План:
Особенности
российского
экологического
законодательств
Классификация
источников
экологического
права
Система источников
экологического
права
Законы (конституционные
и федеральные).
Указы и распоряжения
Президента
РФ.
Конституции,
законы, иные
нормативные
правовые акты
субъектов РФ.
Источники
экологического
права это
- нормативно-правовые
акты, содержащие
нормы, регулирующие
отношения в
сфере взаимодействия
общества и
природы.
|
Экологическое
право
-
представляет
собой совокупность
правовых принципов
и норм, регулирующих
общественные
отношения:
по
охране окружающей
среды от вредных
воздействий
в процессе
хозяйственной
и иной деятельности;
по
рациональному
использованию
природных
ресурсов;
по
охране экологических
прав и законных
интересов
физических
и юридических
лиц;
по
обеспечению
экологической
безопасности.
Особенности
российского
экологического
законодательства.
Новейшее
российское
законодательство
в этом плане
опережает
законодательство
других государств
и международные
документы, в
которых понятие
"экологическая
безопасность"
используется
чрезвычайно
редко (предметом
регулирования
последних, как
правило, являются
охрана окружающей
среды, использование
природных
ресурсов, защита
экологических
прав человека
и пр.). Такое
состояние
российского
экологического
законодательства
иногда квалифицируется
как неоправданное
забегая вперед
по сравнению
с законодательством
других стран,
своего рода
увлечение
правовой риторикой,
манипулирование
понятийно-терминологическим
аппаратом.
Более того, ряд
исследователей
расценивает
как некорректное
само понятие
"экологическая
безопасность",
прибегая примерно
к следующей
аргументации:
отношения по
обеспечению
соблюдения
экологических
прав и законных
интересов
физических
и юридических
лиц, как деятельности
по обеспечению
их экологической
безопасности,
регулируются
в рамках отношений
по природопользованию
и охране окружающей
среды, и, соответственно,
отсутствуют
серьезные
мотивы для
выделения
отношений по
обеспечению
экологической
безопасности
в отдельную
группу общественных
отношений,
регулируемых
экологическим
правом, наряду
с отношениями
по использованию
природных
ресурсов и
охране окружающей
среды. Такой
подход имел
бы свой резон,
а, следовательно,
и право на
существование,
если бы речь
шла об "обычном"
ухудшении
качества окружающей
среды в нарушение
установленных
стандартов.
Но нельзя отрицать
логику и в таком
подходе, который
ориентирует
охранительные
нормы в данной
сфере на некий
предел, порог
допустимого
загрязнения.
И тогда предметом
охраны (хотя
и условно) становится
"экологическая
безопасность".
Условность
здесь приемлема
в такой же мере,
в какой мы говорим,
допустим, о
международной
безопасности
или о государственной
безопасности,
хотя объект
охраны, в строгом
смысле слова,
и здесь можно
было бы свести
к состоянию
защищенности
жизненно важных
интересов
личности, общества
и т.п. Негативное
отношение ряда
авторов к такому
выделению
вызывает особую
озабоченность
в связи с тем,
что его высказывают,
порой, признанные
авторитеты
в области
экологического
права. Например,
М.М. Бринчук
делает вывод
об отсутствии
оснований для
выделения
обеспечения
экологической
безопасности
в самостоятельное
направление
деятельности
в сфере взаимодействия
общества и
природы и о
некорректности
выделения
обеспечения
экологической
безопасности
как предмета
совместного
ведения органов
государственной
власти РФ и
органов государственной
власти субъектов
Федерации,
наряду с
природопользованием
и охраной окружающей
среды в ст. 72
Конституции
РФ2.
При этом делается
ссылка на чрезвычайно
широкий спектр
мнений, высказанных
в отечественной
юридической
литературе,
относительно
содержания
экологической
безопасности:
от обеспечения
экологических
прав и интересов
человека, исключения
экологического
вреда
природной
среде и человечеству,
защиты экологических
интересов
личности, общества
и государства
до обеспечения
рационального
использования,
воспроизводства
и повышения
качества окружающей
среды.
В
результате:
одни авторы
рассматривают
экологическую
безопасность
как составную
часть охраны
окружающей
среды; другие
ставят между
ними знак равенства;
третьи
включают в
содержание
экологической
безопасности
не только охрану
окружающей
среды, но и
рациональное
использование,
воспроизводство
и повышение
качества окружающей
среды; наконец,
высказывается
мнение о том,
что обеспечение
экологической
безопасности
- деятельность,
осуществляемая
наряду с охраной
окружающей
природной
среды.
Источники
экологического
права могут
быть классифицированы
по следующим
основаниям:
По юридической
силе -
на законы и
подзаконные
акты.
Подзаконные
акты
- все иные нормативные
правовые акты,
принимаемые
Президентом
РФ, Правительством
РФ и органами
исполнительной
власти субъектов
Федерации,
министерствами
и ведомствами,
органами местного
самоуправления.
По предмету
регулирования
- на общие и
специальные.
Специальные
- это акты, целиком,
посвященные
вопросам охраны
окружающей
среды или ее
элементов
(например, Закон
"Об охране
окружающей
природной
среды", Водный
кодекс РФ,
Федеральный
закон "О животном
мире" и др.).
По характеру
правового
регулирования
- на материальные
и процессуальные.
Материальные
эколого-правовые
нормы устанавливают
права и обязанности,
а также ответственность
участников
соответствующих
отношений
(Федеральные
законы "Об
экологической
экспертизе",
"Об особо
охраняемых
природных
территориях"
и др.).
Источники
экологического
права процессуального
характера
регулируют
процессуальные
отношения в
сфере природопользования,
охраны окружающей
среды и обеспечения
экологической
безопасности.
Они касаются,
к примеру,
предоставления
земель в пользование,
процедуры
разработки
нормативов
предельно
допустимых
воздействий
на окружающую
среду, проведения
государственной
экологической
экспертизы,
экологического
лицензирования,
защиты экологических
права и интересов
и т.д. (Гражданский
процессуальный
кодекс РСФСР;
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ;
Положение о
порядке проведения
государственной
экологической
экспертизы,
утвержденное
Постановлением
Правительства
РФ от 11 июня 1996
г. и др.).
По своему
характеру
- на кодифицирующие
и не являющиеся
таковыми.
К
кодифицирующим
актам
можно отнести
Закон "Об окружающей
природной
среде", Лесной
кодекс РФ, Водный
кодекс РФ,
Федеральный
закон "О недрах"
и др.
Их отличительной
особенностью
является
систематизация
эколого-правовых
норм на базе
основополагающих
правовых принципов
путем их уточнения,
ликвидации
внутренних
противоречий
и совершенствования,
развития в
процессе
нормотворчества.
Систему
источников
экологического
права образуют:
|