Правила устройства электроустановок - часть 49

 

  Главная      Учебники - Энергетика     Правила устройства электроустановок

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  47  48  49  50   ..

 

 

Правила устройства электроустановок - часть 49

 

 

 

191 

1

К электрифицированным железным дорогам относятся все электрифицированные дороги независимо от рода тока 

и значения напряжения контактной сети. 

2

К дорогам, подлежащим электрификации, относятся дороги, которые будут электрифицированы в течение 10 лет, 

считая от года строительства ВЛ, намечаемого проектом. 

2.5.140.  При  пересечении  и  сближении  ВЛ  с  железными  дорогами  расстояния  от  основания  опоры  ВЛ  до  габарита 

приближения  строений

1

  на  неэлектрифицированных  железных  дорогах  или  до  оси  опор  контактной  сети 

электрифицированных  дорог  или  подлежащих  электрификации  должны  быть  не  менее  высоты  опоры  плюс 3 м.  На 
участках стесненной трассы допускается эти расстояния принимать не менее: 3 м для ВЛ до 20 кВ, 6 м для ВЛ 35-150 
кВ, 8 м для ВЛ 220-330 кВ и 10 м для ВЛ 500 кВ. 

____________________ 

1

Габаритом  приближения  строений  называется  предназначенное  для  пропуска  подвижного  состава  предельное 

поперечное,  перпендикулярное  пути  очертание,  внутрь  которого,  помимо  подвижного  состава,  не  могут  заходить 
никакие части строений, сооружений и устройств. 

Защита  разрядниками  или  защитными  промежутками  пересечений  ВЛ  с  контактной  сетью  осуществляется  в 

соответствии с требованиями, приведенными в 2.5.122. 

В горловинах железнодорожных станций и в местах сопряжения анкерных участков контактной сети пересечение ВЛ 

150 кВ и ниже с железными дорогами не допускается. 

2.5.141. Расстояния при пересечении и сближении ВЛ с железными дорогами от проводов до различных элементов 

железной дороги должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.30. 

Расстояния по вертикали от проводов до различных элементов железных дорог, а также до наивысшего провода или 

несущего  троса  электрифицированных  железных  дорог  определяются  в  нормальном  режиме  ВЛ  при  наибольшей 
стреле  провеса  с  учетом  дополнительного  нагрева  проводов  электрическим  током.  При  отсутствии  данных  об 
электрических нагрузках ВЛ температура проводов принимается равной плюс 70°С. 

В  аварийном  режиме  расстояния  проверяются  при  пересечениях  ВЛ  с  проводами  сечением  менее 185 мм

2

  для 

условий  среднегодовой  температуры,  без  гололеда  и  ветра.  При  сечении  проводов 185 мм

2

  и  более  проверка  в 

аварийном режиме не требуется. 

Допускается  сохранение  опор  контактной  сети  под  проводами  пересекающей  ВЛ  при  расстоянии  по  вертикали  от 

проводов ВЛ до верха опор контактной сети не менее: 7 м для ВЛ до 110 кВ, 8 м для ВЛ 150-220 кВ и 9 м для ВЛ 330-
500 кВ. 

В отдельных случаях на участках стесненной трассы допускается подвеска проводов ВЛ и контактной сети на общих 

опорах.  Технические  условия  на  выполнение  совместной  подвески  проводов  следует  согласовывать  с  Управлением 
железной дороги. 

 

Таблица 2.5.30. Наименьшее расстояние при пересечении и сближении ВЛ с железными 

дорогами 

 

 

Пересечение или сближение  

Наименьшее расстояние, м, 

при напряжении ВЛ, кВ 

   

до 20  

35-110 

150  

220  

330  

500  

 

При пересечении 

Для неэлектрифицированных железных дорог от 
провода до головки рельса в нормальном режиме ВЛ 
по вертикали: 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

железных дорог широкой колеи общего и необщего 

пользования

1

 и узкой колеи общего пользования 

7,5  

7,5  

8  

8,5  

9  

9,5  

__________________ 

1

Железные дороги в зависимости от их назначения разделяются на: 

железные  дорога  общего  пользования,  служащие  для  перевозки  пассажиров  и  грузов  по  установленным 

для всех тарифам; 

железные  дорога  необщего  пользования,  связанные  непрерывной  рельсовой  колеей  с  общей  сетью 

железных дорог и служащие только для хозяйственно-производственных перевозок учреждений, предприятий 
и организаций, которым эти подъездные пути подчинены. 
железных дорог узкой колеи необщего пользования 

6  

6,5  

7,0  

7,5  

8  

8,5  

От провода до головки рельса при обрыве провода 
ВЛ в смежном пролете по вертикали: 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

 
 

железных дорог широкой колеи 

6  

6  

6,5  

6,5  

7  

железных дорог узкой колеи 

4,5  

4,5  

5  

5  

5,5  

Для электрифицированных или подлежащих 
электрификации железных дорог от проводов ВЛ до 
наивысшего провода или несущего троса в 
нормальном режиме по вертикали 

Как при пересечении ВЛ между собой в соответствии с 

табл. 2.5.24 (см. также 2.5.122) 

То же, но при обрыве провода в соседнем пролете 

1  

1  

2  

2  

2,5  

3,5  

 

При сближении 

Для неэлектрифицированных железных дорог на 
участках стесненной трассы от отклоненного 
провода ВЛ до габарита приближения строений по 
горизонтали 

1,5  

2,5  

2,5  

2,5  

3,5  

4,5  

 

192 

Для электрифицированных или подлежащих 
электрификации железных дорог на стесненных 
участках трасс от крайнего провода ВЛ до крайнего 
провода, подвешенного с полевой стороны опоры 
контактной сети, по горизонтали 
 

Как при сближении ВЛ между собой в соответствии с 

табл. 2.5.25  

То же, но при отсутствии проводов с полевой 
стороны опор контактной сети  

Как при сближении ВЛ с сооружениями в соответствии 

с 2.5.114  

 
При  пересечении  и  сближении  ВЛ  с  железными  дорогами,  вдоль  которых  проходят  линии  связи  и  сигнализации, 

необходимо  кроме  табл. 2.5.30 руководствоваться  также  требованиями,  предъявляемыми  к  пересечениям  и 
сближениям ВЛ с сооружениями связи. 

2.5.142.  При  пересечении  железных  дорог  общего  пользования  электрифицированных  и  подлежащих 

электрификации,  опоры  ВЛ,  ограничивающие пролет пересечения,  должны  быть анкерными нормальной конструкции. 
На участках с особо интенсивным и интенсивным движением

1

 поездов эти опоры должны быть металлическими. 

______________ 

1

К  интенсивному  движению  поездов  откосится  такое  движение,  при  котором  количество  пассажирских  и  грузовых 

поездов в сумме по графику на двухпутных участках составляет более 50 и до 100 пар в сутки, а на однопутных - более 
24 и до 48 пар в сутки. 

Допускается  в  пролете  этого  пересечения,  ограниченного  анкерными  опорами,  установка  промежуточной  опоры 

между путями, не предназначенными для прохождения регулярных пассажирских поездов, а также промежуточных опор 
по  краям  железнодорожного  полотна  путей  любых  дорог.  Указанные  опоры  должны  быть  металлическими  или 
железобетонными. Крепление проводов на этих опорах должно быть двойным, поддерживающие зажимы должны быть 
глухими. 

Применение опор из любого материала с оттяжками и деревянных одностоечных опор не допускается. Деревянные 

промежуточные опоры должны быть П-образными (с X- или Z-образными связями) или А-образными. 

При  пересечении  железных  дорог  необщего  пользования  допускается  применение  анкерных  опор  облегченной 

конструкции  и  промежуточных  опор  с  подвеской  проводов  в  глухих  зажимах.  Опоры  всех  типов,  устанавливаемые  на 
пересечениях железных дорог необщего пользования, могут быть свободно стоящими или на оттяжках. 

Крепление проводов в натяжных гирляндах должно выполняться в соответствии с 2.5.95. 
Применение штыревых изоляторов в пролетах пересечений ВЛ с железными дорогами не допускается. 
Использование  в  качестве  заземлителей  арматуры  железобетонных  опор  и  железобетонных  пасынков  у  опор, 

ограничивающих пролет пересечения, запрещается. 

2.5.143. При пересечении ВЛ с железной дорогой, имеющей лесозащитные насаждения, следует руководствоваться 

требованиями 2.5.106. 

 

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ И СБЛИЖЕНИЕ ВЛ С АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ 

 

2.5.144. Угол пересечения ВЛ с автомобильными дорогами не нормируется. 
2.5.145.  При  пересечении  автомобильных  дорог  категории  I

1

  опоры  ВЛ,  ограничивающие  пролет  пересечения, 

должны быть анкерными нормальной конструкции. 

________________ 

1

Автомобильные дороги в зависимости от категории имеют следующие размеры: 

Категория дорог  

Ширина элементов дорог, м 

   

проезжей  

части 

обочин  

разделительной 

полосы  

земляного 

полотна  

I  

15 и более 

3,75  

5  

27,5 и более  

II  

7,5 

3,75  

15  

III  

2,5  

12  

IV  

2  

10  

V  

4,5  

1,75  

 

Таблица 2.5.31. Наименьшее расстояние при пересечении и  сближении ВЛ с 

автомобильными дорогами  

 

Пересечение или сближение  

Наименьшее расстояние, м, 

при напряжении ВЛ, кВ 

   

до 20 

35-110  

150  

220  

330  

500  

Расстояние по вертикали: 

        

а) от провода до полотна дороги:  

   

   

   

   

   

   

в нормальном режиме ВЛ 

7  

7  

7,5  

8  

8,5  

9  

при обрыве провода в соседнем пролете 

5  

5  

5,5  

5,5  

6  

б) от провода до транспортных средств в 
нормальном режиме ВЛ 

2,5  

2,5  

3,0 

 

3,5 

 

4,0 

 

4,5 

 

Расстояния по горизонтали: 

        

а) от основания опоры до бровки земляного полотна 
дороги при пересечении 

Высота опоры 

 

б) то же, но при параллельном следовании 

Высота опоры плюс 5 м 

 

193 

в) то же, но на участках стесненной трассы от любой 
части опоры до подошвы насыпи дороги или до 
наружной бровки кювета: 

   

   

   

   

   

   

при пересечении дорог категорий I и II 

5  

5  

5  

10 

10  

при пересечении дорог остальных категорий 

1,5  

2,5  

2,5  

2,5  

5  

г) при параллельном следовании от крайнего 
провода при неотклоненном положении до бровки 
земляного полотна дороги 

2  

4  

5  

6  

8  

10  

 
Крепление проводов на ВЛ с подвесными или штыревыми изоляторами должно выполняться в соответствии с 2.5.95. 
При  пересечении  автомобильных  дорог  категорий II-IV опоры,  ограничивающие  пролет  пересечения,  могут  быть 

анкерными облегченной конструкции или промежуточными. 

На  промежуточных  опорах  с  подвесными  изоляторами  провода  должны  быть  подвешены  в  глухих  зажимах,  а  на 

опорах  со  штыревыми  изоляторами  должно  применяться  двойное  крепление  проводов.  При  расщеплении  фазы  не 
менее  чем  на  три  провода  допускается  применение  зажимов  с  ограниченной  прочностью  заделки.  К  пересечениям  с 
автомобильными дорогами V категории предъявляются такие же требования, как при прохождении ВЛ по ненаселенной 
местности. 

При сооружении новых автомобильных дорог и прохождении их под действующими ВЛ 400 и 500 кВ переустройство 

ВЛ не требуется, если расстояние от нижнего провода ВЛ до полотна дороги составляет не менее 9 м и от фундамента 
опоры до бровки полотна дороги - не менее 25 м. 

2.5.146.  Расстояния  при  пересечении  и  сближении  ВЛ  с  автомобильными  дорогами  должны  быть  не  менее 

приведенных в табл. 2.5.31. 

Во  всех  случаях  сближения  ВЛ  с  криволинейными  участками  автомобильных  дорог,  проходящих  по  насыпи, 

минимальные расстояния от проводов ВЛ до бровки дороги должны быть не менее указанных в табл. 2.5.31 расстояний 
по вертикали. 

Расстояния  по  вертикали  в  нормальном  режиме  проверяются  при  наибольшей  стреле  провеса  без  учета  нагрева 

проводов электрическим током. 

В  аварийном  режиме  расстояния  проверяются  для  ВЛ  с  проводами  сечением  менее 185 мм

2

  при  среднегодовой 

температуре, без гололеда и ветра. Для ВЛ с проводами сечением 185 мм

2

 и более проверка по аварийному режиму 

не требуется. 

2.5.147.  В  местах  пересечения  ВЛ  с  автомобильными  дорогами,  по  которым  предусматривается  передвижение 

автомобилей  и  других  транспортных  средств  высотой  более 3,8 м,  с  обеих  сторон  ВЛ  на  дорогах  должны 
устанавливаться дорожные знаки, указывающие допустимую высоту движущегося транспорта с грузом. 

При расстояниях по вертикали от провода ВЛ до полотна автомобильной дороги, превышающих указанные в табл. 

2.5.31 более чем на 2 м, сигнальные знаки допускается не устанавливать. 

Подвеска  дорожных  знаков  в  местах  пересечения  ВЛ  с  дорогами  в  пределах  охранных  зон  (см. 2.5.104) не 

допускается. 

2.5.148. Опоры ВЛ, находящиеся на обочине автомобильной дороги, должны быть защищены от наезда транспорта. 

 

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ И СБЛИЖЕНИЕ ВЛ С ТРОЛЛЕЙБУСНЫМИ И ТРАМВАЙНЫМИ ЛИНИЯМИ 

 

2.5.149. Угол пересечения ВЛ с троллейбусными и трамвайными линиями не нормируется. 
2.5.150.  При  пересечении  троллейбусных  и  трамвайных  линий  опоры  ВЛ,  ограничивающие  пролет  пересечения, 

должны быть анкерными нормальной конструкции. Для ВЛ с сечением проводов 120 мм

2

 и более допускаются также 

промежуточные опоры с подвеской проводов в глухих зажимах и с двойным креплением на штыревых изоляторах. При 
расщеплении  фазы  не  менее  чем  на  три  провода  допускается  применение  зажимов  с  ограниченной  прочностью 
заделки. 

В случае применения анкерных опор подвеска проводов должна выполняться в соответствии с 2.5.95. 
2.5.151. Расстояния по вертикали при пересечении и сближении ВЛ с троллейбусными и трамвайными линиями при 

наибольшей стреле провеса проводов должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.32. 

В  нормальном  режиме  расстояния  по  вертикали  проверяются  при  наибольшей  стреле  провеса  (без  учета  нагрева 

провода электрическим током). 

В  аварийном  режиме  расстояния  по  вертикали  проверяются  для  ВЛ  с  проводами  сечением  менее 185 мм

2

  при 

среднегодовой  температуре  без  гололеда  и  ветра.  Для  ВЛ  с  проводами  сечением 185 мм

2

  и  более  проверка 

расстояний по аварийному режиму не производится. 

2.5.152. Защита разрядниками или защитными промежутками пересечений ВЛ с контактной сетью осуществляется в 

соответствии с требованиями, приведенными в 2.5.122. 

Допускается  сохранение  опор  контактной  сети  под  проводами  пересекающей  ВЛ  при  расстояниях  по  вертикали  от 

проводов ВЛ до верха опор контактной сети не менее: 7 м для ВЛ напряжением до 110 кВ, 8 м для ВЛ 150-220 кВ и 9 м 
для ВЛ 330-500 кВ. 

 
 
 
 
 
 

 

194 

 
 
 
 
 
 

Таблица 2.5.32. Наименьшее расстояние от проводов ВЛ при пересечении и сближении с 

троллейбусными и трамвайными линиями 

 

 

Пересечение или сближение  

Наименьшее расстояние, м, при напряжении 

ВЛ, кВ 

   

до 110 

150-220  

330  

500  

Расстояния по вертикали от проводов ВЛ:      
а) при пересечении с троллейбусной линией (в 
нормальном режиме): 

 

 
 

 
 

 
 

до высшей отметки проезжей части 11 

 

12 

 

13 

13 

до проводов контактной сети или несущих 
тросов 

3  

4  

5  

5  

б) при пересечении с трамвайной линией (в 
нормальном режиме): 

 

 

 

 

до головки рельса 

9,5  

10,5  

11,5  

11,5  

до проводов контактной сети или несущих 
тросов 

3  

4  

5  

5  

в) при обрыве провода ВЛ в соседнем пролете 
до проводов или несущих тросов троллейбусной 
или трамвайной линии 

1  

2  

2,5  

Расстояние по горизонтали при сближении от 
отклоненных проводов ВЛ до опор 
троллейбусных и трамвайных контактных сетей 

3  

4  

5  

5  

 
 

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ВЛ С ВОДНЫМИ ПРОСТРАНСТВАМИ  

 
2.5.153.  При  пересечении  ВЛ  с  водными  пространствами  (реки,  каналы,  озера,  заливы,  гавани  и  т.  п.)  угол 

пересечения с ними не нормируется. 

2.5.154.  При  пересечении  водных  пространств  с  регулярным  судоходным  движением  опоры  ВЛ,  ограничивающие 

пролет пересечения, должны быть анкерными концевыми. Для ВЛ с сечением сталеалюминиевых проводов 120 мм

2

 и 

более  или  стальных  канатов  типа  ТК  сечением 50 мм

2

  и  более  допускается  применение  промежуточных  опор  и 

анкерных  опор  облегченного  типа;  при  этом  в  обоих  случаях  опоры,  смежные  с  ними,  должны  быть  анкерными 
концевыми. 

При применении в пролете пересечения промежуточных опор провода и тросы должны крепиться к ним глухими или 

специальными зажимами (например, многороликовыми подвесами). 

К пересечениям  водных путей  местного  значения с  навигационной глубиной 1,65 м и менее, малых рек с глубиной 

1,0 м и менее (классов IV-VII по путевым условиям судоходства) и несудоходных водных пространств, не относящихся к 
числу больших переходов, предъявляются такие же требования, как при прохождении ВЛ по ненаселенной местности, с 
дополнительной проверкой расстояний до уровня высоких вод, льда и до габарита судов или сплава по табл. 2.5.33. 

2.5.155. Расстояние от нижних проводов ВЛ до поверхности воды должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.33. 

Расчетные  уровни  льда  и  воды  принимаются  в  соответствии  с 2.5.13. Нагрев  проводов  ВЛ  электрическим  током  не 
учитывается. 

 

Таблица 2.5.33. Наименьшее расстояние от проводов ВЛ до поверхности воды, габарита 

судов и сплава 

 

 

Расстояние  

Наименьшее расстояние, м,  

при напряжении ВЛ, кВ 

 
 

до 110 

150  

220  

330  

500  

До наибольшего уровня высоких вод судоходных 
рек, каналов и т. п. при высшей температуре 

6  

6,5  

7  

7,5  

8  

До габарита судов или сплава при наибольшем 
уровне высоких вод и высшей температуре 

2  

2,5  

3  

3,5  

4  

До наибольшего уровня высоких вод 
несудоходных рек, каналов и т. п. при 
температуре плюс 15°С 

3  

3,5  

4  

4,5  

5  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  47  48  49  50   ..