Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  412  413  414   ..

 

 

Обеспечение природоохранных мероприятий на ОАО "Тулачермет"

Обеспечение природоохранных мероприятий на ОАО "Тулачермет"

Федеральное агентство по образованию РФ

Территории, входящие в ЦФО Выбросы (тыс. т) стационарных источников по годам
2004 2005 2006 2007
Белгородская область 94,1 99,9 101,2 103,2
Брянская область 43,4 41,3 35,6 31,5
Владимирская область 53,3 49,1 47,2 45,3
Воронежская область 60,5 56,2 53,2 51,2
Ивановская область 39,0 41,4 40,3 38,2
Калужская область 14,9 14,1 13,9 13,1
Костромская область 55,2 49,4 45,6 42,3
Курская область 30,5 28,9 26,3 23,4
Липецкая область 388,3 407,4 409,3 411,3
г. Москва 108,0 93,1 91,6 90,5
Московская область 286,7 333,6 335,1 337,1
Тверская область 24,9 49,7 51,3 54,8
Тульская область 208,1 168,7 156,4 153,5
Ярославская область 87,4 83,6 84,3 82,3
Загрязняющие вещества 2001 2002 2003 2004
Всего в том числе: 19,1 19,5 19,8 20,5
Твердые вещества 3,0 2,9 2,9 2,9
Газообразные и жидкие вещества: 16,1 16,5 16,9 17,6
Диоксид серы 5,3 5,0 5,0 4,8
Оксиды азота 1,7 1,6 1,7 1,6
Оксид углерода 5,1 5,9 5,9 6,8
Углеводороды (без летучих органических соединений) 2,7 2,7 2,8 2,8
Летучие органические соединения 1,1 1,2 1,4 1,4
Отрасли промышленности Выбросы загрязняющих веществ (тыс. т)
Прочие 102,93
Цветная металлургия 3,349
Легкая промышленность 8,608
Лесная и деревообрабатывающая 14,054
Пищевая промышленность 54,308
Химическая промышленность 61,622
Машиностроение и металлообработка 81,957
Промышленность строительных материалов 97,46
Топливная промышленность 120,94
Электро- и теплоэнергетика 150
Черная металлургия 150
Территория, входящая в ЦФО Выбросы (тыс.т) Нагрузка загрязняющих веществ
т/км2 кг/человека в год
Белгородская область 99,926 3,69 66,71
Брянская область 41,256 1,18 29,22
Владимирская область 49,1 1,69 30,92
Воронежская область 56,207 1,08 23,03
Ивановская область 41,355 1,93 34,32
Калужская область 14,079 0,47 13,17
Костромская область 49,404 0,82 61,22
Курская область 28,900 0,96 22,49
Липецкая область 407,445 16,98 331,53
г. Москва 93,103 84,64 10,89
Московская область 333,600 7,28 51,95
Орловская область 14,269 0,58 15,68
Рязанская область 121,413 3,07 96,59
Смоленская область 35,273 0,71 30,67
Тамбовская область 23,100 0,67 18,20
Тверская область 49,734 0,59 30,11
Тульская область 168,700 6,56 99,82
Ярославская область 83,600 2,31 60,23
Всего по ЦФО 1710,56 2,63 46,41
Органы и системы органов Город Тульской области
Новомосковск Алексин Суворов Щекино Ефремов Тула
Дыхательная 13,33 5,89 7,63 5,34 9,46 5,53
Сердечно-сосудистая 0,06 0,02 0,07 0,04 0,03 0,34
Иммунная 5,33 0 1,67 1,67 4,67 1,67
Печень 0,31 0,07 0,02 0,13 0,20 0,25
Кровь 0,06 0,02 0,07 0,04 0,03 0,17
ЦНС 0,37 0,10 0,11 0,50 0,26 0,43
Развитие 0,31 0,08 0,04 0,47 0,23 0,10
Почки 0,31 0,07 0,02 0,13 0,23 0,25
Территория Максималь-ные концентра-ции, (мг/м3 Дополнительное к смертности количество смертей (на 100 тыс. нас.) Дополнительное количество смертей от респи-раторных заболеваний (на 100 тыс. нас.) Дополнительное количество смертей от сердечно-сосудистых заб. (на 100 тыс. нас.)

Серы

РМ 10(мик-рон) Серы диок-сида РМ 10 Серы диоксида РМ 10 Серы диоксида РМ 10
Новомосковск 0,24 0,55 267 714 22 73 255 520
Алексин 0,31 0,25 382 389 24 28 297 213
Суворов 0,23 0,32 287 472 10 20 160 171
Ефремов 0,11 0,63 113 772 10 45 102 539
Тула 0,12 0,06 124 72 8 5 116 50
Одоев 0,09 - 127 - 6 - 5 -
Щекино - 0,66 - 1014 - 58 - 475
Районы города Значения Ксум в пределах района Характерные для района загрязняющие вещества (в порядке убывания концентрации в атмосфере)
Зареченский 2,35 - 24,5 пыль неорганическая +пыль, оксид железа, азота диоксид, свинец и его неорганические соединения, хром шестивалентный, меди оксид, пентоксид ванадия, оксид алюминия, углерода оксид, сероводород, никеля оксид
Привокзальный 5,96 -34,6 оксид марганца, пыль, оксид углерода, сероводород, свинец, диоксид азота, ксилол, оксид железа
Пролетарский 6,42 -32,9 оксид железа, оксид никеля, диоксид азота, оксид марганца, оксид алюминия, оксид меди,
Советский 5,77 - 12,6 оксид железа, азота диоксид, пыль, алюминия оксид, свинец и его неорганические соединения, хром шестивалентный,
Центральный 2,81 - 12,4 оксид углерода, оксид железа, оксид марганца, сероводород, оксид алюминия, хром шестивалентный, никеля оксид, пентоксид ванадия, пыль, ангидрид сернистый, ксилол
Показатели Годы
2004 2005 2006 2007
Бактериологические 80,6 56,8 63,5 63,5
Химические 80,5 60,3 94,6 95,0

Административный

Категории загрязнения почв, Zc
более 128 128...64 64...32
Зареченский 2,77 (7,7) 7,70 (21,3) 6,23 (17,0)
Привокзальный нет 3,36 (5,8) 11,79 (20,3)
Пролетарский 1,81 (3,7) 15,02 (31,0) 13,15 (27,1)
Советский нет 3,54 (48,3) 1,72 (23,5)
Центральный 0,04 (0,08) 4,21 (9,4) 11,57 (25,9)

Таблица 12

Валовые выделения примесей на литейном дворе

Способы Схема технологического процесса Особенности и преимущества

Классификация в гидроциклоне

Отделение частиц, содержащих свинец и цинк, - изготовление миниокатышей - спекание на агломашине

Продукт после удаления 60-80% цинка применяется как компонент аглошихты. В процессе агломерации используется углерод, содержащийся в пыли
Получение окатышей:
а) миниокатышей Обезвоживание, смешивание- окомкование- спекание на агломашине Использование миниокатышей предотвращает снижение газопроницаемости шихты при производстве агломерата
б) хлорированных неофлюсованных Окислительный обжиг исходного материала- смешивание- окомкование- обжиг Возможность использования пыли разного происхождения. Высокая степень очистки от цинка и других примесей
в) металлизованных Обезвоживание- смешивание- окомкование-востановительный обжиг-доменная (или электросталеплавильная) печь Высокая степень очистки от цинка, свинца, соединений щелочных металлов. Снижение расхода кокса в доменной печи. Создание бескоксовой металлургии.
г) без обжиговых Обезвоживание- смешивание со связующим – окомкование – сушка - доменная печь или конвертер Низкие капитальные затраты из-за отсутствия обжигового оборудования
Объем печи,м куб. Производительность печи, т /сут Количество примесей кг /т чугуна
пыли СО SO2
1033 1513 2000 2700 5000 1720 2520 4350 5500 11500 0.7 0.6 0.5 0.4 0.4 1.1 0.95 0.85 0.70 0.70 0.165 0.15 0.13 0.115 0.11

Можно сказать, что введение данных установок несколько изменило экологическую ситуацию. Но для того, чтобы ситуация не изменилась нужно постоянно поддерживать это оборудование в рабочем состоянии.

Выбросы в атмосферу наиболее распространенных, загрязняющих атмосферу веществ, заметно сократились в 2005 году по сравнению с предыдущими годами: оксид углерода – с 19 до 18 тыс. тонн, диоксид серы –

с 23 до 18 тыс. тонн, углеводороды – с 71 до 66 тыс.тонн. Введенные установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов значительно увеличили свои показатели – с 621,4 до 1260 тыс. м3 газа за час.

Также на предприятии решены вопросы переработки и утилизации доменного шлака, отработанных масел, автошин, аккумуляторов, ртутьсодержащих люминесцентных ламп. Огненно-жидкий шлак, образующийся при выплавке чугуна, перерабатывается и реализуется предприятиям стройиндустрии в виде шлакового щебня и гранулированного шлака.

В условиях острого дефицита финансовых средств большой ошибкой было бы намерение решить все проблемы одновременно, ожидать мгновенного результата. Следует, поэтому, правильно определить важнейшие экологические приоритеты, путем программно-целевого планирования и финансирования постепенно перейти от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению. Для управления сбалансированным развитием системы "природа-хозяйство-население" предполагается разработка целевой комплексной программы в качестве механизма реализации экологической политики. Главной задачей программы является формирование городской политики практических природоохранных мер на ближайшую и отдаленную перспективу в условиях рыночной экономики. На основе этой программы будут приниматься соответствующие управленческие решения.

В плане ближайших 2-3 лет администрацией города определено то, что следует сделать, прежде всего, для улучшения среды обитания человека. Это проведение следующих требований, таких как:

1) разработка и организация экологического мониторинга, мониторинга источников воздействия на среду с условием централизованного сбора и комплексного анализа информации; система информации должна быть закреплена решением администрации и городскими законодательными актами с созданием службы информации;

2) жесткие требования к предприятиям в отношении соблюдения технологических нормативов (административные и фискальные);

3) ужесточение контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ и безусловное применение экономических санкций;

4) введение повышенных требований и нормативов для предприятий, выбрасывающих тяжелые металлы;

5) проверка современности технологий производств и сооружений отрасли;

6) разработка мероприятий по рационализации автомобильного движения;

7) принятие мер по завершению строительства и пуску Окского водозабора;

8) реконструкция городских очистных сооружений со строительством цеха механического обезвоживания.

Следует отметить, что сокращение выбросов вредных веществ, безусловно, изменило ситуацию к лучшему, но масса уже накопленных токсичных продуктов (в почвах, воде, донных осадках) будет продолжать действовать и оказывать свое пагубное влияние на следующие поколения.

Понадобятся годы последовательной и упорной работы, чтобы полностью компенсировать негативное воздействие городской среды обитания на население. В связи с этим при осуществлении всех аспектов природоохранной деятельности исключительно важным является стабильность управления. Частая смена управленческих структур не способствует проведению планомерной природоохранной работе.

Администрация города призывает все население и, в первую очередь, общественные организации (как выразителей мнения большинства жителей г. Тулы) принять посильное участие в борьбе за оздоровление окружающей среды, хорошо понимая, что вопросы защиты окружающей среды и улучшения качества жизни населения успешнее всего решаются при практическом участии всех граждан, как в городе, так и на предприятиях. Ведь многое можно достичь просто благодаря нормальному ведению хозяйства, честному отношению к работе - лучшей эксплуатации рабочего оборудования, борьбе с утечками загрязняющих веществ. Все эти меры являются эффективными и беспроигрышными, они повысят экономические результаты деятельности предприятия и снизят уровень причиняемого ими экологического ущерба.

В свою очередь администрация города обязуется публиковать информацию об экологическом состоянии города и основных загрязнителях.


Глава 4. Разработка бизнес-плана.

В результате производственной деятельности ОАО «Тулачермет», сложилась неблагоприятная экологическая обстановка на территориях, прилегающих к заводу. Образующиеся шлаки из-за несоответствия существующим стандартам, не находят применения. Шлаковые терриконы ежегодно возрастают, занимая свободные территории. Для устранения этих серьезных последствий решено инвестировать средства в переработку отходов, образующихся в результате деятельности предприятия. То есть использовать отходы шлакопереработки в промышленных целях, например, для производства песка.

Для этих целей разработаем бизнес-план по переработке шлаков и производству песка. На подготовку и реализацию данного производства затрачено 19200 тысяч рублей.

В таблице, представленной ниже, приведен следующий перечень затрат:

Виды затрат

Годы

1 2

Итого
Капитальные вложения 5400 т.р. 12600 т.р. 18000 т.р.
Вложения в оборотные активы - 9 млн. 9 млн.
Вложения в нематериальные активы - 2700 т.р. 2700 т.р.
Итого 5400 т.р. 24300 29700

Полная себестоимость тонны продукции составляет 3075 р., цена тонны продукции 3705 р. Составим таблицу, в которой рассчитаем и укажем, ожидаемые результаты от реализации проекта.

Показатели Годы
3 4 5 6
Объем отходов 12000 22500 22500 22500
Объем реализации 44460 56250 56250 56250
Себестоимость 36900 56250 56250 56250
Балансовая прибыль 7560 9450
Налог на прибыль 1814.4 2268 2268 2268
Чистая прибыль 5745.6 8682 8682 8682
Рентабельность 0.155 0.154 0.154 0.154

Помимо чистой прибыли, которая будет полностью направлена в качестве инвестиций на погашение единовременных затрат и на эти же цели будут идти амортизационные отчисления.

АО = капитальные вложения + вложения в нематериальные активы

Н- среднегодовая норма амортизацационных отчислений в % (33.3%)

АО = (18000 + 2700) ∙ 33,3/100 = 6893,1 т.р.

Тогда годовые затраты на переработку отходов составят:

Показатели Годы
3 4 5 6
Затраты 36900 49356,9 49356,9 49356,9
Амортизационные отчисления 6893,1
Затраты без амортизации 30006,9 42463,8 42463,8 42463,8

Расчет показателей экономической эффективности проекта осуществляется на основе табличных данных денежных потоков, где отражается с одной стороны поступление средств на инвестирование проекта, а с другой стороны их расходование на реализацию проекта.

Показатели Годы
1 2 3 4 5 6
Поступления от продаж - - 44460 55575 55575 55575
Затраты на производство и реализацию - - 34312.5 43537.5 43537.5 49356.9
Налоги от производства - - 1814.4 2268 2268 2268
Затраты на приобр 5400 24300
Другие издержки подг. периода -5400 -24300
Выплаты дивидендов от финансовой деятельности:
-баланс на начало периода - -5400 -24300 8333.1 9769.5 9769.5
-баланс на конец периода -5400 -24300 -14680 36726.9 45310.5 53266.6
- баланс нарастающим итогом -5400 -29700 -38980 -45060 -55080 63035.6

Рассчитаем основные показатели финансовой реализации проекта.

Расчет NPV

Показатели Годы
1 2 3 4 5 6
Баланс на конец периода -5400 -24300 8333.1 9769.5 9769.5 9769.5
(1+r)-t Р(r=12%) 1.33 1.2 1.065 0.985 0.955 0.765
Дискон. ден. поток на кап. -4806 -19440 5916.45 6154.8 6568.6 5982.4
NPV -4806 -24236 -18319.55 -12164.7 -5596.15

386.25

Период окупаемости данного инвестиционного проекта 6 лет

Индекс рентабельности = (5916,45 + 6154,8 + 6568,6 + 5982,4)/(- 4806 -19440) = 1,01

Рассчитаем внутреннюю норму доходности. Внутренняя норма доходности IRR-специализированная ставка дисконтирования, при которой сумма поступлений и затрат денежных средств дает нулевую чистую текущую стоимость.

Внутреннюю норму доходности рассчитаем с помощью графического метода.

Так как IRR=25% >I=12% - проект целесообразен.

Показатели Годы
1 2 3 4 5 6
Денежный поток на конец пери -5400 -24300 8333.1 9769.5 9769.5 9769.5
(1+0.12)- t 0.89 0.8 0.71 0.63 0.57 0.51
Диск. ден. поток, при I=12% -4806 -19440 5916.5 6154.7 5568.6
(1+0.2)- t 0.83 0.69 0.58 0.48 0.4 0.33
Диск. ден. поток, при I=20% -4482 -16767 4833.1 4689.36 3907.8 3223.9
(1+0.3)- t 0.77 0.59 0.46 0.35 0.27
Диск. ден. поток, при I=30% -4158 -14337 3833.2 3419.3 2637.7

Далее сведем все рассчитанные показатели в таблицу.

Наименование показателей Единица измерения Расчетная величина Условие эффективности реализации проекта Соблюдения условий
NPV т. р. 1156,6 >0 1156,6>0
Период окупаемости годы 6
Индекс рентабельности доли 1.01 >0 >0
Внутренняя норма доходности % 25 >0 >12

Из всех выше проделанных расчетов можно сделать следующие выводы. Совокупность показателей, отражающих эффективность инвестиционного проекта, указывает на возможность принятия данного проекта к реализации, так как:

− чистый приведенный доход - больше нуля;

− индекс рентабельности - больше процентной ставки по кредитам;

− срок окупаемости - экономически минимален;

− внутренняя норма доходности – больше нуля.

Проект позволяет городским властям, предприятиям и организациям, предпринимателям и общественности в короткие сроки современными методами решить проблему отходов, экологически оздоровить территории вокруг комплекса и обеспечить ощутимые предпосылки для социального и экономического развития города

Заключение.

Несмотря на негативные тенденции, существуют реальные возможности стабилизации экологической ситуации и поэтапного оздоровления окружающей среды Тульской области и города Тулы. Для осуществления этих возможностей необходим комплекс политических, экономических, административных и организаторских мер, основанных на реальной экологической ситуации в городе и регионе.

Что касается ОАО «Тулачермет», то завод проводит в последние годы высокоэффективные мероприятия, которые имеют экологическую направленность. Созданные очистные сооружения заметно улучшили экологическую обстановку в городе.

На предприятии решены вопросы переработки и утилизации доменного шлака, отработанных масел, автошин, аккумуляторов, ртутьсодержащих люминесцентных ламп. Огненно-жидкий шлак, образующийся при выплавке чугуна, перерабатывается и реализуется предприятиям стройиндустрии в виде шлакового щебня и гранулированного шлака.

В условиях острого дефицита финансовых средств большой ошибкой было бы намерение решить все проблемы одновременно, ожидать мгновенного результата. Следует, поэтому, правильно определить важнейшие экологические приоритеты, путем программно-целевого планирования и финансирования постепенно перейти от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению.

Для управления сбалансированным развитием системы «природа-хозяйство-население» предполагается разработка целевой комплексной программы в качестве механизма реализации экологической политики. Главной задачей программы является формирование городской политики практических природоохранных мер на ближайшую и отдаленную перспективу в условиях рыночной экономики. На основе этой программы будут приниматься соответствующие управленческие решения.

В плане ближайших 2-3 лет администрацией города определено то, что следует сделать, прежде всего для улучшения среды обитания человека. Это:

− разработка и организация экологического мониторинга, мониторинга источников воздействия на среду с условием централизованного сбора и комплексного анализа информации; система информации должна быть закреплена решением администрации и городскими законодательными актами с созданием службы информации;

− жесткие требования к предприятиям в отношении соблюдения технологических нормативов (административные и фискальные);

− ужесточение контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ и безусловное применение экономических санкций;

− введение повышенных требований и нормативов для предприятий, выбрасывающих тяжелые металлы;

− проверка современности технологий производств и сооружений отрасли;

− разработка мероприятий по рационализации автомобильного движения;

− принятие мер по завершению строительства и пуску Окского водозабора;

− реконструкция городских очистных сооружений со строительством цеха механического обезвоживания.

Администрацией города Тулы и Областным комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов принимаются большие усилия по решению таких проблемных вопросов, как загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, ликвидация токсичных выбросов и отходов, развитие и озеленение Тулы, и других; проведению первоочередных мероприятий по экологическому оздоровлению Тулы, улучшению медико-демографических показателей здоровья населения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Статистический сборник/Ростат. - М., 2006 – 819 с.

2. Статистический сборник/Туластат: Т., 2006.- 308 с.

3. Тульский экологический бюллетень – 2007. выпуск 1, выпуск 2. −

Тула: «Инфра», 2007. – 344 с.

4. В.Е. Василенко, А.А. Попов, В.Ю. Пушкарев Чем мы дышим? Источники загрязнения атмосферы в областях Центрального федерального округа. - Экология и жизнь 4(45) 2005.

5. Вестник Совета Федерации , № 3

6. Здоровье населения и среда обитания. - №5,2005 г.

7. Иватанов Н.П. Методические указания по выполнению КР и ККР по курсу «Инвестиционные стратегии и инвестиции». – Тула, 2003 г.

8. Известия Академии Промышленной Экологии, № 1 /2005 г.

9. Экология и промышленность России, июнь 2005 г.

10. Экология и жизнь, 4/54,2005 г.

11. Экология и жизнь, 5/45,2005 г.

12. www. ecolife. Ru

13. www. kipia. ru

14. www. recyclers. ru

15.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  412  413  414   ..