ГКИНП-43. Руководство по созданию топографических фотокарт - часть 2

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-43. Руководство по созданию топографических фотокарт

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

ГКИНП-43. Руководство по созданию топографических фотокарт - часть 2

 

 

выражающиеся  в  масштабе,  надлежит  изображать  с  дифференциацией,  предусмотренной 
таблицами условных знаков для соответствующих топографических карт. 

§ 17. Административно-политические границы показываются на фотокарте в соответствии 

с теми же требованиями и по тем же материалам, что и на топографической карте данного 
масштаба.  Размещение  звеньев  условного  знака  границы  должно  быть  согласовано  с 
аэрофотоизображением местности. 

Дороги 

§ 18. Железные,  шоссейные  и  грунтовые  дороги  изображаются  на  фотокарте 

установленными для них условными знаками, но с рядом упрощений. 

Для  железных  дорог  в  данном  случае  предусматривается  только  разделение  по  ширине 

колеи  (нормальная  и  узкая)  и  выделение  строящихся  и  разобранных  участков.  Показывать 
число  путей,  род  тяги,  крутые  уклоны - нет  необходимости.  Из  станционных  путей 
графически выделяются только главные, а на крупномасштабной фотокарте с изображением 
большой станции - также крайние пути. 

Все шоссейные и улучшенные грунтовые дороги (включая строящиеся) показываются на 

фотокарте  без  закраски  полотна  и  выделения  труднопроезжих  участков.  Через  населенные 
пункты  (кроме  рассредоточенных)  дороги  проводить  не  следует.  Характеристики  дорог  не 
указываются. 

На  фотокарте  обжитого  района  графическая  передача  грунтовых  дорог  должна 

осуществляться  со  значительным  отбором,  производимым  сразу  для  блока  листов  с  таким 
расчетом, чтобы на каждом листе при отсутствии шоссе были показаны одна - две основные 
дороги низших классов. На фотокарте необжитого района тропы и зимники следует выделять 
только тогда, когда в пределах листа нет дорог. 

§ 19. Сооружения  по  дорогам  (например:  различные  мосты,  эстакады,  тоннели,  галереи, 

выемки,  насыпи,  трубы  и  др.),  а  также  их  характеристики  на  фотокарте  не  показываются. 
Условные  знаки  дорог  в  этих  местах  в  соответствии  с  натурой  проводят  без  разрыва  или 
прерывают,  причем  в  последнем  случае  следует  давать  сокращенную  пояснительную 
надпись («тун.», «пер.», «бр.» и т.п.). 

Другие объекты 

§ 20. Промышленные, сельскохозяйственные и различные социально-культурные объекты 

(включая ограждения) выделять на фотокарте условными знаками не требуется. 

Растительность  и  грунты  передаются  на  фотокарте  только  аэрофотоизображением, 

занимаемые ими площади контурами или условными знаками не выделяются, а их числовые 
характеристики не наносятся. 

Графический  показ  каких-либо  из  этих  объектов  на  специализированной  фотокарте 

(например,  горнодобывающего  предприятия  на  фотокарте  геологического  назначения) 
должен регламентироваться дополнительными указаниями (см. гл. III). 

Километровая  сетка  на  фотокарту  не  наносится,  но  выходы  ее  надлежит  показывать 

между внутренней и внешней рамками листа. 

Надписи на фотокарте 

§ 21. Надписи  на  фотокарте  даются  теми  же  шрифтами  (по  рисунку  и  кеглю),  что  и  на 

обычной  топографической  карте.  При  этом  для  передачи  географических  наименований 
следует применять те варианты «тонких» шрифтов, которые предусмотрены в действующих 
таблицах  условных  знаков  для  надписей  вторых  названий.  Соответственно,  для 
наименований  больших  городов - четкий  шрифт,  малых  городов  и  населенных  пунктов 
сельского и дачного типов - рубленый, поселков городского типа, гидрографии, гор, урочищ 
- остовные курсивы и т.д. 

§ 22. При  большем  количестве  географических  наименований  их  надлежит  наносить  на 

фотокарту  с  отбором,  в  первую  очередь  за  счет  исключения  наименований,  которые 
относятся к объектам, не имеющим ориентирного значения. 

§ 23. Надписи наименований и пояснительные, а также числовые характеристики следует 

на  фотокарте  размещать  так,  чтобы  они  не  закрывали  существенных  деталей 
аэрофотоизображения местности. 

Надписи,  предназначенные  для  наклейки  на  фотокарту,  обязательно  должны  быть  на 

прозрачном материале. 

§ 24. Зарамочное  оформление  фотокарты  должно  соответствовать  оформлению  обычной 

топографической карты того же масштаба. 

Дополнительно даются следующие надписи: 
под  южной  рамкой  справа - сведения  об  аэрофотосъемке  (дата,  фокусное  расстояние 

аэрофотоаппарата, масштаб воздушного фотографирования), год составления фотокарты; 

за восточной рамкой посередине - «Фотокарта выпущена в дополнение к топографической 

карте издания 197...» и под ней - сведения о внесенных исправлениях, если они имели место 
(см. § 38). 

Особенности  зарамочного  оформления  фотокарты  специализированного  назначения 

определены в гл. III. 

Глава II. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ФОТОКАРТЫ 

Общие положения 

§ 25. Основной  метод  создания  топографической  фотокарты - ее  изготовление 

одновременно с обычной картой в едином комплексе аэрофототопографической съемки или 
работ по обновлению существующих карт. 

Дополнительными  вариантами  методики,  предусматривающими  создание  этой  карты 

отдельно и после обычной топографической, являются: 

-  изготовление  фотокарты  на  территорию,  имеющую  современную  топографическую 

карту того же масштаба, составленную на основе полноценной аэрофотосъемки; 

-  изготовление  фотокарты  на  территорию,  топографическая  карта  которой  частично 

устарела  по  содержанию  и  не  соответствует  задаваемому  масштабу,  что  в  совокупности 
требует  проведения  заново  летно-съемочных  и  некоторых  фотограмметрических  работ, 
камерального  дешифрирования  нового  фотоплана,  пересоставления  рисунка  рельефа, 
переносимого с прежней карты, и соответствующих изменений в типовой схеме составления 
и оформления фотокарты. 

Последний  метод,  исходя  из  необходимости  обеспечения  установленной  точности 

фотокарты,  не  должен  применяться,  если  масштаб  имеющейся  на  данный  участок 
топографической  карты  мельче  масштаба  запланированной  фотокарты  более  чем  на  одну 
ступень в масштабном ряду советских карт. 

§ 26. Основной метод воспроизведения фотокарты (независимо от того, изготавливают ее 

вместе  с  топографической  картой  или  отдельно) - полиграфический,  дополнительный - 
фотографический.  Принятым  методом  воспроизведения  фотокарты  предопределяются 
особенности  ее  редакционной  подготовки,  количество  и  нагрузка  изготовляемых 
диапозитивов  штриховых  элементов  содержания  и,  в  целом,  порядок  и  объем  работ  по 
созданию оригинала фотокарты. 

§ 27. Важнейшей  методической  задачей  при  изготовлении  фотокарты  должно  быть 

обеспечение  строгого  совмещения  графического  и  аэрофотографического  изображений. 
Соответствующий контроль и меры по согласованию нагрузки надлежит предусматривать на 
всех стадиях составления и оформления фотокарты. 

Аэрофотосъемка 

§ 28. Аэрофотосъемка,  материалы  которой  планируется  использовать  для  создания 

фотокарты, должна выполняться со строгим соблюдением действующих общих требований к 
летно-съемочным  работам.  Кроме  того  требуется,  чтобы  поперечное  перекрытие  между 
смежными  маршрутами  было  не  менее 25 %, а  при  разновременности  воздушного 
фотографирования отдельных участков данной территории - чтобы стык залетов проходил не 
в пределах соответствующих трапеций, а совпадал с их рамками. 

При  постановке  летно-съемочных  работ  для  создания  фотокарты  в  дополнение  к 

топографической карте, содержание которой в известной части устарело, следует выяснить, 
не  проектируется  ли  на  ближайшее  время  ее  обновление,  с  тем,  чтобы  учесть  это,  задавая 
параметры аэрофотосъемки. 

Масштаб воздушного фотографирования применительно к созданию фотокарт масштабов 

1:25000  и 1:10000 устанавливается  не  более  чем  в 2,5 - 3 раза  мельче  масштаба  карты; 
фотокарт масштабов 1:5000 и 1:2000 - соответственно не более чем в 3,5 - 4 раза, с расчетом 
сохранить при последующем увеличении снимков резкость аэрофотоизображения местности. 
Требования  к  масштабу  воздушного  фотографирования,  выполняемому  для  изготовления 
фотокарт  масштабов 1:100000 и 1:50000, т.е.  фотокарт  преимущественно  геологического 
назначения, определены в § 69. 

§ 29. Аэроснимки,  предназначенные  для  изготовления  фотокарты,  по  изобразительным 

свойствам  обязательно  должны  иметь  высокое  качество.  Для  негативов  аэроснимков 
надлежит  исходить  из  следующих  сенситометрических  характеристик:  максимальная 
плотность - не более 1,6, минимальная 0,4 - 0,5, величина вуали - не более 0,2, коэффициент 
контрастности  для  равнинных  открытых  территорий 1,3 - 1,7, равнинных  залесенных 1,0 - 
1,4, горных и городских 0,8 - 1,2. На таких аэроснимках недопустимы изображения облаков и 
их теней, а также блики, пятна, царапины и другие дефекты. 

§ 30. Выбор  времени  (сезона  и  часов  дня)  аэрофотосъемки  в  целях  выразительной 

передачи  на  фотокарте  типичных  особенностей  местности  должен  дифференцироваться 
применительно к различным районам страны. 

Надлежит учитывать, что наиболее эффективным временем черно-белой аэрофотосъемки 

является  для  тундровых  районов - вторая  половина  лета,  любые  часы  съемочного  дня;  для 
лесных - конец  весны  (стадия  неполной  кроны),  конец  лета  и  начало  осени  (стадия 
пожелтения  кроны),  любые  часы  кроме  ранних  утренних  и  предвечерних;  для  степных  и 
пустынных - начало  лета  и  осень, утренние часы;  для  высокогорных  заснеженных - вторая 
половина  лета,  близполуденные  часы;  для  распаханных  территорий - конец  весны,  начало 
лета (при еще низких всходах) и начало осени (после уборки посевов), весь съемочный день; 
для застроенных - весь теплый период, близполуденные часы. 

Для любой территории не следует выполнять аэрофотосъемку непосредственно в полдень, 

поскольку  именно  в  этот  момент  нежелательное  воздействие  явлений  отражения  на 
аэрофотоизображение местности сказывается в наибольшей степени. 

Цветная  «натуральная»  аэрофотосъемка  с  последующим  изготовлением  черно-белых 

фотопланов  может  быть  эффективна  для  застроенных  территорий  и  обнаженных  горных 
районов  в  любой  месяц  теплого  периода,  а  для  районов  с  разнообразным  растительным 
покровом - в  конце  лета  и  начале  осени.  Цветную  спектрозональную  аэрофотосъемку  при 
создании  фотокарты  применять  нецелесообразно,  так  как  преобразованные  цвета  на 
аэроснимках,  а  затем  тона  черно-белой  гаммы  на  фотопланах  не  будут  соответствовать 
полученным  для  тех  же  объектов  местности  при  обычной  черно-белой  аэрофотосъемке  в 
видимой части спектра. 

В  районах  с  сезонными  изменениями  в  уровне  вод,  существенно  отражающимися  на 

облике  прилегающих  территорий,  воздушное  фотографирование  с  учетом  создания 
фотокарты  должно  проводиться  для  обширных  речных  долин - при  меженном  состоянии 

реки,  для  зоны  влияния  водохранилища - при  его  нормальном  подпорном  горизонте.  На 
морских  побережьях  соответствующую  съемку  надлежит  выполнять  при  отливе,  когда 
обнажается полоса осушки шельфа. 

§ 31. Для  получения  необходимых  при  создании  фотокарты  точных  аэроснимков,  в 

частности,  характеризующихся  минимальными  смещениями  контурных  точек,  в  процессе 
аэрофотосъемки  пересеченной  местности  следует  применять  узкоугольные  или  нормально-
угольные  аэрофотоаппараты.  Если  фотокарту  изготавливают  путем  съемки  (в  комплексе  с 
обычной топографической картой), а для обеспечения точности стереоскопической рисовки 
рельефа  в  данном  случае  должны  быть  применены  широкоугольные  аэрофотоаппараты,  то 
аэрофотосъемку надлежит выполнять дважды. 

При двухкратной аэрофотосъемке может быть целесообразной как одновременная съемка 

обоими  аэрофотоаппаратами,  так  и  разновременная  при  различном  состоянии  атмосферы. 
Например,  на  территории  со  средневысотными  расчлененными  плато  и  горами,  или  на 
территории  с  крупным  городом  воздушное  фотографирование  следует  ставить  с 
применением,  во-первых,  узкоугольного  аэрофотоаппарата  при  высокой  сплошной  (но 
легкой)  облачности - для  изготовления  точного  фотоплана  без  теней  с  отчетливым 
воспроизведением  деталей;  во-вторых,  широкоугольного  аэрофотоаппарата  при  ясной 
погоде - для рисовки рельефа. 

Изготовление фотоплана 

§ 32. Мозаичный  фотоплан,  требующийся  для  получения  фотокарты,  изготавливается  в 

масштабе карты по существующей технологии (см. «Инструкцию по фотограмметрическим 
работам при создании топографических карт и планов». М., 1974). Особое внимание должно 
быть  обращено  на  проработанность  деталей,  равнотонность  и  резкость  изображения  по 
всему  полю,  одинаковую  оптическую  плотность  (расхождения  до 0,15 ед.  по  ГОСТ)  и 
совмещение  контуров  (расхождения  предельно  до 0,7 мм)  по  стыкам  смонтированных 
отпечатков. 

§ 33. Фотоплан  составляют,  в  зависимости  от  принятого  метода  создания  фотокарты,  в 

комплексе аэрофототопографических работ по съемке или обновлению карт, или отдельно. 

При  отдельном  изготовлении  фотоплана  на  территорию,  имеющую  современную 

топографическую  карчу,  должны  быть  использованы  аэроснимки  того  же  залета  и  те  же 
данные,  которые  были  положены  в  основу  этой  карты.  Необходимость  в  повторном 
составлении  фотоплана  отпадает,  если  прежний  мозаичный  фотоплан  полностью  отвечает 
требованиям, изложенным в § 28 - 34. 

При  отдельном  изготовлении  фотоплана  на  территорию  с  топографической  картой, 

частично  устаревшей  по  контурной  нагрузке  и  неподходящей  по  масштабу,  используются 
аэроснимки  специально  выполненного  нового  залета  с  опознанными  на  них  плановыми 
точками  (геодезические  пункты  и  точки  полевой  подготовки)  из  материалов 
предшествующей 

топографической 

съемки 

и 

дополнительно 

достроенными 

фотограмметрическими  сетями  (при  необходимости  сгущения  плановой  опоры  фотоплана). 
Порядок работы и требования по этому процессу - те же, что и при изготовлении фотоплана 
в  процессе  обновления  топографических  карт  (см. «Инструкцию  по  обновлению 
топографических карт масштабов 1:10000, 1:25000, 1:50000». М., 1969). 

§ 34. Для  монтажа  фотоплана,  как  правило,  нужны  отпечатки  аэроснимков  на  матовой 

фотобумаге;  если  же  аэрофотосъемка  проводилась  в  облачную  погоду,  то  при 
необходимости повышения контраста - на глянцевой фотобумаге. 

Монтаж  надлежит  выполнять  так,  чтобы  порезы  были  возможно  менее  заметными  и,  во 

всяком  случае,  чтобы  их  изображение  не  могло  бы  быть  затем  воспринято  на  копии 
фотоплана как изображение линейных объектов местности (дорог, канав и др.). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..