Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  753  754  755   ..

 

 

Рыночные провалы в природоохранной сфере

Рыночные провалы в природоохранной сфере


Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…..…..3

1.Рыночные провалы в природоохранной сфере……………………………………….….4

2. Понятие и инструменты интернализации внешних экологических эффектов……..6

3. Механизм экологического регулирования……………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………..……….12

Список использованной литературы………………………………………….....………14


Введение

В экологической сфере можно выделить следующие рынки: 1) отдельных видов природных ресурсов; 2) экотехники; 3) экологически чистой продукции; 4) отходов; 5) экологических услуг, рынки в этой сфере имеют общие моменты с обычными рынками, а также и свою специфику, каждый из перечисленных видов рынка имеет свою структуру.

Наибольший интерес среди них вызывает рынок экологических услуг, таких услуг можно насчитать более двадцати. Наиболее распространенными среди них являются: маркетинговые (изучение спроса на экологически чистые продукты и технику); НИОКР; «ноу-хау»; инжиринговые; лицензионные; лизинговые; обучения, переподготовки и повышения квалификации и т.п. услуги. Динамичным является рынок отходов, так как цены на первичное сырьё имеет тенденцию к росту.

К тому же использование отходов производства и потребления как вторичное сырьё даёт не только экономический выигрыш, но и экологический.

Рынок в экологической сфере имеет свои особенности из-за специфичности товара и отношений к их собственности на ресурсы природы. Мероприятия по охране окружающей среды не всегда дают материализованный продукт.

Результатом такой деятельности являются специфические услуги в виде недопущенного (предотвращённого ущерба) экосистемам, народному хозяйству и населению, или в виде улучшения (стабилизации) качества среды обитания людей.

В рамках экономики окружающей среды внешние эффекты могут быть положительными или негативными.

Цель работы: ознакомиться с рыночными провалами в природоохранной сфере и рассмотреть понятие и инструменты интернализации внешних экологических эффектов.


1. Рыночные провалы в природоохранной сфере

Рынок существует только при условии, если производитель (продавец) является собственником производимого, а покупатель купленного продукта (товара). Но не все объекты природы могут быть собственностью производителей, так как отдельные из них представляют общее достояние.

Некоторые блага (воздух, вода, чистота окружающего среды) относятся к группе первичных потребностей и являются благами непосредственного потребления и коллективного пользования (не могут быть персонализированными).

Кроме того, некоторые блага нетранспортабельны. Рыночные отношения в экологической среде не могут существовать.

Следует искать методы, пути вовлечения природных объектов на основе многосубъектности собственности, взаимоотношений социальных и хозяйствующих субъектов в процессе купли-продажи, то есть необходимо, чтобы рыночные отношения функционировали по большому контуру.

Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без основания вызывает тревогу, потому что рыночные отношения не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет так называемое провалы рынка.

Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий (техники) и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу.

В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю.

Источниками провалов рынков являются:

- внешние эффекты;

- общественные блага;

- отсутствие цен на блага;

- трансакционные издержки;

- права собственности;

- отсутствие знаний и неопределённость информации;

- недальновидность.

Большинство из выше перечисленных источников относятся к экологической сфере.[1]

Обычно экологический аспект провалов рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах.

Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с виновника компенсации за нанесённый ущерб.

Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах на товар, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

Экстерналии - это внешние эффекты (издержки) экономической деятельности, которые положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица. В охране природы подавляющее большинство экстерналий отрицательные.

Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях:

1) действие одного агента является причиной потери выгод другим агентом, а её потеря никем не компенсируется;

2) издержки несут индивид или группа (третьи лица - реципиенты), которые не являются участниками сделок.

Внешние эффекты проявляются только при ограниченности ресурса. В экологической сфере они проявляются в случае, если фирма начинает выбрасывать загрязнения больше предельного объёма, чем может нейтрализовать окружающая природная среда.

Выделяют следующие типы внешних эффектов:

- временные (между поколениями);

- глобальные (между странами);

- межсекториальные;

- локальные.

На провалы рынка огромное влияние оказывают общественные блага - чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт, биологическое разнообразие растительного и животного мира.

Свойства общественных благ следующие:

1) неделимость;

2) невозможность кого-либо от пользования;

3) свободный (неограниченный) доступ каждого индивида к ним и соответственно невозможность заставить платить кого-либо за пользование.

В условиях чёткого определения прав с незначительными трансакционными издержками, рынок автоматически может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости в государственном регулировании экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблем не решает.

Таким образом, провалы рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные с возникновением экстерналий, наличием общественным благ, высоких трансакциональных издержек по установлению прав собственности возможно с помощью государственного регулирования.

В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет им главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты.[2]

В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы государственного регулирования природопользования связано с возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования.

Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности природных ресурсов.

Деградация окружающей среды, истощение ресурсов, повышение уровня загрязнения дают сигнал хозяйствующим субъектам посредством повышения цен на ресурсы. Но цены, складывающиеся на природные ресурсы (в широком смысле, включая чистоту окружающей среды) могут давать искаженную картину ценности благ и услуг, не всегда отражают реальные общественные издержки на их воспроизводство.

В результате складывается заниженная цена потребляемых природных ресурсов, формируется повышенный спрос, снижаются стимулы для их эффективного использования.

К основным причинам провалов рынка в сфере природопользования следует отнести:

- наличие экстерналий (внешних эффектов);

- локализация рынков природных ресурсов, препятствующая установлению мировых и даже национальных цен;

- урегулированность прав собственности на многие природные ресурсы;

- долгосрочность воспроизводственных процессов, существенно превышающая период воспроизводства индивидуальных капиталов. [3]

2. Понятие и инструменты интернализации внешних экологических эффектов

Практически любая деятельность сопровождается наряду с запланированными также и не учитывавшимися при принятии решений о совершении действий последствиями - внешними эффектами или экстерналиями.

Экстерналии - это воздействующие на природу внешние эффекты (или последствия) хозяйственной деятельности человека. В подавляющем большинстве

случаев эти последствия негативны: загрязнение воздуха, воды, почвы, деградация биосферы в целом.

Экстерналии непосредственно не сказываются на экономическом положении виновников, заинтересованных лишь в минимизации своих внутренних издержек производства, а внешние, экстернальные, издержки их обычно не интересуют. Эти внешние издержки, как правило, несут другие.

Положительные экстерналии выражаются в увеличении полезности или благосостояния для их "получателей", отрицательные - в их уменьшении, то есть в непредумышленном причинении ущерба.

Существование экстернальных издержек остро ставит вопрос о цене продукции, произведенной по экологически «грязным» технологиям. В нашем примере конечная цена моющих средств с учетом социальных издержек должна быть существенно выше.

Необходимо обязать загрязнителя (химический комбинат) нести экстернальные издержки, сделать их внутренними издержками. Этот процесс в экономике носит название интернализация экстерналий , он отражает один из главных международных экономических принципов природопользования - принцип «загрязнитель платит».

Для того чтобы субъект действия, сопровождающегося внешними эффектами, не снижал общественного благосостояния на величину большую, чем частная запланированная выгода, то есть для того, чтобы создаваемая стоимость росла в общественном масштабе, при принятии соответствующего решения он должен учитывать внешние эффекты.

Процесс, результатом которого является включение ожидаемых (прогнозируемых) внешних эффектов в расчеты и оценки, сопровождающие принятие частных решений, называется интернализацией внешних эффектов.

Смысл этого процесса заключается в том, что предпочтения других субъектов включаются в систему предпочтений субъекта, действия которого приводят к возникновению внешних эффектов. Легко видеть, что такое включение может привести к снижению частной выгоды от намечаемого действия, что, разумеется, противоречит интересам лица, принимающего решение.

Поэтому интернализация внешних эффектов неизбежно в большей или меньшей степени основывается на принуждении.

В условиях, когда внешние эффекты достаются третьим лицам, фирмы производят товар больше оптимальной величины, и цена товара загрязнителя занижена.

В итоге предприятия не заинтересованы в поиске путей к уменьшению загрязнения окружающей среды. Чтобы был стимул к природоохране загрязнителей, необходимо внешние эффекты интернализировать (превратить) в их внутренние издержки. [4]

При интернализации внешних издержек основными инструментами, обеспечивающими эту интернализацию, служат:

- корректирующие налоги,

- экологические стандарты, лимитирующие допустимый уровень загрязнения природной среды;

- платежи за загрязнения и др.

Основной причиной отрицательных внешних воздействий является плохо определенное право на использование ресурса. Отрицательное внешнее воздействие чаще всего возникает там, где права на собственность не определены, где ресурсы находятся в общем пользовании.

Методами интернационализации внешних эффектов могут быть всевозможные платежи, налоги и д.р. рычаги как административного, так и экономического характера.

В общем виде процесс интернализации внешних эффектов сводится к сведению частных предельных (дополнительных) издержек, не включающих затраты на возмещение ущерба в общественные предельные издержки (то во что обходится производство товара обществу.

Иначе говоря, должно быть смещение кривой предложения с целью оптимизации цены на товар, производство которого загрязняет окружающую среду.

Дополнительно усложняющими факторами процессы интернализации внешних эффектов являются проблемы экономической оценки природных ресурсов, ПРП, ущерба от загрязнения окружающей среды и т.д.

Функционирование регулируемого рынка возможно, если внеэкономические и экономические стимулы увязаны воедино на основе отношений социальных и хозяйствующих субъектов собственности на ресурсы природы. Основное внимание в экологическом регулировании должно быть направлено на определение и установление оптимального соответствия между спросом и предложением «экологического товара».

Модель регулируемого рынка в природопользовании должна учитывать издержки по предотвращению (ликвидации) загрязнения окружающей среды и наносимый ущерб. Ущерб от ухудшения состояния окружающей среды растёт в геометрической прогрессии (экспоненциально) с увеличением загрязнения, а затраты же на ликвидацию ущерба также растут в геометрической прогрессии, но с увеличением степени чистоты окружающей среды.

Если загрязнение окружающей среды не контролируется со стороны социальных субъектов, то для предприятий выгодно производить внешние издержки. Кривая предельных выгод совпадает для него с кривой ущерба.

Спрос со стороны предприятий на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду зависит от затрат на ликвидацию того или иного объёма загрязнения.

Предложение же зависит от экологического (самовосстановительного) потенциала природной среды региона. Чем меньше этот потенциал, тем меньше должно быть дано контролирующим органом разрешений на сброс (выброс). В регулировании экологической сферой следует воздействовать как на спрос, так и на предложение сбросов (выбросов) загрязняющих веществ с учётом их эластичности.

Экологический потенциал, в силу своей ограниченности, с увеличением загрязнения окружающей среды становится неэластичным, переходя в абсолютно неэластичное состояние.

Спрос на загрязнение со стороны предприятий будет зависеть от выбора технологий, исходного сырья и т.д., которые существенно влияют на затраты по охране окружающей среды.

Рынок прав на загрязнение на практике опробован только в США по охране атмосферного воздуха. По простейшей схеме рынок прав на загрязнение должен функционировать следующим образом: в регионе или в масштабе принимается решение о допустимой общей нагрузке по выбросам в разрезе ингредиентов. В зависимости от величины такой нагрузки на открытом рынке выпускается и распространяется определённое количество прав на загрязнение (акций).[5]

Собственно рыночный процесс начинается после начального распределения прав. Предположим, у фирмы, а спрос на её продукцию растёт, но при этом значительно увеличиваются выбросы, а прав на загрязнение гораздо меньше.

Наращивание производства может оказаться невыгодным из-за высоких штрафных санкций за превышение лимита загрязнения или же больших затрат на строительство природоохранных объектов.

При отборе инструментов интернализации экологических экстерналий наряду с широко известными критериями (реализуемость, доступность информации, долговременные стимулы и т.п.) надо принимать во внимание и характер экологических проблем.

К числу особенностей такого рода инцидентов относятся не только величина нанесенного экологического ущерба, но и свойственные им неопределенность и риск, а также децентрализация необходимой информации.

Инструментом, позволяющим обеспечить интернализацию экологических внешних эффектов, контроль и управление экологическими рисками (в том числе, крупными) в условиях неопределенности и асимметрии информации, является институт экологической ответственности.

Он должен действовать в отношении как юридических (предприятий, организаций), так и физических лиц.

Когда речь идет о неопределенности, связанной с загрязнением окружающей природной среды, и об экологическом риске, принято различать неопределенность ex ante и неопределенность ex post.

В первом случае раздельно учитываются риск происхождения, обусловленный неопределенностью величины загрязнения вследствие того или иного экологического инцидента, и риск воздействия, обусловленный неопределенностью конечных последствий произошедшего загрязнения (массы выбросов или их концентрации в природных средах).

С загрязнением среды вследствие экологических инцидентов связана и неопределенность ex post, обусловленная сложностью установления строгой причинно-следственной связи между выбросами (сбросами) загрязнителей и экологическим ущербом, особенно вредом, наносимым здоровью населения.

В принципе посредством введения права экологической ответственности можно управлять обоими типами неопределенности.

В первом случае (неопределенность ex ante) режим экологической ответственности может служить инструментом реализации принципа предосторожности. Что касается права экологической ответственности, то этот инструмент в основном имеет дело с неопределенностью ex post.

Можно допустить возможность интернализации обоих типов экологических экстерналий с помощью реализации права экологической ответственности и соответственно переложения внешних экологических издержек на их виновника в результате судебного решения.

Если рассматривается дело с так называемым устоявшимся (регулярным) загрязнением природной среды, трансакционные издержки, сопровождающие принятие и реализацию судебных решений, будут чрезмерными.

В этом случае более эффективными станут "обычные" инструменты экологической политики (экологические стандарты и нормативы, экологические налоги, платежи и т.д.), которым общество, следуя принципам рациональности, и отдает предпочтение.

В то же время при крупномасштабных экологических инцидентах, включая те, которые носят аварийный, внезапный характер, более предпочтительным является режим права экологической ответственности, в том числе связанный со страхованием экологических рисков предприятий.

Субъект, в наибольшей степени способный к производству экстерналий, оказывается далеко не всегда готовым их интернализировать.

При этом в одних случаях государство не способно интернализировать последствия собственных действий по объективным причинам, в других - по субъективным, когда частные интересы политиков и государственных служащих превалируют в принятии решений над интересами граждан и общества.[6]

3. Механизм экологического регулирования

Можно выделить три подхода в механизме реализации экологической политики:

1) прямое регулирование, связанное с воздействием государства - нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.;

2) экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

3) смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода.

В мире в области охраны окружающей среды наиболее широко распространено прямое регулирование, базирующееся на законодательстве.

Механизм экологического регулирования должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления природопользованием.

В свою очередь, механизм управления природопользованием представляет собой звено механизма управления экономикой в целом; поэтому необходимо ещё согласование методов социально-экономического и экологического управления.

Но конкретные методы экологического регулирования определяются особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды:

- инфраструктурным характером продукции и услуг экологической сферы;

- длительность основных воспроизводственных процессов в природопользовании и переплетением экономических и естественных процессов;

- спецификой отношений собственности на ресурсы природы;

- спецификой рыночных отношений в экологической сфере и существенной ролью государства в управлении природопользованием.

В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.

Первоначально защита окружающей среды в основном опиралась на административные механизмы. Они были основаны на неокейсианской концепции. Использовались запреты, лицензии, ограничения (лимиты), административные и уголовные меры.

Экономические методы управления природопользованием широко использовались. Они же базировались на неоклассической концепции (на принципах рыночного регулирования).

Практика показывает, что административно-правовые и экономические механизмы охраны природы необходимо использовать комплексно.

Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают:

- природоохранное законодательство;

- совокупность экологических стандартов и нормативов;

- систему лицензирования хозяйственной деятельности;

- методы и инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоохранной деятельности.

К административно-контрольному блоку относятся также так называемые «мягкие» инструменты:

- экологический мониторинг;

- оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза проектов;

- экологический аудит;

- экологическая сертификация (маркировка);

- добровольные согласования между органами экологического контроля и природопользователями.[7]

Экономическими рычагами могут быть:

- плата (арендная плата) за пользование природными ресурсами;

- компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или за ухудшение качества этих ресурсов;

- плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов;

- налог на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически опасных технологий;

- льготы по налогообложению;

- политика компенсации;

- метод ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

- залоговая система;

- кредитные отношения;

- создание страховых фондов охраны окружающей среды;

- экологический лизинг;

- продажа квот на выброс вредных веществ (в том числе межрегиональная система торговли) и т.п.

Хозяйственный механизм природопользования нуждается в определённых обеспечивающих подсистемах:

- кадровых,

- научно-технических,

- информационных.

Институциональная основа экологического регулирования представлена системой экологического контроля и управления (государственных, федеральных и региональных, а на также на уровне предприятий и фирм).

Анализ инструментов экологического регулирования показывает, что и административные, и экономические методы имеют как сильные, так и слабые стороны.

Например, административно-контрольные инструменты обеспечивают тонность и определённость задаваемых целей; но они недостаточно гибки и требуют чрезмерных административных затрат, не стимулируют инновации.

В свою очередь, экономические инструменты, с одной стороны, имеют высокую эффективность с точки зрения экономии экологических затрат, дают самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранных мероприятий.

Но с другой стороны, имеют высокую чувствительность к инфляционным процессам, возникает риск снижения конкурентоспособности и т.п.

Следует отметить, что ни дин из инструментов экологического регулирования не обладают какими-то бесспорными достоинствами.

В реальной действительности применять все рычаги одновременно нельзя, так как некоторые из них могут дублировать друг друга или же выполнять противоположные функции. Поэтому при формировании хозяйственного механизма природопользования необходимо найти оптимальную структуру сочетания административных и экономических рычагов и методов, а также инструментов текущего и перспективного экологического регулирования.

Практика формирования экономических механизмов в большинстве стран показывает, что в них используются в среднем 6-7 элементов. Причём применяемые конкретные инструменты экологического регулирования сочетают в себе свойства административного, экономического и рыночного рычагов.

В принципе все экономические инструменты, включая и рыночно ориентированные, базируются на экологических стандартах, нормативах и лимитах, устанавливаемых органами государственного управления природопользованием.

Это не означает, что государство всегда прямо и непосредственно вмешивается в процесс природопользования.

Оно может осуществить государственный контроль на расстоянии и тем самым, усиливая демократические тенденции, повышая качество и гибкость экологического регулирования.[8]


Заключение

Из проделанной нами работы можно сделать следующие выводы6

- Рынок существует только при условии, если производитель (продавец) является собственником производимого, а покупатель купленного продукта (товара). Но не все объекты природы могут быть собственностью производителей, так как отдельные из них представляют общее достояние.

Источниками провалов рынков являются:

- внешние эффекты;

- общественные блага;

- отсутствие цен на блага;

- трансакционные издержки;

- права собственности;

- отсутствие знаний и неопределённость информации;

- недальновидность.

К основным причинам провалов рынка в сфере природопользования следует отнести:

- наличие экстерналий (внешних эффектов);

- локализация рынков природных ресурсов, препятствующая установлению мировых и даже национальных цен;

- урегулированность прав собственности на многие природные ресурсы;

- долгосрочность воспроизводственных процессов, существенно превышающая период воспроизводства индивидуальных капиталов.

При интернализации внешних издержек основными инструментами, обеспечивающими эту интернализацию, служат:

- корректирующие налоги,

- экологические стандарты, лимитирующие допустимый уровень загрязнения природной среды;

- платежи за загрязнения и др.

- Основной причиной отрицательных внешних воздействий является плохо определенное право на использование ресурса. Отрицательное внешнее воздействие чаще всего возникает там, где права на собственность не определены, где ресурсы находятся в общем пользовании.

- Методами интернационализации внешних эффектов могут быть всевозможные платежи, налоги и д.р. рычаги как административного, так и экономического характера.

- В общем виде процесс интернализации внешних эффектов сводится к сведению частных предельных (дополнительных) издержек, не включающих затраты на возмещение ущерба в общественные предельные издержки (то во что обходится производство товара обществу.

- Дополнительно усложняющими факторами процессы интернализации внешних эффектов являются проблемы экономической оценки природных ресурсов, ПРП, ущерба от загрязнения окружающей среды и т.д.

- Функционирование регулируемого рынка возможно, если внеэкономические и экономические стимулы увязаны воедино на основе отношений социальных и хозяйствующих субъектов собственности на ресурсы природы.

- Модель регулируемого рынка в природопользовании должна учитывать издержки по предотвращению (ликвидации) загрязнения окружающей среды и наносимый ущерб. Ущерб от ухудшения состояния окружающей среды растёт в геометрической прогрессии (экспоненциально) с увеличением загрязнения, а затраты же на ликвидацию ущерба также растут в геометрической прогрессии, но с увеличением степени чистоты окружающей среды.

- Инструментом, позволяющим обеспечить интернализацию экологических внешних эффектов, контроль и управление экологическими рисками (в том числе, крупными) в условиях неопределенности и асимметрии информации, является институт экологической ответственности. Он должен действовать в отношении как юридических (предприятий, организаций), так и физических лиц.

Список использованной литературы

1. Беляев С.Н. Экономика природопользования. - М.: Глобус, 2008. – 27с.

2. Бобылёв А.Д. Экология: Учебное пособие. - М.: Наука, 2007. – 18 с.

3. Горушкин К.О. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. - СПб.: СПбГУ, 2006. – 42 с.

4. Макаров С.В. Основы экономики природопользования. - М.: Эко, 2008. – 21 с.

5. Староверова В.А. Экологическое право России. - М.: БЕК, 2009. – 63 с.

6. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.: Ось, 2007. – 38 с.

7. Шилов И.А. Экология. – М.: Промо, 2005. – 48с.

8. Яковлев А.Д. Экономика регионального природопользования: Учебное пособие, 2007. – 52 с.


[1] Макаров С.В. Основы экономики природопользования. - М.: Эко, 2008. – 21 с.

[2] Шилов И.А. Экология. – М.: Промо, 2005. – 48с.

[3] Беляев С.Н. Экономика природопользования. - М.: Глобус, 2008. – 27с.

[4] Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.: Ось, 2007. – 38 с.

[5] Бобылёв А.Д. Экология: Учебное пособие. - М.: Наука, 2007. – 18 с.

[6] Староверова В.А. Экологическое право России. - М.: БЕК, 2009. – 63 с.

[7] Горушкин К.О. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. - СПб.: СПбГУ, 2006. – 42 с.

[8]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  753  754  755   ..