Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  206  207  208   ..

 

 

Проблемы экологического права Кыргызской Республики

Проблемы экологического права Кыргызской Республики

СОДЕРЖАНИЕ

годы

Изменения происходящие в экологическом законодательстве СССР

1

1917-1922гг.

возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов

2

1922-1957гг.

активное развитие союзного законодательства природоресурсного направления

3

1957-1963гг.

принятие во всех республиках СССР законов об охране природы - новой формы природоохранительного законодательства

4

1968-1980гг

проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе. Принятие по этим объектам соответствующих Основ законодательства Союза СССР и союзных республик, кодексов в союзных республиках

5

1985-1990гг.

попытка перестроить общественные отношения в сфере охраны природы и рационального природопользования, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления – в союзных республиках.

В понятие лес входят несколько видов природных ресурсов, которые сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, науке, культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные травы, соки, смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.

Относительно леса и его ресурсов законодательство употребляет четыре основных понятия: рациональное использование, воспроизводство, охрана и защита.

Рациональное использование леса есть получение максимального количества лесной продукции с минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологической стороне: о приоритете условия соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Воспроизводство лесных ресурсов есть процесс непрерывного возобновления производства продуктов и услуг леса для удовлетворения потребности народного хозяйства.

Охрана лесов совокупность мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами, самовольными рубками лесами и другими лесонарушениями.

Защита леса совокупность мероприятий по защите лесов от вредителей, болезней и воздействия других неблагоприятных факторов

Правовое регулирование использования и охраны леса направлено на предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных хозяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов.

Истощением лесов следует считать не только физическое уничтожение лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций (например, почвозащитных, водо-охранных и т.д.). Источниками истощения лесных массивов являются - нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных.

Загрязнение леса - внесение в окружающую лесную среду веществ и препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника природы и человека в жертву технического прогресса.

Другим элементом лесного фонда является земля. Она представлена в двух значениях: как составная часть земельного фонда и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двойная правовая функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда земля служит объектом правового регулирования со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соответствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок

возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части лесного фонда, земля подвержена правовому регулированию со стороны лесного законодательства.

Во втором значении наблюдается "сращивание" некоторых понятий. Например, рациональное использование лесов одновременно означает рациональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных земель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное, но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование, земель лесного фонда есть, прежде всего рациональное исполнение лесов, охрана их и защита.

Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной растительностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур.

Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается органами лесного хозяйства и органами местного самоуправления.

Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности определяется и собственность на лесной фонд.

Согласно Лесному Кодексу КР, леса могут быть в собственности государственной и частной.

Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности. В частной собственности закон допускает нахождение частных лесных угодий на условиях предоставления земельных участков в частную собственность для искусственного выращивания леса.

Государственная собственность на леса в данный период развития нашего государства является доминирующей среди других форм собственности на леса.

Третьей структурной частью лесного фонда является животный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.

3.2 Управление лесным фондом

Под управлением лесным фондом понимается совокупность функций по организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность государственных и местных органов, наделение их соответствующими полномочиями и отграничение их компетенции. В нашей республике основная нагрузка по управлению лесным фондом лежит на Правительстве и на его специально уполномоченных органах.

К компетенции Правительства КР Лесной кодекс относят следующие вопросы:

· определение структуры управления лесным хозяйством и контроля за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой лесов, использованием лесных и охотничьих ресурсов;

· организация реализации единой научно – технической политики в области охраны, воспроизводства и использования лесных ресурсов;

· проведение единой инвестиционной политики в области охраны, защиты и использования лесного фонда, воспроизводства лесов;

· установление порядка пользования и распоряжения государственным лесным фондом;

· установление порядка взимания и размеров платы за лесные пользования, а также льгот по платежам;

· установление норм, нормативов и правил лесных пользований, отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;

· установление единого порядка ведения учета лесного фонда, лесного кадастра, мониторинга лесов и лесоохотустройства в республике;

· осуществление международного сотрудничества в области лесного и охотничьего хозяйства и т. д.

Государственное управление лесофондом состоит из органов общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции закон относит Президента КР, Жогорку Кенеша КР, Правительство КР, представительные и исполнительные органы районов республики.

В систему специально уполномоченных органов управления лесным хозяйством входят Государственное агентство по лесному хозяйству при Правительстве КР, а также его территориальные отделения (лесхозы и лесничества).

Гослесагентство, согласно Положению, утвержденному Правительством КР разрабатывает основные направления государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и развития лесного хозяйства, обеспечивает непрерывное, неистощительное лесопользование, сбережение и приумножение лесных богатств.

С этой целью Лесагентство ведет учет лесного фонда и организует ведение лесного кадастра, классифицирует леса по определенным группами, категориям защитности, утверждает расчетные лесосеки, разрабатывает рекомендации по ведению побочных лесных пользований, организует управление национальными природными парками, учебными лесными и опытными лесными хозяйствами, ведает охотничьим хозяйством и регулированием охоты в тех лесхозах, на которые возложены данные функции.

Также Лесагентство организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы, авиационную и наземную охрану лесов от пожаров, от незаконных порубок и других действий, причиняющих вред лесу. Закон предоставляет органам Гослесагентства право привлекать лесонарушителей к административной ответственности. Кроме того, своим решением они вправе ограничивать, приостанавливать, прекращать деятельность предприятий, организаций, учреждений, нарушающих лесное законодательство и причиняющих вред лесу.

Лесагентство владеет государственным имуществом на праве оперативного управления и вправе распоряжаться им только с согласия Госкомимущества КР.

Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов городов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной растительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная растительность внутри городов, пригородных, зеленых зон городов и крупных промышленных центров не имеет эксплуатационного значения. Основная функция этой категории лесов – защитно санитарная, рекреационная. Сообразно этому полномочия городских органов направлены на реализацию рекреационной и культурно-оздоровительной функции леса.

3.3 Организация лесного хозяйства

Основная функция Гослесагентства КР, на которой мы остановимся более подробно, состоит в организации лесного хозяйства, т. е. работы, направленной на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности, расчетной лесосеки, владение лесным фондом.

Основные требования к ведению лесного хозяйства включают принципы лесохозяйственных отношений: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его породного состава; эффективность ведения лесного хозяйства.

Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается экологическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хозяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит наоборот).

Основные требования ведения лесного хозяйства, зафиксированные в Лесном кодексе КР, разумеется, относятся не только к органам лесного хозяйства системы Гослесагентства. Они распространяются на всех лесопользователей в лесах республики. Эти требования положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в соответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или культурно-оздоровительным функциями. Все леса по их экологическому, экономическому, культурно оздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное деление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подтверждает его правовое и организационное значение.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно экологические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водо-охранные, санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей территории Республики. Она устанавливается Гослесагентством по согласованию с исполнительными органами регионов республики. В лесах первой группы запрещена заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противоречит целям охраны леса.

К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где леса недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограниченно эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощимости в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной категории ведется на основе расчетной лесосеки.

Под расчетной лесосекой понимается норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно. Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вырубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины по республике, области, району, лесхозу. Причем не выборка древесины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для сохранения этого количества на следующий год.

Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном предназначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хозяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею пространства выполняет важные экологические функции. Среди них, прежде всего, следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении кислородного запаса атмосферы.

В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования. В лесах первой группы - это леса заповедников и национальных парков, городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо ценные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.

Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по согласованию с местными исполнительными органами, на основе принципов непрерывности и неистощимости лесопользования и с учетом рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному хозяйству. Расчетная лесосека утверждается Гослесагентством по согласованию с местными органами власти.

Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с разрешения правительства КР.

Лесное законодательство КР предусматривают семь видов лесных пользований. Это: заготовка живицы (сока хвойных деревьев), древесины, второстепенных лесных материалов (пней, коры, сосновой и еловой лапки); побочные лесные пользования; пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства; в научно-исследовательских целях; для реализации культурных и оздоровительных интересов, туристических и спортивных задач.

Заготовка древесины - основной вид пользования лесом. Она производится во всех группах лесов. В лесах первой и второй групп она ведется путем выполнения санитарных рубок, рубок ухода за лесом, рубок реконструкции леса, направленными на замену малоценных пород древесины высокопродуктивными породами леса, выполняющими экологические и природоохранные функции леса. К заготовкам древесины относятся рубки деревьев, связанные с проведением противопожарных мероприятий, прорубкой дорог, просек и т.п.

Основная масса древесины заготовляется в лесах, имеющих эксплуатационное значение, путем проведения рубок главного пользования. В лесах третьей группы рубки главного пользования ставят своими задачами эффективную и рациональную эксплуатацию леса. В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся для восстановления лесов хозяйственно ценными древесными породами. Для лесов первой группы рубки проводятся для своевременного и рационального использования запасов перестойных и спелых древостоев. Рубки также ведутся в лесах заповедников, национальных природных парков, на особо ценных участках лесного фонда и других, особо охраняемых лесах первой группы (городских, санитарных, защитных и т.п.). Порядок заготовки древесины регулируется Правилами отпуска древесины на, корню, которые утверждаются правительством. Порядок предусматривает, что после проведения переговоров, торгов или конкурсов лесхоз выдает лесозаготовителю лесорубочный билет и выделяет лесосечный фонд. Лесосечный фонд представляет собой совокупность спелых древостоев, предназначенных к вырубке.

Размер древесины, заготовляемой в порядке рубок главного пользования, определяется расчетной лесосекой. Превышение этих показателей не допускается. Размер древесины, заготовляемой в порядке промежуточного пользования, устанавливается по материалам лесоустройства: объем санитарных рубок, рубок ухода и реконструкции, а также по объему работ для расчистки площадей, занятых лесом, под строительные объекты, дороги, просеки, трубопроводы и т.п.

Другим видом основного пользования лесом является заготовка живицы - смолистого вещества, выделяющегося при подсочке ствола хвойных деревьев. Добываемое таким образом вещество служит сырьем для производства скипидара и канифоли. Правила подсочки утверждаются Гослесагентством.

Третьим видом заготовительных работ при выполнении лесных пользований служит заготовка второстепенных лесных материалов. К таковым закон относит пни, кору, бересту и т.д. Заготовка ведется на основе лицензии на лесопользование и лесного билета на выполнение конкретного вида лесных работ.

Побочные лесные пользования по своему правовому режиму подразделяются на два вида - общедоступные (сбор грибов, ягод) , не требующие специального разрешения, и специальные, на выполнение которых необходимо получить лесной билет. Это - сенокошение, пастьба скота, заготовка технического сырья, лекарственных трав.

Несмотря на общие правила и условия пользования лесом, существует множество особенностей, вытекающих из целей, преследуемых конкретными видами пользования лесным фондом.

При использовании леса для нужд охотничьего хозяйства закон делает ударение на взаимные обязанности сторон: органы лесного хозяйства не должны причинять вред животному миру (в частности, при химической обработке лесной территории), а органы охотохозяйства не должны превышать численность охотничьих животных сверх установленных нормативов.

Для проведения научно-исследовательских работ на отдельных участках лесного фонда могут быть введены ограничения или запрещения пользования лесным фондом, необходимые для получения научных результатов проводимых экспериментов.

Лесопользование в культурно-оздоровительных целях предполагает проведение в зеленых зонах и на других территориях мероприятий по благоустройству лесных территорий. Порядок пользования лесом в указанных целях регулируется Правилами пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, которые утверждаются Правительством.

Лесопользователями являются юридические (в том числе иностранные) и физические лица - граждане, обладающие правом на осуществление лесных пользований по местному законодательству.

Передача участков лесного фонда в пользование производит местная администрация на основе прямых переговоров, торгов, конкурсов.

Для возникновения права пользования необходимо получить от органов лесного хозяйства два разрешительных документа - лицензию, удостоверяющую право на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренда), лесорубочный или лесной билет.

Лесопользователь имеет право - самостоятельно выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом; строить дороги, возводить сооружения, связанные с лесопользованием; проводить лесопользование в тех объемах, сроках и видах, которые указаны в разрешительных документах.

Более широкий спектр, представляют обязанности лесопользователя: соблюдать правила охраны лесного фонда и окружающей природной среды при выполнении работ, указанных в лицензии; соблюдать санитарные правила, правила пожарной безопасности; проводить лесовосстановительные мероприятия, приводить нарушенные участки в состояние, пригодное для использования; своевременно вносить плату за пользование лесом.

Закон не допускает вмешательства в хозяйственную деятельность пользователей лесом, если это не вызывается необходимостью устранения нарушения законодательства. Нарушенные права лесопользователей могут быть восстановлены по суду, а причиненные убытки подлежат компенсации.

Право лесопользования может быть досрочно прекращено по инициативе владельца лесного фонда при систематическом нарушении лесного, земельного, природоохранного законодательства, систематическом не внесении платежей за пользование участками лесного фонда и другие нарушения. Прекращение права лесопользования оформляется аннулированием лицензии, лесорубочного или лесного билета. При несогласии лесопользователя с принятым решением о прекращении его прав на пользование лесом он имеет право обратиться с иском в суд или арбитражный суд.

От прекращения права лесопользования следует отличать приостановление и ограничение права пользования. Этими мерами пользуются органы, выдавшие разрешительный документ. Основания приостановления и ограничения следующие: а) нарушение условий, указанных в разрешительном документе; б) не внесение платежей за пользование лесным фондом. Решение владельца лесного фонда о приостановлении или ограничении может быть обжаловано в суд, арбитражный суд.

Пользование лесным фондом является платным. Лесное законодательство устанавливают систему платежей за лесопользование, которая включает: отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов; лесные подати (плата за пользование лесным фондом); арендную плату.

Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту леса производят все лесопользователи в процентах от стоимости древесины собственной заготовки, реализованной, переработанной по ценам реализации. Отчисления поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства. Средства этого фонда расходуются на воспроизводство, охрану и защиту лесов; организацию пользования лесным фондом , лесоустройство, содержание государственной лесной охраны. Ставка отчислений в фонд воспроизводства устанавливается постановлением Правительства.

Лесные подати являются платой, взимаемой за древесину, отпускаемую на корню, за заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, побочные лесные пользования, пользования лесом для нужд , охотничьего хозяйства.

В состав лесных податей входит плата за землю лесного фонда. Размеры лесных податей определяются по ставкам за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, или по погектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда. Лесные подати вносятся пользователями в форме разовых или регулярных (в течение года) платежей. Они поступают в местный бюджет и расходуются в определенных долях на развитие лесного хозяйства, охрану и защиту лесов. Местные органы самоуправления вправе устанавливать льготы по взысканию платежей за пользование лесным фондом вплоть до освобождения некоторых пользователей от налогов.

Лесопользование в пограничных зонах регулируется лесным законодательства и Законом КР "О государственной границе". Субъектом права землепользования и лесопользования на территории государственной пограничной полосы является Главное управление пограничными войскам при Министерстве Обороны КР. С учетом действующего законодательства, условий пограничного режима оно издает положения или правила пользования лесным фондом пограничных территорий. Ими устанавливается ряд ограничений, связанных с пребыванием граждан в лесах, строительством хозяйственных и жилых объектов в приграничной полосе, ограничением видов и объема лесных пользований.

3.4 Охрана леса и контроль за лесопользованием

Охрана леса - одна из функций в организации и деятельности органов лесного хозяйства. В действующем законодательстве она понимается в трех значениях.

Во первых, под охраной лесов понимают совокупность мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами, самовольными рубками леса и другими лесонарушениями.

Во-вторых, в юридическом значении охраной считаются меры предупреждения и устранения нарушения права собственности, владения и пользования участками лесного фонда.

Наконец, в-третьих, под охраной понимается служба, которая называется государственной лесной охраной. Она создается в системе органов Гослесагентства для выполнения мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов. Ее устав наделяет ее правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства. Должностные лица государственной лесной охраны имеют право привлекать к административной ответственности за все виды лесных правонарушений и предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного лесному хозяйству.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов закон возлагает на органы государственной представительной и исполнительной власти на местах, местные органы самоуправления, а также специально уполномоченные органы лесного хозяйства и охраны окружающей среды.

Задача Госконтроля - обеспечить соблюдение всеми субъектами лесных отношений лесного законодательства, правил ведения лесного хозяйства и пользования лесом, его охрану и защиту.

Государственный контроль - это функция государственных органов управления в области лесного хозяйства, поэтому он не образует какой то особой структуры. Руководитель государственного органа управления лесным хозяйством на уровне республики - является одновременно Главным государственным инспектором по контролю в области лесного хозяйства.

Он вправе запрашивать необходимую информацию, посещать объекты лесного фонда и давать указания об исправлении недостатков, приостанавливать или ограничивать право пользования лесным фондом, аннулировать разрешительные документы на пользование. Органы государственного контроля имеют право налагать административные меры наказания за лесные правонарушения, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о взыскании ущерба лесному фонду.

3.5 Ответственность за правонарушения против лесного фонда

Виновные лица (в том числе и иностранные) за совершение нарушений лесного законодательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской ответственности и возмещают вред, причиненный лесному хозяйству.

Основанием привлечения к ответственности служит лесное правонарушение, т.е. виновное действие либо бездействие, нарушающее установленный в законодательстве порядок использования и охраны, защиты леса, воспроизводства лесов и причиняющее вред лесному хозяйству. Это правонарушение имеет три вида - уголовное, административное, гражданское.

Уголовное правонарушение - преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью Уголовного кодекса КР.

К области лесного законодательства в действующем УК относятся три состава преступления. Это ст. 174, 176.устанавливающие уголовную ответственность за неосторожное или умышленное повреждение имущества, в том числе лесных массивов; ст. 270 – уничтожение или повреждение леса и иных объектов природы; ст. 279 - незаконная порубка деревьев и кустарников. Последние две статьи являются центральными в уголовной ответственности за лесонарушения. Рассмотрим их более подробно.

Преступление, предусмотренное ст. 270 УК КР, характеризуется высокой общественной опасностью. Ежегодно у нас в республике происходит большое количество лесных пожаров, 90% из них по вине людей. Уничтожаются сотни гектаров леса, а лесное хозяйство, природа, животный мир терпят колоссальный ущерб. Очень часто в огне лесных пожаров гибнут люди, домашний скот, а также дорогостоящая техника.

Объектом посягательства, данного преступления, выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию лесов, а равно иных объектов дикой природы.

Основным предметом преступления является лес, а также насаждения, не входящие в лесной фонд. С объективной стороны преступление может быть совершено как действием (например, поджог, выброс в лес загрязняющих веществ), так и путем бездействия (невыполнение ответственным за то лицом обязанностей по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах).

Под уничтожением понимается полное сгорание лесного массива либо насаждений, не входящих в лесной фонд, или полное превращение их в сухостой в результате воздействия загрязняющих и отравляющих веществ. Повреждение леса – это сгорание указанной древесно – кустарниковой растительности частично, деградация ее на определенных участках до степени прекращения роста, заражения болезнями и т. п.

Окончено преступление с момента уничтожения или повреждения леса либо насаждений, не входящих в лесной фонд.

Что касается ст. 279 УК КР то объект и предмет ее охраны полностью совпадает с объектом и предметом вышеописанной статьи. Отличие же их является в том, что ст.279 устанавливает ответственность не за все виды нарушений правил лесопользования, а только за незаконную порубку, а также повреждение до степени роста деревьев и кустарников. При этом имеются в виду деревья и кустарники, находящиеся в естественном состоянии.

Как хищение квалифицируется порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства и выполняют экономические, а не экологические функции.

С объективной стороны преступление состоит в незаконной порубке или повреждении до степени прекращения роста деревьев и кустарников. Незаконной порубкой леса признается любой способ отделения дерева и кустарника от корня без разрешения. Незаконной признается порубка хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в разрешении.

Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева или кустарника от корня, либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере.

За менее значительные и менее общественно опасные правонарушения в области лесного хозяйства все совершившие их лица подлежат административной ответственности в соответствии с законодательством КР.

Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе КР об административной ответственности. В самостоятельной главе кодекса, посвященной охране окружающей природной среды, ответственность за лесонарушения представлена наибольшим числом составов: незаконная порубка деревьев; уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев; использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т.д.; самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено; повреждение леса сточными водами, химическими веществами; нарушение правил пожарной безопасности и в качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа по новой шкале исчисления в размере не менее одного минимального размера оплаты труда. Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения виновным затрат, произведенных незаконными пользователями, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, сооружений.

Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охраны и органов государственного контроля за состоянием лесов. Потерпевший вправе обратиться с жалобой в суд, арбитражный суд на необоснованное привлечение к штрафной ответственности. Решение суда окончательное.

Гражданская ответственность в области лесных отношений может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Это - санкции за нарушение договорных обязательств, они не связаны с нарушением законодательства. Второй вид ответственности носит деликатный характер. Он предусматривается за нарушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответственности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответственность.

Новые таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, утверждены Гослесагентством с учетом индекса новых цен и практики исчисления размеров штрафа применительно к минимальному размеру оплаты труда.

Перечень такс предусматривает тринадцать составов гражданских правонарушений: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение саженцев; повреждение деревьев и кустарников; незаконная парубка сухостойных деревьев; самовольная пастьба скота и самовольное сенокошение; самовольный сбор дикорастущих плодов в промысловых целях и т.д.

Размер такс устанавливается в зависимости от лесонарушения. Так, за незаконную парубку деревьев до степени прекращения роста взыскивается десятикратная таксовая стоимость незаконно срубленной древесины за самовольное сенокошение - за каждый гектар самовольно выкошенной травы - стоимость сена по рыночным ценам; при самовольной пастьбе скота - за каждую голову скота десятикратная стоимость потравленных кормов по рыночным ценам.

Смешанная гражданская ответственность имеет место тогда, когда ущерб исчисляется при помощи штрафных такс и стоимости причиненного вреда. Так, при возмещении ущерба, причиненного пожаром, помимо стоимости уничтоженной древесины на корню, взыскиваются затраты на тушение пожара, стоимость сгоревших строений по балансовой оценке; затраты по уборке территории, при возмещении ущерба, причиненного загрязнением леса химическими веществами, взысканию подлежит стоимость погибших деревьев, а также затраты по восстановлению леса, компенсации потерь имущественных ценностей.

3.6 Проблема защиты лесов в Кыргызстане

Как отмечают специалисты Гослесагенства КР, ситуация в лесном хозяйстве республики значительно улучшилась после проведения ряда работ связанных с внедрением так называемой "швейцарской программы для Кыргызстана".

Столь пристальное внимание к проблемам леса было вызвано катастрофическим положением "легких республики". До сих пор идут споры, к какому виду индустрии отнести лесные хозяйства - промышленному или заповедному, входящему в систему природоохранных объектов. Как пользоваться богатством, подаренном нам природой, рубить или не рубить, что такое рациональное лесопользование? Остро стоит и проблема воспроизводства лесного богатства, сохранения экологического баланса, сложившегося за века равновесия флоры и фауны.

Эти проблемы привлекли внимание Швейцарии после визита туда Президента Республики Аскара Акаева, который ознакомил правительство конфедерации с положением лесов в Кыргызстане. Оказалось, что у нас очень много общего, и опыт страны в которой совсем недавно было лишь 3-4 % лесистости , а сегодня общая площадь лесных угодий составляет около 25 %, для Кыргызстана чрезвычайно важен.

В Кыргызстане лесистость составляет 14% или 2 миллиона гектаров. Мировая практика показывает норму порядка 25-30%. Специалисты швейцарской программы защиты леса считают , что у нас есть все возможности увеличить и оздоровить наши леса, но при взвешенном, строго научном подходе с использованием опыта и практики швейцарской науки. Самый болезненный вопрос в этом - политика вырубки и воспроизводства. В ходе дискуссий удалось выработать единую систему мероприятий по рациональному использованию лесов их сохранению и воспроизводству. Даже по самому острому вопросу - вырубке - было достигнуто понимание. Решено, что санитарная вырубка переспелых лесов все же необходима. Производство, лесная промышленность должны развиваться только в согласии с наукой и законодательством Кыргызстана.

Благодаря Швейцарии в Кыргызстане уже созданы и действуют модельные лесхозы, в ближайшее время их будет четыре - по количеству регионов. На их базе проводятся научные эксперименты по созданию единого комплекса "лес - наука - промышленность". Будет внедрена информационная система связи, компъютеризация промышленных объектов. Проведена подготовка наших специалистов - лесников в Швейцарии. И самое главное республике оказывают значительную финансовую помощь.

Только за первый год на поддержку пилотного проекта защиты леса Швейцария выделила 800 тысяч $, на второй - 2 миллиона $.

С июля 1995 года действует Кыргызско-Швейцарская программа поддержки лесного хозяйства. Уже есть результаты первого этапа прграммы. Создан Иссык- Кульский модельный лесхоз, где идут испытания современных методов лесоводства и деревообработки. С 1998 года реализуются мероприятия для орехово-плодовых лесов Арсланбоба. Это место имеет всемирную значимость, ибо тут на площади в 500 тысяч гектаров заложена кладовая генетического резерва планеты.

По словам координатора швейцарской программы Улле Мюллера, в Кыргызстане в трудных условиях перехода к рынку предстоит выжить более чем 36 лесхозам, создать абсолютно новую отрасль хозяйства, обеспечить безопасность заповедников природы, освоить навыки коммерсатов, сохранить паритет экологии и науки.

Поэтому и новые положения кыргызского законодательства, принятые не так давно в области охраны природы, самым положительным образом скажутся на ситуации в лесном хозяйстве. Ужесточенные нормы права - вплоть до уголовного преследования - за ряд экологических преступлений должны способствовать более сознательному отношению к лесному богатству страны. Ведь вырубки деревьев на дрова стали настолько массовым явлением, что остановить их пожалуй, может только точная и жестокая законодательная норма. Причем при условии, что она будет выполнятся.

Сегодня даже директор Гослесагенства Д. Рустанбеков признает, что леса используются в качестве места бесплатной заготовки дров местными жителями. К слову, способствует этому и хозрасчет на который переведены лесхозы республики и лесники вынуждены "закрывать глаза" на некоторые нарушения. Но когда вырубки, даже вынужденные, проходят под присмотром профессионала - это одно, это гарантия, что под топор пойдет дерево старое, больное или растущее в неудачном месте. Зато когда за дело берутся все желающие заполучить даровые дрова….

В красивейшем заказнике Яблоневая Щель вблизи Кара-Балты замерзающие сельчане вырубили несколько десятков здоровых крепких карагачей. Обнаружилось это только при весеннем десанте детского экоклуба, который и взялся восполнить потери и посадить молодые саженцы

Но это, пожалуй единственный пример здравого подхода к проблеме. А как решить ее в масштабах республики, чтобы "зеленые новшества" стали не галочкой в отчете о проведенном мероприятии, а действительно новыми зелеными массивами. Поэтому и предлагает директор Гослесагенства, передать все "зеленые сельские новшества" на баланс агенства, которое в силах их содержать и отвечать за них. В противном случае все попытки административного озеленения страны, на которые тратятся весьма значительные суммы, канут в лету, не принося никакой пользы, а только вред - люди привыкнут к имитации деятельности и безнаказанности за тот вред, который они приносят природе.

Экологическое законодательство регулирующее множество вопросов, решает наконец - таки и эту злободневную проблему. Нормами права закреплено положение об ответственности за вред причиняемый таким образом природе. Думается, что чем активнее будет работать законодательство по охране природы, тем больший эффект оно принесет общей ситуации республике. И выступать в качестве организаторов "экологических" дел, к сожалению, сегодня редких, должны не только природоохранные прокуратуры, но и лесники, первыми обнаружившие потравы, и члены многочисленных экологических НПО. Несколько показательных судов над злостными нарушителями природы сразу организуют правильное общественное мнение по этому вопросу. И окажутся много действеннее многочисленных объяснений и разъяснений.

Заключение

В заключение работы мне хотелось бы еще раз кратко выделить все вышеизложенные основные проблемные моменты экологического права, а также сделать некоторые выводы относительно их решения.

А) Отсутствие политической воли государства к последовательному, эффективному, осуществлению деятельности по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования.

В области права окружающей среды эта причина проявилась, в частности, в отсутствии законов и адекватного правового регулирования в ряде экологически значимых сфер (обращение с отходами производства и потребления, с опасными веществами и др.). В то же время хотя и принимаются законы и нормативно правовые акты в сфере окружающей среды, но со стороны государства при этом не было сделано усилий к тому, чтобы обеспечить их выполнение. Практическая деятельность по охране природе подменялась и подменяется словами о ее важности. В результате остались нереализованными практически все наиболее значимые нормативные предписания в данной сфере. Наиболее серьезным проявлением отсутствия или дефицита политической воли явилось то, что в нашей стране, в которой оказывается мощное антропогенное влияние на природу, не была выработана целенаправленная научно обоснованная государственная экологическая политика. Процессы взаимодействия между обществом и природой развивались и до сих пор развиваются в значительной мере стихийно, без учета законов развития природы и экологических потребностей человека и общества.

Таким образом сама природоохранительная деятельность приобрела во многом декларативный и фиктивный характер.3

Б) Слабо разработанная система экологического законодательства . В системе нашего местного законодательства в области окружающей среды до сих пор отсутствуют многие законодательные акты и правовые нормы, принятые в зарубежных экономически развитых государствах 20-25 лет назад. Принимаемые законы страдают серьезными дефектами: обилием декларативных положений; слабым регулированием экологических процедур (экологическое нормирования, лицензирования, оценки воздействия на окружающую среду, организации и проведения экологической экспертизы и др.); отсутствием эффективных механизмов реализации нормативных требований.

В) Неудовлетворительная организация государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Речь идет прежде всего о системе специально уполномоченных государственных органов, призванных организовать и обеспечить исполнение требований законодательства в данной сфере. Система органов гос. природооохранного управления в СССР была организована применительно к регулированию и использования и охраны отдельных природных ресурсов с нарушением принципа разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.

Со времен распада СССР в Кыргызстане очень часто происходит реорганизация системы гос. органов управления в сфере взаимодействия общества и природы и, к сожалению, не в направлении ее улучшения.

Г) Приоритет экономики над экологией . Хотя экономическое развитие является главным фактором отрицательного воздействия на природу, при разработке государственных планов экономического развития общественные интересы в сохранение и восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, обеспечении неистощительного использования природных богатств или вовсе не принимаются во внимание, или принимаются в минимальной мере.

Д) Дефицит финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды. Традиционно финансирование в данной сфере осуществляется по остаточному принципу. Ситуация усугубляется крайне низкой эффективностью капиталовложений в охрану природы. В частности, это проявляется в том, что при выделении на строительство очистных сооружений немалых средств (иногда до 40% стоимости самого предприятия) они либо эксплуатируются с низким КПД, либо не работают вовсе.

Е) Нехватка специалистов : Экологов - юристов, экономистов, социологов, инженеров. Так все властные структуры нашего государства испытывают острейший дефицит юристов. В Министерстве по экологии и чрезвычайным ситуациям его подведомственных органах, как правило, нет юристов-экологов. Отсутствие в депутатском корпусе опытных юристов, несомненно, сказывается на качестве принимаемых природоохранительных законов. Недостает юристов - экологов и в органах исполнительной власти. (Для сравнения: в Агенстве по охране окружающей среды в США лишь в штаб- квартире в Вашингтоне работают более 1000 юристов).

Ж) Низкий уровень правосознания, экологических знаний и экологической культуры . Низкий уровень общей и экологической культуры в нашем обществе, безнаказанность - общий фон, на котором происходит деградация природы.

Социологические исследования и данные природоохранительных органов свидетельствуют о низком уровне знаний законодательства об охране окружающей среды должностными лицами государственных органов, руководителями предприятий. Речь идет о круге лиц, которые уполномочены принимать экологически важные решения. Если они не знают законодательства, которое должны исполнять, то наивно ожидать, что принимаемые ими решения будут экологически обоснованными.

Для того чтобы решить данные проблемные моменты экологического права, с моей точки зрения надо:

1) Выработать и последовательно, максимально эффективно реализовывать разумно обоснованную государственную экологическую политику, которая будет строиться на гармонизации отношений между природой и человеком, учитывая все особенности нашей местной окружающей среды и менталитет нашего народа;

2) Экологическое и правовое воспитание население должно стать приоритетной государственной задачей.

3) Построить систему природоохранных государственных органов с учетом требований современной экономической и политической ситуации и учитывая опыт ближнего и дальнего зарубежья;

4) Привлекать общественность и неправительственные организации к процессу обсуждения экологических законопроектов и проектов властных решений, которые могут отразиться на состояние окружающей среды;

5) Востановить приоритет экологии над экономикой, ввести как можно больше поощрительных норм в экологическое, налоговое, таможенное и хозяйственное право за рациональное отношение к окружающей среде, но также следует усилить санкции за экологические преступления и правонарушения, а также за иные нарушения экологического законодательства.

C писок использованной литературы.

1 Асаналиев К. Закон охраняет природу. Фрунзе, Мектеп, 1987.

2 Алехин Н. В. Административное право.- М. Зерцало, 1998

3 Бринчук М. М. Экологическое право.- М. Юристъ, 1998.

4 Боголюбов С. А. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".- М. Инфра, 1999.

5 Ерофеев Б. В. Экологическое право России. - М. БЕК, 1995.

6 Зайков Ф. А. Экологическое право Кыргызстана.- Бишкек, КР(С)У, 1998.

7 Кадыров А. Правовая охрана природы. Фрунзе, Мектеп, 1983.

8 Коростелев С. В. Земельное и лесное право.-Санкт-Петербург, "Полиус", 1998

9 Кругликов Л. Л. Уголовное право России (особенная часть). - М. БЕК, 1999.

10 Макаров С. В. Экологическое аудирование.- М., 1995.

11 Петров В. В. Экологическое право России. - М. БЕК, 1995.

12 Толстой Ю.К. Гражданское право (том 2).- М. БЕК, 1996.

Периодика

1 Вестник МГУ (серия право), 1987, №5.

2 Вестник МГУ (серия право), 2000, № 3.

3 Права человека и окружающая среда, 1998, № 6.

4 Экологическое право, 2000, № 1.

5 Свод законов Киргизской Советской Социалистической Республики (том 7).

Законы и нормативно-правовые акты

1 Конституция Кыргызской Республики от 5.05.1993.

2 Закон Кыргызской Республики об охране окружающей среды от 16.06.1999.

3 Закон Кыргызской Республики об экологической экспертизе от 16.06.1999.

4 Закон Кыргызской Республики о животном мире от 17.06.1999.

5 Лесной Кодекс Кыргызской Республики от 8.07.1999.

6 Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 18.09.1997.

7 Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики

8 Гражданский Кодекс Кыргызской Республики ( часть II)

9 Положение о Главном управлние охотничьего хозяйства и охотничьего надзора при Гослесагенстве Кыргызской Республики.

10 Положение о Государственном агенстве по лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики.

11 Обзор судебной практики по делам, связанным с нарушением законодательства об охране природы. Верховный суд КР,1993.

12 Постановление Пленума Верховного Суда КР о судебной практике по гражданским делам, связанным с нарушением законодательства об охране природы. Бишкек 25.12.1992. № 7.


[1] См.: Вестник МГУ. Серия II. Право.1987. №5

2 СП СССР. 1973. №2

3 СП СССР. 1979. №2

3 Юридический справочник предпринимателя. Глава 16. Под.редакцией Шемчушенко Ю.С. ЛТД”, Киев, 1992 г.

3

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  206  207  208   ..

 

Дата издания

Название нормативно - правового акта и органа его издавшего

Общие вопросы об охране природы

1

25 .05.1962

Закон КССР "Об охране природы в Киргизской ССР"

2

1.12.1979

Постановление ЦК КК и Сов.Мина КССР № 242 "О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов"

3

4.11.1976

Постановление Сов.Мина КССР №533 "Об утверждение Положения о гос. природно -заповедном фонде и об охране достопримечательностей природы "

Лесное законодательство

1

29.06.1979

Лесной кодекс КССР

2

27.01.1955

Постановление Сов.Мина КССР № 48 " О едином гос. учете земельного фонда"

3

18.11.1968

Постановление Сов.Мина КССР №482 "О порядке и размерах мат. ответственности за ущерб причиненный лесному хозяйству"

4

29.06.1973

Постановление Сов.Мина КССР №297 "О мерах по усилению противопожарной охраны лесов в республике"

5

5.03.1980

Постановление Сов.Мина КССР № 121 "О мерах по улучшению состояния лесов и повышению уровня ведения лесного хозяйства в республике"

Охрана атмосферного воздуха

1

19.06.1981

Закон КССР "Об охране атмосферного воздуха"

2

25.08.1977

Постановление ЦК КК и Сов.Мина КССР № 455 " О мерах по предотвращению загрязнения воздушного бассейна гор. Фрунзе"

3

7.06.1972

Постановление Сов.Мина КССР № 243 " О мерах по усилению охраны водных ресурсов и атмосферного воздуха в республике"

Водное законодательство

1

28.12.1972

Водный кодекс КССР

2

28.07.1970

Постановление Сов.Мина КССР № 279 "О мерах по экономичному расходованию водопроводной воды в городах и рай. Центрах республики"

3

24.08.1977

Постановление Сов.Мина КССР №449 "О порядке отнесения подземных и поверхностных вод к категории лечебных"

4

7.01.1982

Постановление Сов.Мина КССР №4 "Об утверждение положения о водохранных зонах малых рек"

5

29.08.1959

Постановление Сов.Мина КССР №573 "О гос. контроле за подземными водами"

6

12.12.1969

Постановление ЦК КК и Сов.Мина КССР №519 "О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Иссык-Куль"

Охрана и использование животного мира и рыбных запасов

1

19.06.1981

Закон КССР "Об охране животного мира"

2

4.11.1959

Постановление Сов.Мина КССР №582 "О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства"

3

25.12.1958

Постановление Сов.Мина КССР №565 "О воспроизводстве и об охране рыбных ресурсов в водоемах КССР"