Главная      Учебники - Медицина     Лекции по медицине - часть 11

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  382  383  384   ..

 

 

Малое предпринимательство в здравоохранении

Малое предпринимательство в здравоохранении

Введение

1. Конкуренция в здравоохранении и медицине, как фактор развития малого предпринимательства

2. Методологический подход оценки конкурентоспособности медицинской организации

Виды и уровни

Некоторые условия и возможные мероприятия

Уровень

· право свободного выбора врача;

Врачебный

· лицензирование врачей;

Уровень

· аккредитация медицинских учреждений;

Научные,

· научное обоснование моделей конкуренции в сфере производства и потребления медицинских услуг;

Административно-управленческие и организационные мероприятия

· демонополизация предоставления медицинской помощи;

Государственное регулирование

· разработка законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки системы здравоохранения;

3. Специфика категории прибыль на рынке медицинских услуг

Система программных мероприятий

Информационное обеспечение субъектов частной системы здравоохранения и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

Нормативно-правовое обеспечение деятельности субъектов частной системы здравоохранения

Развитие инфраструктуры поддержки субъектов частной системы здравоохранения

Разработка и развитие прогрессивных финансовых и имущественных технологий поддержки субъектов частной системы здравоохранения

Развитие инфраструктуры частной системы здравоохранения.

Научно-методическое, техническое обеспечение подготовки кадров для осуществления деятельности в частной системе здравоохранения.

Продвижение медицинских услуг, оказываемых частнопрактикующими врачами и частными медицинскими организациями на муниципальный, региональный и международный рынки. Взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганды

Финансовое обеспечение Программы

Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее реализации

Оценка социально-экономической эффективности Программы

Заключение

В условиях предстоящих преобразований системы здравоохранения Российской Федерации крайне актуальной остается проблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества. Именно в свете такого стратегического направления в настоящем сообщении представляется ряд тезисов, раскрывающих тему, заявленную в названии публикации.

Прежде всего, необходимо условно охарактеризовать сегодняшнее состояние отечественной системы здравоохранения с точки зрения объективной реальности, не позволяющей на данном этапе развития общества и государства реализовать желаемые принципы маркетинговых взаимоотношений в условиях формирующегося рынка медицинских услуг.

Как известно, рыночная экономика не мыслится без таких понятий как «конкуренция» и «конкурентоспособность».

Основными факторами низкой, порою, абсолютно отсутствующей конкурентоспособности в современной системе здравоохранении России, являются:

1. революционный переход от административно-плановой системы социалистического здравоохранения к неуправляемому процессу становления маркетинговых отношений в условиях эволюционного формирования рынка медицинских услуг;

2. консервативная форма собственности медицинских учреждений, неопределенность становления и развития малого предпринимательства в существующей системе здравоохранения, несоответствующей действию классических экономических законов и условиям конкуренции и конкурентоспособности;

3. отсутствие современных менеджеров в системе общественного здоровья, способных грамотно решать организационно-технические и экономно-управленческие проблемы и задачи лечебного учреждения, функционирующего в новых экономических условиях развития общества и государства;

4. отсутствие в медицинских образовательных программах (как правило) курсов «Управление конкуренцией в здравоохранении»;

5. неоправданная осторожность реализации методов научного планирования (системного анализа, прогнозирования, оптимизации медицинской деятельности и пр.) в условиях формирования рынка медицинских услуг;

6. отсутствие политической воли в реализации обоснованных управленческих решений по доведению до логического внедрения в учреждениях здравоохранения современных механизмов, методов и форм постоянного повышения качества медицинской помощи.

В проблеме построения и управления конкурентной средой производства и потребления медицинских услуг следует понять негативную роль стимулов в системе здравоохранения, способствующих созданию условий отсутствия либо непродуктивной конкуренции.

Некоторые факторы, порождающие обозначенную проблему и не позволяющие в принципе сформировать конкурентную среду в медицине, приведены ниже.

1. Многоуровневая система потребителей (посредников) медицинских услуг: государство (программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи); федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) (ограничения объемов медицинских услуг в соответствии с финансовыми возможностями страховщиков); страховые медицинские организации (в Российской модели обязательного медицинского страхования – прямая финансовая зависимость от территориальных фондов ОМС); пациенты (относительное включение потребителя медицинских услуг в систему активного влияния на качество медицинской помощи); администрации лечебно-профилактических учреждений (бюрократические директивно-командное регулирование взаимоотношений пациентов и медицинских работников); врачи (принятие решений о лечении своих пациентов и обеспечение этого лечения происходит в конкурентном и экономическом вакууме).

2. Противоречивые (порой антагонистические с точки зрения экономики) интересы субъектов сферы производства и потребления медицинских услуг.

3. Плательщики и посредники не несут конечной юридической ответственности за результаты лечения пациентов: (суррогатные формы конкурентной борьбы перемещены в область взаимоотношений пациентов и плательщиков, что приводит к конфликту их интересов – плательщик выискивает всяческие способы для отказа по оплате дорогостоящих медицинских услуг, являясь, таким образом, не сторонником пациента, а его антагонистом).

4. Отсутствие для пациентов, врачей и плательщиков сколько-нибудь объективных показателей качества медицинской помощи. Невозможность установления однозначной взаимосвязи между ценой и качеством предоставленной медицинской услуги.

5. Специфическая характеристика пациента как потребителя медицинских услуг и отличающая его от потребителей иных (не медицинских) товаров и услуг – это своеобразный абсолютный приоритет сохранения жизни и здоровья, без обращения внимания на возможные расходы.

6. Отсутствие возможности и крайне недостаточная информированность пациентов о ценах на медицинские услуги у разных врачей. Определенная деликатность в вопросах получения подобной информации непосредственно у лечащего врача.

Все вышеперечисленное подводит исследовательскую мысль к мнению, что в современном состоянии отечественного здравоохранении (точнее – в формирующейся сфере производства и потребления медицинских услуг) отсутствует основополагающая системная структура и, следовательно, соответствующие отношения субъектов такой системы, позволяющие практически реализовать такой механизм повышения качества медицинских услуг как конкуренция.


Список использованной литературы

1. Бернар И., Колли Ж.-Л. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х т. – Т. II: Пер. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1994. – с. 405.

2. Вопросы политики в области здравоохранения в бывших социалистических странах. Стратегия улучшения систем здравоохранения в бывших социалистических странах. / Г. Жаркович и др. М.: Федеральный фонд ОМС, 1998.

3. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2004.

4. Тогунов И.А., Конкуренция в здравоохранении и медицине // http://www.cfin.ru/management/strategy/health_system.shtml – Дата публикации: 28.11.2005

5. Интервью с Н.В.УШАКОВОЙ, вице-президентом Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», директором ООО «Интермедсервис». – Беседовала Ольга Федотова «Вестник Росздравнадзора» №4 2008 год // http://www.privatmed.ru/? module=publications&id=77

6. Самошкин А.А. Материально-техническая база здравоохранения, развитие медицинской и фармацевтической промышленности // http://www.zdravo2020.ru/conception/6/9

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  382  383  384   ..

 

Функция

Характеристика функции
Целевая функция

Характеризуется видом производимого продукта, конкретной медицинской услугой, определяемой в соответствии с потребностями общества, рынка медицинских услуг и конкретного пациента и соотнесенной с классификатором болезней (состояний) и классификатором медицинских услуг.

Лицензионная функция

Обеспечивается законодательным подтверждением заниматься данным видом деятельности в соответствии с классификаторами медицинских услуг, международным классификатором болезней (МКБ-10), профессиональным классификатором врачебной деятельности и пр.


Аккредитационная функция

Функция описываемая областью, условными рамками ограничения профессиональной медицинской деятельности – определяется отнесением специалиста к определенной специальности, медико – профессиональной группе.

Деонтологическая функция

С одной стороны, непосредственно характеризует уровень конкурентоспособности конкретного медицинского учреждения (врачебной практики) по степени квалификационных и субъектно-личностных параметров производителя медицинских услуг, уровень его вознаграждения (доля затрат на заработную плату в тарифе медицинской услуги).

Экономическая функция

Характеризуется уровнем спроса на медицинскую услугу, параметрами, описывающими медицинскую деятельность (система предложения медицинских услуг), закономерно обусловленным соотношением стоимости медицинской процедуры и соответствующей расценкой медицинского труда.


Технологическая функция

Реализуется в форме конкретной медицинской деятельности.

Функция результативности

Включает в себя интегрированные и структурированные характеристики деятельности медицинского учреждения (врачебной практики), комплексно отображающая степень конкурентоспособности.