Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  197  198  199   ..

 

 

Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды

Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды

Негосударственное образовательное учреждение высшегопрофесионального образования «Сергиево-Посадский гуманитарный институт» (НОУВПО СПГИ)

Контрольная работа по предмету «Экологическое право»

Выполнила: студентка 5 курса заочной формы обученияюридического факультета Порощай Людмила Александровна

Сергиев Посад

2008 год

Введение.

Охранаокружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности.Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природнуюсреду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасыприродных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественнаясвязь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшаетсяфизическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая иполитическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Чтокасается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшейэкологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданныхмасштабов. Экологическая проблема - проблема номер один в РФ. Последовательноухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составилвсего 68 лет.

Всоответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право наблагоприятную окружающую среду [1] , каждый обязан сохранять природу иокружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являютсяосновой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих натерритории Российской Федерации.

1. Место и рольправоохранительных органов в решении экологических проблем.

1.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел.

Всоответствии с экологическим законодательством и приказом МВД РФ от 13 августа2002 года № 771, органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие стерриториальными органами Минприроды, Минздрава России. В области охраныокружающей природной среды они в объеме своей компетенции осуществляют:предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно сМинистерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением санитарных правилсодержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а такжезагородных мест отдыха трудящихся и пляжей.

Так,например, Главное управление обеспечения общественного порядка (ГУООП) МВД РФ вобъеме своей компетенции организует работу, изучает и обобщает деятельностьпериферийных органов милиции по оказанию содействия соответствующим органам восуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, в борьбес браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства, взаимодействию собщественностью.

ГУООПв рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с Государственнойинспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД). Главным управлением поборьбе с экологической преступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлениеми другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь сРоскомрыболовства, Федеральной службой лесного хозяйства и другими органамигосударственного управления, осуществляющими надведомственный контроль зарациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь,с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

Всоответствии с приказом МВД РФ от 13 августа 2002 года № 771 в МВД, ГУВД, УВД,ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующиекомиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных службдля организованного контроля и координации природоохранной деятельности врегионах.

Такимобразом, органы внутренних дел относятся к числу специальных отраслевыхгосударственных органов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, изадачи в области охраны природы с помощью организационно правовых средств,реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка иобеспечения экологической безопасности на территории РФ.

Важнымнаправлением деятельности органов внутренних дел в области охраны природыявляется профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, чтодостижение наивысшей эффективности эколого-правовой деятельности органоввнутренних дел проявляется в определенном снижении экологическихправонарушений, то их важнейшей задачей становится выявление причин и условий,способствующих совершению экологических правонарушений, и разработка мер по ихпредупреждению.

Всоответствии с действующим законодательством органы внутренних дел правомочныпостоянно вести работы имеющимися силами и средствами по выявлению и устранениюперечисленных и иных условий, способствующих природоохранительнымправонарушениям. Теория и практика выработали различные формы и методыпрофилактики правонарушений в области охраны природных ресурсов.

Впредупреждении органами внутренних дел нарушений природоохранительногозаконодательства особая роль отводится ведомственной милиции по охранеразличных природных объектов (источников водоснабжения, рыбных запасов и другихмест), создаваемой на базе договора с организациями-природопользователями изаинтересованными ведомствами.

1.2. Природоохраннаядеятельность прокуратуры.

Важнейшимзвеном в сложном государственном механизме надзора за исполнениемэкологического законодательства являются органы прокуратуры.

Онипризваны, вместе со специально уполномоченными на то государственными органамив области охраны окружающей природной среды, обеспечивать экологическийправопорядок.

Надзорза исполнением законодательства об охране окружающей природной среды являетсяодним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгомсоответствии с Федеральным законом "О прокуратуре РоссийскойФедерации", принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. (вдальнейшем — Закон о прокуратуре РФ). В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры.Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнениемприродоохранительного законодательства нашли свое отражение в другихнормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях,информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все онитесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР"Об охране окружающей природной среды ".

Всоответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляютпрокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнениемприродоохранного законодательства органами представительной и исполнительнойвласти, государственного управления и экологического контроля, юридическимилицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности иполноты, принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечениювиновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан наблагоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об еесостоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическимиправонарушениями.

Каждыйгод прокурорами направляются в суды больше тысячи уголовных дел о варварскомиспользовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и другихэкологических преступлениях. За последние годы по протестам прокуроров отмененоболее трех тысяч незаконных правовых актов органов представительной иисполнительной власти субъектов федерации, местного самоуправления, должностныхлиц управленческих и контролирующих органов по вопросам природопользования.

Спектрдопускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и размещениеэкологически опасных объектов без заключения экологической экспертизы,незаконное разрешение строительства в водоохранных зонах, изъятия земель особоохраняемых территорий и лесов первой группы, присвоение функций и компетенциифедеральных органов и многое другое.

Всвязи с этим первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышениеэффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременными законным применением правомочий, предоставленных органам экологическогоконтроля, и активного требования от этих органов проведения

Прокурорыобязаны активно и квалифицированно применять весь имеющийся в их распоряженииарсенал правовых средств для своевременного и полного выявления и устранениянарушений природоохранительного законодательства, от кого бы они ни исходили,принимать предусмотренные законом меры по возмещению ущерба, причиненногоэкологическими правонарушениями, по привлечению к ответственностиправонарушителей, в том числе и уголовной, преследуя основную цель —предупреждение нарушений указанного законодательства. Для этого они должнышироко использовать свои полномочия и правовые средства реагирования,предоставленные им Законом о прокуратуре.

Ковсему прочему прокуроры обязаны осуществлять контроль за реализацией(исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора, добиваться, чтобысодержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в полном объеме. Принеобходимости им следует проводить контрольные проверки фактического устранениянарушений природоохранительного законодательства.

Закономо прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требованийпрокурора.

Внастоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требованияпрокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопросо привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности.

Особойзадачей прокуратуры является систематическая проверка исполнения законодательстваоб экологических фондах, поскольку имеется множество фактов нецелевогорасходования средств из этих фондов. А они, как известно, созданы для решениянеотложных природоохранных задач.

Проверкиисполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратурыинформации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Подинформацией принято понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Наиболеехарактерными экологическими нарушениями являются:

—выдача разрешений на размещение экологически опасных объектов в запретныхзонах;

—изъятие особо охраняемых природных территорий и лесов первой группы подзастройку;

—необоснованное освобождение от платы за загрязнение природной среды;

—выдача незаконных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов;

—использование денежных средств экологических фондов на цели, не связанные сохраной природы;

—присвоение функций и компетенции федеральных органов органами субъектовФедерации.

2. Экологическаяответственность.

2.1. Понятие и видыэкологической ответственности.

Заэкологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную,материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовнуюответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную игражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательнымиактами Российской Федерации и ее субъектов (ст. 81 Закона от 19 декабря 1991 г."Об охране окружающей природной среды").

Статьей6 Кодекса об административных правонарушениях (КАП) субъекты Федерации, вчастности, наделены правом устанавливать административную ответственность занарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видовпользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиямии эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.

Административное,трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательствоо недрах, об охране окружающей природной среды находится в совместном веденииРФ и субъектов РФ.

Этиобстоятельства следует принимать во внимание при решении вопросов юридическойответственности за экологические правонарушения.

Задачамиюридической ответственности за экологические правонарушения являются: защитаобщественных отношений в сфере экологии; наказание правонарушителя;предупреждение совершения им новых правонарушений (частное предупреждение) иправонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение); воспитаниенаселения в духе уважения к закону и сложившемуся экологическому правопорядку.

Ответственностьза экологические правонарушения основана на принципах законности, равенстваграждан перед законом, виновной ответственности (за исключением обязанности повозмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядкереализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма,дифференцированного ее возложения, экономии мер государственного принуждения.

Дисциплинарнуюответственность несут работники предприятий, учреждений, организаций независимоот формы собственности, за невыполнение планов и мероприятий по охране природыи рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативовкачества окружающей природной среды, ненадлежащую эксплуатацию очистныхустановок и сооружений и за нарушение иных требований природоохранительногозаконодательства при исполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82Закона "Об охране окружающей природной среды").

Порядокпривлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовымзаконодательством, законодательством о государственной службе, иныминормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми соглашениями(контрактами), уставами и положениями о предприятии, организации, учреждении.При этом условия договоров о труде, ухудшающие положение работников посравнению с действующим законодательством, включая условия ответственности,являются недействительными. Отличительным признаком состава дисциплинарногопроступка является то, что невыполнение требований экологическогозаконодательства одновременно является невыполнением работником своихобязанностей, обусловленных занимаемой должностью или договором (контрактом).

Дисциплинарнаяответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарногонаказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения отдолжности.

Законодательством,уставами о дисциплине и иными нормативными актами для отдельных категорийрабочих и служащих могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Например,в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться: полное или частичноелишение премии либо иных средств поощрения; перевод на нижеоплачиваемую работуили смещение на низшую должность; лишение чина или звания; объявление онеполном служебном соответствии.

Администрацияимеет право вместо дисциплинарного взыскания передать вопрос на рассмотрениеобщего собрания трудового коллектива или общественной организации.

Общиеположения о возможности применения к нарушителю экологического законодательстваматериальной ответственности содержатся в Законе "Об охране окружающейприродной среды". Порядок ее применения регулируется трудовымзаконодательством. Материальная ответственность заключается в возложении напричинителя вреда обязанности возместить расходы, которые по его вине понеслоучреждение, организация, предприятие или иной хозяйствующий субъект, с которым виновныйнаходится в трудовых отношениях. В соответствии с трудовым законодательствомпричинитель вреда несет ответственность в размере прямого действительногоущерба, но не более своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ). Однако виновныйполностью возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния;умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых обязанностей;когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом состоянии; когда всоответствии с законодательством или договором на работника возложена полнаяматериальная ответственность.

Приопределении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб,неполученные доходы не учитываются.

Засовершение экологических административных правонарушений могут применяться: предупреждение,штраф, конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права(охоты, рыболовства, управления транспортными средствами); возмездное изъятиепредмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

2.2. Экологическиепреступления.

Прежнееуголовное экологическое законодательство в основном было ориентировано на то,чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Оно рассматривало природную средукак своеобразную "кладовку" природных богатств, отражало безнадежноустаревшую концепцию приоритета экономических интересов перед экологическими иинтересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях.Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологическогоблагополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и иныхпроблем.

Вновом УК содержание главы "Экологические преступления", как и других,приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовомдемократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятымимеждународными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видамиэкологической преступности. УК ориентирован на признание окружающей природнойсреды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этихпозиций экологические преступления есть по сути преступления против человека ивсего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняютсяи представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сихпор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств наборьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы спреступностью они не значились.

Всвязи с выше изложенным, усиливается в целом наказуемость экологическихпреступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности взависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личностивиновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкцияуголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда,причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.

Заключение.

Скаждым годом число экологических преступлений и иных правонарушенийувеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, вряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологическиепреступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают самибиологические основы существования человека.

Всёэто диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе иправоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной средыобитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силамиприродоохранных и контролирующих органов остановить разрушительныйэкологический беспредел невозможно.

Всложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следуетрасценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора всфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяетсделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности,укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими,правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

Сегодня,как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранныхпрокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия ихс территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными иконтролирующими органами в сфере экологии; активное участие природоохранныхпрокуратур в законопроектной работе в области экологии.

Список литературы

1.Конституция РФ

2.Гражданский Кодекс РФ

3.Закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (вред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

4.Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 1996.

5.Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.:"Интел-Синтез"1997.

6.Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.:"Триада, ЛТД". 1997.

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

[1] Ст. 42 Конституции РФ

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  197  198  199   ..