Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  399  400  401   ..

 

 

Экология 5

Экология 5

"Экология". Контрольная работа. Решение четырех задач. Вариант №9.

В основу методики расчета выбросов вредных веществ автомобильным транспортом заложен нормируемый удельный выброс по автомобилям отдельных групп (грузовые, автобусы, легковые) и классов (по грузоподъемности, габаритным размерам для автобусов, по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей) для каждого типа двигателя (бензиновый, дизельный) в зависимости от движения по городу или вне населенных пунктов. При этом выброс вредных веществ корректируется в зависимости отряда наиболее существенных факторов. В результате в общем виде расчет массы вредных выбросов, поступающих в атмосферный воздух от АТС средств, проводится по формуле:

(1,1)

где Мi - масса i-го вредного вещества (оксида углерода - СО, углеводородов - СН, оксидов азота – NOx и др.);

j - количество групп автомобилей;

k - количество классов автомобилей в данной группе;

g - количество типов двигателей, используемых в данном классе автомобилей данной группы;

mijkg - пробеговый выброс i-го вредного вещества автомобилем j-ой группы k -гo класса с g-ым типом двигателя

при движении по городу или вне населенных пунктов, г/км;

ПКijkg - произведение коэффициентов влияния "n" факторов на выброс i-го вредного вещества автомобилем j-ой группы k-ro класса с g-ым типом двигателя.

По действующей методике для отдельных групп автомобилей учитывают различные коэффициента влияния, в результате чего расчетные формулы для i-ro загрязняющего вещества имеют Вид:

- для легковых автомобилей k-го класса с двигателем g-го типа

, т (1,2)

где mikg - пробеговый выброс i-го вредного вещества легковыми автомобилями k-ro класса (c двигателем k-го рабочего объема) с двигателями g-ro типа при движении по территории населенного пункта или вне его, г/км (см.табл.1.1);

Lkg - пробег легковых автомобилей k-ro класса с двигателем g-го типа по территории населенного пункта или вне его, млн.км;

Krig - коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ легковыми автомобилями при движении по территории населенного пункта (включается в формулу только при расчете движения по населенным пунктам);

Кtig - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния легковых автомобилей.

Таблица 1,1

Пробеговых выбросы загрязняющих веществ легковыми автомобилями с бензиновым двигателем, г/км

Рабочий объем двигателя, л

Населенный пункт

Вне населенного пункта

СО

СН

NOX

СО

СН

N0x

Менее 1,3

11,4

2,1

1,3

4.8

1,2

2,3

1.3 - 1,8

13

2,6

1,5

5,5

1,5

2.7

1,8 - 3,5

14

2,8

2.7

6

1,6

4

- для грузовых автомобилей k-го класса с двигателем g-го тип

, т (1,3)

где mikg- пробеговый выброс i-ro вредного вещества грузовыми автомобилями k-ro класса (k-ой грузоподъемности) с двигателями g-гo типа при движении по территории населенного пункта или вне его, г/км (см.табл. 1.2);

Lkg - пробег грузовых автомобилей k-ro класса с двигателями g-ro типа при движении по территории населенного пункта или вне населенного пункта, млн.км;

Knig - коэффициент учитывающий изменение пробегового выброса от уровня использования грузоподъемности и пробега;

Krig - коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ грузовыми автомобилями при движении по территории населенного пункта (только для движения по населенным пунктам);

Ktig - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния грузовых автомобилей.

Пробеговые выбросы загрязняющих веществ

грузовыми автомобилями, г/км

Таблица 1.2

Грузоподъёмность автомобиля или автопоезда, т

Тип двигателя

Населенный пункт

Вне населенного пункта

CO

CH

NOx

CO

CH

NOx

0,5-2,0

Б

22

3,4

2,6

15,2

1,9

2,1

2,0-5,0

Б

52,6

4,7

5,1

26,3

2,6

4,1

2,0-5,0

Д

2,8

1,1

8,2

2,5

0,8

6,9

5,0-8,0

Б

73,2

5,5

9,2

40,8

4,1

8

5,0-8,0

Д

3,2

1,3

11,4

2,6

1,2

9,1

8,0-16,0

Б

97,8

8,2

10

50,5

4,5

8,5

8,0-16,0

Д

3,9

1,6

13,4

3,2

1,4

10,7

Более 16,0

Д

4,5

1,8

16,4

3,6

1,5

13,1

- для автобусов k-го класса с двигателем g-го тила, испопьзую-щимся на перевозках h-го типа

, т (1.4)

где mikg - пробеговый выброс I - го вредного вещества автобусом k-ro класса (k-го габарита) с двигателями g-ro типа при движении по территории населенного пункта или вне его, г/км (см.табл.1.3);

Lkgh - пробег автобусов k-ro класса с двигателями g-го типа при использовании в качестве маршрутного или на других видах перевозок при движении по территории населенного пункта или вне населенного пункта, млн.км;

Kkgh - коэффициент, учитывающий изменение пробегового выброса от вида перевозок;

Krig - коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ автобусами при движении по территорий населенного пункта (только для движения по населенным пунктам);

Ktig - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автобусов.

Значения коэффициентов влияния приведены в таблице 1.4.

Таблица 1.3

Пробеговые выбросы загрязняющих веществ автобусами, г/км

Класс автобуса (L габаритная длинна, м)

Тип двигателя

Населенный пункт

Вне населенного пункта

CO

CH

NOx

CO

CH

NOx

Особо малые (L менее 5)

Б

13,5

2,9

3

6

1,6

4

Малый (6,0<L<7,5)

Б

44

3,4

6,1

24

2,3

5

Средний

Б

67,1

5

9,9

34

3,9

8,2

Д

4,5

1,4

9,1

3,3

1,2

8

Большой

(10,5<L<12)

Б

104

7,7

10,4

62

4,6

9,5

Д

4,9

1,6

10

3,5

1,3

18

Особо большой (L>12)

Д

5

1,6

11

3,6

1,3

18,8

Значения коэффициентов влияния в формуле (1.4)

Группа авто транспортных средств

Тип двигателя

Коэффициенты

Населенный пункт

Вне населенного пункта

CO

CH

NOx

CO

CH

NOx

Легковые автомобили

Б

Kri

0.87

0.92

0.95

Kti

1.75

1.48

1

1.75

1.48

1

Грузовые автомобили

Б

Kri

0.89

0.85

0.79

Kni

0.68

0.87

0.67

0.68

0.87

0.67

Kti

2

1.83

1

2

1.83

1

Д

Kri

0.95

0.93

0.92

Kni

0.68

0.76

0.82

0.68

0.76

0.82

Kti

1.6

2.1

1

1.6

2.1

1

Автобусы

Б м

п

Kri

0.89

0.85

0.79

Kh1[1]

0.9

0.96

0.89

0.7

0.88

0.67

Kh2[2]

0.7

0.88

0.67

0.7

0.88

0.67

Kti

2

1.83

1

2

1.83

1

Д м

п

Kri

0.95

0.93

0.92

Kh11

0.89

0.92

0.93

0.68

0.76

0.81

Kh22

0.68

0.76

0.81

0.68

0.76

0.81

Kti

1.6

2.1

1

1.6

2.1

1


Задача № 1 Вариант №9

Рассчитать валовый выброс вредных веществ (оксида углерода – СО, оксидов азота – NOx, углеводородов – СН) от автотранспорта по территории города за год. Исходные данные следующие:

־ годовой пробег (в млн.км) грузовых автомобилей с бензиновым ДВС – Lx; грузовых автомобилей дизельных – Ly; автобусов бензиновых – Lz; автобусов дизельных – Lw; легковых автомобилей – Lr (значение годовых пробегов для каждого варианта расчета см. в таблице 1.5);

־ пробеги в нутрии перечисленных групп автомобилей распределяются пропорционально структуре парка: легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя менее 1,3 л – 24%, 1,3-1,8 л – 65%, 1,8 л и более – 11%; грузовые с бензиновым двигателем грузоподъёмностью 0,5-2,0 т – 18%, 2,0-5,0 т – 68%, 5,0-8,0 – 11%, 8,0 т и более – 3%; грузовые с дизельным двигателем грузоподъёмностью 2,0-5,0 т – 4%, 5,0-8,0 т – 5%, 8,0-16,0 т – 76%, 16,0 т и более – 15%; автобусы с бензиновым двигателем особо малого класса (габаритной длиной менее 5 м) – 2%, малого класса (6,0-7,5 м) – 15%, среднего класса (8,0-9,5 м) – 63% (в том числе маршрутные – 50% от общего количества автобусов данного класса), большого класса (10,5-12,0 м) – 20%, (все маршрутные); автобусы с дизельным двигателем все маршрутные, в том числе среднего класса – 1%, большого класса – 44%, особо большого класса – 55%;

־ пробеговые выбросы загрязняющих веществ при движении автотранспортных средств и поправочные коэффициенты (коэффициенты влияния) задаются.

Годовые пробеги АТС по территории города, млн.км

№ п/п

Lx

Ly

Lz

Lw

Lr

1

472.41

70.59

253

22

615

2

944.82

141.18

506

44

1250

3

321.44

48.55

201.3

20.4

601.2

4

567.98

75.66

276.7

25.4

640.3

5

984.33

154.62

521.6

47.6

1470

6

523.55

73.84

260.1

23.9

625.6

7

237.77

43.67

168.4

18.3

469.6

8

485

72.34

256.8

22.7

619.2

9

671.44

83.25

307.8

26.1

651.7

10

338.91

50.72

230

21.1

607.8

11

427.53

71.24

243.5

24.1

630.7

12

489.22

73.68

253.6

24.9

636.9

13

978.35

151.31

504.6

43.8

1263

14

867.23

132.61

438.1

41

1211

15

237.88

43.55

172.9

19.7

578.9

16

776.88

92.23

315.6

27.4

770.9

17

456.23

72.44

243.7

24.3

635.8

18

589.07

76.61

253.3

25.1

660.1

19

234.79

41.33

165.2

19.3

576.1

20

328.99

71.56

262.6

25

760.3

21

459.33

74.31

265.4

25.8

672.8

22

667.87

84.33

286.7

27.1

680.1

23

877.25

135.61

39.

42.1

1003

24

552.22

83.42

253.1

24.9

635.5

25

467.17

66.88

22.3

23.2

741.8

26

953

142.6

517.2

39.2

1287

27

364.97

47.64

203.4

21.7

819.2

28

791.27

101.53

427

30.7

1058

29

952.33

158.27

495.4

38.7

1431

30

739.47

95.47

323.6

26.5

928.7

31

261.59

42.13

183.6

37.6

478

32