ГКИНП-05-146-81. ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МНОГОЦВЕТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ФОТОКАРТ И СНИМКОВ - часть 5

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-05-146-81. ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МНОГОЦВЕТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ФОТОКАРТ И СНИМКОВ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..

 

 

ГКИНП-05-146-81. ПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МНОГОЦВЕТНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ФОТОКАРТ И СНИМКОВ - часть 5

 

 

 

Рис. 3. Неправильное экспонирование:

 

а - недодержка, б - передержка 

-  при  совпадении  крайних  точек  требуемой  и  полученной  кривых,  но  большем  прогибе 

полученной кривой (рис. 4а), увеличивают время экспонирования;

 

-  при  совпадении  крайних  точек  требуемой  и  полученной  кривых  и  меньшем  прогибе 

полученной кривой (рис. 4б) уменьшают время экспонирования.

 

 

Рис. 4. Неправильное экспонирование:

 

а - недодержка, б - передержка 

Подобрав режим фотографирования по контрольной градационной шкале, изготавливают 

целый  негатив,  проверяют  его  градационную  кривую,  которая  должна  соответствовать 
требуемой  кривой IV рис. 1. Для  контроля  равномерности  освещения  космофотоплана 
измеряют на негативе плотности контрольных плашек с помощью денситометра. Допустимы 
расхождения  в  плотности  до 0,1; при  большем  расхождении  перемещают  источник  света, 
добиваясь равномерности освещения. Размеры негатива по четырем сторонам проверяют до 
и после сушки.

 

На полутоновом негативе проводят техническую ретушь. Для этого со стороны контрслоя 

негатива ретушерной краской с помощью кисти закрывают те участки изображения, которые 
на  оригинале  имеют  чистый  белый  цвет,  и  закрывают  поля  за  рамкой,  оставляя  только 
контрольные  углы  внутренней  рамки  и  метки-кресты.  С  эмульсионной  стороны  негатива 
проводят  ретушь  по  выравниванию  разнотонности  в  местах  стыков  (порезов)  с  помощью 
растворов, составленных по рецептам № 5, 7 (прилож. 5.2).

 

В результате с копии космофотоплана при одной установке фотоаппарата изготавливают 

два  негатива:  один  с  градационной  характеристикой,  обеспечивающей  точное 
воспроизведение  космофотоплана,  и  другой  более  контрастный - для  печатания  «ударов». 
Отклонения в размерах этих двух негативов недопустимы.

 

С целью обеспечения высокой четкости передачи мелких деталей космофотоизображения 

на  оттисках  необходимо  при  изготовлении  полутоновых  негативов  учитывать  не  только 
градационную  характеристику  контактного  растра  как  указано  выше,  но  и  особенности 
нового  варианта  растрирования  с  измененным  расположением  относительно  друг  друга 
фотопленки,  негатива  и  контактного  растра,  что  требует  введения  поправки  в  требуемую 
градационную кривую полутонового негатива. Этот вариант предусматривает расположение 

полутонового негатива в непосредственном контакте с фотопленкой (эмульсионный слой  к 
эмульсионному),  а  контактного  растра  эмульсионным  слоем  к  контрслою  негатива.  Это 
требует изготовления полутонового негатива с более мягкой градационной кривой, чем при 
варианте обычного растрирования, когда контактный растр располагают между фотопленкой 
и негативом. Величину уменьшения интервала контактного растра определяют при помощи 
контрольной градационной шкалы, изготовленной на той же фотопленке, на которой должен 
изготавливаться полутоновый негатив. Эти особенности изложены в разделе 3.3.5.2.

 

3.3.3.  Изготовление  цветоделенных  полутоновых  негативов  с  многоцветного  оригинала 

фоновых элементов для I и II вариантов схемы технологического процесса

 

3.3.3.1.  Изготовление  цветоделенных  полутоновых  негативов  включает  в  себя  четыре 

основных этапа:

 

- анализ многоцветного оригинала;

 

-  определение  требуемой  кривой  воспроизведения  и  требуемой  градационной  кривой 

цветоделенных полутоновых негативов;

 

- подготовительные к фотографированию работы;

 

- изготовление цветоделенных полутоновых негативов.

 

3.3.3.2.  Задача  анализа  многоцветного  оригинала  фоновых  элементов  космофотокарты 

заключается  в  измерении  на  оригинале  оптических  плотностей  цветных  полей 
(денситометрических  параметров)  по  трем  краскам  триады:  голубой,  желтой  и  пурпурной. 
Измерение  оптических  плотностей  многоцветного  оригинала  необходимо  для  построения 
кривой воспроизведения.

 

Измерение  минимальных  и  максимальных  оптических  плотностей,  выбор  участков 

высоких  светов,  светов  и  теней  на  многоцветном  оригинале  для  электронного, 
фотомеханического и контактного цветоделения производят с помощью фотоэлектрического 
денситометра.  По  этим  участкам  и  построенной  кривой  воспроизведения  производят 
регулирование  в  электронной  цветоделительной  машине  уровней  белого  и  черного, 
балансирование  сигналов  для  хроматических  и  ахроматических  цветов  в  зависимости  от 
выбранной  триады  печатных  красок  (холодной,  теплой или  смешанной),  т.е. контролируют 
весь дальнейший технологический процесс.

 

Оптические  плотности  на  многоцветном  оригинале  можно  измерить  также  с  помощью 

полутоновой  градационной 25-ти-польной  шкалы-эталона.  Это  производится  следующим 
образом: шкалу-эталон накладывают на цветной оригинал рядом с измеряемым полем, затем 
это  поле  просматривают  через  каждый  из  трех  цветоделительных  светофильтров.  При 
рассматривании  через  светофильтр  дополнительного  цвета  цветное  поле  оригинала 
воспринимается  серым,  так  же  как  и  серая  шкала-эталон,  поэтому  их  плотности  легко 
сопоставить.  Путем  визуального  сравнения  находят  в  шкале-эталоне  поле,  равное  по 
плотности  измеряемому  полю  оригинала.  Повышению  точности  измерения  способствует 
применение  листиков  черной  или  белой  бумаги  с  вырезанными  в  них  отверстиями 
диаметром 5 мм,  которые  накладывают  на  измеряемое  поле  оригинала  и  шкалу-эталон. 
Такой  прием  измерения  позволяет  определить  оптическую  плотность  на  оригинале  с 
точностью 0,05, что  вполне  достаточно  для  данной  технологии  воспроизведения 
космофотокарт.

 

На  контрольной  градационной 8 - 10-ти-польной  шкале  оставляют  поля  с  теми 

плотностями,  которые  имеются  на  многоцветном  оригинале  фоновых  элементов.  Поля  с 
большими  плотностями  закрывают  белой  бумагой.  Такая  шкала  служит  для  построения 
требуемой градационной кривой полутоновых цветоделениях негативов.

 

3.3.3.3.  Определение  требуемой  градационной  кривой  цветоделенных  негативов  красок 

триады  (голубой,  желтой,  пурпурной),  которая  обеспечивает  наилучшую  градационную 
передачу многоцветного оригинала с выбранным контактным растром, требует графического 
построения  схемы  (рис. 5). Построение  ее  производят  перед  электронным, 

фотомеханическим  или  контактным  цветоделением.  Построение  схемы  выполняют  так  же, 
как это изложено в разделе 3.3.2.3.

 

 

Рис. 5. Определение требуемой градационной кривой цветоделенных полутоновых негативов

 

При построении кривой воспроизведения (рис. 5) следует руководствоваться следующими 

основании положениями:

 

-  наилучшие  результаты  воспроизведения  получаются  при  условии,  если  кривая 

воспроизведения (I) идет  прямолинейно  под  углом 45°. В  этом  случае  обеспечивается 
прямолинейная пропорциональная передача градаций полутонов оригинала; это имеет место, 
когда максимальная плотность оригинала будет равна максимальной плотности, получаемой 
на оттиске, т.е. 1,2;

 

-  если  максимальная  плотность  оригинала  меньше 1,2 (например,  точка 4), то  кривую 

воспроизведения берут также (I), однако, в этом случае на оттиске карты не будет заливки, 
но  этого  и  не  требуется,  так  как  на  оригинале  в  данном  случае  цвета  мало насыщенные.  В 
противном  случае  для получения на  оттиске  заливки  кривая  воспроизведения  должна  быть 
(2).  Это  приведет  к  увеличению  контраста  изображения,  что  не  допустимо  при 
воспроизведении оригиналов с ровной фоновой окраской, так как усилятся дефекты окраски 
оригинала;

 

- если оригинал имеет максимальную плотность больше 1,2, то кривую воспроизведения 

следует  строить  как  кривую (3), т.е.  на  большем  своем  участке  она  должна  максимально 
приближаться  к  кривой,  проходящей  под  углом 45°, а  затем  плавно  приближаться  к  точке, 
соответствующей  максимальной  плотности  (заливке).  В  этом  случае  большему  участку 
кривой  будет  соответствовать  точная  градационная  передача  тонов  оригинала,  а  в  тенях 
будут иметь место искажения, но в допустимых пределах;

 

- ни в коем случае нельзя допускать воспроизведения оригинала по кривой (4), так как на 

оттисках будет сильно не доставать краски в средних тонах оригинала, а также - по кривой 
(5), так как на оттисках не будет проработки в тенях изображения, т.е. не будут различаться 
темные цвета.

 

Практически  построение  схемы  по  определению  требуемой  кривой  полутоновых 

цветоделенных негативов производят так же, как это изложено в разделе 3.3.2.3.

 

Для  этого  на  оси  абсцисс  графика I наносят  значения  оптических  плотностей  серой 

контрольной шкалы, изготовленной на фотобумаге и фотографируемой вместе с оригиналом. 
Каждую  точку,  соответствующую  плотности  определенной  ступени  шкалы,  проецируют  с 
оси  абсцисс  графика I на  кривую  воспроизведения  и  далее  на  ось  ординат  графика,  где 
определяют соответствующую ей плотность на оттиске при данной кривой воспроизведения. 
Эти  точки  проецируют  (как  показано  стрелками)  на  градационную  кривую  контактного 
растра  и  затем  на  ось  абсцисс  графика II, где  находят  значения  оптических  плотностей 
требуемого  полутонового  негатива.  Точки,  соответствующие  плотностям  требуемого 
негатива,  с  помощью  вспомогательной  прямой  графика III проецируют  на  ось  ординат 
графика IV. По  оси  абсцисс  этого  графика  откладывают  значения  оптических  плотностей 
полей  контрольной  шкалы  оригинала.  По  этим  координатам  строят  требуемую  кривую 
полутоновых цветоделенных негативов.

 

3.3.3.4. Подготовительные работы к фотографическому цветоделению заключаются в том, 

что  рядом  с  многоцветным  оригиналом  при  любом  способе  цветоделения 
(фотомеханическом  или  электронном)  помещают  контрольные  шкалы:  цветную,  серую 
градационную  и  равноплотные  плашки.  Шкалы  подбирают  так,  чтобы  интервал  их 
оптических плотностей равнялся интервалу плотностей оригинала.

 

Контрольные шкалы и равноплотные плашки используют много раз, пока они не выйдут 

из строя.

 

По  цветной  шкале  контролируют  процессы:  цветоделения,  цветоделительной  коррекции 

(маскирования)  и  изготовления  растровых  диапозитивов.  Ее  изготавливают  из  цветных 
квадратов,  выбираемых  на  оттиске  шкалы  цветового  охвата.  Ланцетом  вырезают 
соответствующие  квадраты.  Каждый  вырезанный  квадрат  наклеивают  на  разграфленную 
карандашом  таблицу  на  бумаге,  определяя  его  местоположение  по  количеству  голубой, 
желтой и пурпурной красок (рис. 6).

 

Эту  контрольную  стандартную  цветную  шкалу,  состоящую  из  двойных  и  некоторых 

тройных  перекрытий  печатных  красок  триады,  взятых  с  трех - или  четырехступенной 
градацией тона, можно использовать для контроля воспроизведения любых оригиналов.

 

 

Рис. 6. Контрольная цветная шкала.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  3  4  5  6   ..