Главная      Учебники - Экология     Лекции по экологии - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  131  132  133   ..

 

 

Влияние крупного промышленного центра на окружающую среду

Влияние крупного промышленного центра на окружающую среду

Федеральное агентство по образованию

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Введение.

Градация по степени загрязнения Загрязнение воздуха Индекс Оценка
I Низкое, мало влияет на здоровье

СИ

0-1

II Повышение

СИ

1-4

III Высокое, неблагоприятное для здоровья

СИ

5-10

IV Очень высокое, очень неблагоприятное для здоровья

СИ

>10

Взвешенные вещества Диоксид серы Диоксид азота Сероводород Аммиак Фенол Хлороформ
Средний уровень загрязнения мг/м3

0,148

0,004

0,043

0,001

0,006

0,017

0,009

СИ, % 4,4 0,6 8,0 8,4 0,4 1,6 0,5
НП, % 4,8 0,0 18,8 4,6 0,0 0,1 0,0
Градация по степени загрязнения

II

I

III

III

I

II

I

Наименование водного объекта, пункта, створа Категория водного объекта ККЗПВ Тенденция Содержание загрязняющих веществ в 2004г. (в ПДК) Источники загрязнения
2001 2002 2003 2004 2005
р. Белая, г. Уфа, выше города Большая 18,81 25,55 24,17 23,69 27,86 + Марганец -8 Гидрохимический фон
р. Белая, г. Уфа, в черте города (речной порт) Большая 23,21 23,59 24,74 29,30 29,32 + Марганец -6 Гидрохимический фон
р. Белая, г. Уфа, в черте города (водозабор) Большая 26,28 24,10 33,21 37,44 32,82 + Марганец -7 Гидрохимический фон
р. Белая, г. Уфа, ниже города (д. Тугай) Большая 17,63 19,45 22,88 28,09 29,53 + Марганец -6 Гидрохимический фон
р. Уфа, д. Верхний Суян, в створе водпоста Средняя 20,83 24,44 30,48 21,11 32,14 + Железо общее —7 Медь -3 Транзит из Свердловской области
р. Уфа, г. Уфа, устье Средняя 17,26 20,18 20,45 22,99 23,36 + Марганец -6 Гидрохимический фон
р. Шугуровка, г. Уфа, устье Малая 32,05 36,54 35,70 34,61 40,05 + Марганец -12 Гидрохимический фон
р. Дема, г. Уфа, устье Средняя 24,55 31,08 26,84 28,57 29,11 + Марганец -5 Гидрохимический фон

3. Обзор политики Российской Федерации в области регулирования химических веществ

В обзоре использовались материалы Министерства природных ресурсов РФ, Комитета по экологии Госдумы РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерства сельского хозяйства, Министерство регионального развития Российской Федерации, Госсанэпидслужбы России, Центра международных проектов, Арктического совета, Программы ООН по окружающей среде, Центра «Эко-Согласия», Гринпис-Россия, Российского союза химиков, ЗАО "3М Россия", ОАО «Каустик», результаты проектов, выполненных в рамках Международного проекта по ликвидации стойких органических загрязнителей.

3.1 Федеральный Закон «Об охране окружающей природной среды»

Закон «Об охране окружающей природной среды», заполнил пробел российского экологического законодательства и определил следующие пути разрешения противоречий, возникших между экологией и экономикой:

Во-первых, этот Закон является главным законодательным актом, предметом регулирования которого служат природоохранные отношения. Регулируя эти отношения, он преследует цель решения трех задач: сохранение природной среды, предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу, и здоровье человека, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Закон возглавляет систему экологического законодательства, т. е. в вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательству.

Во-вторых, основное направление Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов с приоритетом охраны здоровья и естественных прав человека на здоровую, чистую окружающую среду. В качестве такого обоснования выступают

предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду. Превышение этих норм является экологическим правонарушением.

В-третьих, в отличие от отраслевых законов (например, Основ земельного законодательства) Закон формулирует требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду, т. е. к предприятиям, учреждениям и организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.

В-четвертых, центральная тема Закона — человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. В Законе человек рассматривается и как субъект воздействия на природную среду, несущий ответственность за свою деятельность, и как объект такого воздействия, наделенный гарантиями на возмещение причиненного вреда.

В-пятых, нормы Закона закрепляют механизм его исполнения, который состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйственника в охране природной среды и меры административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний.

Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в I-ом разделе Закона. Впервые четко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения при осуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на природу.

Компетенция государственных органов в экологической области определена в нескольких статьях 1-го раздела Закона. Эти статьи являются основой для построения системы управления охраной природы в России.

Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду закреплено во II-ом разделе Закона.

Экономический механизм охраны среды (III раздел) — основной в Законе «0б охране окружающей природной среды». В нем раскрывается принцип платности за природопользование и загрязнение среды. Размеры оплат отличаются

в несколько раз для разрешенных (в пределах лимитов) объемов природопользования (или загрязнение) и сверхлимитных. При нанесении ущерба среде плата не освобождает природопользователя от обязанности восстановления нарушенного объекта.

Средства, получаемые за природопользование, согласно Закону, аккумулируются на счетах внебюджетных экологических фондов и реализуются на природоохранные цели в следующей пропорции: 10 процентов перечисляются в федеральный фонд, 30 — в областной (краевой, республиканский), а 60 — определяют местный (городской, районный) фонд. Нормирование качества окружающей среды и порядок государственной экологической экспертизы, установленные в разделах IV и V, позволяют обеспечить государственное воздействие на природопользователей. Уровни предельно допустимых воздействий на окружающую среду по всем их видам должны утверждаться специально уполномоченными органами РФ в области охраны среды и санитарно-эпидемиологического надзора. Эти же органы могут выдавать предписания на ограничение, приостановление и прекращение деятельности природопользователя при нарушении им установленных экологических нормативов. Это, безусловно, важный рычаг воздействия на природопользователей, введение которого в жизнь диктуется отсутствием должного набора нормативных актов, определяющих порядок применения санкций к нарушителям.

Экологические требования к предприятиям, сооружениям и иным объектам сформулированы в VI-VII разделах Закона. Они обязательны как при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в строй, так и при эксплуатации объектов.

Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в VIII—IX разделах. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия устанавливают высшие органы власти РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов. По их же представлению образуются и государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, на чьих территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям их создания.

Экологический контроль согласно Закону (раздел X) является системным и состоит из государственного, производственного и общественного. Государственный контроль должен осуществляться как органами власти, так и специально уполномоченными органами. Оптимальным решением является скоординированный контроль представителями обоих органов.

Экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям отведено достаточно много места в разделе XI Закона.

Неподготовленные должностные лица и руководители не только не смогут обеспечить сохранение природной среды в сфере своей деятельности, но и грамотно отстаивать интересы организаций перед надзорными и санитарно-экологическими органами (службами) и пр.

Порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды устанавливается в XII разделе Закона.

Ответственность за экологические нарушения (раздел XIII) подразделена на дисциплинарную, административную, материальную и уголовную — для физических и юридических лиц; административную и гражданско-правовую— для учреждений, предприятий и организаций. Порядок возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, предписан XIV разделом Закона.

Отдельный раздел Закона (раздел XV) посвящен международному сотрудничеству в области охраны среды.

Закон закрепляет экономический механизм охраны окружающей среды, а также обязательность государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля, его правомочия по приостановлению, ограничению, прекращению деятельности экологически вредных производств, меры административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое образование и воспитание. Эффективность этого механизма зависит от уровня организационной деятельности органов надзора и контроля по охране природной среды, от материально-технического и финансового обеспечения природоохранных мероприятий, от исполнительской дисциплины, а также состояния экологической культуры в обществе[10].

3.2 Новые технические регламенты в России – пути гармонизации российской и международной систем стандартов

С 1 июля 2003 года в России вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», разработка которого инициирована главным образом вступлением России в ВТО. Целью принятия Федерального Закона является приведение российской системы стандартов в соответствие с международной. Федеральный Закон определил основные цели системы технического регулирования в России, направленные на реформирование правоотношений в этой области. Подтверждение соответствия на территории страны согласно Закону может носить обязательный и добровольный характер.

Документ затрагивает сферы стандартизации; обязательного и добровольного подтверждения соответствия сертификации; государственного контроля и надзора; а также сферы аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации. Кроме того, законом регламентируются процедуры добровольного и принудительного отзыва продукции с рынка. Закон регулирует отношения, возникающие при:

· разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

· разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

· оценке соответствия.

Согласно Закону, технические регламенты принимаются в целях:

· защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе биологическую и химическую безопасность.

Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте могут содержаться правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля, аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме[11].

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и/или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и или физических и или юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Международные стандарты и национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.

Правительством Российской Федерации организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований

технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с

учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов[11].

3.3 Законодательство в области обращения с отходами производства и потребления в России

В России в настоящий момент в местах захоронения накопилось более 80 миллиардов тонн твердых бытовых отходов; ежегодно к этим объемам прибавляется порядка 30 миллионов тонн. Необходимо отметить, что ежегодно, уровень образования твердых бытовых отходов в расчете на каждого жителя страны возрастает на 1%. Помимо этого, в стране ежегодно образуется еще более 120 миллионов тонн промышленных отходов. Самые токсичные – хлорорганические и ртутьсодержащие соединения. За ними идут отработанные масла, нефтепродукты, гальванические шлаки, осадки очистных сооружений, зола и шлаки, угольные и многие другие[10].

На каждого россиянина сегодня, таким образом, приходится 1 тонна бытовых и промышленных отходов. Общая площадь занятых отходами земель в целом по стране сегодня превышает 2 тысячи квадратных километров. Между тем, ни культуры, ни системы утилизации отходов в России нет, большая часть отходов заборанивается, либо перерабатывается по устаревшим технологиям. Рынок вторсырья практически не развит. Более того, несмотря на формальное закрепление в нормативных документах ряда субъектов Российской Федерации преимущества товаров из вторсырья перед обычными товарами при осуществлении закупок для государственных нужд, эти положения не выполняются.

В России в настоящее время существует очень незначительное количество предприятий по первичной сортировке и переработке отходов и 7 мусоросжигательных заводов (МСЗ), а именно в Москве (3 завода), в Мурманске, Владивостоке, Пятигорске и Череповце. В Сочи и Владимире МСЗ закрыты.

Объемы переработки ТБО в национальном масштабе не превышают 5-10 %. На сжигание поступают не сортированные отходы, что приводит к нарушению технологических режимов работы МСЗ, значительным выбросам в атмосферу из-за наличия в твердых бытовых отходах опасных фракций, образованию высокотоксичной золы, для которой в России не существует мест хранения. В 2002 году было термически утилизировано 101,17 тыс. тонн ТБО. В результате термической утилизации образовалось 27,1 тыс. тонн шлака и летучей золы.

Промышленные отходы

Среди отраслей промышленности наибольшие объемы образования отходов отмечены в металлургии, на химических и нефтехимических производствах, в угольной промышленности. По данным Госкомстата России, в Российской Федерации имеется 2,9 тыс. мест захоронения токсичных отходов общей площадью 22 тыс. га.

В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения промышленных отходов широко распространена практика размещения промышленных отходов в местах неорганизованного складирования отходов, что представляет особую опасность для окружающей среды. Более 50% токсичных отходов, образовавшихся в 2000 г., приходится на 6 субъектов Российской Федерации (млн. т): Кемеровская область – 16,5; Красноярский край – 16,1; Челябинская область – 13,2; Оренбургская область – 9,2; Вологодская область – 7,0; Республика Башкортостан – 6,8.

Бытовые отходы

Не менее сложным является вопрос об услугах по обращению твердых бытовых отходов ТБО. В мегаполисах скапливаются горы мусора, которые угрожают состоянию здоровья населения и природы. В Московской области ежегодно размещается 5,6 млн. т ТБО и их темпы роста сопоставимы с мегаполисами Западной Европы и Японии, несколько отставая от них по количеству на душу населения.

Преобладающим методом утилизации ТБО в России является захоронение их на свалках. Необходимо отметить, что полигонов, как сложных инженерных сооружений, обладающих необходимыми элементами предотвращения проникновения опасных загрязнителей в окружающую среду в России нет. Ни один город России не имеет сбалансированного бюджета по обращению отходами, также отсутствуют финансовые средства для капиталовложений. Последствиями этого являются: хроническое недофинансирование отрасли, низкое качество предоставляемых услуг.

В соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением в России дополнительно регламентируются вопросы недопущения ввоза на территорию страны опасных химических отходов, например устаревших и запрещенных пестицидов и возврата таких отходов странам экспортерам. Россия давно присоединилась к этой конвенции и, используя ее механизм и ФЗ «Об отходах производства и потребления», решает проблему обращения с отходами на территориях субъектов Российской Федерации[10].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 № 1098 была утверждена федеральная целевая программа “Отходы”.

К неотложным мерам по решению проблемы обращения с отходами отнесены: разработка классификатора токсичных отходов; проведение экологической экспертизы отраслевых норм технологического проектирования с включением в них положений об обязательной комплексной переработке сырья, использованию, обезвреживанию и экологически безопасному размещению отходов; создание и введение в действие системы экономического регулирования в целях интенсификации вовлечения в хозяйственный оборот вторичных ресурсов.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят Государственной Думой 22 мая 1998 года и одобрен Советом Федерации 10 июня 1998 года. Он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Согласно этому Закону, основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

· охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;

· научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

· использование новейших научно - технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

· комплексная переработка материально - сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

· использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

· доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

· участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

В Законе подчеркивается, что экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством:

· понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов;

· применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами[12].

На уровне субъектов Российской Федерации также был разработан ряд региональных программ, предусматривающих решение вопросов по обращению с опасными отходами производства и потребления, а также программы: "Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения"; "Оздоровление окружающей среды и населения" на 1997-2010 гг."; "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 гг."; “Оздоровление окружающей среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области на период до 2000 г."; Программа оздоровления экологической обстановки и охраны здоровья населения Тульской области на 1993-1998 гг.

3.4 Законодательство в области химической безопасности в Российской Федерации

В настоящее время известно свыше 10 миллионов химических соединений. Примерно 70 тысяч внесены в Международный регистр как потенциально токсичные и около 1 тысячи — как высокотоксичные вещества. По химической структуре и источнику промышленного производства эти вещества весьма условно можно разделить на следующие группы:

1. Продукты полного и частичного сгорания органического топлива (угля, природного газа, нефтепродуктов, древесины), простые продукты окисления (токсичные радикалы кислорода и перекиси, окислы азота, сернистый газ, окись углерода, углекислый газ), сложные полициклические соединения, образующиеся при неполном сгорании углеводородов (бенз[а]пирены, безантрацены, холантрены).

2. Продукты химической промышленности: бензол, фенолы, ксилол, аммиак, формальдегид, отходы производства пластмасс, резиновой, лакокрасочной, нефтеперерабатывающей промышленности.

3. Продукты бытовой и сельскохозяйственной химии: моющие средства, синтетические ткани и краски, органические растворители для химической чистки, пестициды, гербициды, добавки, применяемые для консервации и окраски продуктов питания или для придания им необходимых вкусовых качеств, косметические средства.

4. Тяжелые металлы (хром, свинец, ртуть, кобальт, марганец и др.), поступающие в биосферу при сгорании органического топлива или с заводов, выплавляющих металлы из руд.

5. Биологические загрязнители, растительные аллергены, микроскопические грибы, микробы, вирусы, а также микотоксины[10].

По выраженности действия на организм вещества подразделяются на классы:

· 1-й класс — высокотоксичные (кадмий, хром и их соединения, диоксины, озон, ртуть, свинец, полиароматические углеводороды, токсичные радикалы);

· 2-й класс —токсичные (мышьяк, фенол, хлор, фосген, цинк, сероводород и сероуглерод, стронций, цианиды и др.);

· 3-й класс — опасные (уксусная и некоторые органические кислоты, селен, бутиловый и пропиловый спирты, табак, этилен, пыль);

· 4-й класс — умеренно или малотоксичные (аммиак, нафталин, этиловый спирт, бензин, окись углерода, бутан, нитраты).

В зависимости от влияния химических соединений на состояние здоровья предложено их деление на следующие группы:

· группа особо токсичных соединений, вызывающих повышение показателей смертности, заболеваемости, частоты спонтанных абортов и врожденных пороков развития (ВПР);

· группа высокотоксичных соединений, контакт с которыми увеличивает показатели заболеваемости, осложнения беременности и родов, отставание детей в физическом и умственном развитии;

· группа опасных токсикантов, способствующих формированию различных патологий;

· группа умеренно опасных соединений, влияние которых сводится к функциональным нарушениям;

· группа малотоксичных химических веществ, не оказывающих влияния на демографические показатели, рост и развитие детей.

Государственная политика в области обеспечения химической и биологической безопасности определяется следующими факторами:

· нарастающим количеством опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;

· наличием накопителей токсичных производственных отходов, территорий (акваторий), подвергшихся техногенным загрязнениям в процессе хозяйственной деятельности предприятий и организаций промышленности (в том числе при уничтожении химического оружия), а также естественных резервуаров патогенных микроорганизмов наряду с отсутствием в большинстве регионов предприятий по переработке (утилизации) опасных химических и биологических материалов;

· снижением общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала, нарушениями правил и порядка обеспечения физической защиты, хранения, обращения и утилизации опасных объектов и материалов;

· отступлением от технических и технологических норм при производстве специализированного оборудования, технических систем (средств), а также от требований и условий, предусмотренных проектно-монтажной документацией, при строительстве (модернизации) опасных объектов;

· активизацией террористических проявлений в отношении опасных объектов;

· возрастанием вероятности экологических катастроф, связанным с широкомасштабным использованием экологически несовершенных в отношении обеспечения химической и биологической безопасности технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте и в жилищно-коммунальном комплексе;

· недостаточно эффективным государственным управлением и регулированием в области обеспечения безопасности населения,

производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы в условиях нарастания угроз техногенного, природного и террористического характера;

· ослаблением государственных функций надзора и технического регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе в процессе приватизации (смены собственника) опасных объектов;

· положениями международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация, в области обеспечения химической и биологической безопасности.

Основными задачами в области совершенствования государственного регулирования являются:

· развитие механизмов государственного управления, координации и контроля, в том числе путем законодательного определения полномочий и ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами и эксплуатирующими эти объекты организациями, а также развитие механизмов их взаимодействия;

· определение необходимых объемов и источников финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных), их выделение (привлечение) на реализацию программ и планов мероприятий в области обеспечения химической и биологической безопасности;

· развитие механизмов гарантированного государственного обеспечения и социальной защиты различных категорий граждан, пострадавших от воздействия опасных химических и биологических факторов, а также проживающих в зонах защитных мероприятий, проводимых на объектах по хранению и уничтожению химического оружия и на других опасных объектах;

· повышение эффективности государственного регулирования антитеррористической деятельности, предусматривающей обеспечение защищенности опасных объектов, мест массового скопления людей и иных возможных целей для террористических проявлений;

· развитие государственного управления на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом и местном уровнях (в том числе на уровне объекта) в области создания и совершенствования системы разработки, производства, накопления и освежения запасов средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов в интересах обеспечения безопасности населения, производственного и обслуживающего персонала опасных объектов, личного состава аварийно-спасательных служб, специальных антитеррористических подразделений, а также подразделений, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· обеспечение способности Российской Федерации противодействовать разработке, приобретению, производству и накоплению химического и биологического оружия другими государствами, в том числе путем поддержания на достаточном уровне средств защиты от химического и биологического оружия, а также антитеррористического и военного потенциала сдерживания применения этого оружия;

· развитие международного сотрудничества, включая совершенствование международной кооперации и механизмов реализации международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация, в области обеспечения химической и биологической безопасности.

Основные механизмы и этапы реализации государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности. На первом этапе (2003 – 2004 годы) планировалось разработать план мероприятий по реализации, начиная с 2004 года, настоящих Основ и осуществить:

· создание комиссии по химической и биологической безопасности Российской Федерации в целях реализации государственной политики и координации работ в указанной области;

· определение органов исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ответственных за реализацию государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, в том числе за создание средств защиты населения и объектов производственной и социальной инфраструктуры от воздействия опасных химических и биологических факторов;

· разработку в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации» подпрограмм по обеспечению химической и биологической безопасности;

· создание интегрированных научно-производственных структур, объединяющих разработчиков и производителей средств защиты населения и объектов производственной и социальной инфраструктуры от воздействия опасных химических и биологических факторов, с приданием им в установленном порядке статуса федеральных центров науки и высоких технологий; концентрация финансовых, материальных и иных ресурсов для решения возложенных на эти структуры задач и в целях проведения ими единой научно-технической политики в закрепленных сферах деятельности;

· разработку и утверждение единых критериев и методической базы по определению и категорированию уровней химической и биологической опасности объектов, территорий и природных явлений;

· проведение инвентаризации опасных объектов, включая оценку их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а также определение потребностей в замене и освежении запасов

отечественных средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов, разработка на этой основе перечня опасных химических и биологических объектов Российской Федерации с выделением критически важных объектов (в составе перечня критически важных объектов Российской Федерации);

· разработку и утверждение федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации на 2004 – 2008 годы с включением мероприятий по повышению безопасности критически важных химических и биологических объектов, состояние которых провоцирует катастрофические последствия, в том числе особо важные мероприятия по внедрению безопасных и экономически приемлемых технологий на объектах, содержащих запасы аммиака и хлора;

· обеспечение необходимых объемов финансирования работ по созданию технологий для снижения негативного воздействия опасных химических и биологических факторов на население, производственную и социальную инфраструктуру и экологическую систему, унифицированных технологий по утилизации опасных производственных и бытовых отходов, переработке непригодных к применению и запрещенных агрохимикатов, иных токсичных веществ и патогенных микроорганизмов;

· разработку и создание систем (средств) и методов национального контроля в области химического разоружения в отношении обеспечения химической и биологической безопасности;

· введение лицензирования деятельности предприятий, осуществляющих проектирование, строительство, пуско-наладочные работы и эксплуатацию опасных объектов;

· организацию подготовки по государственному заказу специалистов в области комплексной защиты населения, производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы от опасных химических и биологических факторов.

На втором этапе (2005 – 2007 годы) планируется осуществить:

· законодательное закрепление механизмов обеспечения защищенности населения, производственной и социальной инфраструктуры и экологической системы от воздействия опасных химических и биологических факторов, отработку взаимодействия и разграничение сфер

ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления опасными объектами;

· создание автоматизированной системы выявления и предотвращения угроз химической и биологической безопасности (включая угрозы санитарно-эпидемиологического характера) на опасных объектах и в местах, где потенциально возможны террористические акты с применением токсичных веществ и патогенных микроорганизмов;

· реализацию плотного проекта базовой региональной системы обеспечения химической и биологической безопасности

· (в рамках создания государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации);

· формирование системы государственных внебюджетных фондов (федерального и региональных) для обеспечения химической и биологической безопасности.

На третьем этапе (2008 – 2010 годы) планируется осуществить:

· разработку и внедрение технических регламентов для различных видов промышленной деятельности, обеспечивающих выполнение требований химической и биологической безопасности, а также общих и специальных регламентов по вопросам охраны и физической защиты опасных объектов, внедрение системы сертификации работ по охране труда на указанных объектах;

· обеспечение выполнения основного объема работ по ликвидации накопителей токсичных технических отходов, реабилитации территорий (акваторий), подвергшихся техногенным загрязнениям в процессе хозяйственной деятельности, включая реабилитацию территорий, загрязненных ракетными топливами, и ликвидацию естественных резервуаров патогенных микроорганизмов;

· разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на вывод (перебазирование) из густонаселенных районов либо реформирование (ликвидацию) опасных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу химической и биологической безопасности населению г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, краевых и областных центров субъектов Российской Федерации[12].

Так, Статья 49 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» «Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве» указывает, что юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду. Требования по обеззараживанию потенциально опасных химических веществ перечислены в Статье 47 данного Закона.

Часть 2 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях,

прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания.

Согласно статья 27 Уголовного кодекса РФ, производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, -наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет[10].

В статье 103 Водного кодекса РФ «Охрана водных объектов от загрязнения ядохимикатами и другими химическими средствами» подчеркивается, что применение ядохимикатов и других химических средств допускается только в случае, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов.

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан отмечена необходимость проведения сертификации (регистрация, испытание и разрешение применения) дезинфекционных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, контроль за их производством, оборотом и порядком использования.

Наиболее соответствующей вопросу защиты окружающей среды от стойких органических загрязнителей (СОЗ) явилась федеральная целевая программа "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 - 1997 годы". В развитие этой программы были разработаны и реализовывались региональные программы и проекты, среди которых наиболее успешной региональной программой была программа Республики Башкортостан. К сожалению работа федеральной программы не получила продолжение.

Минздравом России в соответствии со своей компетенцией разработана модель национальной стратегии и плана действий по сокращению и ликвидации выбросов СОЗ.

С учетом приведенные данных к приоритетным направлениям по выявлению и предотвращению воздействия СОЗ на здоровье человека и окружающую среду следует отнести:

· выявление и учет источников СОЗ с оценкой степени опасности;

· ранжирование опасности ситуации;

· разработку национального кадастра СОЗ-опасных предприятий и технологий и развитие (внедрение) регистров выбросов и переноса СОЗ (РВПЗ СОЗ);

· обеспечение мониторинга загрязнения на наиболее опасных участках и действенного контроля первичных и вторичных источников загрязнения;

· оценку влияния СОЗ на здоровье населения при проектировании, реконструкции объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, осуществлении планировочных и градостроительных мероприятий, определении приоритетов по выводу наиболее опасных производств за пределы населенных мест, оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС)

· обеспечение финансирования разработки ПДК основных СОЗ в почве, воде и других средах[11].

3.5 Противоречия законодательных актов по отходам

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 июня 2003 г. № 144 были утверждены Санитарные правила (СП) 2.1.7.1386-83 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

В п. 1.2. СП по определению токсичности отходов указано, что данные правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека.

Согласно п 2.1. СП, отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности (5 класс-малоопасные). Деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности данным документом не урегулирована.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2001 г. № 511 были утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды.

Согласно Критериям, 5 класс опасности является практически неопасным, степень воздействия данного вида отходов на окружающую природную среду очень низкая, экологическая система практически не нарушена. В п. 4 Критериев указано, что в случае отнесения отхода производителями отходов расчетным методом к 5 классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным

методом. При отсутствии подтверждения 5 класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4 классу опасности. Критерии в установленном порядке отменены не были и являются действующими в настоящее время.

В соответствии с абз.4. п.1 Положения о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденного постановлением РФ от 25.09.2000 г. №726, Министерство природных ресурсов РФ является специально уполномоченным государственным органом, в частности, в пределах своей компетенции – в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных).

На основании вышеизложенного, предприятиям при определении класса опасности отходов следует руководствоваться именно указанными Критериями, а не СП, которые противоречат Закону «Об отходах производства и потребления» и Положению о санитарно – эпидемиологическом нормировании.

Постановление правительства РФ от 28.08.92 г. № 632 не предусматривает взимание платы за негативное воздействие прудов -накопителей отходов на подземные водные объекты, поэтому предприятиям, выгодно строительство таких прудов. В Волгограде очистные сооружения в южной части города, на которые поступают сточные воды более чем от 60 абонентов, в том числе и водно-канализационного хозяйства города, работают без утвержденных местным органом самоуправления «Правил сброса». Нормы сброса загрязняющих веществ утверждаются договором между абонентом и очистными сооружениями, и количество попадающих в окружающую среду вредных веществ ставится в зависимость от коммерческих интересов владельца очистных сооружений.

Еще одна проблема, которую следует отметить, это отсутствие в России кадастра химических веществ, то есть информации не только о самом веществе или отходах, но и о том, где оно производится, используется и хранится. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1992 года «О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ» на 30 сентября 2003 г. в России зарегистрировано 2510 наименований, вновь поступающих в обращение промышленных химических веществ отечественного и зарубежного производства, из которых многие являются токсичными и биологически активными. Стойкие органические загрязнители также зарегистрированы в Российском Регистре потенциально опасных химических и биологических веществ. Эта база данных передана в регионы. Однако регистр особо опасных химических и биологических веществ является скорее энциклопедическим справочником, а не комплексным информационным материалом по химикатам[11].


4. Расчет нормативов ПДС загрязняющих веществ в водоток реки Белой

Выпуск сточных вод после очистных сооружений в реку осуществляется через водовыпуск, расположенный у берега.

Расход сточных вод q=0,0061 м3 /с=21,96 м3 /час.

Расстояние от места выпуска до расчетного створа по форватору Lф =500 м, по прямой Ln =500 м.

Сброс производится за пределами населенного пункта, водозаборов вблизи нет. Фон - река выше сточных вод.

Гидрологические данные водотока расчетный расход 0,20 м3 /с.

Средняя глубина 0,5 м.

Средняя скорость течения 0,18 м/с.

Шероховатость ложа реки nш =0,05.

Категория водотока – Рыбохозяйственный.

Таблица 6.

По течению гидрохимические данные водоема выше сброса (г/м3 )

Наименование показателей 2004 г. 2005 г.
Общая заболеваемость (на 100 тыс. населения), всего 151738,2 167266,4
В том числе взрослые 135903,7 151625,6
Дети (0-17 лет) 201212,7 218527,3
Дети (0-14 лет) 205032,8 221198,1
Подростки (15-17 лет) 189807,8 210593,2
Заболеваемость с диагнозом, установленным впервые в жизни (на 100 тыс. нас.), всего 79627,0 80597,3
В том числе взрослые 60892,0 60412,0
Дети (0=17 лет) 138164,1 146752,5
Из них дети (0-14 лет) 147156,9 156040,2
Подростки (15-17 лет) 111316,1 119161,5
Заболеваемость активным туберкулезом
Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни: всего, человек на 100 тыс. населения 2428 59,4 2300 56,4
Состоит на учете больных: всего, человек на 100 тыс. населения 5446 133,5 4727 130,0
Заболеваемость злокачественными новообразованиями
Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни: всего, человек на 100 тыс. населения 11050 270,5 11014 270,0
Состоит на учете больных: всего, человек на 100 тыс. населения 58943 1445,1 60865 1492,2
Заболеваемость сифилисом, гонореей
Зарегистрировано больных с впервые установленным диагнозом: сифилис всего, человек на 100 тыс. населения, гонорея всего, человек на 100 тыс. населения

3596 85,8

2991 73,3

Состоит на учете больных с диагнозом: сифилис всего, человек сифилис на 100 тыс. населения гонорея всего, человек гонорея на 100 тыс. населения 17022 417,3 733 17,7 15948 391,0 684 16,7
Заболеваемость ВИЧ-инфекцией
Зарегистрировано больных с впервые установленным диагнозом: всего, человек на 100 тыс. населения 482 11,8 577 14,1
Состоит на учете больных с диагнозом: всего, человек на 100 тыс. населения 4804 117,8 5215 127,9
Показатели свойства вод Фон Сточные воды ПДК
Общие требования
1. Взвешенные вещества 23,2 181,2 23,95
2. БПК полн. 5,17 7,41 3
3. Сухой остаток 273,0 425 1000
Токсикологический показатель
1. Аммоний солевой (NH4 + ) 7,0 21,8 0,5
2. Нитрит-ион (NO2 - ) 0,038 0,61 0,08
3. Железо общее (Feобщ. ) 3,95 5,85 0,1
Санитарно-токсикологический показатель
1. Нитрат-ион (NO3 2- ) 16,04 84,37 40
2. Алкилсульфонат (СПАВ) 0,2 0,34 0,5
3. Хлориды (Cl- ) 18,2 32 300
4. Сульфаты (SО4 2 ) 31,2 43,21 100
Рыбохозяйственный показатель
1. Нефтепродукты - 0,15 0,05

4.1 Расчет кратности разбавления

Расчет кратности разбавления в реке производится по методу В.А. Фролова – И. Д. Родзиллера.

Определяется параметр y:

Исходные данные:

шероховатость ложа реки: nш =0,05;

гидравлический радиус потока: R=Hср =0,56 м

.

Коэффициент Шези:

, .

Коэффициент турбулентной диффузии:

м2 /с.

Коэффициент, гидравлические условия смещения:


где:

;

x – коэффициент, учитывающий место выпуска сточных вод. Выпуск у берега – x=1,0.

.

Коэффициент смешения:

.

Кратность основного разбавления:

.

4.2 Определение концентраций, допустимых к сбросу СПДС .

Общие требования

1. Взвешенные вещества

Сф =23,2 мг/л;

Сст =181,2 мг/л;

СПДКф +0,75=23,2+0,75=23,95 мг/л;

СПДС =23,2+29,5×0,75=45,32 мг/л.


2. БПКп

Сф =5,17 мг/л;

Сст=7,41 мг/л;

СПДК =3 мг/л.

Повышенное значение БПКп в речной воде обусловлен природными факторами. Поэтому до установления региональных ПДК принимается ПДС=Сфон =5,17 мг/л.

3. Сухой остаток

Сф =273 мг/л;

Сст =425 мг/л;

СПДК =1000 мг/л.

Имеет место

Сфст <CПДК .

Принимается СПДСст =425 мг/л.

Группа веществ с ЛПВ – токсические.

Определяется загруженность фона реки по NH4 , NO2 , Fe.

.

Фон реки по группе ЛПВ – токсично загруженный. Для этих веществ ПДС назначается из условия сохранения фона.

1. Аммоний

СПДСф =7,0 мг/л.

2. Железо.

СПДСф =3,95 мг/л.

3. Нитриты

СПДС = Сф =0,038 мг/л.

Группа веществ с ЛПВ = сан. токс.

Определение загруженности фона по NO3 , СПАВ, хлоридам и сульфатам:

,

Фон реки по группе ЛПВ санит.-токс. загруженный.

Поэтому нормативы ПДС будем назначать из условия сохранения фона.

1. Нитраты

Сф =16,04 мг/л;

СПДС = Сф =16,04 мг/л.

2. СПАВ

Сф =0,2 мг/л;

СПДС = Сф =0,2 мг/л.

3. Хлориды

Сф =18,2 мг/л;

СПДС = Сф =18,2 мг/л.

4. Сульфаты

Сф =31,2 мг/л;

СПДС = Сф =31,2 мг/л.

3. Группа веществ с ЛПВ – рыб. хоз.

Нефтепродукты

Сф =0 мг/л;

Сст =0,15 мг/л;

СПДК =0,05 мг/л.

СПДС =29,5×0,05=1,47 мг/л > Сст .

Так как рассчитанный ПДС > Сст , принимаем: СПДСст =0,15.


4.3 Расчет нормативов ПДС

ПДС=q×CПДС .

Принимаем расход сточных вод - q=21,96 м3 /час.

Результаты расчета сведены в таблицу 7.

Таблица 7.

Результаты расчетов нормативов ПДС (г/м3 )

Вещество СПДС ПДС
Взвешенное вещество 45,32 995,227
БПК20 5,17 113,533
Сухой остаток 425 9333,0
Аммоний солевой 3,95 86,742
Нитриты 0,038 0,834
Железо 3,95 86,742
Нитраты 16,04 352,238
СПАВ 0,2 4,392
Хлориды 18,30 399,672
Сульфаты 31,2 685,152
Нефтепродукты 0,15 3,294

Заключение

В дипломной работе получены подробные сведения о развитии промышленности в городе Уфа.

Рассмотрены негативные воздействия промышленности на атмосферу, гидросферу и литосферу города.

Выявлено, что для улучшения экологического состояния города, необходимо построить очистные сооружения. Для утилизации отходов требуется разработка новых площадей под свалку.

Установлено, наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка городских отходов. Получили развитие следующие основные направления в переработке: органическая масса используется для получения удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги, металлолом направляется в переплавку. Основной проблемой в переработке является сортировка мусора и разработка технологических процессов переработки.

Рассмотрены, также правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства по вопросам защиты окружающей среды.

Рассчитаны нормативы ПДС загрязняющих веществ в водоток реки Белая.


Список литературы

1. Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования: учебник / Э. А. Арустамов, Н. В. Баркалова, И. В. Левакова.-3-е изд., перераб. и доп..-М.: Дашков и К, 2006.-320 с.

2. Башкортостан. Подшивка газет за 2002 год

3. Ватандаш. Архив журнала за 1999, 2000, 2001, 2002 года.

4. Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы: Хранение, утилизация, переработка. - М.: ФАИР-Пресс, 2002. - 336 с. - Библиогр.: 74 назв.

5. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»

6. Лозановская И.Н. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении: Учеб. пособие для хим., хим.-технол. и биолог.спец.вузов.

7. Максименко О. -«Краеведение и охрана природы»-Уфа, 2000г.

8. Методика определения сброса загрязняющих веществ в реку(утв. Минтопэнерго РФ 13 ноября 2005 г.)

9. Новиков Ю.В. «Экология, окружающая среда и человек»: учебное пособие для вузов – М.: Фаир-Пресс,2000, с. 197 – 198.

10. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов.-М.: Изд-во БЕК, 1996.-557с

11. Родзиллер И.Д. «Указания по методам расчета смешения и разбавления сточных вод в реках, озерах и водохранилищах», 2004 г.

12. www.ecoline.ru

13. www.ecology.ru

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  131  132  133   ..