ГКИНП—02—121—79 - часть 11

 

  Главная      Учебники - Геология     ГКИНП —02— 121 — 79

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

ГКИНП—02—121—79 - часть 11

 

 

Такие комплекты (но обязательно из трансформированных аэроснимков) иногда

применяются в процессе стереотопографической съемки и обновления не только при
отсутствии, но и при наличии фотоплана или графического плана, с тем, чтобы не брать
их   в   маршрут.   Отдешифрированную   ситуацию   переносят   на   оригиналы   уже   по
окончанию   полевых   работ   на   данной   трапеции   сразу   с   нескольких   комплектов
аэроснимков.

В тех же целях используют и копии фотоплана, полученные на мягкой основе.
3.4.13.   Если   для   создания   планов   аэрофотографирование   местности

производилось   дважды,   то   в   процессе   полевого   дешифрирования   необходимо
использовать аэрофотосъемочные материалы того и другого залетов. Дешифрируемая
основа при разных масштабах аэросъёмки изготавливается преимущественно по более
мелкомасштабным аэроснимкам (в особенности, когда до полевых работ проводилось
дешифрирование на универсальном приборе), но она все равно должна быть приведена
к   масштабу   плана.   С   аэроснимков   дополнительного   крупномасштабного   залета
выполнять   проекционную   печать   не   обязательно,   однако   рассматривать   их   при
дешифрировании в натуре следует с применением увеличительных луп.

3.4.14.   Любой   набор   предоставляемых   исполнителю   аэрофотосъемочных

материалов должен быть рассчитан на возможность стереоскопического их изучения
непосредственно в поле с помощью портативных стереоскопов или стереоочков, что
обеспечит повышение эффективности распознавания деталей аэрофотоизображения.

В связи с этим все обозначения надлежит при дешифрировании наносить не на

каждый аэроснимок, а через один.

3.4.15.   Для   закрепления   данных   полевого   дешифрирования,   наряду   с   их

вычерчиванием   прямо   на   дешифрируемой   основе,   может   быть   целесообразным
применение   прозрачного   матированного   пластика   (с   готовым   зарамочным
оформлением),   накладываемого   на   фотоплан   или   графический   план.   Это   не   только
облегчает   процесс   вычерчивания   и   внесения   исправлений   и   дополнений,   а   также
позволяет   шире   привлекать   переводные   изображения   условных   знаков,   но   и
обеспечивает   предохранение   оригинала   съемки   (или   обновления)   от   загрязнения,
выцветания и т.п.

3.4.16. При вычерчивании в процессе полевого дешифрирования применяют как

разноцветные карандаши, так и соответствующие специальные чернила или тушь. В
случае   работы   карандашами   обязательно   последующее   оформление   отдешифри-
рованной ситуации (кроме узкой полосы вдоль рамки плана) в конце каждого рабочего
дня.   При   пользовании   чернилами   или   тушью   удобны   рапидографы   или   наборы
перьевых ручек (для каждого цвета — своя).

3.4.17.   Применение   при   полевом   дешифрировании   упрощенных   обозначений

топографических объектов рационально как в тех случаях , когда оно предшествует
камеральному   дешифрированию   (за   исключением   показа   отдельных   трудно
распознаваемых   объектов),   так   и   когда,   следуя   за   ним,   все   же   предусматривает
промежуточное закрепление отдешифрированной в поле ситуации на аэроснимках или
предварительное   закрепление   при   полевой   доработке   дешифрирования   на   самом
оригинале (фотоплане или графическом плане).

При   этом,   строения   в   населенных   пунктах   и   отдельно   стоящие   не

оконтуриваются, не закрашиваются и не заштриховываются, а их назначение, этажность
и   огнеупорность   (крыш   и   стен)   показываются   условными   точками   и   буквенными
обозначениями   ,   дороги   и   линии   проволочных   передач   ,   реки   и   каналы,   просеки   и
трубопроводы фиксируются графически только по их концам, в местах пересечений, на
поворотах   и   отрезках,   где   они   закрыты   тенями   или   другими   объектами,   а   также   у
границ   рабочих   площадей   аэроснимков   и   у   рамок   плана.   Контуры   угодий   вместо
точечного пунктира ограничиваются сплошной линией желтого цвета, заполнение их
осуществляется не условными знаками, а краткими надписями (лес, куст, сад, ог., и т.п.)
и буквенными или цифровыми индексами (с соответствующими текстами за восточной
рамкой) для характеристики комплексных контуров.

3.4.18.   Для   полевого   дешифрирования   на   территориях,   доступных   во   многих

направлениях   для   мобильного   транспорта,   рекомендуется   такой   порядок   работ,   при
котором   исполнители   базируются   в   одном   месте   и   пользуются   автомашиной,

41

мотоциклом (мотороллером и т.п.) или катером поочередно. Пока первый исполнитель
производит дешифрирование путем объезда на одной трапеции, второй обрабатывает
свои материалы по другой трапеции, затем они меняются и т.д.

3.5. ПОЛЕВОЕ АЭРОВИЗУАЛЬНОЕ ДЕШИФРИРОВАНИЕ

3.5.1. Аэровизуальное дешифрирование с вертолета рассчитано на применение в

порядке полевой доработки камерального дешифрирования при стереотопографической
съемке   или   обновлении   планов   обширных   территорий   с   небольшим   количеством
населенных пунктов и редкой дорожной сетью, картографируемых в масштабе 1:5000
(п. 3.1.4).

Данный вид дешифрирования может быть в некоторых случаях рациональным и

до камерального, например, когда его включают в процесс скоростной рекогносцировки
(по   одиночным   маршрутам)   незнакомой   местности   в   целях   оптимального
проектирования   полевых   топографо-геодезических   работ.   В   силу   предварительного
характера   такого   дешифрирования   не   исключается   необходимость   возвращения   на
местность,   но   уже   в   конце   работ   и   только   для   наземной   проверки   камерального
дешифрирования отдельных сложных объектов.

3.5.2. Основное преимущество аэровизуального дешифрирования, производимого

частью в дополнение, а частью взамен наземного дешифрирования, заключается в том,
что оно позволяет убыстрять и облегчать полевые работы, увеличивать их возможности
за счет обследования труднодоступных с земли мест, расширять доработку материалов
камерального дешифрирования непосредственно в натуре.

3.5.3. При аэровизуальных наблюдениях изучать объекты можно не только в их

плановом   изображении   с   одним   заданным   уменьшением,   как   на   аэроснимках,   но   и
практически в любом ракурсе и наиболее выгодном масштабе. В процессе наблюдений
с   воздуха   в   оптимальных   условиях   различимы   все   объекты,   размеры   которых
превышают 1:500 от высоты полета.

3.5.4. Аэровизуальное дешифрирование выполняют по маршрутам в сочетании с

детальным   осмотром   объектов   путем   снижения   и   зависания,   а   также   посадок   в
избранных точках.

Рабочую высоту и скорость на маршруте, в зависимости от характера местности,

изменяют в широких пределах. Для целей дешифрирования незастроенных территорий
наблюдения   с   воздуха,   с   учетом   эксплуатационно-технических   требований,
рекомендуется вести в среднем с 200—300 м, а населенных пунктов — с 100—150 м,
при скоростях, соответственно, 50— 60 км/ч и 20—30 км/ч.

Дешифрирование   в   режиме   зависания,   исходя   из   нормативных   условий,

допускается при общем обзоре — с высот 200 м и более, при детальном распознавании
аэрофотоизображения с высот 10 м и менее над поверхностью, пригодной (в случае
необходимости)   для   безаварийного   приземления.   При   этой   же   высоте   разрешается
высадка с зависающего вертолета для определений характеристик объектов.

3.5.5.   Маршруты   аэровизуального   дешифрирования,   как   правило,   планируются

над   полосами   местности   с   наибольшей   концентрацией   топографических   объектов.
Однако,   при   особой   срочности   обновления   планов,   над   затруднительными   для
камерального и наземного дешифрирования участками целесообразна прокладка целой
сети маршрутов. Расстояния между ними следует рассчитывать так, чтобы один и тот
же объект на краю зоны наблюдений распознавался дважды при полете туда и обратно,
например, при высоте полета 300 м данное расстояние будет 1250 м.

3.5.6.   Для   аэровизуального   дешифрирования   нужны   такие   же   атмосферно-

оптические   условия   в   отношении   высоты   солнца,   характера   облачности   и   теней
объектов,   как   и   для   аэросъемки.   Полеты   должны   быть   по   времени   и   направлению
спроектированы   так,   чтобы   солнце   не   мешало   наблюдателю-исполнителю
дешифрирования.

3.5.7.   В   качестве   дешифрируемой   основы   при   аэровизуальных   работах   могут

использоваться   фотопланы,   площадные   или   маршрутные   фотосхемы   и   комплекты
увеличенных аэроснимков, подобранных по намеченным трассам полета. На любом из
этих материалов должны быть отражены в том или ином виде результаты камерального

42

дешифрирования, с тем, чтобы было очевидно, какие объекты и в чем именно подлежат
полевой доработке при аэровизуальном дешифрировании.

3.5.8.   В   состав   работ   по   аэровизуальному   дешифрированию   входят

подготовительные мероприятия, наблюдения в полете и обработка материалов.

На подготовительной стадии надлежит:
— изучить отдешифрированные камерально аэрофотосъемочные материалы;
— наметить по этим материалам, во-первых, маршруты рабочих полетов и, при

необходимости,   отдельные   пункты   и   участки   для   детального   аэровизуального
дешифрирования, во-вторых, входные, выходные, опорные и контрольные ориентиры,
в-третьих, места избранные для дешифрирования при зависании вертолета и при его
посадках (с указанием в задании того, что нужно здесь выполнить);

—   разделить   на   аэрофотосъёмочных   материалах   прямолинейные   части

намеченных маршрутов на равные отрезки, соответствующие линейному перемещению
вертолета за определенный промежуток времени (например, 1 или 3 мин.), что важно
для   нанесения   не   изобразившихся   на   аэроснимках   объектов   (границ   контуров)   по
участкам без ориентиров;

—   провести   воздушно-наземную   тренировку   наблюдателей-исполнителей

дешифрирования, с тем, чтобы они заранее представляли себе как выглядят с разных
высот и при различных скоростях полета топографические объекты данного района;

—   проверить   работу   применяемых   при   аэровизуальном   дешифрирования

приборов.

3.5.9.   Наблюдения   в   полете   при   аэровизуальном   дешифрировании   в   общем

предназначены,   как   и   при   наземном   дешифрировании,   для   проверки   и   дополнения
данных камерального распознавания объектов, определения существа и характеристик
предметов   и   контуров,   дешифрирующихся   только   в   поле   и   выявления   (а   по
возможности — и нанесения) объектов, отсутствующих на аэроснимках.

Соответствующие маршруты прокладываются вдоль железных и автомобильных

дорог (сбоку от их полотна — чтобы прослеживался продольный профиль), по рекам,
каналам и магистральным трубопроводам (при недостаточной распознаваемости— и по
линиям   проволочных   передач),   над   населенными   пунктами,   причем   сначала   по   их
периметру,   затем   —   вдоль   улиц   (всех   или   через   одну   —   для   второстепенных,   с
небольшим   количеством   топографических   объектов),   а   также   поперек   главных
водоразделов   района   в   целях   проследить   смену   ландшафтов   и   проконтролировать
камеральное   дешифрирование   гидрографической   сети,   растительности,   грунтов,
сельскохозяйственных угодий.

Для лучшего обозрения тех или иных существенных объектов могут допускаться

небольшие отклонения в стороны от запланированных маршрутов.

3.5.10.   В   случаях,   когда   аэровизуальное   дешифрирование   носит

рекогносцировочный   характер   и   проводится   до   камерального   ,   в   его   задачу   может
входить   обеспечение   разработки   эталонов   дешифрирования   путем   выбора
соответствующих   ключевых   участков,   для   наземного   обследования,   или   путем
непосредственного   создания   этих   эталонов   на   основе   прокладки   сети   коротких
маршрутов на небольших высотах.

3.5.11.   В   полете   аэровизуальное   дешифрирование   осуществляется   в

последовательности:   местность   —   аэроснимок   с   обнаружением   объекта   на   подходе
(вперед — навстречу), распознаванием его и определением характеристик в створе и
фиксацией — сразу после пролета.

Рекомендуется, чтобы работу на вертолете вели одновременно два исполнителя

дешифрирования, причем каждый на своем комплекте аэрофотосъемочных материалов;
отдельно подобранном для наблюдений по правому и левому бортам.

3.5.12. Результаты аэровизуального дешифрирования непосредственно на борту

фиксируются различными сочетаниями следующих способов:

— наколом, пометкой или упрощенным обозначением на фотоплане (фотосхеме)

или аэроснимке, во-первых, объектов распознанных, во-вторых, объектов выявленных и
нанесенных   (частью   в   предварительном   порядке)   по   смежным   контурам,   времени
пролета от ориентиров или с помощью визирной палетки;

43

—   перечеркиванием   аэрофотоизображения   исчезнувшего   или   ранее   неверно

отдешифрированного объекта;

—   записью   под   порядковыми   номерами   (в   журнале   или   с   применением

магнитофона) данных об объектах дешифрирования;

— зарисовками и бортовым фотографированием объектов.
3.5.13. При наблюдениях в полете бортовое крупномасштабное фотографирование

избранных   мест   малоформатной   аэрофотокамерой   или   обычным   фотоаппаратом
проводится для фиксации в плане и перспективе тех застроенных участков и отдельных
существенных объектов (геодезических пунктов, местных предметов-ориентиров и др.).
которые   недостаточно   распознаются   на   аэроснимках   основного   залета,   для
установления   экстремальных   положений   береговых   линий,   в   части   случаев   —   для
отработки эталонов дешифрирования и получения дополнительных данных по передаче
на плане облика сложных мелких контуров, микроформ рельефа и т.п.

3.5.14.   Детализированные   наблюдения   с   воздуха,   осуществляемые   путем

снижения высоты полета и зависания вертолета, проводятся там, где ситуация особо
затруднительна   для   дешифрирования   и,   кроме   того,   характеризуется   объектами
важными в хозяйственном и ориентирном отношении.

3.5.15.   Посадки   вертолета   при   аэровизуальном   дешифрировании   в   основном

производятся   тогда,   когда   из-за   недостаточности   собранных   сведений   и   материалов
картографического значения требуется дополнить или уточнить характеристики дорог и
сооружений   на   них,   гидрографических   объектов,   строений   и   коммуникаций   в
населенных   пунктах,   проверить   правильность   нанесения   с   воздуха   тех   или   иных
объектов и т.д. Кроме того, при постановке аэровизуального дешифрирования до ка-
мерального, посадки могут применяться для обследования в натуре ключевых участков
эталонного назначения.

Посадки следует выполнять возможно ближе к опорным или другим хорошим

ориентирам,   например,   рядом   с   мостом   на   дороге,   башней   или   вышкой   на   окраине
поселка, геодезическим пунктом в центре ключевого участка.

3.5.16.   В   комплексе   аэровизуальных   работ   наземное   дешифрирование   на

избранных   площадках   выполняется   в   обычном   порядке   и   сопровождается   при
необходимости   инструментальной   досъемкой   неизобразившихся   на   аэроснимках
объектов.

3.5.17.   Обработка   материалов   аэровизуального   дешифрирования   должна

проводиться   сразу   после   окончания   летных   работ   и   будет   заключаться   сначала   в
анализе   всех   выполненных   с   воздуха   и   при   посадках   пометок   на   фотопланах
(фотосхемах) или аэроснимках , записей, рисунков и фотографий, а затем закреплении
установленных   данных   в   действующих   условных   знаках   на   дешифрируемой   основе
плана   или   накладываемом   на   неё   пластике.   Одновременно   выявляется   есть   ли
необходимость в досборе ведомственной топографической информации или постановке
на отдельных участках наземной доработки дешифрирования.

3.5.18.   Для   обеспечения   эффективности   работ   по   аэровизуальному

дешифрированию   нужна   такая   организация   дела,   при   которой   вертолет   поочередно
используется исполнителями на смежных блоках трапеций.

44

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..