Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  202  203  204   ..

 

 

Экологизация автомобильного транспорта Вологодской области

Экологизация автомобильного транспорта Вологодской области

Министерство образования и науки Российской Федерации

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Влияние транспорта на экологические проблемы области обуславливаются не только загрязнением атмосферного воздуха выхлопными газами, но также загрязнением водного бассейна (стоки с автомобильных моек, стоянок, гаражей, АЗС и др.) и почвы (отходы, загрязненные нефтепродуктами, сажевые частицы шин от истирания на дорогах и др.).

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся на двух стационарных постах. Пост № 1 находится на улице Горького, 114, пост № 2 – на улице Чехова, 9.

Уровень загрязнения воздуха – повышенный и определяется концентрациями формальдегида и бенз(а)пирена, так, например, в 2008 году комплексный показатель «индекс загрязнения атмосферы» составлял 4,3. Средние за год концентрации формальдегида и бенз(а)пирена превышали гигиенические нормативы – предельно допустимые среднесуточные концентрации(ПДКСС ). Среднегодовые и максимальные разовые концентрации остальных контролируемых веществ были ниже ПДК.

Тенденция загрязнения атмосферы за период 2004-2008 годы: уменьшились средние годовые концентрации бенз(а)пирена, возросли(в диапазоне менее ПДК) концентрации взвешенных веществ и оксида азота. ИЗА уменьшился с 5,5 до 4,3 единиц [4].

Основным источником загрязнения воздуха в городе является автомобильный транспорт. В результате ввода в эксплуатацию 2007 году III пускового комплекса обхода города Вологды на участке дорога Вологда–Медвежьегорск – федеральная дорога Вологда-Новая Ладога уменьшилось движение транзитного транспорта через центральную часть города [5].

В муниципальные программы города Вологды включены мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия автотранспорта: строительство обхода г. Вологды на участке дороги Вологда-Новая Ладога – федеральная дорога Москва-Архангельск, транспортной развязкой через железную дорогу Москва-Архангельск, реконструкция и благоустройство улично-дорожной сети, введение системы «Зеленая волна» на светофорных объектах.

В 2008 году выбросы от автомобильного транспорта, зарегистрированного на территории области, составили 123360 т/год, в том числе: оксид углерода - 91838,8 т/год (74,4 %), диоксид азота -14281 т/год (11,6 %), диоксид серы - 1202,98 т/год (1 %), угле­водороды 15910,9 т/год (12,9 %), сажа 126,5 т/год (0,1 %) (табл. 3.1). Данные по­лучены расчетным путем, исходя из общего пробега автотранспорта и используемого топлива. К уровню прошлого года выброс увеличился на 2,1 % [4, 8].

Таблица 3.1

Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в городах области за 2008 год (тонн)

Вредные вещества

Последствия воздействия на организм

Оксид углерода

Препятствует адсорбированию кровью кислорода, что ослабляет мыслительные способности, замедляет рефлексы, вызывает сонливость и может быть причиной потери сознания и смерти.

Свинец

Влияет на кровеносную, нервную и мочеполовую системы. Вызывает снижение умственных способностей у детей, откладывается в костях и других тканях, поэтому опасен в течении длительного времени.

Оксиды азота

Могут увеличивать восприимчивость организма к вирусным заболеваниям, раздражают легкие, вызывают бронхит и пневмонию.

Углеводороды

Приводят к росту легочных и бронхиальных заболеваний.

Альдегиды

Раздражают слизистые оболочки, дыхательные пути, поражают ЦНС.

Сернистые соединения

Оказывают раздражительное действие на слизистые оболочки горла, носа и глаз человека.

Пыльные частицы

Раздражают дыхательные пути.

№ п/п

Наименование

Оксид углерода

Диоксид азота

Диоксид серы

Углеводороды

Сажа

Всего

1.

г. Череповец

29302,277

4185,808

349,808

5333,631

45,193

39216,717

2.

г. Вологда

27309,680

2934,789

239,539

4059,684

16,193

34559,885

3.

г. Сокол

3280,062

444,316

32,182

505,853

2,788

4265,201

4.

г. Великий Устюг

3115,451

403,425

26,388

501,235

1,865

4048,365

5.

Всего по области

91838,787

14281,142

1202,982

15910,948

126,512

123360,369

Основная масса выбросов (66 %) загрязняющих веществ в атмосферу приходится на города Череповец, Вологду, Сокол, Великий Устюг. Выбросы автотранспорта в г. Вологде превышают выбросы стационарных источников загрязнения в 8 раз, в Великом Устюге - в 5 раз.

В 2009 году выбросы от автомобильного транспорта, зарегистрированного на территории области, составили 123853,3 т/год, в том числе: оксид углерода - 92205,49т/год (74,4%), диоксид азота - 14344,46 т/год (11,6%), диоксид серы - 1207,35 т/год (1%), углеводороды 15968,97 т/год (12,9%), сажа 127,04 т/год (0,1%) (табл. 3.2). К уровню прошлого года выброс увеличился на 1 %[5,9].

Таблица 3.2

Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в городах области за 2009 год (тонн)

Наименование территории

Оксид углерода

Диоксид азота

Диоксид серы

Углево­дороды

Сажа

Всего

г. Череповец

29301,6908

4185,7246

349,8012

5333,5243

45,1917

39215,9326

г. Вологда

27421,6495

2946,8220

240,5208

4076,3289

16,2597

34701,5809

г. Сокол

3329,0005

444,9614

32,6620

505,8533

2,8291

4315,3063

г. Великий Устюг

3164,9869

409,8398

26,3885

501,3013

1,8735

4104,3900

Всего по области

92205,4924

14344,4592

1207,3483

15968,9706

127,0444

123853,3149

Основная масса выбросов (61,5 %) загрязняющих веществ в атмосферу приходится на города Череповец, Вологду.

Основные показатели, характеризующие тенденцию изменения количества выбрасываемых автотранспортом Вологодской области вредных веществ, отражены в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Выбросы загрязняющих веществ автотранспорта в области

Показатели

Единица измерения

2008 г.

2009 г.

2009 г. к 2008г.,

(+/-)

2009 г. к 2008г.,

%

Всего

в том числе:

- оксид углерода

- диоксид азота

- диоксид серы

- углеводороды

- сажа

т

т

т

т

т

т

123360,369

91838,787

14281,142

1202,982

15910,948

126,512

123853,315

92205,4924

14344,4592

1207,3483

15968,9706

127,0444

492,946

366,7054

63,3172

4,3663

58,0226

0,5324

100,40

100,40

100,44

100,36

100,36

100,42

Согласно данным таблицы 3.3 в исследуемом периоде наблюдается рост как суммарной массы выбрасываемых автотранспортом вредных веществ, так и каждого загрязняющего вещества в отдельности. Так, например, более всего выросли объемы выброса в атмосферу диоксида азота – на 0,44 % и составили в 2009 году 14344,4592 т. Объемы выбросов сажи тоже увеличились: с 126,512 до 127, 0444 т (на 0,42%). До 92205,4924 т выросла масса выбрасываемого автотранспортом оксида углерода (на 0,4 %). На 0,36 % увеличились выбросы диоксида серы и углеводородов и составили в 2009 году 1207,3483 т и 15968,9706 т соответственно.

В целях снижения негативного влияния автотранспорта на состояние окружающей среды в городах и районах области проводились мероприятия по ремонту дорожного покрытия существующих дорог, строительству новых транспортных развязок, контролю за техническим состоянием автотранспорта.

Администрацией города Вологды ведется разработка стратегии совершенствования и развития маршрутной транспортной сети города Вологды до 2025 года с целью оптимизации существующей маршрутной сети, предусматривающей возможность разгрузки центра города от избыточного транспортного потока и от иногороднего транспорта [10].

4. НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Приоритетными направлениями снижения загрязнения окру­жающей среды автомобильным транспортом являются:

1) Применение новых видов автотранспорта, минимально за­грязняющих окружающую среду (например, электромобили).

В интересах защиты окружающей среды считается целесообразным перевод автомобилей на электротягу, особенно в крупных городах. Предлагается, использовать существующие типы источников тока с определенным их усовершенствованием, экономически и технически конкурентоспособные с обычными автомобилями. Последующие этапы развития электромобилей связывают с их серийным и массовым производством и постепенным увеличением их доли в автомобильном транспорте. Оценки показывают, что в 2025 году электромобили могут составить 15% от общего числа автомобилей мира.

2) Рациональная организация и управление транспортными потоками.

3) Использование более качественных или экологически чис­тых видов топлива (например, газ).

В последние десятилетие в нашей стране осуществляется крупные мероприятия по переводу автомобильного транспорта на природный газ. Это позволяет повысить чистоту воздушного бассейна в городах и районах, где работают автомобили, заправленные газом, а также высвободить для нужд народного хозяйства немало дефицитного жидкого топлива. На ближайшие годы намечено значительно расширить производство автомобилей, работающих на сжатом и сжиженном газе.

4) применение совершенных систем - катализаторов топлива и систем шумоглушения - глушителей шума.

Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счёт уменьшения шумности транспортных средств.

К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приёмов планировки, рационального размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.

5) Перевод автомобилей на дизельные двигатели.

Возрастающий интерес к дизельному двигателю для автотранспорта связан с проблемой не только удешевлению эксплуатации автомобилей, но и уменьшения загрязнения окружающей среды. Дизельный двигатель свободен от многих недостатков, присущих его бензиновому собрату. В топливе для дизельных двигателей нет свинцовых присадок, а выброс таких вредных веществ, как окись углерода и углеводорода, на 50-90% ниже.

6) Экономические инициативы по управлению автомобильным парком и движением - налог на автомобили, топливо, дороги, инициативы по обновлению автомобилей.

7) Создание бессточной системы водоснабжения на участках, используемых для мытья автомобилей, а также строительство локальных очистных сооружений с последующим разбавлением остаточного количества загрязняющих веществ - для снижения загрязнения поверхностных вод открытых водоемов.

Практика показала, что существующие технологические процессы по обезвреживанию сточных вод способствуют удалению 95-99% органических веществ и 40-99% взвешенных веществ. Однако они практически не снижают содержание в них солей, из которых наибольшую опасность представляют токсические вещества, в том числе канцерогенные, к которым относится один из наиболее токсичных - тетроэтилсвинец.

Работы по этим направлениям ведутся во всем мире и дают определенные результаты. Автомобили, выпускаемые в настоящее время в промышленно развитых странах, выбрасывают вредных веществ в 10—15 раз меньше, чем 10—15 лет тому назад. Во всех развитых странах происходит ужесточение нормативов на вредные выбросы при работе двигателя. В 2000 г. введены более строгие нормы. Происходит не только количественное ужесточение норм, но и их качественное изменение. Так, вместо ограничений по дымности введено нормирование твердых частиц, на поверхности которых адсорбируются опасные для здоровья человека ароматические углеводороды и в частности, канцерогенный бенз(а)пирен. Постоянно расширяется список веществ, содержание которых должно находиться под контролем [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня экологический ущерб автотранспорта огромен и проявляется непосредственно во многих явлениях: загрязнение почвы, воды, атмосферы, автотранспорт создает шумовые и энергетические загрязнения. Все это ведет к значительному ухудшению здоровья и сокращению жизни населения.

Для того чтобы сохранить человечеству автомобиль необходимо если не исключить, то свести к минимуму вредные выбросы. Для снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду и возникающих ущербов необходимо:- уменьшить вредное воздействие транспорта на воздушную и водную среду и на здоровье человека за счет применения экологически безопасных видов транспортных средств;- расширять применение транспортных средств с высокой топливной экономичностью, соответствующих уровню мировых образцов;- стимулировать использование транспортных средств, работающих на альтернативных источниках (ненефтяного происхождения) топливо-энергетических ресурсов.

В настоящее время в Вологодской области специалистами разрабатывается и приводится в исполнение комплекс мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу от автотранспорта: снижение нагрузки на городские транспортные магистрали (завершение строительства объездной автомобильной дороги в г. Вологде и др.), улучшение дорожного покрытия и ремонт существующих дорог, строительство новых транспортных развязок, контроль технического состояния транспорта.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Автотранспорт и окружающая среда. – Режим доступа: http://www.vozdyx.ru/art/carandair.htm

2. Акимова, Т.А. Экология : человек – экономика – биота – среда: учебник для вузов/ Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 566 с.

3. Воздействие автотранспорта на окружающую среду. – Режим доступа: http://transpenv.org.ru/

4. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2008 году/ Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области – Вологда, 2009. – 232 с.

5. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2009 году/ Правительство Вологодской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области – Вологда, 2010. – 236 с.

6. Инженерная экология и экологический менеджмент: учебник/ под ред. Н.И. Иванова, И.М. Фадина. – Изд. 2-е, перераб. и доп. . – М.: Логос, 2006. – 518с.

7. Колесников, С.И. Экология: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2008. – 384 с.

8. Состояние окружающей среды Вологодской области: статистический сборник/ департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области – Вологда, 2008. – 45с.

9. Состояние окружающей среды Вологодской области: статистический сборник/ департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области – Вологда, 2009. – 48с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  202  203  204   ..