Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 4

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  137  138  139   ..

 

 

Экосистема орехово-плодовых лесов

Экосистема орехово-плодовых лесов

План

Воспроизводство лесных ресурсов есть процесс непрерывного возобновления производства продуктов и услуг леса для удовлетворения потребности народного хозяйства. Охрана лесов совокупность мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами, самовольными рубками лесами и другими лесонарушениями. Охрана леса совокупность мероприятий по защите лесов от вредителей, болезней и воздействия других неблагоприятных факторов Правовое регулирование использования и охраны леса направлено на предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных хозяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов. Истощением лесов следует считать не только физическое уничтожение лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций (например, почвозащитных, водо-охранных и т.д.). Источниками истощения лесных массивов являются - нерациональное ведение лесного хозяйства, вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары, незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных. Загрязнение леса - внесение в окружающую лесную среду веществ и препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника природы и человека в жертву технического прогресса.

Другим элементом лесного фонда является земля. Она представлена в двух значениях: как составная часть земельного фонда и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двойная правовая функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда земля служит объектом правового регулирования со стороны земельного законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соответствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В то же время в качестве составной части лесного фонда, земля подвержена правовому регулированию со стороны лесного законодательства. Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной растительностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных культур. Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда решается органами лесного хозяйства и органами местного самоуправления. Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности определяется и собственность на лесной фонд.

Согласно Лесному Кодексу КР, леса могут быть в собственности государственной и частной.Основная часть лесного фонда находится в государственной собственности. В частной собственности закон допускает нахождение частных лесных угодий на условиях предоставления земельных участков в частную собственность для искусственного выращивания леса. Государственная собственность на леса в данный период развития нашего государства является доминирующей среди других форм собственности на леса.

Третьей структурной частью лесного фонда является животный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным законодательством.

ореховый плодовый лес охрана

2.3 Государственное управление лесоохраны

Под охраной леса понимается совокупность функций по организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность государственных и местных органов, наделение их соответствующими полномочиями и отграничение их компетенции. В нашей республике основная нагрузка по охране леса лежит на Правительстве и на его специально уполномоченных органах.

Гослесагентство, согласно Положению, утвержденному Правительством КР разрабатывает основные направления государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и развития лесного хозяйства, обеспечивает непрерывное, неистощительное лесопользование, сбережение и приумножение лесных богатств. С этой целью Лесагентство ведет учет лесного фонда и организует ведение лесного кадастра, классифицирует леса по определенным группами, категориям защитности, утверждает расчетные лесосеки, разрабатывает рекомендации по ведению побочных лесных пользований, организует управление национальными природными парками, учебными лесными и опытными лесными хозяйствами, ведает охотничьим хозяйством и регулированием охоты в тех лесхозах, на которые возложены данные функции.

К компетенции Правительства КР Лесной кодекс относят следующие вопросы: определение структуры управления лесным хозяйством и контроля за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой лесов, использованием лесных и охотничьих ресурсов; организация реализации единой научно - технической политики в области охраны, воспроизводства и использования лесных ресурсов; проведение единой инвестиционной политики в области охраны, защиты и использования лесного фонда, воспроизводства лесов;

установление порядка пользования и распоряжения государственным лесным фондом; установление порядка взимания и размеров платы за лесные пользования, а также льгот по платежам; установление норм, нормативов и правил лесных пользований, отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов; установление единого порядка ведения учета лесного фонда, лесного кадастра, мониторинга лесов и лесоохотустройства в республике; осуществление международного сотрудничества в области лесного и охотничьего хозяйства и т. д.

Государственное управление лесоохраны состоит из органов общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции закон относит Президента КР, Жогорку Кенеша КР, Правительство КР, представительные и исполнительные органы районов республики.

В систему специально уполномоченных органов управления лесным хозяйством входят Государственное агентство по лесному хозяйству при Правительстве КР, а также его территориальные отделения (лесхозы и лесничества). Также Лесагентство организует лесовосстановительные и гидролесомелиоративные работы, авиационную и наземную охрану лесов от пожаров, от незаконных порубок и других действий, причиняющих вред лесу.

Закон предоставляет органам Гослесагентства право привлекать лесонарушителей к административной ответственности. Кроме того, своим решением они вправе ограничивать, приостанавливать, прекращать деятельность предприятий, организаций, учреждений, нарушающих лесное законодательство и причиняющих вред лесу. Лесагентство владеет государственным имуществом на праве оперативного управления и вправе распоряжаться им только с согласия Госкомимущества КР. Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов городов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной растительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная растительность внутри городов, пригородных, зеленых зон городов и крупных промышленных центров не имеет эксплуатационного значения. Основная функция этой категории лесов - защитно санитарная, рекреационная. Сообразно этому полномочия городских органов направлены на реализацию рекреационной и культурно-оздоровительной функции леса.

2.4 Ответственность за правонарушения

Виновные лица (в том числе и иностранные) за совершение нарушений лесного законодательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской ответственности и возмещают вред, причиненный лесному хозяйству. Основанием привлечения к ответственности служит лесное правонарушение, т.е. виновное действие либо бездействие, нарушающее установленный в законодательстве порядок использования и охраны, защиты леса, воспроизводства лесов и причиняющее вред лесному хозяйству. Это правонарушение имеет три вида - уголовное, административное, гражданское.

Уголовное правонарушение - преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью Уголовного кодекса КР. К области лесного законодательства в действующем УК относятся три состава преступления. Это ст. 174, 176.устанавливающие уголовную ответственность за неосторожное или умышленное повреждение имущества, в том числе лесных массивов; ст. 270 - уничтожение или повреждение леса и иных объектов природы; ст. 279 - незаконная порубка деревьев и кустарников. Последние две статьи являются центральными в уголовной ответственности за лесонарушения. Рассмотрим их более подробно.

Преступление, предусмотренное ст. 270 УК КР, характеризуется высокой общественной опасностью. Ежегодно у нас в республике происходит большое количество лесных пожаров, 90% из них по вине людей. Уничтожаются сотни гектаров леса, а лесное хозяйство, природа, животный мир терпят колоссальный ущерб. Очень часто в огне лесных пожаров гибнут люди, домашний скот, а также дорогостоящая техника. Объектом посягательства, данного преступления, выступают общественные отношения по охране и рациональному использованию лесов, а равно иных объектов дикой природы.

Основным предметом преступления является лес, а также насаждения, не входящие в лесной фонд. С объективной стороны преступление может быть совершено как действием (например, поджог, выброс в лес загрязняющих веществ), так и путем бездействия (невыполнение ответственным за то лицом обязанностей по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах).

Под уничтожением понимается полное сгорание лесного массива либо насаждений, не входящих в лесной фонд, или полное превращение их в сухостой в результате воздействия загрязняющих и отравляющих веществ. Повреждение леса - это сгорание указанной древесно - кустарниковой растительности частично, деградация ее на определенных участках до степени прекращения роста, заражения болезнями и т. п. Окончено преступление с момента уничтожения или повреждения леса либо насаждений, не входящих в лесной фонд.

Что касается ст. 279 УК КР то объект и предмет ее охраны полностью совпадает с объектом и предметом вышеописанной статьи. Отличие же их является в том, что ст.279 устанавливает ответственность не за все виды нарушений правил лесопользования, а только за незаконную порубку, а также повреждение до степени роста деревьев и кустарников. При этом имеются в виду деревья и кустарники, находящиеся в естественном состоянии. Как хищение квалифицируется порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в питомниках и тому подобных местах, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства и выполняют экономические, а не экологические функции. С объективной стороны преступление состоит в незаконной порубке или повреждении до степени прекращения роста деревьев и кустарников. Незаконной порубкой леса признается любой способ отделения дерева и кустарника от корня без разрешения. Незаконной признается порубка хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в разрешении. Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева или кустарника от корня, либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере. За менее значительные и менее общественно опасные правонарушения в области лесного хозяйства все совершившие их лица подлежат административной ответственности в соответствии с законодательством КР.

Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе КР об административной ответственности. В самостоятельной главе кодекса, посвященной охране окружающей природной среды, ответственность за лесонарушения представлена наибольшим числом составов: незаконная порубка деревьев; уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев; использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т.д.; самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено; повреждение леса сточными водами, химическими веществами; нарушение правил пожарной безопасности и в качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа по новой шкале исчисления в размере не менее одного минимального размера оплаты труда. Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения виновным затрат, произведенных незаконными пользователями, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, сооружений. Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охраны и органов государственного контроля за состоянием лесов. Потерпевший вправе обратиться с жалобой в суд, арбитражный суд на необоснованное привлечение к штрафной ответственности. Решение суда окончательное.

Гражданская ответственность может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Это - санкции за нарушение договорных обязательств, они не связаны с нарушением законодательства. Второй вид ответственности носит деликатный характер. Он предусматривается за нарушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответственности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответственность.

Перечень такс предусматривает тринадцать составов гражданских правонарушений: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение саженцев; повреждение деревьев и кустарников; незаконная парубка сухостойных деревьев; самовольная пастьба скота и самовольное сенокошение; самовольный сбор дикорастущих плодов в промысловых целях и т.д.

Размер такс устанавливается в зависимости от лесонарушения. Так, за незаконную парубку деревьев до степени прекращения роста взыскивается десятикратная таксовая стоимость незаконно срубленной древесины за самовольное сенокошение - за каждый гектар самовольно выкошенной травы - стоимость сена по рыночным ценам; при самовольной пастьбе скота - за каждую голову скота десятикратная стоимость потравленных кормов по рыночным ценам.

Смешанная гражданская ответственность имеет место тогда, когда ущерб исчисляется при помощи штрафных такс и стоимости причиненного вреда. Так, при возмещении ущерба, причиненного пожаром, помимо стоимости уничтоженной древесины на корню, взыскиваются затраты на тушение пожара, стоимость сгоревших строений по балансовой оценке; затраты по уборке территории, при возмещении ущерба, причиненного загрязнением леса химическими веществами, взысканию подлежит стоимость погибших деревьев, а также затраты по восстановлению леса, компенсации потерь имущественных ценности


3. Перспективы плодового направления

При определение плюсовых растений в насаждениях ореха грецкого с целью отбора перспективных для создания в будущем культур плодового направления следует обращать внимание на следующие параметры:

Крупноплодность – средний вес одного ореха 9 г и выше;

Поверхность скорлупы ореха – гладкая или слегка морщинистая;

Цвет скорлупы – светло – желтой или светло – коричневой окраски;

Извлекаемость ядра – целиком или половинками;

Окраска семенной кожицы ядра - желтой или светло – коричневая ;

Вкус ядра – сладковатый и маслянистый, должен быть свойственен орехам, без построенного привкуса и запаха;

Толщина скорлупы - желательно тонкая, примерно до 1,0мм;

Происхождение -желательно семенное;

Возраст – не ниже 30-40 лет;

Крона - хороша развита,

Раннее созревание плодов.

Для создания культур лесного направления с целью получения в будущем древесины в насаждениях проводится отбор растений, которые отличаются хорошим ростом, здоровым полнодревесным, с отсутствием видимых пороков, стволом. На стволах отобранных деревьев на высоте 1,3-1,5 м от земли слегка очищается кора и на ней масляной краской красного цвета наносят пояс шириной 7-8 см. Немного выше пояса указывается номер этого дерева. Отобранные деревья привязываются инструментально к квартальной сети и наносить условными знаками на планшеты.

Благонадежного подроста ореха во всех типах необходима новые лесоводственные подходы. Все перспективы должны должны быть направлены на сохранность благонадежного подроста путем его осветления. Ограничение антропогенных факторов позволяет надеяться на нормальную смену материнского древостоя. Кроме того, следует отметить исключительную способность ореха к вегетативному возобновлению, которая сохраняется до глубокой старости. Во всех типах орехового леса на пнях образуется поросль, которая быстро растет и через 5-6 лет заполняют все свободное пространство. Способность ореха грецкого к вегетативному размножению весьма положительна для подержания его существования, но в то же время обусловливает быстрое старение порослевых насаждений и сильную зараженность их гнилями.Поэтому при проведении лесохозяйственных мероприятий, целю которых является перспектива плодового направления и формирования здоровых высокоурожайных насаждений, основное внимание необходимо сосредоточить на содействии семенному возобновлению. Проект «Орех – Лес», задачу которого входит разработка новых подходов по проведению лесохозяйственных мероприятий с целью формирования устойчивых высокоурожайных насаждений, показал что необходимо создавать смешанные насаждения с участием как плодовых (яблоня, алыча), так и не плодовых (клен и др) пород. В связи с этим большое внимание должно уделяться содействие естественному возобновление не только ореха грецкого, но и других пород. Возобновление можно легко получить, имитируя природные процессы ( в лесу возобновление обычно начинается после гибели 1-2-х деревьев) и для этого достаточно открывать небольшие площади 12-15 м в диаметре таким образом, чтобы молодые ореховые деревья, способные выживать в тени 3-4 года, могли бы развиваться и расти дальше. В насаждениях типа (орешник парковый) необходимо, кроме ограничения антропогенного фактора (выпас, рубки и т.д), проведение лесокультурных работ и, первую очередь, по восстановлению сопутствующих пород .

Заключения

С лесоводственной точки зрения многие участки ореховых насаждений находятся в плохом санитарном состоянии, и по возрасту относятся к категории спелых и перестойных. Из общей площади ореховых лесов на долю спелых и перестойных древостоев приходится более 50%. В насаждениях почти все старые деревья ореха грецкого фаутные, поражены грибковыми болезнями, имеют стволовую гниль, слабо плодоносят. Поэтому в таких древостоях необходимо проведение лесохозяйственных мероприятий с целью улучшения санитарного состояния, омоложения и увеличения плодовой производительности.

Структурной частью леса является животный мир. Под ним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитающих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего обитания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоятельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования специальным Законодательством

Виновные лица (в том числе и иностранные) за совершение нарушений лесного законодательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской ответственности и возмещают вред, причиненный лесному хозяйству.

Благонадежного подроста ореха во всех типах необходима новые лесоводственные подходы. Все перспективы должны быть направлены на сохранность благонадежного подроста путем его осветления.


Cписок использованной литературы

1 Асаналиев К. Закон охраняет природу. Фрунзе, Мектеп, 1987. 7 Кадыров А. Правовая охрана природы. Фрунзе, Мектеп, 1983.

2 Вестник МГУ (серия право), 2000, № 3.

3 Права человека и окружающая среда, 1998, № 6.

4 Венгловский Б.И Создание насаждений из ореха грецкого в Южной Киргизии – Фрунзе. Илим 1983

5 Венгловский Б.И Биоэкологические особенности восстановления и развития ореховых лесов Кыргызстана. Бишкек 2006.

6 Маматжанов Д.К. Изучение и подбор перспективных сортов и форм ореха грецкого для внедрения в промышленную культуру в поясе орехо плодовых лесов Кыргызстана – Диссер. на соиск ученой степени кандидата биолог. наук. Бишкек 2007.

7 Никитинский Ю.И. Биологические и экологические свойства греческого ореха. – Фрунзе 1970.

8 Новосельцева А.И. Родин А.Р. Справочник по лесным культурам – М. 1984.

9 Справочник лесничего Бишкек 2008.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  137  138  139   ..

 

о