Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  192  193  194   ..

 

 

Экологические права граждан

Экологические права граждан

Учебная дисциплина

3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности

органов исполнительной власти ………………………………… 14

3.2. Защита экологических прав граждан в

Конституционном Суде РФ ……………………………………… 16

3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по

правам человека в Российской Федерации …………………....... 17

3.4. Защита экологических прав и Европейский суд по

правам человека …………………………………………………... 18

3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности

органов исполнительной власти

3.2. Защита экологических прав граждан в

Конституционном Суде РФ

3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по

правам человека в Российской Федерации

3.4. Защита экологических прав и

Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граж­дане получили право обращаться за защитой нарушенных экологи­ческих прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.

Обращение направляется заявителем лично либо через адвока­та в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или не­посредственно в суд. В обращении указывается заявитель, прави­тельство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.

Такими документами могут быть ответы Генеральной прокурату­ры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европей­скую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстан­ции.

Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удосто­верится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавли­вает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвен­ции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязы­вает соответствующее государство принять в течение определенно­го времени предписанные ему решением Комитета меры. По исте­чении этого периода в случае невыполнения государством вынесен­ных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были пере­даны в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.

11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду, неправительствен­ным организациям и группам лиц направлять петиции непосред­ственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из сем­надцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются коми­тетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осущест­влением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.

4. Роль общественных объединений в защите

экологических прав граждан

Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защи­щать свои экологические права возрастают при объединении уси­лий путем создания экологических организаций , наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических объединений в об­ласти охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в Законе «Об охране окружающей природной среды»[7] .

Экологические и иные общественные объединения, выполняю­щие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

ж) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;

и) организовывать и проводить экологическую экспертизу;

к) рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;

л) подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;

м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

н) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В России создано более 1000 общественных экологических фор­мирований, осуществляющих многообразную полезную деятель­ность.

Одним из примеров реализации прав общественных объедине­ний в области охраны окружающей среды может служить опротес­тование Российским социально-экологическим союзом в Вологод­ском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.

По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской об­ласти суд признал незаконным выделение участка под садоводчес­кие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой кора­бельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохрани­лись сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, ука­зывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вы­рубок».

Успешно для российского отделения Гринпис и населения Крас­ноярского края завершилось рассмотрение иска его представите­лей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и кон­версии атомной промышленности в г. Железногорске Краснояр­ского края» от 25 января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.

Заключение

Российская Федерация – одно из самых больших по площади государств мира. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень ранима.

Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.

ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологичес­кой и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти по­коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет спо­собностей к самостоятельному мышлению[8] .

Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого.

Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: Проспект, 1999.

2. Федеральный закон от 20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод». // Российская газета. – 2001, 23 марта.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. – 2002, 12 января.

4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. – 2002, 12 января.

5. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. – 1999, 6 апреля.

6. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российская газета. – 1997, 30 июля.

7. Федеральный закон от 7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». // Российская газета. – 2000, 9 ноября.

8. Федеральный закон «Об общественных объединениях». // Российская газета – 1995, 25 мая.

9. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. – М.: ЦЭП, 1996.

10. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. – М., 1996.

11. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.

12. Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. – Р/на Дону: Феникс, 1996.

13. Общественное экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. – М.: Экология, 1995.

14. Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997.

15. Экологическая безопасность России. Выпуск 2. – М., 1996.


[1] Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.2.

[2] Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 227.

[3] Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997. С. 246.

[4] Федеральный Закон от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». Ст.11.

[5] Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Россий­ская газета. – 1999, 6 апреля.

[6] Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст.17.

[7] Федеральный Закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета 2002, 12 января. Ст. 12.

[8] Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998. С. 210.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  192  193  194   ..