Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 3

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  166  167  168   ..

 

 

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза

Оглавление

Введение

Понятие экологической экспертизы

Цель, объекты и функции инженерно-экологической экспертизы

Содержание инженерно-экологической экспертизы

Из законодательного определения следует, что целью инженерно-экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социально-экономических и иных последствий. При этом определение экологической экспертизы как “установления соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям и допустимости реализации объекта экспертизы” носит довольно общий характер. Отметим однако, что в Законе говорится о соответствии требованиям и допустимости реализации — то есть допустимость реализации не сводится только к соответствию требованиям (установленным нормам и правилам).Несколько более подробно содержание экологической экспертизы развернуто в “Положении о порядке проведения государственной экологической экспертизы”.Итак, согласно Положению, экологическая экспертиза должна установить:1. Соответствие намечаемой деятельности требованиям нормативныхактов по вопросам охраны окружающей среды;2. Полноту оценки масштабов воздействия намечаемой деятельности наокружающую среду;3. Допустимость намечаемой деятельности с точки зрения безопасностиокружающей среды;4. Достаточность предусмотренных проектом мер по охране окружающейсреды.Следует обратить особое внимание на второй из перечисленных пунктов — о полноте оценки воздействия на окружающую среду. Согласно Закону, инженерно-экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что обязанностью заказчика (“хозяина” намечаемой деятельности) является прогноз воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимость этого воздействия. Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по защите окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности.При этом такие прогнозы и обоснования, а также описание мер по защите, должны в явном виде входить в состав документации, представляемой на экспертизу. Согласно Закону, необходимым условием приема документациина государственную экологическую экспертизу является наличие в еесоставе материалов оценки воздействия намечаемой деятельности наокружающую среду.Вообще говоря, в обязанности организации, проводящейэкспертизу, не входит предсказание этих воздействий. Отсутствие илинеполнота таких материалов служит основанием для возвращенияматериалов заказчику на доработку. Исходя из этого, устанавливается два вида отрицательного заключения — (а) заключение онедопустимости реализации объекта экспертизы и (б) заключение онеобходимости доработки представленных материалов конечно,причиной возвращения на доработку может служить не только отсутствиеили неполнота материалов, связанных с оценкой воздействия наокружающую среду).Рискнем предположить, что в большинстве случаев изъяном документацииявляется именно неполный или некачественный прогноз воздействиянамечаемой деятельности на окружающую среду. Документация,представляемая на экспертизу, редко содержит прямые противоречия с существующими нормативами (хотя такие ситуации тоже возможны). Сдругой стороны, при проведении экологической экспертизы часто в первуюочередь ищут именно несоответствия нормативам, уделяя меньшее вниманиекачеству подготовки материалов по оценке воздействия. Поэтому именноэти материалы заслуживает особого внимания при проведении инженерно-экологической экспертизы.

Процедура оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

В соответсвии с существующими правилами любая предпроектная и проектная документация, связанная с какими-либо хозяйственными начинаниями, освоением новых территорий, размещением производств, роектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и гражданских объектов, должна содержать раздел „Охрана окружающей среды” и в нём – обязательный продраздел ОВОС – материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности. ОВОС – это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последсвий осуществения проекта; структурированный процесс учёта экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии.ОВОС предусматривает вариантность решений, учёт территориальных особенностей и интересов населения. Овос организуется и обеспечивается заказчиком проекта с привлечением компетентных организаций и специалистов. Во многи случаях для проведения ОВОС нужны специальные инженерно-экологические изыскания.В ходе ОВОС должны быть рассмотрены:- цель и необходимость предлагаемого хозяйственного начинания, проекта, вида предполагаемой деятельности и способны их осуществения; соответсвие целям регионального экоразвития;- реальные альтернативы с проработкой вариантов на уровне технико-экономических обоснований, включая нулевой вариант, т.е. отказ от хозяйственного начинания, проекта;- состояние окружающей среды и техногенной насыщенности территории на данный момент в предполагаемом районе размещения, включая варианты размещения;- виды, характер и степень воздействия на окружающую среду и совокупность реципиентов предполагаемых объектов в условиях освоения, строитлеьства, при пусковом и регламентном режимах эксплуатаци и при аварийных ситуациях; специальная оценка аарийности; вариантная проработка оценок экологического риска;- изменение состояния среды при условии осуществения рассматриваемых вариантов и составление вариантных прогнозов состояния природного комплекса; оценка возможных остаточных воздействий, долговременные экологические, социальные и экономические последсвия;- возможности предупреждения и уменьшения вредных воздействий на окружающую среду и здоровье населения; возможности и средсва ослабления последсвий.Общим итогом ОВОС является официальное „Заявление о воздействии на окружающую среду”. Заявление выступает как самостоятельный документ, предназначенный для органов, принимающих решения о судьбе проектов. В нём выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, осуществение которых не представляет никакой угрозы для здоровья людей с учётом отдаленных последствий; не связано с производством экологически опасной продукции; не приведет к критическим изменениям в природной среде в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта.Результаты ОВОС вместе с заявлением об экологических последсвиях являются важнейшими документами, рассматриваемыми при инженерно-экологической экспертизе.

Требования к экспертам инженерно-экологической экспертизы Независимость и объективностьНезависимость и объективность экспертов — требования закона, обязательные как для государственной, так и общественной экспертизы. В частности, независимыми следует считать экспертов, не связанных экономическими интересами с инициатором деятельности (заказчиком). Заинтересованность эксперта в реализации проекта, как прямая, так и косвенная, может являться основанием для того, чтобы поставить под сомнение выводы данной экспертизы.КомпетентностьУчастникам экспертной комиссии придется работать с достаточно сложной документацией, делать научно обоснованные выводы, принимать в качестве наблюдателей участие в работе государственной экспертной комиссии, вникать в ее ход. Это требует от всех участников комиссии определенного уровня компетентности.Комплексный подходДовольно часто экспертная комиссия формируется исходя из того, какими человеческим ресурсами располагает инициатор экспертизы или организация, проводящая экспертизу. При этом состав комиссии может оказаться недостаточным даже для рассмотрения технических аспектов рассматриваемого проекта.Например, если объектом экспертизы является проект строительства атомной станции, в экспертную комиссию включаются специалисты в области атомной энергетики, радиоэкологии, иногда — геологи и гидрогеологи, а также специалисты в области радиобиологии и радиационной медицины.Но для адекватного рассмотрения вопроса о “допустимости”, выходящего за рамки научно-технических и инженерных проблем, необходимо привлекать более широкий круг специалистов. Безусловно, в состав комиссии должны войти эксперты, знакомые с проблемами отрасли. Необходимы люди, предметно знакомые с предлагаемыми технологиями, вопросами обеспечения безопасности намечаемой деятельности, экономикой данной отрасли. Полезно также включить в экспертную комиссию специалистов, знакомых с альтернативными технологиями. Безусловно необходимы экологи, знакомые с проблемами региона.Результатом работы экспертной комиссии является заключение государственной экологической экспертизы, в котором должна быть дана оценка:— правильности принятых решений по примененной технологии, варианту размещения, планируемым природоохранным мероприятиям, организации экологического мониторинга;— достаточности запланированных организационных мероприятий, финансовых и технических средств для ликвидации последствий возможных аварий;— достаточности предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности общества и сохранению природного потенциала;— допустимости воздействия и экологически обоснованной возможности реализации объекта экспертизы.Заключение подписывается всеми членами экспертной комиссии.

Заключение
Зона Уровень загрязнения, смг/м3 Численность населения, тыс. чел.

Площадь сельскохозяйст-

Стоимость

Был Стал
1 0,40 0,20 2 - 250
2 0,30 0,10 5 70 50
3 0,20 0,05 7 150 40
4 0,10 - 10 200 70

Зона

Удельные ущербы, грн/год
До внедрения нового метода После внедрения нового метода

Здраво

Промыш

Коммуна

Сельское

Здраво

Промыш

Коммуна

Сельское

1

53*103 0,45*106 49*103 105*103 37*103 0,2*106 24*103 50*103

2

50*103 0,3*106 39*103 20*103 20*103 0,1*106 5*103 20*103

3

37*103 0,2*106 24*103 50*103 7*103 0,05*106 1*103 10*103
4 20*103 0,1*106 5*103 20*103 - - - -

Список литературы

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 455 с.

2. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. и др. Учебник для технических вузов./ Под. ред. Л.И Цветковой. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат, 1999. – 488 с.

3. Ливчак И. Ф. , Воронов Ю. Ф. "Охрана окружающей среды". -М.: Колос , 1995 .

4. Шилов И.А.Экология. – М.:Высшая школа, 1997.

5. Джигирей В.С. Основи екології та охорони навколишнього природного середовища / В.С. Джигирей, В.М. Сторожук, Р.А. Яцюк. – Львів: Афіша, 2001. – 272 с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  166  167  168   ..

 

Зона

Локальные ущербы по зонам и по отраслям, млн.грн/год
До внедрения нового метода После внедрения нового метода

Здраво

Промыш

Коммуна

Сельское

Ущербы по зонам

Здраво

Промыш

Коммуна

Сельское

Ущербы по зонам

1

106 112,5 98 - 316,5 74 50 48 - 172

2

250 15 195 1,4 461,4 100 5 25 1,4 131,4

3

259 8 168 7,5 442,5 49 2 7 1,5 59,5

4

200 7 50 4 261 - - - - -

По отраслям

815 142,5 511 12,9 1481,4 223 57 80 2,9 362,9