ГКИНП-05-052-85. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ МАСШТАБА 1:1000000 - часть 9

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-05-052-85. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ МАСШТАБА 1:1000000

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..

 

 

ГКИНП-05-052-85. СОСТАВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИЗДАНИЮ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ МАСШТАБА 1:1000000 - часть 9

 

 

примерно  такой  же,  как  на  морских  картах  масштабов 1:1000000 и  близких  к  нему. 
Отличительные глубины при рисовке изобат не учитываются. 

Изобатами,  при  наличии  данных,  отображается  рельеф  дна  озер  и  водохранилищ 

площадью 20 см

2

  и  более.  Изобаты,  расположенные  ближе 0,2 мм  от  береговой  линии  или 

друг от друга, сливаются с изображением берега или между собой. 

При  изображении  крутых участков  подводного  склона  большой  протяженности  (более 1 

см)  допускается  также  исключение  части  изобат  с  тем,  чтобы  не  допускать  их  слияния  на 
значительном протяжении. 

Все изобаты должны быть обязательно согласованы с отметками глубин, показанными на 

составляемой карте. 

Для  улучшения  читаемости  изображения  рельефа  морского  дна  помещаются  подписи 

значений  изобат,  которые  располагаются,  как  правило,  одна  под  другой  в  колонку,  а  на 
изобатах,  рисующих  подводные  вершины,  впадины,  седловины  и  другие  участки  дна,  где 
направление  склона  определить  затруднительно,  ставятся  указатели  направления  скатов 
(бергштрихи). 

На  листах  карты  с  изображением  рельефа  морского  дна  в  южном  зарамочном 

оформлении, под шкалой ступеней высот, помещается перечисление проведенных на листе 
изобат, например: На листе проведены изобаты 50100150 м

140.  На  карте  подписываются  с  точностью  до  целых  метров  отметки  уровней  (урезов) 

воды рек, озер, водохранилищ и других водоемов. 

Отметки  урезов  воды  должны  дополнять  общую  высотную  характеристику  местности  и 

четко отображать относительные высоты ее отдельных участков. 

Подписи отметок урезов воды помещаются при изображении рек через 10 - 15 см с таким 

расчетом, чтобы охарактеризовать падение реки на всем ее протяжении и выявить участки с 
наибольшими  уклонами.  Преимущественно  помещаются  отметки  в  местах  с  резким 
изменением падения воды (у порогов, водопадов, плотин), при впадении крупных притоков, 
вблизи крупных населенных пунктов и в других характерных местах. 

Отметки  урезов  воды  озер  и  водохранилищ  помещаются,  как  правило,  если  их  площадь 

составляет 1 см

2

 и более. При большом количестве рядом расположенных озер с близкими 

по  значению  отметками  урезов  воды  подписываются  отметки  только  наиболее  крупных  из 
них. 

Подписи отметок урезов воды водоемов площадью менее 1 см

2

 даются в том случае, если 

озера  расположены  редко.  Отметки  урезов  воды  проточных  озер,  образующих  сложные 
системы, даются в количестве, позволяющем легко выявить общий сток воды. 

Отметки  урезов  воды  океанов  и  открытых  морей,  в  том  числе  Черного  и  Азовского, 

приравниваются к нулю и на карте не подписываются. 

К о л о д ц ы   и   и с т о ч н и к и  

141.  Колодцы  и  источники  (ключи,  родники),  а  также  водохранилища  и  другие 

сооружения для сбора воды, не выражающиеся в масштабе карты (дождевые ямы, бассейны), 
показываются  только  при  создании  карты  на  малообжитые  пустынные  и  засушливые 
районы. 

На 1 дм

2

 карты показывается, как правило, 8 - 10 колодцев и источников, при этом должна 

быть отображена относительная густота их размещения. 

При  отборе  предпочтение  отдается  тем  колодцам  и  источникам,  которые  расположены 

вблизи  путей  сообщения  и  имеют  значение  ориентиров  (определяют  узлы  дорог,  повороты 
границ и т.п.) или имеют собственные названия. 

В первую очередь наносятся колодцы, показанные главными на карте масштаба 1:500000, 

а  из  числа  прочих  при  равных  условиях  расположения  относительно  других  объектов 
колодцы с большим дебитом и хорошим качеством воды. 

Сухие  и  засыпанные  колодцы,  как  правило,  не  наносятся.  Качество  воды  в  колодцах  и 

источниках не указывается. 

Колодцы,  источники;  не  выражающиеся  в  масштабе  карты  водохранилища  и  бассейны, 

расположенные в обжитых районах, а также источники (ключи, родники) в любых районах, 
являющиеся истоками рек, на карте не показываются. 

Подписи  рода  объекта  у  обозначений  колодцев,  источников;  бассейнов,  дождевых  ям  и 

т.п., не выражающихся в масштабе карты, без подписей их собственных названий не даются, 
за  исключением  водохранилищ,  у  внемасштабного  изображения  которых  помещается 
подпись вдхр

При  изображении  вулканических  районов  особым  условным  знаком  показываются 

гейзеры. 

Г и д р о т е х н и ч е с к и е   с о о р у ж е н и я  

142. Плотины показываются, как правило, при их расположении на реках, изображаемых в 

две линии, и крупных водохранилищах. 

Дамбы  вдоль  берегов  морей,  водохранилищ,  каналов  и  рек  изображаются,  как  правило, 

при длине не менее 5 мм и высоте 5 м и более. Дамбы меньшей высоты (но не менее 3 м
показываются в тех случаях, когда они защищают от затопления значительные по площади 
территории. 

143.  Водопроводы  (наземные,  подземные,  в  том  числе  кяризы),  расположенные  в 

засушливых  и  безводных  районах  вне  населенных  пунктов,  показываются  при  длине  не 
менее 1 см

Строящиеся водопроводы изображаются условным знаком действующих с пояснительной 

подписью  стр. (строящийся),  которая  дается  цветом,  принятым  для  изображения 
гидрографии, и располагается вдоль условного знака. 

В о д н ы е   п у т и   с о о б щ е н и я  

144. На карте изображаются морские пути и водные пути по рекам и озерам. Отображение 

водных  путей  должно  быть  увязано  с  отбором  населенных  пунктов,  определяющих  начало 
или конец водных путей сообщения. 

При изображении водных путей выделяются: 
- морские пути международного и каботажного значения - обозначениями морских портов 

и путей; 

-  водные  пути  по  рекам,  доступным  для  морских  судов, - показом  морских  портов  на 

реках; 

-  регулярное  судоходство  по  рекам - знаками  пристаней  и  начала  судоходства,  а  также 

характером  шрифта  (заглавными  буквами)  подписи  названия  реки  для  судоходного  ее 
участка. 

Судоходные  каналы  показываются  специальным  условным  знаком  и  выделяются 

характером шрифта подписей их названий. 

Судоходность рек и каналов определяется по основным картографическим материалам с 

уточнением  по  новейшим  официальным  справочникам,  схемам  водных  путей  сообщения  и 
дежурным картам; по этим материалам производится и отбор пристаней для нанесения их на 
составляемую карту. 

145.  Морские  пути  показываются  с  таким  расчетом,  чтобы  отобразить  главные 

каботажные  линии,  соединяющие  порты  и  пристани  одного  государства,  а  также  показать 
наиболее  важные  морские  связи  международного  значения.  Каботажные  пути  местного 
значения  показываются  с  отбором.  Условным  знаком  морских  путей  изображаются  также 
водные пути на крупных озерах и водохранилищах с пояснением знака в южном зарамочном 
оформлении листа: Водные пути сообщения

Линии,  обозначающие  морские  пути  и  водные  пути  по  озерам  и  водохранилищам, 

проводятся плавно по кратчайшим расстояниям между пунктами в обход островов, мелей и 
других  препятствий  и  сопровождаются  подписями  названий  соединяемых  пунктов  и 
расстояний  между  ними  (в  километрах),  которые  принимаются  по  Таблице  морских 
расстояний издания ВМФ или по изданным картам и дежурным документам. 

При  сводке  листов  карты  необходимо  следить  за  тем,  чтобы  линии  морских  путей 

сохраняли направление и изображались без изломов. Для нанесения линий морских путей на 
лист  карты  при  необходимости  составляется  общий  макет  линий  в  пределах  моря  или 
группы морей. 

146.  Подписи  названий  населенных  пунктов  (портов)  и  расстояний  между  ними  (в 

километрах)  размещаются  вдоль  изображений  водных  путей  с  соблюдением  следующих 
правил: 

- если конечные пункты водного пути изображены за пределами данного листа карты, то 

подписываются  названия  конечных  пунктов  и  расстояния  между  ними;  названия 
располагаются в соответствии с размещением самих пунктов; 

-  если  на  листе  карты  находится  изображение  одного  из  конечных  пунктов,  то  вблизи 

соответствующей стороны рамки листа подписываются название другого конечного пункта 
(или крупного порта) и расстояние до него; 

-  при  наличии  на  листе  изображений  обоих  конечных  пунктов  подписывается  только 

расстояние между ними (в отдельных случаях могут быть подписаны и названия конечных 
пунктов, если направление водного пути трудно прослеживается). 

Водные пути без указаний расстояний между конечными пунктами не показываются. 
147.  Морские  порты  изображаются,  как  правило,  все,  если  они  указаны  в  расписаниях 

движения морских судов на навигацию соответствующего года. Знаком порта показываются 
также  основные  погрузочно-выгрузочные  пункты,  открытые  для  захода  морских  судов  и 
приспособленные для постоянного проведения в них грузовых или пассажирских операций. 

148. Пристани и якорные стоянки показываются с отбором в зависимости от их значения и 

степени нагрузки карты другими элементами содержания. 

Пристани и якорные стоянки, включенные в расписания движения пассажирских судов на 

соответствующую навигацию и в прямое смешанное железнодорожное и водное сообщение, 
показываются, как правило, все. 

С  наибольшей  полнотой  показываются  пристани  и  якорные  стоянки  в  малообжитых 

районах  и  пристани  на  реках,  являющихся  основными  путями  сообщения,  но  не  чаще  чем 
через 1,5 - 2 см

Пристани  пригородного  судоходства  и  пристани  на  водных  путях  местного  значения  не 

показываются. Остановочные пункты знаками пристаней не выделяются. Пункты, к которым 
совершаются  специальные  или  эпизодические  рейсы,  а  также  рыбопромысловые  пункты, 
обслуживаемые  в  основном  транспортом  промыслового  значения,  знаками  пристаней  и 
якорных стоянок не обозначаются. 

149. Условные знаки портов, пристаней и якорных стоянок размещаются по возможности 

на  изображении  водных  пространств  вблизи  обозначений  населенных  пунктов,  к  которым 
они  относятся.  У  обозначений  портов,  пристаней  подписываются  только  их  собственные 
названия. 

Названия  портов  (пристаней),  одинаковые  с  названиями  населенных  пунктов,  не 

подписываются; подписи названий таких населенных пунктов не подчеркиваются. 

150. Молы и причалы изображаются в соответствии с их плановым очертанием при длине 

не менее 1 мм. Если эти объекты расположены очень часто, то они показываются с отбором, 
но не чаще чем через 2 мм

На  карте  показываются  искусственные  подводные  углубления  фарватеров  (морские 

каналы) на мелководных участках морей. 

151. Маяки показываются с отбором. В первую очередь наносятся маяки, расположенные 

на  выдающихся  мысах,  при  подходе  к  крупным  морским  портам,  на  удаленных  от  берега 
островах  и  т.п.  Для  отбора  маяков  в  необходимых  случаях  привлекаются  морские  карты  и 
лоции. 

152.  Военно-морские  базы  показываются  на  карте,  если  их  изображение  предусмотрено 

специальными  указаниями.  В  случае,  когда  в  населенном  пункте  расположены  военно-
морская база и порт, показывается только военно-морская база. 

153.  Морские  железнодорожные  и  автомобильные  паромы  показываются  на  карте 

соответственно  с  подписями  м.-д.  паром,  авт.  паром.  Железнодорожные  паромы  через 
другие  большие  водные  пространства  показываются  условным  знаком  без  пояснительной 
подписи.  Изображение  паромов  (железнодорожных  или  автомобильных)  должно  быть 
увязано с показом железных или автомобильных дорог в начальном и конечном пунктах. 

Подписи  названий  населенных  пунктов,  между  которыми  действуют  морские  паромы,  и 

расстояний между ними (в километрах) помещаются вдоль условного знака, как указано в ст. 
146. 

П о д п и с и   н а з в а н и й   о б ъ е к т о в   г и д р о г р а ф и и  

154.  На  карте  помещаются  подписи  собственных  названий  океанов,  морей,  заливов, 

проливов,  озер,  водохранилищ,  рек,  каналов,  мысов,  островов  и  других  объектов  в  объеме, 
обеспечивающем хорошую читаемость на любом участке карты. 

Подписи собственных названий объектов гидрографии, за исключением рек, помещаются 

на карте вместе с пояснительными подписями, определяющими род объектов. Подписи рода 
объектов  даются,  как  правило,  в  сокращенной  форме:  оз.,  вдхр.,  о.,  п-ов,  м.,  кан.  и  др. (оз
Круглое,  м.  Тонкий,  о.  Врангеля,  кан.  им.  1  Мая,  к.  Обильный  и  др.);  без  сокращения  они 
даются при подписях собственных названий больших по площади или протяжению объектов 
(Финский заливОнежское озеро и др.), а также тогда, когда для них сокращенные формы не 
предусмотрены  (море,  губа,  коса,  берег  и  др.);  без  собственных  названий  эти  подписи  не 
помещаются. 

Характер  шрифтов  для  подписей  названий  объектов  гидрографии  устанавливается 

согласно  таблицам  условных  знаков,  а  размеры  шрифтов  подбираются  в  соответствии  с 
величиной и значением объектов. Для подписей вторых названий островов, мысов и т.п. (с 
прямым начертанием шрифта) применяется шрифт Рубленый (Р-131), а для подписей вторых 
названий  остальных  объектов  гидрографии - тот  же  шрифт,  что  и  для  подписей  основных 
названий. 

Подписи вторых названий объектов помещаются в скобках, размеры их шрифтов даются 

на одну четверть меньше размеров шрифтов подписей основных названий. 

155.  На  карте  подписываются  собственные  названия  всех  океанов  и  морей;  обязательно 

подписываются  названия  проливов  между  материками  и  крупными  островами,  морями  и 
океанами,  соседними морями,  заливами  и  морями,  а  также  названия  проливов,  по  которым 
проходят государственные границы. 

При отборе подписей названий мысов в первую очередь подписываются названия мысов, 

определяющих  границы  морей,  крупных  заливов  и  проливов,  а  также  расположенных  на 
основных  перегибах  береговой  линии.  Наибольшее  количество  подписей  названий  мысов 
дается к изображению изрезанной береговой линии. 

Собственные  названия  заливов,  бухт,  полуостровов,  имеющих  площадь 2 см

2

  и  более, 

подписываются, как правило, все. 

Подписи  названий  размещаются  так,  чтобы  по  ним  представлялось  возможным 

установить протяженность объекта, его площадь (например, пролива, залива, бухты и т.п.), а 
также  определить  объекты,  относящиеся  к  соответствующему  объединяющему 
наименованию (например, группу островов). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  7  8  9  10   ..