно популярна в Великобритании, изменения ее, ухудшающие положение пациентов, чреваты для политика, проводящего эти изменения, потерей голосов избирателей. Однако изменения все-таки приходится производить, так как система была основана на потребностях людей, а не на возможностях государства. За прошедшие полвека многое изменилось – и экономическое положение, и демографическая ситуация. В Великобритании тоже рожают меньше. Но никто не кричит про «британский крест» – может быть, потому, что живут подданные ее величества значительно дольше, чем раньше: средняя продолжительность жизни – 77,6 года.

В центре британской модели здравоохранения – личность. Здоровье личности и общества в целом определяет ряд факторов, в которые включают уровень жизни, жилищные условия, а также стиль жизни (диета, наличие стрессов, сексуальное поведение, курение, двигательная активность). Программа общественного здоровья касается не только Министерства здравоохранения, но и всего правительства. Каждое министерство, получающее бюджетные деньги, должно отчитаться, чем оно хотя бы косвенно поддерживало здравоохранение.

В систему здравоохранения, кроме врачей и медсестер, входят также общественные организации. Финансируется здравоохранение налогоплательщиками (на содержание его выделяется 50 млрд. фунтов стерлингов) и отчитывается перед парламентом [18].

Ключевая фигура медицинского обслуживания – врач общей практики, то есть семейный врач. Пациенты сами выбирают себе семейного врача в своем районе проживания. Практически все население зарегистрировано у врачей общей практики, которые обеспечивают круглосуточную медицинскую помощь. Но на дом врачи не ходят. Это делают медицинские сестры. На прием к семейному врачу надо записываться за несколько дней. Работа у них тяжелая, круглосуточная, молодежь идет на такую работу неохотно. В последние годы врачи общей практики стали объединяться в кооперативы, создавая мини-поликлиники. Только 12% остались одиночками. Видимо, поликлиники, которые у нас как раз покушаются ликвидировать, все-таки целесообразная форма медицинского учреждения.

Врач общей практики – это, в сущности, диспетчер. Именно он направляет на консультацию к специалисту, на госпитализацию в больницу. Хотя в некоторых случаях семейный врач арендует места в больнице и сам лечит там своих больных. Истории болезни пациентов сохраняются у семейного врача в течение всей их жизни. Купить в аптеке серьезное лекарство (например, антибиотик) можно только по рецепту. Рецепт выписывает врач. Стоит рецепт 6,25 фунта стерлингов, причем на любое лекарство – от парацетамола до самых дорогих препаратов. Платят, впрочем, за рецепты не все – людям старше 65 лет и больным хроническими болезнями (например, диабетом) их выписывают бесплатно. Есть стандарты лечения, и то, как и чем лечат больных врачи, контролируется [19]. Так что если врач старается выписывать дешевые, но малоэффективные препараты, это может принести ему серьезные неприятности.

Большая многопрофильная больница в бедном районе неподалеку от Лондона. В отделении для неотложной помощи больной сразу попадает к медсестре, которая делает экспресс-анализы, оценивает его состояние и в случае необходимости сразу отправляет к врачу. 14 кабинетов предназначены для тех, кого привозят на «скорой». Четверть поступающих по «скорой» – дети с травмами. Их отправляют в педиатрическое отделение, где делают рентген, ушивают раны, снимают приступ астмы, если необходимо – отправляют в палату стационара. В отделение однодневной хирургии, где производят 75% всех хирургических вмешательств, больные приезжают утром в день операции (в течение предыдущих двух недель им проводят подготовку к ней, делают все анализы). После операций, выполняемых лапароскопически, больные несколько часов лежат в большой палате, где койки отделены друг от друга занавесками, и уезжают домой. Интерьер палаты, да и всей больницы, напоминает привычный нам интерьер советских больниц, только потолки и стены не облупленные. Но оснащение в этой далеко не роскошной больнице вполне современное. Смое больное место британского здравоохранения – очереди, листы ожидания. Ждать операции на сердце приходится год, эндопротезирования – фантастический срок – 6–7 лет. В платном госпитале, разумеется, сделают сразу, но это очень дорого. Поэтому главной своей задачей здравоохранения Англии считают сокращение сроков ожидания, сокращение разрыва между самым лучшим и самым худшим медицинским обслуживанием. Правовая защита пациентов сфере медицинских и косметических услуг в Англии осуществляет Служба Парламентского Уполномоченного по делам здравоохранения (Health Service Ombudsman) которая была основана в Великобритании в 1973 году. Она является отделом Парламентского Уполномоченного по правам человека (Parliamentary Ombudsmаn), специализированным на разрешении жалоб на дефекты в работе национальной системы здравоохранения (администрация и медперсонал стационаров и амбулаторных учреждений, дантисты, окулисты, семейные врачи) Должность неподотчетна правительству и независима от национальной системы здравоохранения [18]. Штат из 80 человек укомплектован специально подготовленными экспертами с медицинским и юридическим образованием, за каждым из 3-х регионов Великобритании закреплены группы экспертов, что позволяет экспертам хорошо знать проблемы и постоянно работать с жалобами из определенной территории страны. Для обращающихся граждан существенно, что юридическое рассмотрение и медицинская экспертиза при рассмотрении жалобы бесплатные, но условием является предварительное обращение с жалобой непосредственно в органы управления здравоохранением и получение оттуда ответа, а также, чтобы с момента возникновения оснований для жалобы не прошло более одного года. Служба имеет 3 региональных отдела (В Англии, Шотландии, Уэллсе). Для разрешения споров в сфере качества клинической диагностики и лечения привлекаются и внешние эксперты. В 1999 году от пациентов поступило 2869 жалоб, ежемесячно поступает около 400 телефонных звонков, за последние 10 лет ежегодное количество обращений практически удвоилось (ежегодный рост количества жалоб на 8%).

С 1996 года решением Парламента юрисдикция службы расширена и Парламентский уполномоченный по делам здравоохранения принимает жалобы не только на неправильные действия персонала и учреждений здравоохранения, но и жалобы на службу семейной медицины и жалобы, обусловленные несогласием с клинической тактикой медицинских работников и учреждений (такие жалобы в 1998-1999 гг. составляли почти половину обращений). Ежемесячно Парламентский Уполномоченный публикует пресс-релизы по основным проблемам здравоохранения, ежегодно предоставляет Парламенту и пациентам страны итоговый отчет за год или за несколько прошедших лет. С учетом материалов его докладов происходят и тематические заслушивания в Парламенте отчетов руководителей национального здравоохранения [19].

Цель деятельности службы Уполномоченного по делам здравоохранения независимая оценка государственного здравоохранения и помощь пациентам, посредством этого деятельность этой службы является существенным стимулом для совершенствование деятельности национальной системы здравоохранения. Каждый рассмотренный случай является основанием для обсуждения возможных улучшений в деятельности службы здравоохранения. Наиболее типичные и интересные случаи, рассмотренные Уполномоченным, регулярно публикуются с комментариями о возможных источниках проблем и предложениями конкретных действий, которые необходимы для предупреждения подобных случаев в будущем. Существенное внимание Уполномоченный уделяет совершенствованию процедуры рассмотрения жалоб в самой системе здравоохранения, что позволяет быстрее и непосредственно на месте разрешать обращения пациентов [18]. Проводится оценка состояния медицинской помощи в различных частях страны, в конкретных медицинских организациях, чьи действия послужили основанием для жалобы. В настоящее время Уполномоченным является сэр Michael Buckley.Движение в защиту жертв медицинских ошибок (Action for Victims of Medical Accidents - AVMA) возникло в 1982 году как благотворительная акция для оказания помощи пациентам, которым был причинен вред во время лечения. AVMA считает своей миссией достижения гарантий того, что в тех случаях, когда это возможно, пациент не становился бы жертвой медицинских ошибок, а неизбежные в медицине ошибки были бы сведены до минимума. В тех же случаях, когда подобный несчастный случай происходит, пациент и (или) его семья должны получать соответствующую и быструю компенсацию.

AVMA возникло как прямой результат просмотра населением по национальному телевидению в 1981 году фильма «Маленькие осложнения».

С момента создания в 1981 году AVMA имеет опыт анализа более 25 000 случаев с пациентами, потерпевшими в процессе получения медицинской помощи.

Опыт AVMA показал (59), что жертвы медицинских случаев желают:

- объяснения случившегося;

- извинений, если это возможно;

- уверенности в том, что происшедшее с ними для медработников послужило уроком и подобное не должно повториться с другими;

- своевременной и адекватной компенсации, когда был причинен вред здоровью [19].

Наиболее серьезной проблемой AVMA считает то, что никто не знает реального масштаба проблемы фактов причинения вреда пациентам при оказании им медицинской помощи. Несмотря на проведенные исследования, конференции, сделанные запросы неизвестна истинная статистика подобных случаев. Приблизительные данные можно получить экстраполируя на Великобританию данные, полученные в США и Австралии.

Необходимо помнить о том, что каждый случай, когда причинен вред или наступила смерть которую можно было бы избежать – это катастрофа для конкретной семьи с отдаленными последствиями для всего общества.

Опыт АVMA показал, что попытки получить у официальных лиц статистику подобных случаев безуспешны, даже если запрос в адрес министра здравоохранения делают члены Парламента.

AVMA обращает внимание на опасность имеющейся позиции системы медицинской помощи, считающей, что неблагоприятные последствия лечения пациентов - это неизбежный результат перегруженного работой и недофинансируемого здравоохранения. Как результат такой позиции - сокрытие и непризнание дефектов в работе. Что необходимо - это существенное изменение в культуре, только это может заставить медиков постоянно стремиться к снижению опасности медицинской помощи для пациента.... «Факт того, что ошибки порождает неправильно работающая система не может больше игнорироваться. Время самоуспокоения для лиц, оказывающих медицинские услуги прошло, и источником этого понимания должны быть не повторяющиеся судебные процессы, а реальные проблемы, касающиеся стандартов оказания медицинской помощи» [18].

AVMA на своем опыте убедилось, что проблема не решается разбирательством с конкретным медработником, связанным с данным случаем. Это самый примитивный путь, и он резко ограничивает возможности недопущения подобных случаев в будущем. Становится все более понятным, что наибольшие проблемы происходят не от ошибок отдельных профессионалов, а от системных дефектов работы здравоохранения.

Если удастся добиться повышения культуры медработников и прекращения замалчивания проблемы медицинских ошибок возможно совместное начало процесса исследования и предупреждения ошибок.

Без поддержки этой идеи профессионалами ошибки для всех так и останутся «борьбой под ковром». Необходимо признать факт наличия проблемы для того, чтобы работать с ней. АVMA видит и ряд других проблем. Следующая проблема-это длительное время, которое уходит на разрешение жалобы пациента. Существенная проблема-это неравность сил сторон, поскольку на стороне ответчика опытные юристы и эксперты, достаточное количество денег. До настоящего времени судебный процесс для получения компенсации пациентом рассматривается не иначе как скандал. Длительность всего процесса около 5 лет - это норма, а не исключение. Есть случай, когда процесс тянулся 17 лет. Дороговизна, сложная процедура, часто некомпетентность юристов делают подобные случаи кошмаром и для врачей и для пациентов.

Хотя все эти сложности одинаковы и для истца и для ответчика есть три аспекта особенно тяжких для истца (пациента):

Первое. Адвокаты ответчика были всегда более опытные в медицинских делах.

Адвокаты истца, обычно, не имели опыта, поскольку подобные дела бывают у них от случая к случаю. Как результат - это приводило к тому, что адвокаты ответчика оказывались гораздо более эффективными.

Второе. Ответчик всегда способен найти экспертов, которые его будут защищать. Для пациента крайне трудно найти эксперта, аналогичного «веса», а даже найдя его, он не имеет гарантий, что последний будет до конца искренен и объективен по отношению к ошибкам коллег;

Самая большая сложность, кстати, в том, что в отличие от других гражданских исков в основе решения суда лежит решение одних врачей по поводу действия других врачей».

Благодаря деятельности AVMA была поднята проблема компетентности юристов для ведения подобных дел. Через обучение, отбор и накапливающийся опыт сформировалась группа юристов, которые по своей компетентности в вопросах клинических случаев не уступают юристам ответчиков.

Удалось также привлечь на сторону пациентов ряд выдающихся докторов, что позволило гарантировать для пациентов большую объективность в экспертизе, удалось также наладить контакты с многими юристами, которые помогли находить экспертов, действующих более честно в интересах пациентов [18].

Если производители медицинских услуг будут способны принять участие в проблеме медицинских ошибок, ситуация изменится. Количество судебных процессов может существенно уменьшиться. Тогда врачи смогут больше заниматься пациентами, нежели судебными разбирательствами (Примечание - после в ведения в действие в 1999 году реформы судопроизводства по делам о медицинских ошибках, предусматривающей облегченную для пациента процедуру досудебного разрешения спора, количество исков уменьшилось на 2/3)».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ни для кого из связанных с профессиональной медициной лиц - как врачей, так и организаторов оказания медицинской помощи - не секрет, что на протяжении последнего десятилетия правовой подход к медицинским и косметическим услугам и юридическому регулированию их оказания существенным образом изменился. Причиной такого изменения является переход оказания существенной части медицинской помощи на возмездную основу и, как следствие этого, приобретение конкретным объёмом медицинской помощи черт и свойств медицинской услуги и преобразование статуса пациента в статус потребителя с соответствующим увеличением объёма его прав и полномочий.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами президента и правительства РБ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РБ.

Каждый человек с момента его рождения и до смерти является потенциальным субъектом медицинских правоотношений, и от правильных или неправильных, ошибочных действий медицинского работника зависит не только его здоровье, но и самая главная ценность человека - его жизнь. Особенностью медицинской деятельности является то, что не все медицинские манипуляции, диагностики и лечения приводят к положительным результатам. Некоторые из них при ошибочных медицинских работников заканчиваются смертельным исходом или инвалидностью пациента.

Основаниями привлечения к уголовной ответственности в сфере оказания медицинских и косметологических услуг являются следующие виды преступлений, предусмотренные Уголовным Кодексом Республики Беларусь:

- Неоказание помощи больному.

- Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшее причинение пациенту по неосторожности тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения.

- Принуждение лица к даче его органов или тканей для трансплантации, совершенное с угрозой применения насилия к нему или его близким.

- Hарушение условий и порядка изъятия органов или тканей человека либо условий и порядка трансплантации, предусмот­ренных законом, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения донору или реципиенту.

- Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по службе, либо лицом, выполняющим эти обязанности по специальному поручению или добровольно принявшим на себя такие обязанности, повлекшее причинение малолетнему по неосторожности менее тяжкого телесного повреждения, при отсутствии признаков должностного преступления.

Судебный иск - это материально-правовое требование одного лица (пациента) к другому (к больнице), заявленное в суд с соблюдением специальных процессуальных правил. С иском в суд можно обращаться в любых случаях, когда причинен вред вашим материальным или нематериальным благам. Жизнь и здоровье человека являются нематериальными благами, но компенсация за вред определяется в денежном выражении. Дела по случаям причинения вреда в здравоохранении рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства. Исковые требования предъявляются не к конкретным медработникам, а к учреждению - юридическому лицу, которое несет финансовую ответственность за действия своих работников.

Таким образом, использование пациентом своих прав является ни чем иным, как механизмом его воздействия на окружающую медицинскую обстановку.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Вальчук Э.А., Гулицкая Н.И., Царук Ф.П. Основы организационно-методической службы и статистического анализа в здравоохранении. – Минск, 2003.

2. Глоссарий Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

3. Годовальников Г.В. Терминологический словарь по слову «лекарственное средство».

4. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

5. Декрет Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. №17 в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 03.05.2004 г. №2, от 08.11.2004 г. №13.

6. Закон Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» от 11 декабря 2001 г.

7. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.1993 г. №2435-XII (в ред. Закона от 11.01.2002 г. №91-З).

8. Закон Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» от 29.06.2003 г. №217-З в редакции Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 г. №302-З.

9. Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» от 17 октября 1994 г. №3317-XII (ред. от 28 ноября 2003 г).

10. Закон Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 1 июля 1999 г. №274-З.

11. Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23.11.1993 г. №2583-XII (в ред. Закона от 23 мая 2000 г. №397-З).

12. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29.10.1991 г. №1202-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 19.03.2002 г. №95-З, от 04.08.2004 г. №311-З).

13. Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г. №269-З.

14. Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 г. №262-З «О техническом нормировании и стандартизации».

15. Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. №3559-XII «О донорстве крови и ее компонентов» ([Изм. и дополн.: Закон от 9 июля 1999 г. №291-З; Закон от 12 ноября 2001 г. №58-З].

16. Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. №28-З «О трансплантации органов и тканей человека».

17. Конституция Республики Беларусь.

18. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. – Часть III. – М.: Медицина, 2003.

19. Общественное здоровье и методы его изучения / Н.Н.Пилипцевич, Л.П.Плахотя, И.Н.Мороз, Т.В.Калинина. – Минск: БГМУ, 2003.

20. ОСТ 91500.01.0005-2001 «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2001. – №1. – С.69–78

21. Постановление Минздрава Республики Беларусь и Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь от 09.07.2002 г. №52/97 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи листков о временной нетрудоспособности».

22. Постановление Минздрава Республики Беларусь от 01.04.2004 г. №13 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления себестоимости медицинской помощи и других услуг, оказываемых организациями здравоохранения, финансируемыми из бюджета».

23. Постановление Минздрава Республики Беларусь от 02.02.2005 г. №1 «Об утверждении Инструкции об организации деятельности больных сестринского ухода».

24. Постановление Минздрава Республики Беларусь от 11.08.2004 г. №31 «Об утверждении Инструкции о порядке организации повышения квалификации и переподготовки работников системы здравоохранения».

25. Постановление Минздрава Республики Беларусь от 21.06.2002 г. №34 «Об утверждении Положения о порядке проведения консультаций (консилиумов) в организациях здравоохранения Республики Беларусь».

26. Постановление Минздрава Республики Беларусь от 27.05.2002 г. №28 «Об утверждении Инструкции по разработке и реализации территориальных программ государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан».

27. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2003 г. №1276 «Об утверждении Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003–2007 гг.».

28. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.07.2002 г. №963 «О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения».

29. Приказ Минздрава Республики Беларусь от 13.08.1999 г. №254 «Об утверждении правил проведения клинических испытаний лекарственных средств».

30. Приказ Минздрава Республики Беларусь от 16.04.2003 г. №70 «Об утверждении порядка составления штатного расписания организаций здравоохранения, финансируемых из бюджета, системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь».

31. Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»».

32. Проект Закона Республики Беларусь «О лекарственных средствах».

33. Проект Закона Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании» // Главврач. – 2004. – №8. –С.87–110.

34. Решетников А.В. Управление, экономика и социология обязательного медицинского страхования. – М.: Издательский Дом «ГЭОТАР-МЕД».

35. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области здравоохранения / Пер. с англ. Г.Е.Герасимовой. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. – 112 с.

36. Словарь терминов и сокращений, используемых в доказательной медицине // Доказательная кардиология. – 2004. – №3. – С.53–56.

37. СТБ 1155-99 «Фармакопейные статьи. Порядок разработки, согласования и утверждения».

38. Терминология по общественному здоровью и здравоохранению // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2002. – №3. – С.47–55.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗМЕЩЕНИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПОВРЕЖДЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ

Я, ФИО поступил в … отделение больницы № … дата …. для проведения лечения по поводу ….… Дата…… мне было проведено следующее лечение: ……..

При осуществлении медицинских мероприятий (указать каких именно) медицинскими работниками (ФИО) были допущены следующие дефекты: …..… (указать какие).

После указанных действий наступило ….… (указать).

Расстройство здоровья подтверждается следующими документами:… (справка МСЭК, амбулаторная карта и т.п.).

В настоящее время я испытываю следующие нравственные и физические страдания: …

Для восстановления здоровья мне необходимо следующее лечение: …

Утрата заработка составила (по справке бухгалтерии с места работы)…

Считаю, что вред моему здоровью причинен в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи в больнице № ..

Ответчиком нарушено обязательство по качественному и безопасному оказанию медицинской помощи, предусмотренное законадательством РБ

ПРОШУ СУД:

1. Взыскать с ответчика … рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного повреждением здоровья.

2. Обязать ответчика возместить мне утраченный заработок, за период, начиная, с … по … в сумме … месяц.

3. Взыскать с ответчика стоимость приобретенных мной лекарств на сумму …

Приложение.

1. Копия искового заявления.

2. Копия выписки из больницы № ……………………….

3. Копия справки МРЭК об установлении …… группы инвалидности.

4. Копия рецепта, кассовых и товарных чеков на приобретение медикаментов.

5. Копия справки с места работы о среднем заработке

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  441  442  443   ..