Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  663  664  665   ..

 

 

Природоохранные мероприятия в России

Природоохранные мероприятия в России

Оглавление

Глава 2. Проведение авиационной охраны лесов:

2.1. Характеристика и финансирование (на примере ОГУ «Томская база авиационной охраны лесов»)…………………………………………………………………………..14

Глава 1. ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1.1. СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ

Категории работников

Фактическая численность по состоянию на:

01.06.09 г 01.06.08 г
1. АУП 22 21
2. Летчики-наблюдатели 8 10
3. Работники парашютно-пожарных команд 69 87
4. Работники десантно-пожарных команд 39 41
5. Радиооператоры и диспетчеры 15 12
6. Водители 18 11
7. Прочие должности 45 22
Итого штатная численность: 216 204
№№ п/п Наименование показателя Отчётный год Средний за 5 лет % от среднего
1 2 3 5 6
1 Продолжительность пожароопасного сезона, дней 1456 1403 103,8
2 Напряженность пожароопасного сезона, % 0,37 0,34 108,8
3 Средняя общая площадь одного пожара, га 69,96 58,38 119,8
в т.ч. покрытая лесом га 63,34 34,76 182,2
4 Процент обнаружения, % 5,5 39,6 13,9
5

Всего лесных пожаров, кол-во.

175 202 86,6
12243,29 11792,84 103,8
В том числе верховых пожаров, кол-во. 2 1 Увелич. в 2,0 раза
площадь, га. 333,20 37,39 Увелич. в 8,9 раза
В том числе торфяных пожаров, кол-во. 3 4 75,0
площадь, га. 0,64 0,82 78,0

Авиапатрулирование началось с 12.05.2009 года. До начала авиапатрулирования в зоне авиационного мониторинга возникло 43 лесных пожаров, общая площадь ликвидации которых составила 612,03 га, в том числе покрытая лесом 406,19, не покрытая лесом площадь 3,33 га, нелесная 202,51 га. Все пожары возникли в районах, доступных для обнаружения наземным способом. Для назначения полетов применялась Инструкция, утвержденная Департаментом развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области. Расписание полетов не соблюдалось из-за ограниченного финансирования на эти цели. Фактическая кратность авиапатрулирования составила 0,0047.

Количество пожаров в авиационном мониторинге, обнаруженных на лесной площади более 5 га – 45 шт., в том числе в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения -13. Из них переросли в крупные 15 пожаров, общая площадь ликвидации которых составила 6782,10 га. в том числе в авиазоне 8 лесных пожаров, на площади 6443,0 га.

Причиной несвоевременного обнаружения пожаров является несоблюдение кратностей патрулирования.

Выполнение кратностей авиапатрулирования

Таблица 2.4

№№ п/п Наименование показателя Отчётный год Средний за 5 лет % от среднего
1 2 3 5 6
1 Продолжительность пожароопасного сезона, дней 1288 1253 102,8
2 Напряженность пожароопасного сезона, % 0,28 0,37 75,7
3 Средняя общая площадь одного пожара, га 67,86 80,0 84,8
в т.ч. покрытая лесом га 17,99 - -
4 Процент обнаружения, % 10,5 40,9 25,7
5

Всего лесных пожаров, кол-во.

86 313 Уменьш. в 3,6 раза
5836,32 25024,37 Уменьш. в 4,3 раза
В том числе верховых пожаров, кол-во. 2 1 Увелич. в 2,0 раза
площадь, га. 53,0 42,79 123,9
В том числе торфяных пожаров, кол-во. 2 5 Уменьш. в 2,5 раза
площадь, га. 2,02 0,82 Увелич. в 2,5 раза
№№ Наименование Осмат-мая Средние кратности Процент выполнения
пп авиаотделений площадь Расчет- назна- Факти- от рас- от назна-
тыс.га. ная ченная ческая четной ченной
1 Томское 1350,00 1,37 1,37 0,01 0,73 0,73
2 Зырянское 1230,00 0,88 0,88 0 0 0
3 Каргасокское 6033,00 1,00 1,00 0,01 1,0 1,0
4 Колпашевское 3810,00 1,16 1,16 0 0 0
5 Катайгинское 660,00 1,08 1,08 0,01 0,93 0,93
6 Белоярское 690,00 1,06 1,06 0,01 0,94 0,94
7 Батуринское 1680,00 1,04 1,04 0,01 0,96 0,96
8 Бакчарское 2220,00 1,11 1,11 0 0 0
По авиабазе 17673,00 1,08 1,08 0,0047 0,43 0,43

Для своевременного выявления очагов лесных пожаров и минимизации их площадей, где использование наземной техники пожаротушения сильно затруднено, а порой не возможно по причине отсутствия путей наземного транспорта существует два пути решения:

1. Промышленное освоение участков лесного фонда через передачу участков лесного фонда в аренду при условии выполнения всего объема противопожарных мероприятий за счет сил и средств арендаторов.

2. Увеличение финансирования авиалесоохранных мероприятий и выделение средств в объемах достаточных для эффективного тушения очагов лесных пожаров на данных территориях. Для этого требуется гарантированное возмещение затрат на тушение лесных пожаров по их фактическому расходу и выполнение кратности авиапатраульных работ не ниже требований, определенных Инструкцией по авиационной охране лесов.

Необходимым условием обеспечения уровня противопожарной защиты лесов, отвечающего современным социально-экономическим требованиям, является формирование гибкой системы охраны леса, способной постоянно отслеживать непрерывно изменяющуюся лесопожарную обстановку в каждом регионе страны и регулировать свою структуру, параметры и режимы работ в соответствии с этой обстановкой. Такая система может быть сформирована только на базе существующих авиационной и наземной лесопожарных служб, сохранение которых, в условиях жесткого дефицита бюджетных средств, является одной из важнейших задач обеспечения нашей экологической безопасности.

Наиболее острой проблемой остается хронический дефицит финансовых и материально-технических ресурсов, выделяемых на охрану лесов федеральным центром, в связи, с чем необходимо решить вопрос о частичном финансировании охраны лесов из бюджетов субъектов Российской Федерации. Перечисленные мероприятия необходимы для предотвращения снижения уровня системы охраны лесов и поддержания противопожарной защиты лесов края хотя бы на существующем уровне.

Работа авиа пожарной команды (АПК)

Таблица 2.5

№№ п/п Наименование показателя Текущий год Средний за 5 лет % от среднего
1 Максимальная численность работников АПК, с учетом прикомандированных, чел 108 162 66,7
2 Выполнено производственных прыжков, шт. 20 93 21,5
3 Выполнено производственных спусков, шт. 35 313 11,2
4 Отработано на пожарах, чел/дней 826 1779 46,4

5

Количество пожаров потушенных с участием АПК, шт.

площадь, га

в том числе потушено самостоятельно,

шт.

площадь, га

65 118 55,1
3132,82 5038,47 62,2
56 83 67,5
1400,72 1109,03 126,3
6 Количество пожаров потушенных с участием АПК в расчете на одного работника АПК, шт. 0,60 0,73 82,2
7 Количество пожаров, доставка на которые осуществлялась наземным транспортом, шт. 59 91 64,8
8 Доставлено работников АПК на пожары наземным транспортом, чел 371 611 60,7
9 Отработано на пожарах, доставка на которые осуществлялась наземным транспортом, чел/дней 674 772 87,3

Работа АПК на территории зоны наземного мониторинга

Сведения о возникших лесных пожарах, потушенных с участием работников АПК и самостоятельно, а также причины их возникновения в зоне наземного мониторинга приведены в дополнительных таблицах №4-а и №5-а (смотрите приложение 1, 2).

Доставлено работников АПК на тушение лесных пожаров наземным транспортом - 291 чел, отработано 353 человеко-дней.

Для сведения: Пожары в прочих лесах не обслуживаемые по договору. Зарегистрировано 20 лесных пожаров. Общая площадь, пройденная огнем, составила 3001,90, га, в т. ч покрытая лесом 1066,90га, не покрытая 14,00 га, нелесная 1921, 00 га. Потушено с участием работников АПК 19 лесных пожаров на общей площади 2996,90, га, в т. ч. покрытая лесом 1061,90га, не покрытая 14,00 га, нелесная 1921, 00 га. Эти же пожары работниками АПК потушены самостоятельно. На пожары наземным транспортом доставлено 161 работник АПК. Отработано 149 человеко-дней. Стоимость работ составила 664,6 тыс. руб. Работники АПК привлекались к тушению лесных пожаров в прочих лесах по разовым заявкам, как привлеченные сторонней организации.

Использование технических средств

тушения лесных пожаров

Количественные показатели применения пожарно-технических средств

Таблица 2.6

NN

пп

Наименование пожарно-технических средств

Кол-во пожаров,

на которых применялись данные средства, шт.

1 Мотопомпы 9
2

Мягкие емкости (по типам)

РЛО

98
3 Водосливные устройства ВСУ-5 -
4 Тракторные агрегаты 16
5 Бульдозеры и лесопожарные агрегаты 7
6 Пожарные (машины) автоцистерны 125
7 Огнегасящие составы (по типам) -
8 Транспортные вездеходы 78
9 Воздуходувки 1
10 Самолеты-танкеры (АН-2П) -
11 Искусственно вызываемые осадки -
12 Зажигательные аппараты, в том числе АЗ-4 -

Зарубежные концепции тушения пожаров

В лесах России ежегодно возникает более 30 тыс. лесных пожаров на площади 1-2 млн га. В европейской части страны 80-90 % лесных пожаров случаются по вине человека. За Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке 50-70 % - возникают от гроз. С начала прошлого века и по сей день основное бремя борьбы с лесными пожарами в России возлагается на лесную службу. 95 % всех лесных пожаров тушится работниками лесной службы. Для этих целей существуют специализированные подразделения и научные центры. Российская лесопирологическая школа является одной из старейших и сильных в мире.

В результате поиска путей совершенствования борьбы с пожарами в первой половине XX века был обозначен главный вывод - для того, чтобы снизить затраты на тушение пожара, необходимо обнаружить его на максимально возможной ранней стадии и незамедлительно приступить к ликвидации. Как проводить охрану лесов крупных районов, где нет развитой дорожной сети? Применение авиации позволяет решить сразу две фундаментальные задачи: раннее обнаружение пожаров и оперативную доставку на тушение специализированных пожарных команд.

Известно опытное использование самолетов для обнаружения пожаров еще в 1915 г. в штате Висконсин (США). В 1921 г. на лесной конференции в Москве прозвучал доклад профессора Г.М.Турского о применении аэропланов и привязных аэростатов для охраны лесов и борьбы с лесными пожарами. Первый практический полет с целью обнаружения лесного пожара был выполнен 7 июля 1931 г. на самолете У-2 в Горьковской области. Эту дату принято считать датой рождения специализированной авиационной пожарной службы в составе лесного ведомства - 'Авиалесоохрана'. Первые эксперименты по ликвидации загораний леса с воздуха начались в начале 1930-х гг., а в 1950-1960-х гг. это становится постоянной практикой.

В настоящее время для обнаружения и тушения лесных пожаров региональные базы авиационной охраны лесов ежегодно привлекают более 400 самолетов и вертолетов, в том числе 100 единиц ведомственной авиации. Имеется стройная система взаимодействия и управления, стержнем которой являются лесхозы (наземное тушение) и авиапожарная служба 'Авиалесоохрана' (обнаружение и авиационное тушение). В стране существуют оригинальные профессии: парашютисты-пожарные и летчики-наблюдатели ('летающие пожарные менеджеры').

В основе действий лежит концепция 'раннего обнаружения и подавления пожаров'. Проводится авиапатрулирование лесов в зависимости от пожарной опасности для обнаружения пожаров на ранней стадии и незамедлительная доставка к ним сил для тушения. Это требует скорости реакции, и выдвигает на первое место умение 'обнаруживать'.

В мире существуют и другие концепции. В США структура управления и действия сил условно подчинены принципу 'силы тушения адекватны проблеме (ситуации)'. Такой силовой подход выдвигает на первое место умение 'тушить и управлять'. В целом не существует универсальной для всех стран схемы. Мировыми учеными и практиками принципы, лежащие в основе организации российского (советского) подхода по критерию 'стоимость - эффективность', признаны лучшими.

В статье 'Авиалесоохрана: вертолетный заслон сегодня' ('Авиапанорама', №3-2007) приводится пример отношения к сохранению лесных ресурсов в Южной Корее. Выбранная корейцами модель организации борьбы с лесными пожарами опирается на локальные особенности. В Южной Корее ежегодно случается около 300 лесных пожаров в основном весной и осенью на относительно компактной территории. Именно в этом факте кроется причина принятой модели. Весной и осенью способны загораться так называемые травяные типы леса. Это приводит к преобладанию беглых низовых пожаров, характеризующихся высокой скоростью распространения, но низкой степенью прогорания напочвенного покрова. Проще говоря, горит сухая трава преимущественно на открытых участках. Именно в этих условиях авиатанкерная техника способна дать максимальный результат. В стране с гористым рельефом вертолеты с водосливными устройствами (ВСУ) наиболее оптимальны, а значит доминируют. Но такая модель охраны не может быть полностью повторена в странах с иными природно-климатическими особенностями и большими территориями.

Парк пожарной авиации Южной Кореи в последние годы пополнился прекрасной техникой: Ка-32Т, S-64 Helitanker, 'Ансат', что характеризует не степень научного понимания проблемы охраны лесов, а уровень финансирования работ. Балансовая стоимость парка пожарных воздушных судов (ВС) Южной Кореи превосходит балансовую стоимость нынешнего парка ведомственной авиации ФГУ 'Авиалесоохрана'. Заметьте, это для тушения 300 пожаров в год, тогда как только в лесах Иркутской области их ежегодно случается 1500!

Заключение

До начала 1990-х лесная служба обладала значительными возможностями в реализации лесоохраной политики. Низкая стоимость эксплуатации авиатехники, наличие густой аэродромной сети во всех уголках страны позволяли выполнять работы в полном объеме. За долгие годы оттачивалась технология работ, взаимодействие лесных и авиационных служб. В 1990-е гг. экономические и политические преобразования в стране привели к изменению финансовой основы функционирования лесопожарных служб. За последние 15 лет финансовое обеспечение авиаработ уменьшилось со 150 тыс. летных часов ежегодно до недопустимо низкого уровня в 22 тыс. часов (объем авиаработ 1940 года!). Это негативно сказалось на выполнении сложившихся технологий 'Авиалесоохраны'. Более того, во многих дальних регионах исчезновение столь крупного заказчика авиационных услуг больно ударило по местным авиапредприятиям. К сожалению, тенденция уменьшения финансирования авиалесоохранных работ на фоне увеличения стоимости тарифов продолжается и по сей день. Как следствие, сегодня в стране доля самых опасных и дорогостоящих в тушении 'крупных' лесных пожаров возросла с обычных 2-3 % до 10-15 % и более в некоторых регионах, на тушение которых расходуется 80-95 % всех финансовых ресурсов.

Принятые меры по адаптации действующих технологий к новым условиям, привлечение новых технических средств лишь незначительно снизили остроту проблемы. Реальным выходом из тупика может стать снижение себестоимости полетов. Анализ подсказывает, что в 65-75 % случаев авиационные работы могут проводиться воздушными судами взлетной массой 1-3,5 т. То есть именно развитие малой авиации в России является условием повышения эффективности борьбы с лесными пожарами. Трагедия в том, что российские авиакомпании не в состоянии удовлетворить этот запрос. Проблемы малой авиации в нашей стране усугубляют проблему лесных пожаров.

Список использованной литературы

Учебники и учебное пособия

1. Е.А. Щетинский «Авиационная охрана лесов» Учебное пособие. Москва 2001год.

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)

3. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

5. Доманин А.Б. Экономика и рациональное природопользование на рубеже веков//Вестник МГУ. 2000. №3. с.54-606. Соколова М.П. Бухгалтерский учет природоохранныхмероприятий//Бухгалтерский учет. 2000. №15. с.26-32

Источники Интернет:

7. http://www.aex.ru/fdocs/1/2007/7/25/10635/

8. http://www.aviapanorama.ru/

9. http://www.avia.ru/press

10. http://www.forestforum.ru

11. http://www.aviales.ru/

12. http://www.consultant.ru

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  663  664  665   ..