Федеральное агентство по образованию РФ
Территории, входящие в ЦФО
|
Выбросы (тыс. т) стационарных источников по годам
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Белгородская область |
94,1 |
99,9 |
101,2 |
103,2 |
Брянская область |
43,4 |
41,3 |
35,6 |
31,5 |
Владимирская область |
53,3 |
49,1 |
47,2 |
45,3 |
Воронежская область |
60,5 |
56,2 |
53,2 |
51,2 |
Ивановская область |
39,0 |
41,4 |
40,3 |
38,2 |
Калужская область |
14,9 |
14,1 |
13,9 |
13,1 |
Костромская область |
55,2 |
49,4 |
45,6 |
42,3 |
Курская область |
30,5 |
28,9 |
26,3 |
23,4 |
Липецкая область |
388,3 |
407,4 |
409,3 |
411,3 |
г. Москва |
108,0 |
93,1 |
91,6 |
90,5 |
Московская область |
286,7 |
333,6 |
335,1 |
337,1 |
Тверская область |
24,9 |
49,7 |
51,3 |
54,8 |
Тульская область |
208,1 |
168,7 |
156,4 |
153,5 |
Ярославская область |
87,4 |
83,6 |
84,3 |
82,3 |
Загрязняющие вещества
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Всего в том числе: |
19,1 |
19,5 |
19,8 |
20,5 |
Твердые вещества |
3,0 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
Газообразные и жидкие вещества: |
16,1 |
16,5 |
16,9 |
17,6 |
Диоксид серы |
5,3 |
5,0 |
5,0 |
4,8 |
Оксиды азота |
1,7 |
1,6 |
1,7 |
1,6 |
Оксид углерода |
5,1 |
5,9 |
5,9 |
6,8 |
Углеводороды (без летучих органических соединений) |
2,7 |
2,7 |
2,8 |
2,8 |
Летучие органические соединения |
1,1 |
1,2 |
1,4 |
1,4 |
Отрасли промышленности
|
Выбросы загрязняющих веществ (тыс. т)
|
Прочие |
102,93 |
Цветная металлургия |
3,349 |
Легкая промышленность |
8,608 |
Лесная и деревообрабатывающая |
14,054 |
Пищевая промышленность |
54,308 |
Химическая промышленность |
61,622 |
Машиностроение и металлообработка |
81,957 |
Промышленность строительных материалов |
97,46 |
Топливная промышленность |
120,94 |
Электро- и теплоэнергетика |
150 |
Черная металлургия |
150 |
Территория, входящая в ЦФО
|
Выбросы (тыс.т)
|
Нагрузка загрязняющих веществ
|
т/км2
|
кг/человека в год
|
Белгородская область |
99,926 |
3,69 |
66,71 |
Брянская область |
41,256 |
1,18 |
29,22 |
Владимирская область |
49,1 |
1,69 |
30,92 |
Воронежская область |
56,207 |
1,08 |
23,03 |
Ивановская область |
41,355 |
1,93 |
34,32 |
Калужская область |
14,079 |
0,47 |
13,17 |
Костромская область |
49,404 |
0,82 |
61,22 |
Курская область |
28,900 |
0,96 |
22,49 |
Липецкая область |
407,445 |
16,98 |
331,53 |
г. Москва |
93,103 |
84,64 |
10,89 |
Московская область |
333,600 |
7,28 |
51,95 |
Орловская область |
14,269 |
0,58 |
15,68 |
Рязанская область |
121,413 |
3,07 |
96,59 |
Смоленская область |
35,273 |
0,71 |
30,67 |
Тамбовская область |
23,100 |
0,67 |
18,20 |
Тверская область |
49,734 |
0,59 |
30,11 |
Тульская область |
168,700 |
6,56 |
99,82 |
Ярославская область |
83,600 |
2,31 |
60,23 |
Всего по ЦФО |
1710,56 |
2,63 |
46,41 |
Органы и системы органов
|
Город Тульской области
|
Новомосковск
|
Алексин
|
Суворов
|
Щекино
|
Ефремов
|
Тула
|
Дыхательная |
13,33 |
5,89 |
7,63 |
5,34 |
9,46 |
5,53 |
Сердечно-сосудистая |
0,06 |
0,02 |
0,07 |
0,04 |
0,03 |
0,34 |
Иммунная |
5,33 |
0 |
1,67 |
1,67 |
4,67 |
1,67 |
Печень |
0,31 |
0,07 |
0,02 |
0,13 |
0,20 |
0,25 |
Кровь |
0,06 |
0,02 |
0,07 |
0,04 |
0,03 |
0,17 |
ЦНС |
0,37 |
0,10 |
0,11 |
0,50 |
0,26 |
0,43 |
Развитие |
0,31 |
0,08 |
0,04 |
0,47 |
0,23 |
0,10 |
Почки |
0,31 |
0,07 |
0,02 |
0,13 |
0,23 |
0,25 |
Территория
|
Максималь-ные концентра-ции, (мг/м3
|
Дополнительное к смертности количество смертей (на 100 тыс. нас.)
|
Дополнительное количество смертей от респи-раторных заболеваний (на 100 тыс. нас.)
|
Дополнительное количество смертей от сердечно-сосудистых заб. (на 100 тыс. нас.)
|
Серы
|
РМ 10(мик-рон)
|
Серы диок-сида
|
РМ 10
|
Серы диоксида
|
РМ 10
|
Серы диоксида
|
РМ 10
|
Новомосковск |
0,24 |
0,55 |
267 |
714 |
22 |
73 |
255 |
520 |
Алексин |
0,31 |
0,25 |
382 |
389 |
24 |
28 |
297 |
213 |
Суворов |
0,23 |
0,32 |
287 |
472 |
10 |
20 |
160 |
171 |
Ефремов |
0,11 |
0,63 |
113 |
772 |
10 |
45 |
102 |
539 |
Тула |
0,12 |
0,06 |
124 |
72 |
8 |
5 |
116 |
50 |
Одоев |
0,09 |
- |
127 |
- |
6 |
- |
5 |
- |
Щекино |
- |
0,66 |
- |
1014 |
- |
58 |
- |
475 |
Районы города |
Значения Ксум
в пределах района |
Характерные для района загрязняющие вещества (в порядке убывания концентрации в атмосфере) |
Зареченский |
2,35 - 24,5 |
пыль неорганическая +пыль, оксид железа, азота диоксид, свинец и его неорганические соединения, хром шестивалентный, меди оксид, пентоксид ванадия, оксид алюминия, углерода оксид, сероводород, никеля оксид |
Привокзальный |
5,96 -34,6 |
оксид марганца, пыль, оксид углерода, сероводород, свинец, диоксид азота, ксилол, оксид железа |
Пролетарский |
6,42 -32,9 |
оксид железа, оксид никеля, диоксид азота, оксид марганца, оксид алюминия, оксид меди, |
Советский |
5,77 - 12,6 |
оксид железа, азота диоксид, пыль, алюминия оксид, свинец и его неорганические соединения, хром шестивалентный, |
Центральный |
2,81 - 12,4 |
оксид углерода, оксид железа, оксид марганца, сероводород, оксид алюминия, хром шестивалентный, никеля оксид, пентоксид ванадия, пыль, ангидрид сернистый, ксилол |
Показатели
|
Годы
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
Бактериологические |
80,6 |
56,8 |
63,5 |
63,5 |
Химические |
80,5 |
60,3 |
94,6 |
95,0 |
Административный
|
Категории загрязнения почв, Zc
|
более 128
|
128...64
|
64...32
|
Зареченский |
2,77 (7,7) |
7,70 (21,3) |
6,23 (17,0) |
Привокзальный |
нет |
3,36 (5,8) |
11,79 (20,3) |
Пролетарский |
1,81 (3,7) |
15,02 (31,0) |
13,15 (27,1) |
Советский |
нет |
3,54 (48,3) |
1,72 (23,5) |
Центральный |
0,04 (0,08) |
4,21 (9,4) |
11,57 (25,9) |
Способы |
Схема технологического процесса |
Особенности и преимущества |
Классификация в гидроциклоне
|
Отделение частиц, содержащих свинец и цинк, - изготовление миниокатышей - спекание на агломашине
|
Продукт после удаления 60-80% цинка применяется как компонент аглошихты. В процессе агломерации используется углерод, содержащийся в пыли |
Получение окатышей: |
а) миниокатышей |
Обезвоживание, смешивание- окомкование- спекание на агломашине |
Использование миниокатышей предотвращает снижение газопроницаемости шихты при производстве агломерата |
б) хлорированных неофлюсованных |
Окислительный обжиг исходного материала- смешивание- окомкование- обжиг |
Возможность использования пыли разного происхождения. Высокая степень очистки от цинка и других примесей |
в) металлизованных |
Обезвоживание- смешивание- окомкование-востановительный обжиг-доменная (или электросталеплавильная) печь |
Высокая степень очистки от цинка, свинца, соединений щелочных металлов. Снижение расхода кокса в доменной печи. Создание бескоксовой металлургии. |
г) без обжиговых |
Обезвоживание- смешивание со связующим – окомкование – сушка - доменная печь или конвертер |
Низкие капитальные затраты из-за отсутствия обжигового оборудования |
Таблица 12
Валовые выделения примесей на литейном дворе
Объем печи,м куб. |
Производительность печи, т /сут |
Количество примесей кг /т чугуна |
пыли |
СО |
SO2 |
1033 1513 2000 2700 5000 |
1720 2520 4350 5500 11500 |
0.7 0.6 0.5 0.4 0.4 |
1.1 0.95 0.85 0.70 0.70 |
0.165 0.15 0.13 0.115 0.11 |
Можно сказать, что введение данных установок несколько изменило экологическую ситуацию. Но для того, чтобы ситуация не изменилась нужно постоянно поддерживать это оборудование в рабочем состоянии.
Выбросы в атмосферу наиболее распространенных, загрязняющих атмосферу веществ, заметно сократились в 2005 году по сравнению с предыдущими годами: оксид углерода – с 19 до 18 тыс. тонн, диоксид серы –
с 23 до 18 тыс. тонн, углеводороды – с 71 до 66 тыс.тонн. Введенные установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов значительно увеличили свои показатели – с 621,4 до 1260 тыс. м3
газа за час.
Также на предприятии решены вопросы переработки и утилизации доменного шлака, отработанных масел, автошин, аккумуляторов, ртутьсодержащих люминесцентных ламп. Огненно-жидкий шлак, образующийся при выплавке чугуна, перерабатывается и реализуется предприятиям стройиндустрии в виде шлакового щебня и гранулированного шлака.
В условиях острого дефицита финансовых средств большой ошибкой было бы намерение решить все проблемы одновременно, ожидать мгновенного результата. Следует, поэтому, правильно определить важнейшие экологические приоритеты, путем программно-целевого планирования и финансирования постепенно перейти от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению. Для управления сбалансированным развитием системы "природа-хозяйство-население" предполагается разработка целевой комплексной программы в качестве механизма реализации экологической политики. Главной задачей программы является формирование городской политики практических природоохранных мер на ближайшую и отдаленную перспективу в условиях рыночной экономики. На основе этой программы будут приниматься соответствующие управленческие решения.
В плане ближайших 2-3 лет администрацией города определено то, что следует сделать, прежде всего, для улучшения среды обитания человека. Это проведение следующих требований, таких как:
1) разработка и организация экологического мониторинга, мониторинга источников воздействия на среду с условием централизованного сбора и комплексного анализа информации; система информации должна быть закреплена решением администрации и городскими законодательными актами с созданием службы информации;
2) жесткие требования к предприятиям в отношении соблюдения технологических нормативов (административные и фискальные);
3) ужесточение контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ и безусловное применение экономических санкций;
4) введение повышенных требований и нормативов для предприятий, выбрасывающих тяжелые металлы;
5) проверка современности технологий производств и сооружений отрасли;
6) разработка мероприятий по рационализации автомобильного движения;
7) принятие мер по завершению строительства и пуску Окского водозабора;
8) реконструкция городских очистных сооружений со строительством цеха механического обезвоживания.
Следует отметить, что сокращение выбросов вредных веществ, безусловно, изменило ситуацию к лучшему, но масса уже накопленных токсичных продуктов (в почвах, воде, донных осадках) будет продолжать действовать и оказывать свое пагубное влияние на следующие поколения.
Понадобятся годы последовательной и упорной работы, чтобы полностью компенсировать негативное воздействие городской среды обитания на население. В связи с этим при осуществлении всех аспектов природоохранной деятельности исключительно важным является стабильность управления. Частая смена управленческих структур не способствует проведению планомерной природоохранной работе.
Администрация города призывает все население и, в первую очередь, общественные организации (как выразителей мнения большинства жителей г. Тулы) принять посильное участие в борьбе за оздоровление окружающей среды, хорошо понимая, что вопросы защиты окружающей среды и улучшения качества жизни населения успешнее всего решаются при практическом участии всех граждан, как в городе, так и на предприятиях. Ведь многое можно достичь просто благодаря нормальному ведению хозяйства, честному отношению к работе - лучшей эксплуатации рабочего оборудования, борьбе с утечками загрязняющих веществ. Все эти меры являются эффективными и беспроигрышными, они повысят экономические результаты деятельности предприятия и снизят уровень причиняемого ими экологического ущерба.
В свою очередь администрация города обязуется публиковать информацию об экологическом состоянии города и основных загрязнителях.
Глава 4. Разработка бизнес-плана.
В результате производственной деятельности ОАО «Тулачермет», сложилась неблагоприятная экологическая обстановка на территориях, прилегающих к заводу. Образующиеся шлаки из-за несоответствия существующим стандартам, не находят применения. Шлаковые терриконы ежегодно возрастают, занимая свободные территории. Для устранения этих серьезных последствий решено инвестировать средства в переработку отходов, образующихся в результате деятельности предприятия. То есть использовать отходы шлакопереработки в промышленных целях, например, для производства песка.
Для этих целей разработаем бизнес-план по переработке шлаков и производству песка. На подготовку и реализацию данного производства затрачено 19200 тысяч рублей.
В таблице, представленной ниже, приведен следующий перечень затрат:
Виды затрат
|
Годы
1 2
|
Итого
|
Капитальные вложения |
5400 т.р. |
12600 т.р. |
18000 т.р. |
Вложения в оборотные активы |
- |
9 млн. |
9 млн. |
Вложения в нематериальные активы |
- |
2700 т.р. |
2700 т.р. |
Итого |
5400 т.р. |
24300 |
29700 |
Полная себестоимость тонны продукции составляет 3075 р., цена тонны продукции 3705 р. Составим таблицу, в которой рассчитаем и укажем, ожидаемые результаты от реализации проекта.
Показатели
|
Годы
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Объем отходов |
12000 |
22500 |
22500 |
22500 |
Объем реализации |
44460 |
56250 |
56250 |
56250 |
Себестоимость |
36900 |
56250 |
56250 |
56250 |
Балансовая прибыль |
7560 |
9450 |
Налог на прибыль |
1814.4 |
2268 |
2268 |
2268 |
Чистая прибыль |
5745.6 |
8682 |
8682 |
8682 |
Рентабельность |
0.155 |
0.154 |
0.154 |
0.154 |
Помимо чистой прибыли, которая будет полностью направлена в качестве инвестиций на погашение единовременных затрат и на эти же цели будут идти амортизационные отчисления.
АО = капитальные вложения + вложения в нематериальные активы
Н- среднегодовая норма амортизацационных отчислений в % (33.3%)
АО = (18000 + 2700) ∙ 33,3/100 = 6893,1 т.р.
Тогда годовые затраты на переработку отходов составят:
Показатели
|
Годы
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Затраты |
36900 |
49356,9 |
49356,9 |
49356,9 |
Амортизационные отчисления |
6893,1 |
Затраты без амортизации |
30006,9 |
42463,8 |
42463,8 |
42463,8 |
Расчет показателей экономической эффективности проекта осуществляется на основе табличных данных денежных потоков, где отражается с одной стороны поступление средств на инвестирование проекта, а с другой стороны их расходование на реализацию проекта.
Показатели
|
Годы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Поступления от продаж |
- |
- |
44460 |
55575 |
55575 |
55575 |
Затраты на производство и реализацию |
- |
- |
34312.5 |
43537.5 |
43537.5 |
49356.9 |
Налоги от производства |
- |
- |
1814.4 |
2268 |
2268 |
2268 |
Затраты на приобр |
5400 |
24300 |
Другие издержки подг. периода |
-5400 |
-24300 |
Выплаты дивидендов от финансовой деятельности: |
-баланс на начало периода |
- |
-5400 |
-24300 |
8333.1 |
9769.5 |
9769.5 |
-баланс на конец периода |
-5400 |
-24300 |
-14680 |
36726.9 |
45310.5 |
53266.6 |
- баланс нарастающим итогом |
-5400 |
-29700 |
-38980 |
-45060 |
-55080 |
63035.6 |
Рассчитаем основные показатели финансовой реализации проекта.
Расчет
NPV
Показатели
|
Годы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Баланс на конец периода |
-5400 |
-24300 |
8333.1 |
9769.5 |
9769.5 |
9769.5 |
(1+r)-t
Р(r=12%) |
1.33 |
1.2 |
1.065 |
0.985 |
0.955 |
0.765 |
Дискон. ден. поток на кап. |
-4806 |
-19440 |
5916.45 |
6154.8 |
6568.6 |
5982.4 |
NPV |
-4806 |
-24236 |
-18319.55 |
-12164.7 |
-5596.15 |
386.25
|
Период окупаемости данного инвестиционного проекта 6 лет
Индекс рентабельности = (5916,45 + 6154,8 + 6568,6 + 5982,4)/(- 4806 -19440) = 1,01
Рассчитаем внутреннюю норму доходности. Внутренняя норма доходности IRR-специализированная ставка дисконтирования, при которой сумма поступлений и затрат денежных средств дает нулевую чистую текущую стоимость.
Внутреннюю норму доходности рассчитаем с помощью графического метода.
Так как IRR=25% >I=12% - проект целесообразен.
Показатели
|
Годы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Денежный поток на конец пери |
-5400 |
-24300 |
8333.1 |
9769.5 |
9769.5 |
9769.5 |
(1+0.12)-
t
|
0.89 |
0.8 |
0.71 |
0.63 |
0.57 |
0.51 |
Диск. ден. поток, при I=12% |
-4806 |
-19440 |
5916.5 |
6154.7 |
5568.6 |
(1+0.2)-
t
|
0.83 |
0.69 |
0.58 |
0.48 |
0.4 |
0.33 |
Диск. ден. поток, при I=20% |
-4482 |
-16767 |
4833.1 |
4689.36 |
3907.8 |
3223.9 |
(1+0.3)-
t
|
0.77 |
0.59 |
0.46 |
0.35 |
0.27 |
Диск. ден. поток, при I=30% |
-4158 |
-14337 |
3833.2 |
3419.3 |
2637.7 |
Далее сведем все рассчитанные показатели в таблицу.
Наименование показателей
|
Единица измерения
|
Расчетная величина
|
Условие эффективности реализации проекта
|
Соблюдения условий
|
NPV |
т. р. |
1156,6 |
>0 |
1156,6>0 |
Период окупаемости |
годы |
6 |
Индекс рентабельности |
доли |
1.01 |
>0 |
>0 |
Внутренняя норма доходности |
% |
25 |
>0 |
>12 |
Из всех выше проделанных расчетов можно сделать следующие выводы. Совокупность показателей, отражающих эффективность инвестиционного проекта, указывает на возможность принятия данного проекта к реализации, так как:
− чистый приведенный доход - больше нуля;
− индекс рентабельности - больше процентной ставки по кредитам;
− срок окупаемости - экономически минимален;
− внутренняя норма доходности – больше нуля.
Проект позволяет городским властям, предприятиям и организациям, предпринимателям и общественности в короткие сроки современными методами решить проблему отходов, экологически оздоровить территории вокруг комплекса и обеспечить ощутимые предпосылки для социального и экономического развития города
Заключение.
Несмотря на негативные тенденции, существуют реальные возможности стабилизации экологической ситуации и поэтапного оздоровления окружающей среды Тульской области и города Тулы. Для осуществления этих возможностей необходим комплекс политических, экономических, административных и организаторских мер, основанных на реальной экологической ситуации в городе и регионе.
Что касается ОАО «Тулачермет», то завод проводит в последние годы высокоэффективные мероприятия, которые имеют экологическую направленность. Созданные очистные сооружения заметно улучшили экологическую обстановку в городе.
На предприятии решены вопросы переработки и утилизации доменного шлака, отработанных масел, автошин, аккумуляторов, ртутьсодержащих люминесцентных ламп. Огненно-жидкий шлак, образующийся при выплавке чугуна, перерабатывается и реализуется предприятиям стройиндустрии в виде шлакового щебня и гранулированного шлака.
В условиях острого дефицита финансовых средств большой ошибкой было бы намерение решить все проблемы одновременно, ожидать мгновенного результата. Следует, поэтому, правильно определить важнейшие экологические приоритеты, путем программно-целевого планирования и финансирования постепенно перейти от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению.
Для управления сбалансированным развитием системы «природа-хозяйство-население» предполагается разработка целевой комплексной программы в качестве механизма реализации экологической политики. Главной задачей программы является формирование городской политики практических природоохранных мер на ближайшую и отдаленную перспективу в условиях рыночной экономики. На основе этой программы будут приниматься соответствующие управленческие решения.
В плане ближайших 2-3 лет администрацией города определено то, что следует сделать, прежде всего для улучшения среды обитания человека. Это:
− разработка и организация экологического мониторинга, мониторинга источников воздействия на среду с условием централизованного сбора и комплексного анализа информации; система информации должна быть закреплена решением администрации и городскими законодательными актами с созданием службы информации;
− жесткие требования к предприятиям в отношении соблюдения технологических нормативов (административные и фискальные);
− ужесточение контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ и безусловное применение экономических санкций;
− введение повышенных требований и нормативов для предприятий, выбрасывающих тяжелые металлы;
− проверка современности технологий производств и сооружений отрасли;
− разработка мероприятий по рационализации автомобильного движения;
− принятие мер по завершению строительства и пуску Окского водозабора;
− реконструкция городских очистных сооружений со строительством цеха механического обезвоживания.
Администрацией города Тулы и Областным комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов принимаются большие усилия по решению таких проблемных вопросов, как загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, ликвидация токсичных выбросов и отходов, развитие и озеленение Тулы, и других; проведению первоочередных мероприятий по экологическому оздоровлению Тулы, улучшению медико-демографических показателей здоровья населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Статистический сборник/Ростат. - М., 2006 – 819 с.
2.
Статистический сборник/Туластат: Т., 2006.- 308 с.
3.
Тульский экологический бюллетень – 2007. выпуск 1, выпуск 2. −
Тула: «Инфра», 2007. – 344 с.
4.
В.Е. Василенко, А.А. Попов, В.Ю. Пушкарев Чем мы дышим? Источники загрязнения атмосферы в областях Центрального федерального округа. - Экология и жизнь 4(45) 2005.
5.
Вестник Совета Федерации , № 3
6.
Здоровье населения и среда обитания. - №5,2005 г.
7.
Иватанов Н.П. Методические указания по выполнению КР и ККР по курсу «Инвестиционные стратегии и инвестиции». – Тула, 2003 г.
8.
Известия Академии Промышленной Экологии, № 1 /2005 г.
9.
Экология и промышленность России, июнь 2005 г.
10.
Экология и жизнь, 4/54,2005 г.
11.
Экология и жизнь, 5/45,2005 г.
12.
www. ecolife. Ru
13.
www. kipia. ru
14.
www. recyclers. ru
15.
содержание ..
412
413
414 ..
|
|
|