Главная      Учебники - Медицина     Лекции по медицине - часть 12

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  359  360  361   ..

 

 

Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6–х классов и особенностями организации занятий в УТГ

Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6–х классов и особенностями организации занятий в УТГ

Министерство образования Российской Федерации Средняя образовательная школа №1

Научно-исследовательская работа

Тема:

Перспектива жизни без лекарств.

Биологические часы человека нуждаются в том, чтобы их водили, настраивали на естественные внутренние ритма порой и подстраивали их под соответствующие ритмам внешней среды. Режим питания, сна и отдыха, физических нагрузок позволяет поддерживать внутренние процессы в «часах организма» в должном порядке. Более сложенные дела — согласование внутренних и внешних ритмов, тут очень многое зависит от адаптационных способностей организма. Вот почему внимание многих ученых направлено на разработку адаптагенных средств и методов. К их числу, в частности, относятся термовоздействия (сауна), гипоксические воздействия (среднегорье, барокамера и т. п.), электростимуляция и многие другие способы.

Организм человека — сложно организованная колебательная система, которая под влиянием внешних, частных воздействий может давать резонансные ответы. Биологический резонанс представляет собой резкое нарастание амплитуды колебаний в биосистеме при предлагаемом извне принудительном колебании с частотой, постепенно приближающейся к той, которую имеет сама система. Наиболее воспринимаемы те частоты, которые существуют самом организме.

Идея резонансной биостимуляции получила свое подтверждение в работах А. Я. Креймера - о - вибрационных воздействиях на организм. Вибровоздействия в определенном частотном диапазоне оказывают лечебное и восстанавливающее воздействие. Именно на этой основе содержится получившее развитие в институте хирургии им. А. В. Вишневского новое направление - электроимпульсное «налаживание работы» внутренних органов при выраженном функциональном нарушении их ритмической деятельности.

Интересные исследования в области альтернативной медицины проводит француз Фабьен Маман — музыкант, владеющий к тому же секретами акупунктуры и биоэнергетики. Он считает, что звук со строго определенными частотами можно использовать в качестве средства, обладающего прекрасным стимулирующим, регуляторным и восстановительным действием на организм. Маман воздействует на точки акупунктуры не иглами, а определенными звуковыми частотами. Его исследования (с использованием фотографирования в токах высокой частоты) показали, что звучание той или иной ноты изменяет форму и цвет клеток. Нота «ре», например, изменяет интенсивность свечения клетки, а нота «ля» окрашивает клетку в розовый свет. Использование звука для лечения и стимуляции (в том числе и на молекулярном I уровне) автор назвал биозвукотерапией. Интересно, что наибольший эффект достигается при сочетании звука с движением.

Огромное значение в системе физиологической адаптации имеет кожа. Раздражение тех или иных ее рефлекторных зон дает возможность утолять боль, влиять на деятельность сердца и других органов и систем Различные воздействия на кожу в зависимости от их вида (прижигание, электропунктура, точечный массаж и т. п.) вызывают и различные ответные реакции. Сами же точки акупунктуры, очевидно, представляют собой проекцию на поверхность тела наиболее активных участков системы взаимодействия кожи и внутренних органов. Воздействие на точки акупунктуры, с лечебными и диагностическими целями, помимо вышеназванных способов, производится также электрическим током, лазерным лучом и т д.

Интенсивно развивается магнитотерапия. Успешно применяются магнитофоры для снятия боли, магнитные клипсы для нормализации давления и повышения работоспособности, магнитные стельки для снятия утомления и пр.

Аэроионизация — также мощный фактор, влияющий на работоспособность человека. Она, в частности, достаточно широко применяется в спорте, ибо отрицательные ионы повышают работоспособность, а также способствуют экономизации работы сердца при максимальных физических нагрузках.

Все это лишь отдельные примеры использования частотных воздействий с лечебной целью; Круг подобных средств неуклонно расширяется. Развивается научный поиск в этом направлении, сулящем много удивительных открытий. И будем надеяться, что они помогут человеку научиться жить без лекарств. А вернее — жить так чтобы лекарства и лечение были не нужны.

Одна из глобальных задач науки — решить вопрос, как отодвинуть и «отменить» старость. Предложено несколько путей: генетический («переделка» генов), органический (поиск способа заблокировать механизм зрелости), волетворческий (c помощью психики — давать команды организму вплоть до уровня клетки). Об этом пишет в своей увлекательной книге «Лоция будущих открытий» (1990) Г. И. Гуревич. И вот, говоря о последнем пути, он считает, что в данном случае, по-видимому, придется подкреплять приказы воли каким-нибудь усилителем нервных сигналов. А если так, то скорее всего и тут без биоритмов не обойтись.


Исследовательская часть.

Методы исследования:

1) Определение хронотипа (Анкета Остберга, Приложение 1).

2) Наблюдение с целью оценки условий обучения и проведения спортивных занятий.

3) Аналитическая деятельность.

Методика анкетирования:

Нами был использован самый распространенный в последнее время тест определения типа работоспособности по времени – тест Остберга в модификации профессора С. И. Степановой [5].

Он состоит из нескольких частей: вводной, основной и заключительной. С целью чистоты эксперимента тестирование для учащихся среднего звена было проведено дважды.

Объектом исследования являлись учащиеся шестых классов МОУ СОШ №1. Общее число обследуемых составило 62 человека в возрасте 12-13 лет. Анализ условий выявил следующие факты: все учащиеся обучаются в первую смену, занятия УТГ проводятся во второй половине дня. Классные помещения, два спортивных зала и бассейн, соответствуют гигиеническим нормам. К факторам устойчивости можно отнести престиж образовательного учреждения, высокий уровень квалификации педагогов, давние спортивные традиции, комфортный психологический климат в учебно-тренировочных группах. При анализе успеваемости был высчитан средний балл – 3,3. Параллель шестых классов считается достаточно проблемной и имеет низкие показатели успеваемости.

Главным в нашей работе являлось определение такой индивидуальной характеристики, как хронотип. Распределение хронотипов было следующим: «Жаворонки» - 4,9 %, «Совы» - 25,8 %, «Голуби» - 69,3 %.

Диаграмма 1.

Распределение хронотипов среди учащихся 6-х классов

Такое соотношение хронотипов среди учащихся соответствуют данным литературных источников (16).

Известно, что «вид спорта сам выбирает свой хронотип». Но это касается именно спортсменов высокой квалификации. Однако мы попытались обнаружить взаимосвязь между хронотипом и выбором УТГ, не беря во внимание фактор успешности и результативности. Оказалось, что плавание выбрали 71 % учащихся, относящиеся к категории голубей.

Таблица 1.

Виды УТГ

Голуби

Совы

Жаворонки

Всего

Плавание

71,4%

25%

3,6%

28

Баскетбол

75%

25%

0

4

Футзал

75%

12,5%

12,5%

8

ОФП

66,6%

26,6%

6,8%

15

Единоборства

100%

0

0

2

Среди квалифицированных спортсменов – пловцов, преобладают действительно «голуби». В остальных учебно-тренировочных группах зримого влияния хронотипа человека на выбор выявить не удалось. Мы считаем, что выбор вида спорта шестиклассниками определялся влиянием родителей, интересами, дружескими отношениями.

Проведя анализ расписания занятий УТГ мы обнаружили:

1. В целом, занятия проводятся в оптимальное время – с 15:00 до 18:00 часов.

2. Занятия по футзалу, ОФП, и частично акробатике, теряют свою эффективность из-за непродуманного выбора времени – с 13:50.

Администрации школы необходимо внести изменения в расписании.

По просьбе преподавателей физической культуры было проведено обследование еще одной группы учащихся – учениц десятых классов, посещающих баскетбольную секцию. Из 14 человек, 57 % (8 человек) оказались «совами» (четко выраженный вечерний тип), и 43 % (6 человек) - «голубями» (индифферентный тип). Многие игровые виды спорта, в том числе баскетбол, «выбирают» себе именно «сов». Наши спортсменки демонстрируют высокие результаты, возможно из-за того, что занимаются «своим» по времени видом спорта.


Заключение

Понимание и правильная интерпретация различных физиологических процессов, происходящих в живом организме при адаптации, невозможны без знания природы биологических ритмов. Сейчас, как известно, многие люди ведут малоподвижный образ жизни; отсюда - особая необходимость в занятиях физкультурой и спортом. Знание закономерностей биологических ритмов помогает правильно строить режим тренировочных занятий, смены нагрузок и отдыха, своевременных восстановительных мероприятий. Совершенно необходимо учитывать биологические ритмы в воспитательном процессе для физической деятельности, организации рационального режима питания, осуществления контроля за развитием ребёнка.

В зависимости от различий расположения акрофаз (пиков) биоритмов люди делятся на три основные хронотипа - «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние), Хронотип во многом определяет поведенческую активность человека (в первую очередь ребёнка) и служит важным ориентиром для разработки научно-обоснованного режима труда, спортивных занятий и отдыха.

В результате обследования хронотипов учащихся было выявлено:

1. Среди учащихся шестых классов численно доминируют «голуби» (69,3%), затем следуют «совы» (28,7%) и «жаворонки» (4,9%)

2. 71% учащихся, относящихся к категории голубей выбрали УТГ по плаванию, что соответствует их типу суточной активности (плавание-«дневной вид спорта»).

3. Взаимосвязей между хронотипом остальных учащихся и их выбором УТГ обнаружить не удалось по причине ограниченного числа шестиклассников, посещающих другие УТГ.

Наши рекомендации родителям, учащимся 6-х классов, преподавателям физической культуры и администрации школы:

1) Занятия УТГ проводить с 15:00 до 18:00 часов дня, так как это время является пиком активности для всех хронотипов.

2) Во время школьных каникул тренировочные занятия проводить в интервале – 10:00 – 12:00, 15:00 – 18:00.

3) Составлять расписание таким образом, что уроки по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки) проводить со второго по пятый.

4) Использовать микропаузы в учебном процессе и тренировочных занятиях для оптимизации режима учащихся.

5) Учащимся школ обязательно завтракать дома, рассматривая это как фактор энергетической подпитки для детей всех хронотипов, особенно «сов».

6) Категорически не использовать время для проведения занятий УТГ и уроков по основным предметам в пределах от 13:00 до 14:30 являющееся пиком наименьшей активности для всех хронотипов.


ПРИЛОЖЕНИЯ

АНКЕТА ОСТБЕРГА.

Для определения утреннего и вечернего типа работоспособности

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Прежде чем ответить на вопрос, прочтите его внимательно.

2. Отвечайте, пожалуйста, на все вопросы.

3. Отвечайте на вопросы, не нарушая предложенной последовательности.

4. На каждый вопрос необходимо отвечать независимо от ответов на другие вопросы. Не возвращайтесь к ответам на предыдущие вопросы для сравнения их с ответом на очередной вопрос.

5. На каждый вопрос старайтесь ответить с максимальной откровенностью.

Вопросы и оценочные баллы.

1. Когда бы вы предпочли вставать в том случае, если бы совершенно были свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались бы при этом исключительно своими личными желаниями?

А) зимой

1) 5-7 - 5 б

2) 7-8 - 4 б

3) 11-12 - 2 б

4) 10-11 - 2 б

5) 11-12 - 1 б

Б) летом

1) 4-6 - 5 б

2) 6-7 - 4 б

3) 7-10 - 3 б

4) 10-11 - 2 б

5) 11-12 - 1 б

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое личное время сами?

А)зимой

1) 20-21 - 5 б

2) 21-21.30 - 4 б

3) 21.30-24.00 - 3 б

4) 24-2 - 2 б

5) 2-3 - 3 б

Б) летом

1) 21-22 -5 б

2) 22-22.30 - 4 б

3)22.30-1.00 - 3 б

4)1-3 - 2 б

5)3-4 - 1 б

3. Вы нуждаетесь в будильнике по утрам. Если вам нужно вставать в точно определенное время?

1) Совершенно нет потребности - 4 б

2) В отдельных случаях есть потребность - 3 б

3) Потребность в будильнике довольно сильная - 2 б

4) Будильник мне абсолютно необходим - 1 б

4. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам и наряду с дневными часами использовать для подготовки начало ночи (23-2 ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

1) Абсолютно бесполезной, совершенно не мог бы работать - 4 б

2) Некоторая польза была бы - 3 б

3) Работа была бы достаточно эффективная - 2 б

4) Работа была бы высокоэффективной - 1 б

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

1) ОЧЕНЬ ТРУДНО - 1 б

2) Довольно трудно - 2 б

3) Довольно легко - 3 б

4) Очень легко - 4 б

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

1) Очень большая сонливость - 1 б

2) Есть небольшая сонливость - 2 б

3) Довольно ясная голова - 3 б

4) Полная ясность мыслей - 4 б

7. Каков ваш аппетит первые полчаса после подъема?

1) Совершенно нет аппетита -1 б

2) Аппетит снижен - 2 б

3) Довольно хороший аппетит - 3 б

4) Очень хороший аппетит - 4 б

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам и наряду с дневными часами использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч), насколько продуктивной будет ваша работа в это время?

1) Абсолютно бесполезной, я совершенно не мог бы работать -1 б

2) Некоторая польза была бы - 2 б

3) Работа была бы достаточно эффективной - 3 б

4) Работа, была бы высоко эффективной - 4 б

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после утреннего подъема?

1) Очень большая вялость - 1 б

2) Некоторая вялость - 2 б

3) Известная бодрость - 3 б

4) Полная бодрость – 4 б

10. Если ваш следующий день свободен от учебы, то когда вы ляжете спать по сравнению с обычным временем отхода ко сну?

1) Не позже чем обычно - 4 б

2) Менее чем на один час позже – 3 б

3) На 1-2 часа позже - 2 б

4) Более чем на 2 часа позже - 1 б

11. Легко эти вам засыпать в обычных условиях?

1) Очень трудно - 1 б

2) Довольно трудно - 2 б

3) Довольно легко - 3 б

4) Очень легко - 4 б

12. Вы решили укрепить здоровье с помощью физической тренировки. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 часу 2 раза в неделю. Наилучшее время для вашего друга-утро с 7 до 8 часов. Будет ли данный период времени наилучшим для вас?

1) В это время я бы находился в хорошей форме – 4 б

2) Я был бы в довольно хорошем состоянии - 3 б

3) Мне бы это было трудно - 2 б

4) Мне было бы очень трудно -1 б

13. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

1) 20-21 – 5 б

2) 21-22 - 4 б

3) 22-1 -3 б

4) 1-2 - 2 б

5) 2-3 -1 б

14. Во время выполнения двух часовой умственной работы, вы хотели бы находиться на вершине своей работоспособности. Какой из предложенных вариантов вы бы выбрали для выполнения этой работы?

1) 8-10 - 6 б

2) 11-13 - 4 б

3) 15-17 - 2 б

4) 19-21 - 0 б

15. Как велика ваша усталость в 23 часа?

1) Я очень устаю к этому времени - 5 б

2) Я заметно устаю к этому времени - 3 б

3) Я слегка устаю к этому времени - 2 б

4) Я совершенно не устаю к этому времени - 0 б

16. По какой-то причине вы решили лечь спать на несколько часов позже обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из вариантов будет вашим?

1) Я проснусь в обычное время и больше не засну - 4 б

2) Я проснусь в обычное время и буду дремать - 3 б

3) Я проснусь в обычное время и снова засну - 2 б

4) Я проснусь позже, чем обычно - 1 б

17. Вы должны работать (дежурить) ночью с 4 до 6 часов. Следующий день у вас свободен. Какой из вариантов вас устраивает?

1) Спать буду только после ночного дежурства -1 б

2) Перед дежурством я вздремну, а после дежурства лягу спать -2 б

3) Перед дежурством я хорошо высплюсь, а после еще подремлю -3 б

4) Я полностью высплюсь перед дежурством – 1 б

18. Вы должны в течение двух часов выполнять физическую работу. Какой из вариантов вы выберете для этого, чтобы достигнуть положительного результата?

1) 8-10 - 4 б

2) 11-13 - 3 б

3) 15-17 - 2 б

4) 19-21 - 1 б

19. Вы решили проводить тяжелую физическую тренировку. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 часу. Лучшее время для вашего друга 20 часов. Насколько благоприятным, суда по самочувствию было бы для вас время?

1) да, я был бы в хорошей форме - 1 б

2) Пожалуй, я был бы в приемлемой форме - 2 б

3) Немного поздновато, я был бы в плохой форме - 3 б

4) Нет, в это время я бы совсем не мог тренироваться - 4 б

20. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по вашему желанию?

1) 5-7 - 5 б

2) 7-8 – 4 б

3) 8-10 - 3 б

4) 10-11 - 2 б

5) 11-12 - 1 б

21. Представьте, что вы свободно можете выбирать свое рабочее время. Предположим, вы имеете 5-часовой рабочий день и ваша работа интересна, и удовлетворяет вас. Выберете 5 непрерывных рабочих часов, когда эффективность вашей работы была бы наивысшей.

1) 24-5 - 1 б

2) 5-10 - 5 б

3) 10-15 - 3 б

4) 15-20 - 2 б

5) 20-24 - 1 б

22. В какое время суток вы полностью достигаете вершины своей работоспособности?

1) 24-5 - 1 б

2) 5-8 - 5 б

3) 8-9 - 4 б

4) 9-14 - 3 б

5) 14-17 – 2 б

6) 17-24 - 1 б

23. Иногда приходится слышать о людях «утреннего» и «вечернего» типов. К какому из этих типов вы себя отнесите?

1) К утреннему - 6 б

2) Скорее к утреннему, чем к вечернему - 4 б

3) Скорее к вечернему, чем к утреннему - 2 б

4) Четко к вечернему – 0 б


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СУММЕ НАБРАННЫХ ВАМИ БАЛЛОВ:

Свыше 92 баллов - четко выраженный утренний тип.

77-91-слабо выраженный утренний тип.

58-76-индифферентный тип.

42-57-слабо выраженный вечерний тип.

Ниже 41- четко выраженный вечерний тип.

Распределение хронотипов среди учащихся 6-х классов

№ п/п

Фамилия, имя

Класс

Количество баллов

Хронотип

1

Арсланова Лиля

6 А

58

голубь

2

Агисов Александр

6 А

63

голубь

3

Бичурин Дмитрий

6 А

62

голубь

4

Борисов Артур

6 А

62

голубь

5

Васильева Полина

6 А

67

голубь

6

Гордов Александр

6 А

62

голубь

7

Каринцева Юлия

6 А

61

голубь

8

Кравченко Игорь

6 А

61

голубь

9

Лихачева Диана

6 А

63

голубь

10

Лопасова Валерия

6 А

63

голубь

11

Малых Дмитрий

6 А

64

голубь

12

Рыбаков Алексей

6 А

65

голубь

13

Решетников Александр

6 А

69

голубь

14

Черепанов Максим

6 А

63

голубь

15

Широнина Ксения

6 А

68

голубь

16

Шашкова Анна

6 А

64

голубь

17

Бадамшина Галина

6 Б

58

голубь

18

Бариев Марк

6 Б

69

голубь

19

Вавилин Евгений

6 Б

63

голубь

20

Горбунов Николай

6 Б

58

голубь

21

Кузьмин Артем

6 Б

69

голубь

22

Петрунина Ирина

6 Б

71

голубь

23

Романов Сергей

6 Б

65

голубь

24

Рожкова Дарья

6 Б

67

голубь

25

Уваров Алексей

6 Б

68

голубь

26

Хуснимарданова Гузалия

6 Б

75

голубь

27

Чепкасова Алена

6 Б

74

голубь

28

Савенко Вероника

6 Б

76

голубь

29

Додатко Валерия

6 Б

64

голубь

30

Андрюков Михаил

6 В

74

голубь

31

Богданова Маргарита

6 В

76

голубь

32

Богомолов Иван

6 В

66

голубь

33

Иванова Ольга

6 В

62

голубь

34

Казаков Виталий

6 В

66

голубь

35

Котельникова Юлия

6 В

61

голубь

36

Бурдыгина Анастасия

6 В

68

голубь

37

Лебедева Елена

6 В

69

голубь

38

Лапацкая Анна

6 В

64

голубь

39

Лихачева Ксения

6 В

72

голубь

40

Парфенов Евгений

6 В

73

голубь

41

Пинаева Кристина

6 В

66

голубь

42

Ушакова Надежда

6 В

76

голубь

43

Шаранов Александр

6 В

65

голубь

44

Баранов Александр

6 А

52

сова

45

Коновалова Оксана

6 А

47

сова

46

Логинова Мария

6 А

53

сова

47

Талипова Яна

6 А

56

сова

48

Вшивков Александр

6 Б

56

сова

49

Зверева Ольга

6 Б

53

сова

50

Пензин Вячеслав

6 Б

46

сова

51

Селезнева Анна

6 Б

54

сова

52

Ханжин Павел

6 Б

56

сова

53

Тощев Николай

6 Б

54

сова

54

Гильфанова Алиса

6 В

55

сова

55

Ильин Денис

6 В

51

сова

56

Кашникова Оксана

6 В

54

сова

57

Медведева Любовь

6 В

54

сова

58

Сташкова Анастасия

6 В

57

сова

59

Щепелев Дмитрий

6 В

57

сова

60

Бондаренко Александр

6 А

78

жаворонок

61

Ершов Игорь

6 А

79

жаворонок

62

Быков Илья

6 Б

79

жаворонок


Учебно-тренировочные группы.

Футзал:

Агисов Александр

голубь

Кравченко Игорь

голубь

Решетников Александр

голубь

Черепанов Максим

голубь

Быков Илья

жаворонок

Горбунов Николай

голубь

Тощев Николай

сова

Казаков Виталий

голубь

Сова: 1

Голубь: 6

Жаворонок: 1

Единоборства:

Борисов Артур

голубь

Лихачева Диана

голубь

Сова: 0

Голубь: 2

Жаворонок: 0

ОФП (л/а):

Арсланова Лилия

голубь

Баранов Александр

сова

Бондаренко Александр

жаворонок

Гордов Александр

голубь

Коновалова Оксана

сова

Лопасова Валерия

голубь

Малых Дмитрий

голубь

Талипова Яна

сова

Широнина Ксения

голубь

Бадамшина Галина

голубь

Вшивков Александр

сова

Рожкова Дарья

голубь

Селезнева Анна

сова

Хуснимарданова Гузалия

голубь

Додатко Валерия

голубь

Уваров Алексей

голубь

Сова: 5

Голубь: 10

Жаворонок: 1

Баскетбол:

Чепкасова Алена

голубь

Котельникова Юлия

голубь

Медведева Любовь

сова

Пинаева Кристина

голубь

Сова: 1

Голубь: 3

Жаворонок: 0

Плавание:

Бичурин Дмитрий

голубь

Ершов Игорь

жаворонок

Рыбаков Алексей

голубь

Шашкова Анна

голубь

Бариев Марк

голубь

Вавилин Евгений

голубь

Зверева Ольга

сова

Кузьмин Артем

голубь

Петрунина Ирина

голубь

Пензин Вячеслав

сова

Романов Сергей

голубь

Ханжин Павел

сова

Савенко Вероника

голубь

Андрюков Михаил

голубь

Богданова Маргарита

голубь

Богомолов Иван

голубь

Гильфанова Алиса

сова

Иванова Ольга

голубь

Ильин Денис

сова

Кашникова Оксана

сова

Бурдыгина Анастасия

голубь

Лебедева Елена

голубь

Лапацкая Анна

голубь

Лихачева Ксения

голубь

Парфенов Евгений

голубь

Сташкова Анастасия

сова

Ушакова Надежда

голубь

Шаранов Александр

голубь

Щепелев Дмитрий

сова

Сова: 8

Голубь: 20

Жаворонок: 1

ЛФК:

Васильева Полина

голубь

Каринцева Юлия

голубь

Логинова Мария

сова

Сова: 1

Голубь: 2

Жаворонок: 0


Список литературы:

1. Агаджанян Н. А., Шабатура Н. Н. Биоритмы, спорт, здоровье. Тбилиси, 1985.

2. Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента. М.: Наука, 1976.

3. Бассин Ф. В. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 4. Тбилиси, 1985.

4. Библер В. С. Мышление как творчество. М.: Полиздат, 1975.

5. Доскин В. А. Ритмы жизни. М.: Медицина, 1991.

6. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблемы объективного метода в психологии.//Вопросы философии, 1977.

7. Иванов В. В. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976.

8. Mалaxoв Г. П. Биоритмология и уринотерапия.— CПб.: АО «Комплекс», 1994.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42.

10. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизеологический параллелизм.//Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966.

11. Тильман В. М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину. — М: Знание,1986.

12. Тищенко П. Д. Герменевтика и здоровье.//Здоровье и экология человека: методологический анализ предмета и метода исследования. М.: Труды института философии АН СССР, 1987.

13. Тищенко П. Д. Жизнь как феномен культуры.//Биология в познании человека. М.: Наука, 1989.

14. Тищенко П. Д. Психика и соматические процессы.//Общественные науки и здравоохранение. М.: Наука, 1987.

15. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам.— М: Мир, 1990.

16. Шапошникова В. И. Биоритмы-часы здоровья. М.: Советский спорт, 1991

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  359  360  361   ..