2.1. Характеристика и финансирование (на примере ОГУ «Томская база авиационной охраны лесов»)…………………………………………………………………………..14
Глава 1. ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
1.1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ
№
Категории работников
Фактическая численность по состоянию на:
01.06.09 г
01.06.08 г
1.
АУП
22
21
2.
Летчики-наблюдатели
8
10
3.
Работники парашютно-пожарных команд
69
87
4.
Работники десантно-пожарных команд
39
41
5.
Радиооператоры и диспетчеры
15
12
6.
Водители
18
11
7.
Прочие должности
45
22
Итого штатная численность:
216
204
№№ п/п
Наименование показателя
Отчётный год
Средний за 5 лет
% от среднего
1
2
3
5
6
1
Продолжительность пожароопасного сезона, дней
1456
1403
103,8
2
Напряженность пожароопасного сезона, %
0,37
0,34
108,8
3
Средняя общая площадь одного пожара, га
69,96
58,38
119,8
в т.ч. покрытая лесом га
63,34
34,76
182,2
4
Процент обнаружения, %
5,5
39,6
13,9
5
Всего лесных пожаров, кол-во.
175
202
86,6
12243,29
11792,84
103,8
В том числе верховых пожаров, кол-во.
2
1
Увелич. в 2,0 раза
площадь, га.
333,20
37,39
Увелич. в 8,9 раза
В том числе торфяных пожаров, кол-во.
3
4
75,0
площадь, га.
0,64
0,82
78,0
№№ п/п
Наименование показателя
Отчётный год
Средний за 5 лет
% от среднего
1
2
3
5
6
1
Продолжительность пожароопасного сезона, дней
1288
1253
102,8
2
Напряженность пожароопасного сезона, %
0,28
0,37
75,7
3
Средняя общая площадь одного пожара, га
67,86
80,0
84,8
в т.ч. покрытая лесом га
17,99
-
-
4
Процент обнаружения, %
10,5
40,9
25,7
5
Всего лесных пожаров, кол-во.
86
313
Уменьш. в 3,6 раза
5836,32
25024,37
Уменьш. в 4,3 раза
В том числе верховых пожаров, кол-во.
2
1
Увелич. в 2,0 раза
площадь, га.
53,0
42,79
123,9
В том числе торфяных пожаров, кол-во.
2
5
Уменьш. в 2,5 раза
площадь, га.
2,02
0,82
Увелич. в 2,5 раза
Авиапатрулирование началось с 12.05.2009 года. До начала авиапатрулирования в зоне авиационного мониторинга возникло 43 лесных пожаров, общая площадь ликвидации которых составила 612,03 га, в том числе покрытая лесом 406,19, не покрытая лесом площадь 3,33 га, нелесная 202,51 га. Все пожары возникли в районах, доступных для обнаружения наземным способом. Для назначения полетов применялась Инструкция, утвержденная Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области. Расписание полетов не соблюдалось из-за ограниченного финансирования на эти цели. Фактическая кратность авиапатрулирования составила 0,0047.
Количество пожаров в авиационном мониторинге, обнаруженных на лесной площади более 5 га – 45 шт., в том числе в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения -13. Из них переросли в крупные 15 пожаров, общая площадь ликвидации которых составила 6782,10 га. в том числе в авиазоне 8 лесных пожаров, на площади 6443,0 га.
Причиной несвоевременного обнаружения пожаров является несоблюдение кратностей патрулирования.
Выполнение кратностей авиапатрулирования
Таблица 2.4
№№
Наименование
Осмат-мая
Средние кратности
Процент выполнения
пп
авиаотделений
площадь
Расчет-
назна-
Факти-
от рас-
от назна-
тыс.га.
ная
ченная
ческая
четной
ченной
1
Томское
1350,00
1,37
1,37
0,01
0,73
0,73
2
Зырянское
1230,00
0,88
0,88
0
0
0
3
Каргасокское
6033,00
1,00
1,00
0,01
1,0
1,0
4
Колпашевское
3810,00
1,16
1,16
0
0
0
5
Катайгинское
660,00
1,08
1,08
0,01
0,93
0,93
6
Белоярское
690,00
1,06
1,06
0,01
0,94
0,94
7
Батуринское
1680,00
1,04
1,04
0,01
0,96
0,96
8
Бакчарское
2220,00
1,11
1,11
0
0
0
По авиабазе
17673,00
1,08
1,08
0,0047
0,43
0,43
Для своевременного выявления очагов лесных пожаров и минимизации их площадей, где использование наземной техники пожаротушения сильно затруднено, а порой не возможно по причине отсутствия путей наземного транспорта существует два пути решения:
1. Промышленное освоение участков лесного фонда через передачу участков лесного фонда в аренду при условии выполнения всего объема противопожарных мероприятий за счет сил и средств арендаторов.
2. Увеличение финансирования авиалесоохранных мероприятий и выделение средств в объемах достаточных для эффективного тушения очагов лесных пожаров на данных территориях. Для этого требуется гарантированное возмещение затрат на тушение лесных пожаров по их фактическому расходу и выполнение кратности авиапатраульных работ не ниже требований, определенных Инструкцией по авиационной охране лесов.
Необходимым условием обеспечения уровня противопожарной защиты лесов, отвечающего современным социально-экономическим требованиям, является формирование гибкой системы охраны леса, способной постоянно отслеживать непрерывно изменяющуюся лесопожарную обстановку в каждом регионе страны и регулировать свою структуру, параметры и режимы работ в соответствии с этой обстановкой. Такая система может быть сформирована только на базе существующих авиационной и наземной лесопожарных служб, сохранение которых, в условиях жесткого дефицита бюджетных средств, является одной из важнейших задач обеспечения нашей экологической безопасности.
Наиболее острой проблемой остается хронический дефицит финансовых и материально-технических ресурсов, выделяемых на охрану лесов федеральным центром, в связи, с чем необходимо решить вопрос о частичном финансировании охраны лесов из бюджетов субъектов Российской Федерации. Перечисленные мероприятия необходимы для предотвращения снижения уровня системы охраны лесов и поддержания противопожарной защиты лесов края хотя бы на существующем уровне.
Работа авиа пожарной команды (АПК)
Таблица 2.5
№№ п/п
Наименование показателя
Текущий год
Средний за 5 лет
% от среднего
1
Максимальная численность работников АПК, с учетом прикомандированных, чел
108
162
66,7
2
Выполнено производственных прыжков, шт.
20
93
21,5
3
Выполнено производственных спусков, шт.
35
313
11,2
4
Отработано на пожарах, чел/дней
826
1779
46,4
5
Количество пожаров потушенных с участием АПК, шт.
площадь, га
в том числе потушено самостоятельно,
шт.
площадь, га
65
118
55,1
3132,82
5038,47
62,2
56
83
67,5
1400,72
1109,03
126,3
6
Количество пожаров потушенных с участием АПК в расчете на одного работника АПК, шт.
0,60
0,73
82,2
7
Количество пожаров, доставка на которые осуществлялась наземным транспортом, шт.
59
91
64,8
8
Доставлено работников АПК на пожары наземным транспортом, чел
371
611
60,7
9
Отработано на пожарах, доставка на которые осуществлялась наземным транспортом, чел/дней
674
772
87,3
Работа АПК на территории зоны наземного мониторинга
Сведения о возникших лесных пожарах, потушенных с участием работников АПК и самостоятельно, а также причины их возникновения в зоне наземного мониторинга приведены в дополнительных таблицах №4-а и №5-а (смотрите приложение 1, 2).
Доставлено работников АПК на тушение лесных пожаров наземным транспортом - 291 чел, отработано 353 человеко-дней.
Для сведения: Пожары в прочих лесах не обслуживаемые по договору. Зарегистрировано 20 лесных пожаров. Общая площадь, пройденная огнем, составила 3001,90, га, в т. ч покрытая лесом 1066,90га, не покрытая 14,00 га, нелесная 1921, 00 га. Потушено с участием работников АПК 19 лесных пожаров на общей площади 2996,90, га, в т. ч. покрытая лесом 1061,90га, не покрытая 14,00 га, нелесная 1921, 00 га. Эти же пожары работниками АПК потушены самостоятельно. На пожары наземным транспортом доставлено 161 работник АПК. Отработано 149 человеко-дней. Стоимость работ составила 664,6 тыс. руб. Работники АПК привлекались к тушению лесных пожаров в прочих лесах по разовым заявкам, как привлеченные сторонней организации.
Использование технических средств
тушения лесных пожаров
Количественные показатели применения пожарно-технических средств
Таблица 2.6
NN
пп
Наименование пожарно-технических средств
Кол-во пожаров,
на которых применялись данные средства, шт.
1
Мотопомпы
9
2
Мягкие емкости (по типам)
РЛО
98
3
Водосливные устройства ВСУ-5
-
4
Тракторные агрегаты
16
5
Бульдозеры и лесопожарные агрегаты
7
6
Пожарные (машины) автоцистерны
125
7
Огнегасящие составы (по типам)
-
8
Транспортные вездеходы
78
9
Воздуходувки
1
10
Самолеты-танкеры (АН-2П)
-
11
Искусственно вызываемые осадки
-
12
Зажигательные аппараты, в том числе АЗ-4
-
Зарубежные концепции тушения пожаров
В лесах России ежегодно возникает более 30 тыс. лесных пожаров на площади 1-2 млн га. В европейской части страны 80-90 % лесных пожаров случаются по вине человека. За Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке 50-70 % - возникают от гроз. С начала прошлого века и по сей день основное бремя борьбы с лесными пожарами в России возлагается на лесную службу. 95 % всех лесных пожаров тушится работниками лесной службы. Для этих целей существуют специализированные подразделения и научные центры. Российская лесопирологическая школа является одной из старейших и сильных в мире.
В результате поиска путей совершенствования борьбы с пожарами в первой половине XX века был обозначен главный вывод - для того, чтобы снизить затраты на тушение пожара, необходимо обнаружить его на максимально возможной ранней стадии и незамедлительно приступить к ликвидации. Как проводить охрану лесов крупных районов, где нет развитой дорожной сети? Применение авиации позволяет решить сразу две фундаментальные задачи: раннее обнаружение пожаров и оперативную доставку на тушение специализированных пожарных команд.
Известно опытное использование самолетов для обнаружения пожаров еще в 1915 г. в штате Висконсин (США). В 1921 г. на лесной конференции в Москве прозвучал доклад профессора Г.М.Турского о применении аэропланов и привязных аэростатов для охраны лесов и борьбы с лесными пожарами. Первый практический полет с целью обнаружения лесного пожара был выполнен 7 июля 1931 г. на самолете У-2 в Горьковской области. Эту дату принято считать датой рождения специализированной авиационной пожарной службы в составе лесного ведомства - 'Авиалесоохрана'. Первые эксперименты по ликвидации загораний леса с воздуха начались в начале 1930-х гг., а в 1950-1960-х гг. это становится постоянной практикой.
В настоящее время для обнаружения и тушения лесных пожаров региональные базы авиационной охраны лесов ежегодно привлекают более 400 самолетов и вертолетов, в том числе 100 единиц ведомственной авиации. Имеется стройная система взаимодействия и управления, стержнем которой являются лесхозы (наземное тушение) и авиапожарная служба 'Авиалесоохрана' (обнаружение и авиационное тушение). В стране существуют оригинальные профессии: парашютисты-пожарные и летчики-наблюдатели ('летающие пожарные менеджеры').
В основе действий лежит концепция 'раннего обнаружения и подавления пожаров'. Проводится авиапатрулирование лесов в зависимости от пожарной опасности для обнаружения пожаров на ранней стадии и незамедлительная доставка к ним сил для тушения. Это требует скорости реакции, и выдвигает на первое место умение 'обнаруживать'.
В мире существуют и другие концепции. В США структура управления и действия сил условно подчинены принципу 'силы тушения адекватны проблеме (ситуации)'. Такой силовой подход выдвигает на первое место умение 'тушить и управлять'. В целом не существует универсальной для всех стран схемы. Мировыми учеными и практиками принципы, лежащие в основе организации российского (советского) подхода по критерию 'стоимость - эффективность', признаны лучшими.
В статье 'Авиалесоохрана: вертолетный заслон сегодня' ('Авиапанорама', №3-2007) приводится пример отношения к сохранению лесных ресурсов в Южной Корее. Выбранная корейцами модель организации борьбы с лесными пожарами опирается на локальные особенности. В Южной Корее ежегодно случается около 300 лесных пожаров в основном весной и осенью на относительно компактной территории. Именно в этом факте кроется причина принятой модели. Весной и осенью способны загораться так называемые травяные типы леса. Это приводит к преобладанию беглых низовых пожаров, характеризующихся высокой скоростью распространения, но низкой степенью прогорания напочвенного покрова. Проще говоря, горит сухая трава преимущественно на открытых участках. Именно в этих условиях авиатанкерная техника способна дать максимальный результат. В стране с гористым рельефом вертолеты с водосливными устройствами (ВСУ) наиболее оптимальны, а значит доминируют. Но такая модель охраны не может быть полностью повторена в странах с иными природно-климатическими особенностями и большими территориями.
Парк пожарной авиации Южной Кореи в последние годы пополнился прекрасной техникой: Ка-32Т, S-64 Helitanker, 'Ансат', что характеризует не степень научного понимания проблемы охраны лесов, а уровень финансирования работ. Балансовая стоимость парка пожарных воздушных судов (ВС) Южной Кореи превосходит балансовую стоимость нынешнего парка ведомственной авиации ФГУ 'Авиалесоохрана'. Заметьте, это для тушения 300 пожаров в год, тогда как только в лесах Иркутской области их ежегодно случается 1500!
Заключение
До начала 1990-х лесная служба обладала значительными возможностями в реализации лесоохраной политики. Низкая стоимость эксплуатации авиатехники, наличие густой аэродромной сети во всех уголках страны позволяли выполнять работы в полном объеме. За долгие годы оттачивалась технология работ, взаимодействие лесных и авиационных служб. В 1990-е гг. экономические и политические преобразования в стране привели к изменению финансовой основы функционирования лесопожарных служб. За последние 15 лет финансовое обеспечение авиаработ уменьшилось со 150 тыс. летных часов ежегодно до недопустимо низкого уровня в 22 тыс. часов (объем авиаработ 1940 года!). Это негативно сказалось на выполнении сложившихся технологий 'Авиалесоохраны'. Более того, во многих дальних регионах исчезновение столь крупного заказчика авиационных услуг больно ударило по местным авиапредприятиям. К сожалению, тенденция уменьшения финансирования авиалесоохранных работ на фоне увеличения стоимости тарифов продолжается и по сей день. Как следствие, сегодня в стране доля самых опасных и дорогостоящих в тушении 'крупных' лесных пожаров возросла с обычных 2-3 % до 10-15 % и более в некоторых регионах, на тушение которых расходуется 80-95 % всех финансовых ресурсов.
Принятые меры по адаптации действующих технологий к новым условиям, привлечение новых технических средств лишь незначительно снизили остроту проблемы. Реальным выходом из тупика может стать снижение себестоимости полетов. Анализ подсказывает, что в 65-75 % случаев авиационные работы могут проводиться воздушными судами взлетной массой 1-3,5 т. То есть именно развитие малой авиации в России является условием повышения эффективности борьбы с лесными пожарами. Трагедия в том, что российские авиакомпании не в состоянии удовлетворить этот запрос. Проблемы малой авиации в нашей стране усугубляют проблему лесных пожаров.
Список использованной литературы
Учебники и учебное пособия
1. Е.А. Щетинский «Авиационная охрана лесов» Учебное пособие. Москва 2001год.
Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
3. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
5. Доманин А.Б. Экономика и рациональное природопользование на рубеже веков//Вестник МГУ. 2000. №3. с.54-606. Соколова М.П. Бухгалтерский учет природоохранныхмероприятий//Бухгалтерский учет. 2000. №15. с.26-32