ГКИНП-05-138-80. РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ КАРТ К ИЗДАНИЮ МЕТОДОМ ГРАВИРОВАНИЯ - часть 8

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-05-138-80. РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ КАРТ К ИЗДАНИЮ МЕТОДОМ ГРАВИРОВАНИЯ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

ГКИНП-05-138-80. РУКОВОДСТВО ПО ПОДГОТОВКЕ КАРТ К ИЗДАНИЮ МЕТОДОМ ГРАВИРОВАНИЯ - часть 8

 

 

0,15  мм  гравируют  иглой  с  круглой  заточкой.  Равномерное  утолщение  рек  достигается 
постепенным  увеличением  давления  на  иглу.  Реки  толщиной  свыше 0,15 мм  гравируют 
резцами,  вставленными  в  ГПЛ  или  ГП-3.  Постепенное  утолщение  рек  достигается  сменой 
резцов. Менять их лучше при пересечении рек с другими элементами или при слиянии рек, 
где  увеличение  их  толщины  естественно.  Разрывы  или  утолщения,  образующиеся  из-за 
смены резцов, заправляют иглой с острой конической заточкой. 

Каналы,  изображаемые  линией  толщиной 0,1 мм,  гравируют  по  линейке  иглой  с  острой 

конической  заточкой,  вставленной  в  ручку,  а  при  толщине  линий  свыше 0,1 мм - резцом, 
заточенным в виде стамески, вставленным в МГТ-1, ГПЛ или ГП-3. Каналы, изображаемые 
точечным  пунктиром,  гравируют  приборами  ЭК,  ЭК-1  или  ЭГПИ  по  предварительной 
карандашной  разграфке,  а  каналы,  изображаемые  линейным  пунктиром,  гравируют  по 
трафаретам.  Условный  знак  набережных  гравируют  резцами,  вставленными  в  ручку,  ГПЛ 
или ГП-3; поперечные штрихи гравируют по трафарету. 

Условные  знаки  водопадов  и  порогов  гравируют  по  трафаретам  иглой  с  острой 

конической  заточкой,  вставленной  в  ручку.  Условные  знаки  колодцев  с  ветряными 
двигателями, гейзеров, оборудованных источников и фонтанов гравируют пантографом ГГП 
или МНП, а условные знаки главных колодцев в степных и пустынных районах, обычных и 
артезианских  колодцев - электрическим  кронциркулем.  Условные  знаки  водохранилищ  и 
дождевых  ям,  не  выражающиеся  в  масштабе  карты,  гравируют  по  трафаретам.  Условный 
знак  водопровода  гравируют  в  два  приема:  сначала  иглой  с  острой  конической  заточкой 
гравируют линию, а затем с помощью ЭК, ЭК-1 или ЭГПИ наносят точки. Условные знаки 
подземных  водопроводов  гравируют  по  трафарету.  При  гравировании  условных  знаков 
кяризов  в  первую  очередь  наносят  пунсоны,  а  затем  по  трафаретам - линейные  элементы. 
Условные  знаки  волноломов  и  бун  гравируют  по  линейке  резцами,  вставленными  в  ручку, 
МГТ-1, ГПЛ или ГП-3. 

Условные  знаки  болот  и  солончаков  гравируют  штриховальным  прибором  ШП. 

Небольшие площади можно гравировать иглой с острой конической заточкой, вставленной в 
ручку, с помощью пропорциональных линеек. 

На оригинале гидрографии гравируют так же горизонтали ледников. 
Условный  знак  ледниковых  трещин  гравируют  иглой с  круглой  заточкой,  вставленной  в 

ручку. Изменение толщины линии достигается изменением давления на иглу. 

Фирновые поля гравируют ЭК, ЭК-1 или ЭГПИ. 
Знаки ледяных обрывов гравируют так же, как обрывистые берега. 
Условный  знак  ископаемого  льда  гравируют  иглами  с  острой  и  круглой  коническими 

заточками, вставленными в ручки. 

Изобаты  гравируют  иглой  с  острой  конической  заточкой,  вставленной  в  ручку,  или 

резцом,  заточенным  в  виде  стамески,  вставленным  в  ГПЛ  или  ГП-3.  Подписи  изобат  и 
отметки  глубин  гравируют  пантографом.  Остальные  надписи  (названия  морей,  озер,  рек  и 
др.) наклеивают на оригинале подписей. 

10.2.3. Оригиналы контура гравируют в такой последовательности: внутренняя и внешняя 

рамки;  координатная  сетка;  опорные  пункты,  отметки  высот;  элементы  гидрографии  и 
гидротехнические сооружения, печатаемые черным цветом; железные дороги и сооружения 
при  них;  населенные  пункты;  промышленные,  сельскохозяйственные  и  социально-
культурные  объекты;  шоссейные  и  грунтовые  дороги,  тропы;  границы  и  ограждения; 
элементы рельефа, печатаемые черным цветом; растительный покров и грунты. 

Гравирование рамки начинают с наколов вершин ее углов. 
Внутреннюю рамку и координатную сетку гравируют с помощью металлической линейки 

иглой с острой конической заточкой, вставленной в гравировальную ручку. Внешнюю рамку 
можно гравировать несколькими способами. Прибором для гравирования рамки минутную и 
утолщенную рамки можно гравировать за один прием. Внешнюю рамку можно гравировать 
ГПЛ  или  МГТ-1,  при  этом  резец  должен  располагаться  перпендикулярно  к  краю  линейки. 

Для  удобства  гравирования  рамки  малой  гравировальной  тележкой  стержень,  несущий 
резцедержатель,  следует  изогнуть  так,  чтобы  края  резца  и  одного  опорного 
шарикоподшипника  лежали  на  одной  линии.  Внешнюю  рамку  можно  гравировать 
гравировальной  ручкой.  Для  этого  вначале  гравируют  внешние  линии,  а  затем  резцом, 
заточенным  в  виде  стамески,  выбирают  между  ними  слой.  Ширина  резца  должна  быть  на 
0,05 - 0,1 мм меньше общей ширины рамки. 

При  разбивке  минутных  и  секундных  делений  применяют  специальную  прозрачную 

палетку, которую подкладывают под оригинал. Крайние боковые линии палетки совмещают 
с внутренними линиями рамки карты и производят разбивку минут и секунд. Километровую 
сетку  сначала  разбивают  при  помощи  масштабной  линейки  и  измерителя,  откладывают 
крайние  ориентиры  (километры),  а  затем  подкладывают  под  оригинал  палетку  с 
километровой  сеткой,  совмещают  ее  с  нанесенными  ориентирами  и  производят  разбивку. 
При отсутствии палетки разбивку всей километровой сетки можно производить при помощи 
масштабной линейки и измерителя. 

Условные  знаки  опорных  пунктов  гравируют  пантографом  (ГГП  или  МНП)  или  по 

трафаретам.  Для  правильного  ориентирования  знаков  относительно  рамки  карты  под 
оригинал подкладывают палетку, представляющую собой ряд параллельных линий. 

Отметки  высот  гравируют  электрическим  кронциркулем  (ЭК  или  ЭК-1)  или 

электрическим прибором для гравирования точек и кружков (ЭГПИ). 

Условные  знаки  береговых  отмелей  и  мелей,  берега  опасные,  берега  осыхающие 

(приливно-отливные  полосы),  изображаемые  точками  разного  диаметра,  гравируют  ЭГПИ, 
ЭК  или  ЭК-1.  Условные  знаки  скалистых  берегов  гравируют  двумя  иглами  с  острой  и 
круглой  конической  заточкой.  Условные  знаки  дамб  и  искусственных  валов  гравируют  по 
трафаретам.  Условные  знаки  бродов  и  перевозов  гравируют  иглой  с  острой  конической 
заточкой, вставленной в гравировальную ручку, по предварительной разграфке карандашом, 
а  при  гравировании  условного  знака  парома  используют  трафарет.  Знаки  мостов,  плотин, 
ширина которых выражается в масштабе карты, шлюзов, спусков и лестниц на набережных, 
берега со спланированными неукрепленными откосами, берега с укрепленными откосами и 
бермой  шириной  более 1 м  гравируют  соответствующими  резцами,  вставленными  в 
гравировальную ручку, ГПЛ или МГТ-1 с применением пропорциональных линеек. 

При  гравировании  условных  знаков  рифов  и  водорослей  применяют  иглу  с  круглой 

заточкой,  вставленную  в  гравировальную  ручку.  Плавное  увеличение  толщины  линии 
достигается изменением давления на иглу. Условный знак скопления плавника гравируют по 
трафарету. 

Условные  знаки  мостов,  не  выражающиеся  в  масштабе  карты,  водомерные  посты  и 

футштоки, плотины, чириги, якорные стоянки и пристани без оборудованных причалов и с 
ними,  камни  подводные  и  надводные,  маяки,  огни,  постоянные  знаки  береговой  речной 
сигнализации, имеющие значение ориентиров, гравируют пантографом. 

Условные  знаки  банок  малого  размера,  скалы  надводные,  плавучие  маяки  и  плавучие 

огни, светящиеся буи, сухие доки, эллинги, слипы наклеивают. 

Условные  знаки  железных  дорог  гравируют  прибором  для  гравирования  линий  или 

УГПИ.  Если  дороги  прямые,  то  вращающуюся  ось  закрепляют  так,  чтобы  рабочая  часть 
резца  была  параллельна  оси  вращения  колес  прибора  ГПЛ  или  перпендикулярна  к  двум 
опорным  ножкам  УГПИ,  и  гравируют  по  линейке.  Кроме  того,  прямолинейные  участки 
железных дорог можно гравировать при помощи МГТ-1. 

Условные знаки строящихся железных дорог гравируют сплошной линией, а затем пером 

или тонкой кистью заливают промежутки между штрихами тушью или ретушерной эмалью 
(рецепт  № 19). Прямолинейные  участки  строящихся  железных  дорог  гравируют  по 
металлическим трафаретам. 

Условные  знаки  разобранных  железных  дорог,  фуникулеров  и  бремсбергов  гравируют 

двойными  резцами,  вставленными  в  ГПЛ  или  УГПИ.  Прямолинейные  участки  гравируют 

приборами  по  линейке  или  иглой  с  острой  конической  заточкой,  вставленной  в 
гравировальную  ручку,  с  применением  пропорциональных  линеек.  Шашечки  в  этих 
условных знаках выбирают резцом, заточенным в виде стамески. Ширина резца должна быть 
на 0,05 - 0,1 мм меньше ширины дороги, чтобы резец выбирал слой только в пределах линий, 
ограничивающих  дорогу.  На  криволинейных  участках  слой  удаляют  по  предварительной 
разграфке при помощи ГПЛ и УГПИ, на прямолинейных - по трафаретам. 

Условные знаки железнодорожных станций, разъездов, платформ, остановочных пунктов, 

семафоров и светофоров гравируют пантографом. 

Условные  знаки  блокпостов  и  путевых  постов  можно  гравировать  тремя  способами: 

прибором  для  гравирования  строений,  при  помощи  металлических  и  пластмассовых 
трафаретов. 

В первом случае ширина резца соответствует ширине условного знака, а длина условного 

знака устанавливается на лимбе прибора для гравирования строений. 

Во  втором  случае  резец  вставляют  в  прибор  для  гравирования  линий  с  закрепленной 

вращающейся  осью  или  в  малую  гравировальную  тележку  и  гравируют  необходимый  знак 
при помощи металлического трафарета. 

В  третьем  случае  условный  знак  гравируют  в  два  приема.  Сначала  иглой  с  острой 

конической  заточкой  гравируют  контур  условного  знака  строения,  затем,  не  отнимая 
трафарета,  резцом,  заточенным  в  виде  стамески,  выбирают  слой  внутри.  Ширина  резца 
должна быть на 0,05 - 0,1 мм меньше ширины условного знака строения. 

Условные знаки депо, вокзалов, выражающихся в масштабе карты, гравируют по линейке 

резцом,  заточенным  в  виде  стамески.  Ширина  резца  должна  соответствовать  ширине 
условного  знака.  Если  для  гравирования  нет  резца  нужной  ширины,  то  сначала  гравируют 
контур иглой с острой конической заточкой, а затем резцом, заточенным в виде стамески, за 
несколько приемов выбирают слой внутри знака. 

Условные  знаки  станционных  путей,  выражающихся  в  масштабе  карты,  и  переходных 

мостов гравируют гравировальной ручкой, ГПЛ или МГТ-1 при помощи пропорциональных 
линеек. 

Штрихи,  обозначающие  число  путей  и  характер  железной  дороги,  и  погрузочно-

разгрузочные 

площадки 

гравируют 

с 

помощью 

пропорциональных 

линеек 

соответствующими резцами, вставленными в гравировальную ручку или МГТ-1. 

Условный знак туннелей можно гравировать двойным резцом, вставленным в ГПЛ, УГПИ 

или МГТ-1, или иглой с острой конической заточкой, вставленной в гравировальную ручку, с 
помощью пропорциональных линеек. 

Условные знаки насыпей и выемок на картах масштабов 1:25000 - 1000000 гравируют так 

же,  как  обрывистые  берега.  На  картах  масштаба 1:10000 их  гравируют  с  помощью 
пропорциональных линеек. 

Условные  знаки  населенных  пунктов  с  квартальной  застройкой  гравируют  в  такой 

последовательности: 1) объекты,  имеющие  значение  ориентиров  (промышленные  объекты, 
сооружения башенного типа, церкви и др.); 2) главные улицы; 3) прочие улицы и проезды; 4) 
постройки в кварталах. 

Условные  знаки  огнестойких  строений,  отдельно  стоящих  дворов,  разрушенные  и 

полуразрушенные  строения,  имеющие  значение  ориентиров,  не  выражающиеся  в  масштабе 
карты церкви, часовни, мечети, стоянки юрт, чумов и т. д. гравируют пантографом. 

Прямые  улицы  гравируют  иглой  с  острой  конической  заточкой,  вставленной  в 

гравировальную  ручку,  с  помощью  пропорциональных  линеек  или  двойными  резцами, 
вставленными в прибор для гравирования линий или малую гравировальную тележку. Если 
улицы  кривые  и  не  выражаются  в  масштабе  карты,  то  их  гравируют  двойными  резцами, 
вставленными в ГПЛ или УГПИ. 

После гравирования контуров кварталов гравируют прибором для гравирования строений 

постройки внутри них. Строения также можно гравировать при помощи металлических или 
пластмассовых трафаретов. 

Условные знаки строений, выражающиеся в масштабе карты, гравируют так же, как знаки 

депо и вокзалов, выражающиеся в масштабе карты. 

Кварталы  сплошной  застройки  гравируют  при  помощи  ГПЛ  или  УГПИ  резцами 

соответствующей ширины. Прямолинейные участки гравируют по линейке, при этом можно 
использовать также МГТ-1. 

Условные  знаки  промышленных,  сельскохозяйственных  и  социально-культурных 

объектов,  за  исключением  нефтяных  и  газовых  скважин  без  вышек,  линий  связи,  линий 
электропередач,  газопроводов,  нефтепроводов  и  знаков,  выражающихся  в  масштабе  карт, 
гравируют пантографом. 

Условные  знаки  обрушившихся  устьев  шахтных  стволов,  шурфов,  штолен,  мест  добычи 

полезных  ископаемых  открытым  способом,  терриконов,  изрытых  мест,  выражающихся  в 
масштабе карты, на картах масштаба 1:10000 гравируют так же, как выемки и насыпи, а на 
картах масштабов 1:25000-1:500000 - как обрывистые берега. 

Гравирование  условных  знаков  линий  связи,  линий  электропередач,  газопроводов, 

нефтепроводов, подводных и подземных кабелей, линий разведочных геологических шурфов 
выполняют  по  предварительной  разграфке  карандашом.  Точки  на  данных  условных  знаках 
гравируют приборами ЭК, ЭК-1 или ЭГПИ. 

При гравировании условных знаков газопроводов в первую очередь гравируют кружки, а 

затем  линейные  элементы.  Условные  знаки  эстакад  для  погрузки  различных  материалов  и 
топлива, укладки трубопроводов гравируют двойным резцом, вставленным в ГПЛ или МГТ-
1.  Опоры  на  эстакадах  гравируют  при  помощи  металлических  или  пластмассовых 
трафаретов. 

Условные  знаки  шоссейных  и  грунтовых  дорог  гравируют  последовательно  от  высшего 

класса  к  низшему.  Условные  знаки  автострад,  усовершенствованных  шоссе,  шоссе, 
улучшенных грунтовых дорог гравируют двойными или тройными резцами, вставленными в 
ГПЛ  или  УГПИ.  Прямолинейные  участки  дорог  гравируют  по  линейке  при  закрепленной 
оси.  Рекомендуется  сначала  гравировать  кривые,  а  затем  прямые  участки.  При  соединении 
двух  дорог  необходимо  обращать  внимание  на  то,  чтобы  линии  подводимой  дороги  не 
пересекали ранее награвированный рисунок. 

Условный  знак  грунтовых  дорог  гравируют  резцами,  заточенными  в  виде  стамески, 

вставленными  в  ГПЛ  или  ГП-3.  Прямые  участки  гравируют  по  линейке  при  закрепленной 
оси. 

Условные знаки полевых и лесных дорог, караванных путей и вьючных троп, переходных 

троп, строящихся дорог гравируют соответствующими резцами, вставленными в ГПЛ, ГП-3 
или  УГПИ.  Кривые  участки  гравируют  сплошной  линией,  а  затем  по  палетке  пером  или 
тонкой  кистью  заливают  промежутки  между  штрихами  тушью  или  ретушерной  эмалью. 
Прямые участки гравируют по трафаретам ГПЛ или УГПИ при закрепленной оси или малой 
гравировальной тележкой. 

Условный  знак  зимних  дорог  и  участки  грунтовых  дорог,  проезжие  только  при  отливе 

моря,  сработке  водохранилища  или  идущие  по  руслу  потока  в  горах,  гравируют  по 
предварительной карандашной разграфке приборами ЭК, ЭК-1 или ЭГПИ. 

Знак  дороги  с  деревянным  покрытием  гравируют  за  два  приема:  вначале  гравируют 

условный  знак  дороги  двойным  резцом,  а  затем  поперечные  штрихи  иглой  с  острой 
конической  заточкой,  вставленной  в  гравировальную  ручку,  с  применением 
пропорциональных линеек. 

Условные  знаки  насыпей  и  выемок  на  автогужевых  дорогах  гравируют  так  же,  как  на 

железных дорогах. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..