Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  794  795  796   ..

 

 

Механизмы охраны окружающей природной среды

Механизмы охраны окружающей природной среды

Введение

Страна Осадки Испарение и транспирация2 Внутренний сток3 Внешний приток на территорию4 Сток (отток) с территории5
В целом по миру 119000 72000 47000 44500
Россия 9653,0 5676,0 4030,0 227,0
Бельгия 28,5 16,1 12,4 8,3 17,8
Болгария 68,2 52,9 15,3 0,45 15,8
Венгрия 58,0 52,0 6,0 114,0 120,4
Германия 307,0 190,0 117,0 75,0 182,0
Греция 115,0 55,0 60,0 12,0
Дания 38,5 22,1 16,3 1,94
Испания 346,5 235,4 111,1 111,1
Нидерланды 29,8 21,3 8,5 81,2 86,3
Норвегия 470,7 112,0 378,0 12,8 390,8
Польша 193,1 138,3 54,8 8,3 63,1
Португалия 82,2 43,6 38,6 35,0 34,0
Румыния 154,0 114,6 39,4 2,88 17,9
Турция 501,0 273,6 227,4 6,9 178,0
Финляндия 222,0 115,0 107,0 3,2 110,0
Франция 11,0 168,0
Швейцария 60,1 20,0 40,2 13,1 53,5
Швеция 335,0 170,0 179,0
Показатель Северная и Центральная Америка Южная Америка Европа Африка Азия Австралия и Океания
Вода 15 26 8 11 36 5
Население 8 6 13 13 60 <1
Соотношение 1,9 4,3 0,61 0,84 0,6 5
Страна Ресурсы пресной воды в среднем на душу населения, м3 Страна Ресурсы пресной воды в среднем на душу населения, м3
Среднемировой показатель 5418,3 США 9628
Россия 299441 Чили 56042
Европа Азия
Австрия 6729 Азербайджан 972
Беларусь 3745 Армения 2945
Бельгия 1152 Бангладеш 761
Болгария 2706 Вьетнам 4513
Великобритания 2422 Грузия 11315
Венгрия 594 Израиль 150
Германия 1297 Индия 1185
Греция 5246 Индонезия 13220
Дания 1110 Иран 1943
Ирландия 12045 Казахстан 5041
Испания 2605 Киргизия 9105
Италия 3170 Пакистан 350
Латвия 7238 Республика Корея 1357
Литва 4529 Сингапур
Молдова 236 Таджикистан 10469
Нидерланды 676 Таиланд 3386
Норвегия 83735 Туркмения 206
Польша 1404 Турция 3210
Португалия 3618 Узбекистан 625
Румыния 1951 Филиппины 5877
Словакия 9524 Япония 3371
Словения 2412 Африка
Украина 1096 Алжир 440
Финляндия 20466 Ангола 13607
Франция 2956 Демократическая Республика Конго 16932
Чешская Республика 1287 Египет 30
Швейцария 5442 Марокко 963
Швеция 19017 Нигерия 1620
Эстония 9423 Танзания 2285
Америка Эфиопия 1603
Аргентина 7506 ЮАР 982
Боливия 34490 Австралия и Океания
Бразилия 30680 Австралия 24747
Канада 90104 Новая Зеландия 81562
Мексика 3998
Страна Общий объем ресурсов Страна Общий объем ресурсов
Россия 7770,6 Норвегия 390,8
Бельгия 20,7 Польша 63,1
Болгария 15,8 Португалия 73,6
Венгрия 120,0 Румыния 42,3
Германия 188,0 Турция 234,3
Греция 72,0 Финляндия 110,0
Дания 16,3 Франция 189,1
Испания 111,1 Швейцария 53,3
Нидерланды 89,7 Швеция 179,0
Ресурс Статический запас, км3 Среднее многолетний объем (возобновление), км3 /год
всего % всего %
Реки 470 0,5 4875,5 45,1
Озера 26500 29,8 530,0 4,9
Болота 3000 3,4 1000,0 9,2
Ледники 15148 17,0 110,0 1,0
Подземный лед 15 800 17,8 - -
Подземные воды 28 000 31,5 787,5 7,3
Почвенная влага - - 3500,0 32,5
Всего 88918 100 10803 100

Классификация отходов

Отходы различаются:

· по происхождению:

▪ отходы производства (промышленные отходы) ▪ отходы потребления (коммунально-бытовые)

· по агрегатному состоянию:

▪ твердые ▪ жидкие ▪ газообразные

· по классу опасности:

▪ 1й — чрезвычайно опасные ▪ 2й — высоко опасные ▪ 3й — умеренно опасные ▪ 4й — малоопасные ▪ 5й — практически неопасные В России существует Федеральный классификатор отходов, в котором каждому виду отходов в зависимости от источника его происхождения присваивается идентификационный номер.

Промышленные отходы — твердые отходы производства, полученные в результате химических и термических преобразований материалов природного происхождения.

Отходы определенной продукции — неупотребимые остатки сырья и/или возникающие в ходе технологических процессов вещества и энергия, не подвергающиеся утилизации.

Часть отходов, которая может быть использована в том же производстве, называется возвратными отходами.

Сюда входят остатки сырья и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Из-за частичной утраты некоторых потребительских свойств, возвратные отходы могут использоваться в условиях со сниженными требованиями к продукту, или с повышенным расходом, иногда они не используются по прямому назначению, а лишь в подсобном производстве (например, автомобильные отработанные масла — для смазки неответственных узлов техники). При этом остатки сырья и др. материальных ценностей, которые передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья, в соответствии с технологическим процессом, а также попутная продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса, не относятся к возвратным отходам.

• Отходы, которые в рамках данного производства не могут быть использованы, но могут применяться в других производствах, именуются вторичным сырьём. В составе ТБО в настоящее время преобладают следующие компоненты • Бумага • Пластмассы • Пищевые и растительные отходы • Различные металлы (цветные и чёрные) • Стекло • Текстиль Состав ТБО отличается в разных странах, городах. Состав ТБО зависит от многих факторов, включая благосостояние населения, климат и благоустройство. Он может изменятся в зависимости от сезона, погодных условий. На состав мусора существенно влияет система сбора в городе стеклотары, макулатуры и т. д.

Класс опасности вредных веществ — условная величина, предназначенная для упрощённой классификации потенциально опасных веществ. • Класс опасности устанавливается в соответствии с нормативными отраслевыми документами. Для разных объектов — для химических веществ, для отходов, для загрязнителей воздуха и др. — установлены различные нормативы и показатели.

В настоящее время в России для отходов в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 года № 511 установлено 5 классов опасности. КЛАСС ОПАСНОСТИ отхода для окружающей природной среды СТЕПЕНЬ вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду КРИТЕРИИ отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды

I КЛАСС ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует II КЛАСС ВЫСОКООПАСНЫЕ ВЫСОКАЯ Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия III КЛАСС УМЕРЕННО ОПАСНЫЕ СРЕДНЯЯ Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника IV КЛАСС МАЛООПАСНЫЕ НИЗКАЯ Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет V КЛАСС ПРАКТИЧЕСКИ НЕОПАСНЫЕ ОЧЕНЬ НИЗКАЯ Экологическая система практически не нарушена.

Комплексные системы переработки отходов

Комплексные системы переработки промышленных отходов объединяют в себе несколько упомянутых выше технологий.

Горючие органические жидкие отходы сжигаются в печи, топочная камера которой имеет вместимость около 28 м3 и обеспечивает время сгорания примерно 2 с при 1370 С. После двухступенчатой скрубберной системы очистки вода из скрубберов подается на очиститель сточных вод для нейтрализации.

Очень мелкие частицы твердых неорганических веществ удаляются из газообразных продуктов сгорания электростатическим осаждением. Вода из отстойника также подается на очиститель сточных вод.

Твердые химически активные материалы, которые не сгорают и не растворяются в воде, упаковываются в стальные бочки и отправляются на свалку. На свалке они покрываются большой массой полужидких отходов, образующихся в очистителе сточных вод.

Переработка радиоактивных отходов

Источники радиоактивных отходов

Ежегодное производство продуктов деления одними только атомными электростанциями по уровню радиоактивности примерно вдвое больше суммарного количества делящихся веществ во всех океанах Земли.

В целях правильной обработки радиоактивные отходы обычно подразделяются на отходы низкого, высокого и промежуточного уровней радиоактивности.

- Отходы низкого уровня радиоактивности.

Создается много низкорадиоактивных отходов, подлежащих удалению, на заводах по переработке урановой руды, в исследовательских лабораториях, в системах охлаждения и промывки атомных реакторов, в больницах, отходосжигательных печах и системах вентиляции зданий. Загрязнение этого типа обычно является легким, однако объем загрязненных отходов весьма велик.

- Отходы высокого уровня радиоактивности.

Высокорадиоактивные отходы представляют собой использованное («отработавшее») топливо из ядерных реакторов, а также агрессивные жидкости, остающиеся после переработки такого топлива с целью извлечения плутония и урана. Объем высокорадиоактивных отходов относительно мал, но большая их часть остается радиоактивной в течение долгого времени.

- Отходы промежуточного уровня радиоактивности.

К этой категории относятся разнообразные типы отходов, не попадающие ни в одну из двух категорий, отмеченных выше. Она включает конструктивные узлы реакторов, материалы, сильно загрязненное оборудование и стоки.

Понятие экономического механизма охраны окружающей природной среды

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается: правовой институт, включающий в себя совокупность правовых норм, регулирующий условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.1

Учитывая что экологические стандарты и нормативы являются мерой сочетания экологических интересов с экономическими, то исходя из этого экономический механизм охраны окружающей природной среды призван создать условия для развития как у производителей, так и граждан бережного отношения к природе, выработавать у субъектов права отношение, такое как - не надо вредить окружающей среде так как, тем самым вы вредите самим себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования при размещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственных объектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.

Формирование нового экономического механизма природопользования и финансирования природоохранных мер при переходе к рыночным отношениям должно, - наверное стать органической составной системой управления и регулирования экономики.

Платежи на основании письма МНС РФ2 за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде взимаются с предприятий независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности3 .

Учитывая местные условия, областные администрации могут освобождать предприятия, организации и учреждения от платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, производимых в границах предельно допустимых выбросов и сбросов.

Размеры платежей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками устанавливаются платы за эти выбросы и количества использованного горючего.

Лимиты сбросов загрязняющих веществ в поверхностные воды местного значения и размещения отходов, приводящих к загрязнению природных ресурсов, устанавливаются для предприятий по предоставлению органов Министерства охраны окружающей природной среды Нормативом платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов является размер платы за одну тонну конкретного загрязняющего вещества или класса загрязняющего вещества.

За выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов в пределах установленных лимитов устанавливаются базовые нормативы платы и коэффициенты, учитывающие территориальные экологические особенности.

За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливается повышенный размер платы на основании базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих территориальные экологические особенности, и коэффициентов кратности платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

В случае отсутствия на предприятии утвержденных в установленном порядке лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов, платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов взимаются как сверхлимитные.

биосфера водный отходы природная

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды заключаются в том, что должно производиться:

1.Планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

2.Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

3.Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

4.Предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

5.Возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Финансирование экономического механизма

Планирование и финансирование материально – технического обеспечения мероприятий по охране окружающей среды

1. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

2. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды производится за счет:

- средств предприятий, учреждений и организаций;

- федерального, областных, местных экологических фондов;

- фондов экологического страхования;

- кредитов банков;

- добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  794  795  796   ..

 

Федеральный округ Площадь территории, тыс. км2 Население, млн. чел. Среднее многолетнее значение водных ресурсов, км3 /год Водные ресурсы 2007 г., км3 /год Отклонение от среднего многолетнего значения, % Водообеспеченность местными водными ресурсами
м3 тыс. м3 /год на чел.
Северо-Западный 1687 13,5 607,4 712,3 17,3 422,2 52,8
Центральный 650,2 37,2 126,5 124,8 -1,3 191,9 3,4
Приволжский 1037 30,2 271,3 331,6 22,2 319,8 11,0
Южный 591,3 22,8 309 358,4 16 606,1 15,7
Уральский 1818,5 12,2 597,3 728,5 22 400,6 59,7
Сибирский 5145 19,6 1321,1 1525 15,4 296,4 77,8
Дальневосточный 6169,3 6,5 1847,8 2013,7 9 326,4 309,8
Российская Федерация 17098,3 142 4258,6 4883,6 14,7 285,6 34,4