ГКИНП-30. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ МАСШТАБОВ 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000 - часть 3

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-30. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ МАСШТАБОВ 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

ГКИНП-30. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ МАСШТАБОВ 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000, 1:500000, 1:1000000 - часть 3

 

 

Политико-административное  значение  населенных  пунктов  отображается  на  картах 

выделением  столиц  государств,  административных  центров  и  населенных  пунктов  с 
расположенными в них местными органами власти. 

27. На картах масштабов 1:25000 - 1:200000 должны быть изображены, как правило, все 

населенные  пункты,  имеющиеся  на  местности.  Как  исключение  при  картографировании 
густонаселенных районов на картах масштабов 1:100000 и 1:200000 разрешается показывать 
отдельные  населенные  пункты  сельского  типа  с  числом  жителей  менее 100 человек  без 
подписей их названий, а на карте масштаба 1:200000 вовсе их не показывать. 

На картах масштабов 1:500000 и 1:1000000 нагрузка изображениями населенных пунктов 

устанавливается  в  зависимости  от  характера  района,  густоты  населенных  пунктов,  их 
величины, значения и типа. 

Примерные нормы нагрузки карт изображениями населенных пунктов устанавливаются в 

соответствии со следующей таблицей: 

Тип района по населенности 

Количество насеченных пунктов 

на местности, соответствующей 

по площади 1 кв. дм карты 

масштаба 1:500000 

Количество населенных пунктов, 

показываемых на 1 кв. дм площади 

карт масштабов 1:500000 и 

1:1000000 

Густонаселенный 

более 375 

120 - 140 

Средненаселенный 

125 - 375 

90 - 120 

Слабонаселенный 

90 - 125 

70 - 90 

Редконаселенный 

60 - 90 

60 - 70 

Малообжитой 

менее 60 

менее 60 

Максимальная  нагрузка  карт  изображениями  населенных  пунктов  (до 140 на 1 кв.  дм) 

применяется  при  картографировании  равнинных  густонаселенных  районов  со  средними  и 
мелкими населенными пунктами.

 

На  карте  масштаба 1:1000000 часть  населенных  пунктов  (площадью  в  масштабе  карты 

менее 5 кв. мм) изображается пунсонами. 

Отдельные  жилые  и  нежилые  строения  показываются  на  картах  масштабов 1:200000 - 

1:1000000,  если  они  расположены  в  необжитых  районах  (пустынных,  горных,  Крайнего 
Севера) и являются единственными ориентирами. 

Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты 

28.  К  промышленным,  сельскохозяйственным  и  социально-культурным  объектам, 

показываемым на топографических картах, относятся: 

- заводы, фабрики, электростанции; 
- аэродромы, гидроаэродромы, посадочные площадки; 
-  нефтепромыслы,  нефтяные  и  газовые  вышки  и  скважины,  шахты,  штольни,  рудники, 

места  открытых  разработок  полезных  ископаемых  (карьеры),  торфоразработки,  соляные 
разработки, отвалы выработанных пород (терриконы); 

- наземные и подземные нефтепроводы, газопроводы, продуктопроводы; 
- склады горючего, газгольдеры, бензоколонки и заправочные станции; 
- воздушные линии электропередачи, трансформаторные будки; 
- элеваторы, лесопильни, мельницы, дистилляционные башни; 
-  хозяйственные  постройки  пунктов  механизации,  мастерских,  совхозов,  колхозов, 

леспромхозов; 

-  конторы  лесничеств  и  дорожно-эксплуатационных  участков,  дома  лесников,  рыбные 

промыслы; 

-  радиостанции,  телефонные  станции,  радио-  и  телевизионные  мачты,  телеграфные  и 

радиотелеграфные конторы и отделения, линии связи, подводные и подземные кабели; 

- метеорологические станции; 

-  школы,  больницы,  санатории,  стадионы,  мемориалы,  памятники,  монументы, 

скульптурные фигуры, кладбища, братские могилы, здания и сооружения культа и др. 

29. На топографических картах масштабов 1:25000 - 1:100000 указанные промышленные, 

сельскохозяйственные  и  социально-культурные  объекты  показываются  по  возможности  в 
полном  объеме,  некоторые  второстепенные  объекты  внутри  населенных  пунктов  могут  не 
показываться.  Линии  электропередачи,  линии  связи  и  радиотрансляции  внутри  населенных 
пунктов, а также в полосе отвода железных и шоссейных дорог на картах не показываются. 
Школы и больницы показываются, если они расположены в населенных пунктах сельского 
типа;  эти  объекты  в  поселках  городского  типа  показываются  только  на  карте  масштаба 
1:25000. Радиотелеграфные и телеграфные конторы и отделения связи показываются только 
при  изображении  населенных  пунктов  сельского  типа  в  малонаселенных  районах.  У 
изображений  объектов,  возвышающихся  над  окружающей  местностью  (телевизионных 
вышек,  радиомачт,  терриконов,  опор  линий  электропередачи  и  т.п.),  подписывается  их 
высота в метрах. 

30.  На  карту  масштаба 1:200000 промышленные,  сельскохозяйственные  и  социально-

культурные  объекты  наносятся  с  отбором  и,  как  правило,  в  тех  случаях,  когда  они 
расположены  вне  населенных  пунктов  или  на  их  окраинах.  Внутри  населенных  пунктов 
показываются  лишь  те  из  них,  которые  имеют  важное  экономическое  значение  или  резко 
выделяются  среди  окружающих  объектов  по  форме  и  размерам,  если  их  обозначения  не 
будут  мешать  отображению  характера  планировки  и  очертаний  населенных  пунктов. 
Наиболее  подробно  показываются  объекты,  расположенные  вдоль  железных  и  шоссейных 
дорог.  К  изображениям  объектов  башенного  типа  высотой 50 м  и  более  дается  подпись 
высоты в метрах. 

31.  На  картах  масштабов 1:500000 и 1:1000000 показываются  только  наиболее 

значительные  промышленные  и  социально-культурные  объекты  в  зависимости  от  их 
важности в экономическом и военном отношениях, а также от их значения как ориентиров 
или препятствий для аэронавигации. 

Заводы и фабрики, рудники и прииски, линии электропередачи показываются только при 

картографировании  малообжитых  районов  из  числа  наиболее  крупных  при  расположении 
вне населенных пунктов. 

Магистральные  нефте-  и  газопроводы,  подводные  кабели  международного  значения,  а 

также кабели, соединяющие материки и острова, показываются все. 

Телевизионные  вышки,  радиомачты,  терриконы,  капитальные  сооружения  башенного 

типа и другие объекты, имеющие высоту 50 м и более, показываются при их расположении 
вне  населенных  пунктов  (а  на  карте  масштаба 1:500000 - и  в  населенных  пунктах)  с 
указанием их высоты в метрах. 

Знаки аэродромов и гидроаэродромов, а на карте масштаба 1:500000 и знаки посадочных 

площадок  размещаются  на  картах  с  возможно  большим  приближением  к  действительному 
расположению этих объектов на местности. 

Монастыри  и  храмы  культов,  братские  могилы,  памятники  и  монументы  показываются 

только  в  тех  районах,  где  нет  населенных  пунктов  и  других  четких  ориентиров,  а  в 
населенных районах - только в случае исторического значения этих объектов. 

Крепости,  форты  и  укрепления  показываются  на  картах  только  как  исторические 

памятники или как ориентиры в малообжитых районах. 

Дорожная сеть и дорожные сооружения 

32.  На  топографических  картах  с  учетом  их  назначения  и  масштабных  возможностей 

показываются следующие объекты дорожной сети и дорожные сооружения: 

- железные дороги; 
-  монорельсовые  и  подвесные  дороги,  фуникулеры  и  бремсберги,  трамвайные  линии  и 

наземные участки линий метрополитена; 

- автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе; 
- улучшенные грунтовые дороги, грунтовые, полевые и лесные дороги; 
- караванные пути, вьючные и пешеходные тропы, зимние дороги; 
- железнодорожные станции и станции метрополитена, разъезды, платформы, погрузочно-

разгрузочные площадки; 

-  железнодорожные  вокзалы,  депо,  блокпосты,  путевые  посты,  поворотные  круги, 

станционные пути, тупики, водонапорные башни, семафоры и светофоры; 

- туннели, мосты, эстакады, виадуки, насыпи и выемки; 
-  трубы,  пешеходные  мосты,  съезды  с  дорог,  имеющих  покрытие,  фашинные  участки 

дорог, гати, гребли; 

- горные перевалы, ограды и обсадки вдоль дорог. 
33.  При  изображении  дорожной  сети  и  дорожных  сооружений  необходимо  правильно  и 

наглядно отображать: 

- густоту и качественную характеристику дорожной сети; 
- местоположение, класс, состояние и конфигурацию каждой изображаемой дороги; 
-  пересечения  дорог,  съезды,  подходы  дорог  к  переправам,  перевалам  и  местам,  где 

объезды затруднены; 

- дорожные сооружения с их характеристиками. 
У  выходов  дорог  за  рамки  листов  карт,  в  межрамочном  пространстве,  даются  подписи 

названий  ближайших  узлов  дорог  (железнодорожных  станций,  населенных  пунктов  или 
других  объектов,  расположенных  на  этих  дорогах)  и  расстояний  до  них  в  километрах. 
Направления  железных  и  шоссейных  дорог  высших  классов  подписываются,  как  правило, 
все, а других дорог - с отбором в зависимости от их значения для данного района и общего 
развития дорожной сети. 

34. Железные дороги показываются на картах с подразделением: 
- по ширине колеи, ширококолейные (1435 мм и более) и узкоколейные (менее 1435 мм); 
по числу путей: однопутные, двухпутные и т.д.; 
- по виду тяги: электрифицированные и прочие; 
-  по  состоянию:  действующие,  строящиеся,  разобранные.  При  картографировании 

территорий,  где  основные  железные  дороги  имеют  колею  шириной  менее 1435 мм, 
ширококолейными показываются дороги с шириной колеи 1000 мм и более. 

Ширококолейные железные дороги показываются на картах без отбора. При изображении 

районов с густой сетью железных дорог на картах масштабов 1:200000 - 1:1000000 железные 
дороги  показываются  с  отбором:  исключаются  некоторые  подъездные  пути,  тупики, 
небольшие по протяженности узкоколейные железные дороги, перемычки между основными 
магистралями и т.п. 

Подвесные  дороги  и  трамвайные  линии  показываются  на  карте  масштаба 1:25000 

полностью,  а  масштабов 1:50000 - 1:200000 - только  проходящие  вне  населенных  пунктов 
при  длине  в  масштабе  карты  подвесных  дорог 1 см  и  трамвайных  линий  2  см  и  более.  На 
карте  масштаба 1.500000 узкоколейные  и  трамвайные  линии  показываются,  если  они 
проходят вне населенных пунктов и имеют длину 2 см и более. 

Станции  и  наземные  участки  линий  метрополитена  показываются  только  на  картах 

масштабов 1:25000 - 1:100000 

35.  Автострады,  усовершенствованные  шоссе  и  шоссе  на  картах  масштабов 1:25000 - 

1:500000  показываются,  как  правило,  все;  на  карте  масштаба 1:1000000 в  районах  с  густой 
сетью дорог шоссе показываются с отбором. При изображении на картах шоссейных дорог, 
наряду  с  техническими  характеристиками,  показывается  их  нумерация.  Дороги  низших 
классов  на  карты  наносятся  с  отбором  в  зависимости  от  масштаба,  характера 
картографируемой территории и развития дорожной сети. Пешеходные тропы показываются 
на картах масштабов 1:25000 - 1:200000 лишь при изображении районов, где они являются 

основными  путями  сообщения,  или  в  тех  случаях,  когда  служат  единственными  путями  к 
населенным пунктам. 

На картах выделяются строящиеся автострады, усовершенствованные шоссе и шоссе. 
При  изображении  районов  с  густой  сетью  шоссейных  дорог  шоссейные  дороги  низшего 

класса  могут  показываться  условным  знаком  улучшенных  грунтовых  дорог,  о  чем  дается 
примечание на полях листов карт. 

36. К автострадам относятся автомобильные дороги высшего класса, предназначенные для 

скоростного  движения  неограниченного  по  тоннажу  автотранспорта  и  имеющие  твердое 
основание,  асфальто-  или  цементобетонное  покрытие  шириной  не  менее 14 м, 
разделительные  полосы,  уклоны  не  более 4 % и  пересечения  с  другими  дорогами,  как 
правило, на разных уровнях. 

К усовершенствованным шоссе относятся автомобильные дороги с твердым основанием, 

имеющие  покрытие  из  асфальта,  цементобетона,  брусчатки,  клинкера,  а  также  щебня  или 
гравия, пропитанных вяжущими веществами, при ширине покрытой части не менее 6 м. 

К шоссе относятся автомобильные дороги с основанием из камня, песка и твердою грунта 

и  покрытием  из  асфальта,  цементобетона,  брусчатки,  клинкера,  гравия,  щебня  или  шлака, 
уплотненных  укаткой  или  обработанных  вяжущими  веществами,  при  ширине  покрытой 
части до 6 м. 

К улучшенным грунтовым дорогам относятся профилированные, регулярно исправляемые 

дороги,  не  имеющие  прочного  основания.  Проезжая  часть  таких  дорог  покрыта  гравием, 
щебнем, песком и т.п. и может быть обработана вяжущими веществами 

Рельеф 

37.  Рельеф  на  картах  изображается  горизонталями  в  сочетании  с  условными  знаками 

обрывов,  скал,  оврагов,  промоин,  осыпей,  оползней,  сухих  русл,  карстовых  воронок, 
каменных  рек,  лавовых  потоков,  фирновых  полей  и  т.д.  Изображение  рельефа  дополняется 
отметками  высот  характерных  точек  местности,  подписями  горизонталей,  относительных 
высот  (глубин),  размеров  отдельных  форм  рельефа.  На  картах  масштабов 1:500000 и 
1:1000000  изображение  горного  рельефа  дополняется  гипсометрической  подложкой  и 
отмывкой. 

38. Изображение рельефа на картах должно отвечать следующим основным требованиям: 
- наглядно передавать характер рельефа, степень его расчлененности; 
-  точно  отображать  расположение,  размеры  и  формы  неровностей  местности, 

характеризующие  ее  проходимость,  маскировочные  и  защитные  свойства,  а  также 
возможность ориентирования на местности; 

-  наглядно  передавать  морфологические  особенности  различных  типов  рельефа 

(равнинно-эрозионного,  холмисто-моренного,  горного,  карстового,  вулканического  рельефа 
песков и др.); 

-  точно  и  четко  передавать  основные  орографические  линии  и  точки  (водоразделы, 

тальвеги, уступы, седловины, вершины и т.д.); 

-  четко  отображать  направление  склонов,  их  крутизну,  а  также  резкие  нарушения 

поверхности (обрывы, осыпи, овраги и промоины, выходы коренных пород и др.); 

- обеспечивать возможность быстрого определения, с точностью, допускаемой масштабом 

карты, абсолютных высот точек местности и превышений одних точек над другими. 

39.  Для  изображения  рельефа  горизонталями  на  топографических  картах,  в  зависимости 

от  характера  районов  картографирования,  устанавливается  следующая  основная  высота 
сечения рельефа в метрах. 

Основная высота сечения рельефа (в метрах) для карт масштабов 

Характеристика районов 

1:25000 1 

50000 1:100000 1:200000 1:500000 

Плоскоравнинные открытые 

2,5 10 20 20 50 

Плоскоравнинные залесенные 

5  10 20 20 50 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..