Главная      Учебники - Биология     Лекции по биологии - часть 6

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  221  222  223   ..

 

 

Движение в суставах стопы. Продольные и поперечный своды суставов. Факторы, способствующие укреп

Движение в суставах стопы. Продольные и поперечный своды суставов. Факторы, способствующие укреп

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Введение

Рисунок 12. Связки и суставы стопы

Вид снизу (подошвенная сторона).

1-коллатеральные связки;
2-подошвенные связки плюсне-фаланговых суставов;
3-влагалиша сухожилий мышц - сгибателей пальцев стопы (вскрыты);
4-предплюсне-плюсневый сустав 1-го пальца стопы;
5-подошвенные клино-ладьевидные связки;
6-сухожилие задней большеберцовой мышцы;
7-подошвенная пяточно-ладьевидная связка;
8-сухожилие мышцы-длинного сгибателя пальцев (стопы);
9-сухожилие мышцы-длинного сгибателя большого пальца стопы;
10-длинная подошвенная связка;
11-сухожилие длинной малоберцовой мышцы;
12-сухожилие короткой малоберцовой мышцы;
13-межкостные плюсневые связки;
14-плюсне-фаланговые суставы (вскрыты);
15-межфаланговые суставы (вскрыты).

Подтаранный сустав , art. subtalaris, образован задними суставными поверхностями таранной и пяточной костей, представляющими в общем отрезки цилиндрической поверхности. Они окружаются совершенно замкнутой суставной сумкой, подкрепленной вспомогательными связками с боков.

Пяточно-кубовидный сустав , art. calcaneocuboidea, вместе с соседним с ним art. talonavicularis описывается также под общим именем поперечного сустава предплюсны , art. tarsi transversa, или сустава Шопара (Chopart ). Линия этого сустава проецируется на расстоянии 2,5—3,0 см дистальнее медиальной лодыжки и на 4,0— 4,5 см дистальнее латеральной лодыжки. Если рассматривать общую линию сустава Шопара на разрезе, то она напоминает собой поперечно положенную латинскую букву S.

Кроме связок , укрепляющих art. calcaneocuboidea и art. talonavicularis в отдельности, сустав Шопара имеет еще общую связку, практически весьма важную.

Это раздвоенная связка , lig. bifurcatum, которая начинается на верхнем крае пяточной кости и затем разделяется на две части, из которых одна прикрепляется к заднелатеральному краю ладьевидной кости, а другая — к тыльной поверхности кубовидной кости. Эта короткая, но крепкая связка является ключом сустава Шопара , так как только ее перерезка приводит к широкому расхождению суставных поверхностей при операции вычленения стопы в названном суставе.

2 Продольные и поперечный своды суставов

Кости стопы, соединяясь между собой посредством суставов, образуют сводчатую форму, выпуклостью обращенную кверху (рис. 13). Такое строение стопы является одной из характерных особенностей опорно-двигательного аппарата человека. В укреплении и поддержании формы сводов принимают участие более 60 связок, расположенных на ее тыльной и подошвенной поверхностях.

В стопе принято различать три свода: два продольных (внутренний и наружный) и один поперечный.

Внутренний продольный свод образован пяточной, таранной, ладьевидной, клиновидными и I-III плюсневыми костями. Он носит название рессорного. За счет большого числа подвижно сочлененных между собой костей, внутренний продольный свод способен противостоять нагрузке, т. е. сохранять определенную высоту и препятствовать снижению сводов (продольному распластыванию). Вершиной внутреннего продольного свода является нижний край таранно-ладьевидного сустава.

Рисунок 13. Продольные своды стопы: 1 – наружный продольный свод; 2 – внутренний продольный свод

Точка пересечения оси голени с дугой внутреннего продольного свода, через которую на стопу действует вес тела, расположена не на середине дуги, а ближе к пяточной кости. Причем эта точка с ростом человека все более отодвигается кзади.

Наружный продольный свод состоит из пяточной, кубовидной и IV-V плюсневых костей. Этот свод является опорным или грузовым. Он менее подвижен, чем рессорный, и способен выдерживать значительные нагрузки при стоянии и ходьбе. Вершина наружного продольного свода находится в области нижнего края пяточно-кубовидного сустава.

Истинную высоту внутреннего и наружного продольных сводов можно определить только на рентгенограмме стопы в боковой проекции, где можно измерить высоту от плоскости опоры до нижнего края соответствующего сустава. Косвенно судить о высоте внутреннего продольного свода позволяет измерение расстояния бугристости ладьевидной кости от плоскости опоры, а также изучение полученных специальным способом отпечатков стопы (плантограмм).

Поперечный свод (рис. 14) наиболее отчетливо выражен в области клиновидных, кубовидной и оснований плюсневых костей. Прослеживается он и в области тел плюсневых костей. На уровне головок плюсневых костей поперечного свода нет. Все головки плюсневых костей участвуют в опоре на одном горизонтальном уровне.



Рисунок 14. Поперечный свод

Рассматривать своды стопы как самостоятельные элементы можно только условно. В действительности эти структурные образования тесно связаны между собой и функционируют как единый орган. В поддержании его сводчатой формы ведущая роль принадлежит связкам, подошвенному апоневрозу и сухожилиям мышц, располагающимся на стопе.

Мышцы голени и стопы также способствуют удержанию (укреплению) сводов стопы. Продольно расположенные мышцы и их сухожилия, прикрепляющиеся к фалангам пальцев, укорачивают стопу и тем самым способствуют «затяжке» ее продольных сводов, а поперечно лежащие мышцы и идущее в поперечном направлении сухожилие длинной малоберцовой мышцы суживают стопу, укрепляют ее поперечный свод.

При расслаблении активных и пассивных «затяжек» своды стопы опускаются, стопа уплощается, развивается плоскостопие.

Благодаря сводчатому строению стопы тяжесть тела равномерно распределяется на всю стопу, уменьшаются сотрясения тела при ходьбе, беге, прыжках, так как ее своды выполняют роль амортизаторов. Своды также способствуют приспособлению стопы к ходьбе и богу по неровной поверхности.

Особенности анатомического строения скелета стопы и ее связочно-мышечного аппарата обеспечивают надежное функционирование этого органа опоры и движения. Стопа выполняет при этом три основные функции: рессорную, балансировочную и толчковую.

Под рессорной функцией понимают способность стопы к сохранению сводчатой формы под действием нагрузки при стоянии и к амортизации толчков при ходьбе, причем с ростом действующей силы сопротивление нарастает. Часто при патологии стопы ее рессорная функция нарушается, стопа теряет свою сводчатую форму, т. е. распластывается в продольном или поперечном направлениях.

3 Факторы, способствующие укреплению сводов стопы

Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела. Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие и косолапость. Это отрицательно влияет на функции позвоночника, следовательно, общее состояние ребенка.

Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержание свода. Причиной может стать и тесная обувь, особенно с узким носом и высоким каблуком, с толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости. В раннем детском возрасте малоподвижная форма плоскостопия обычно безболезненна. В дальнейшем, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться. При этом ноги ребенка принимают "0"-образную форму, ограничивается их подвижность, опора на подошву одностороння и неполноценная, в результате чего ухудшается функционирование некоторых рефлекторных механизмов и точек стопы. Дети быстро устают, жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Поэтому важно предупредить плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить лечение.

Распространенным видом деформации стопы является и косолапость. Вследствие этого нарушается ходьба и осанка, координация между движениями рук и ног, ухудшается устойчивость в равновесии. Тяжесть тела у косолапых детей больше всего приходится на пятку и наружный край стопы, ограничивается подвижность ног, затрудняется ходьба. Такие дети быстро устают, при ходьбе поворачивают туловище направо и налево, им свойственна "гусиная ходьба".

При организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении необходимо уделять внимание вопросу профилактики детского плоскостопия и косолапости, осуществляя комплексный подход. Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм.

1. Ежегодная диагностика состояния свода стопы у детей. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).

2. Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды. Предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т.д.).

3. Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.

4. Регулярное применение природно-оздоровительных факторов: хождение босиком по траве, песку, гальке, хвойным иголкам.

5. При проведении закаливающих мероприятий предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствуют укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики плоскостопия.

6. Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, использовать в различных формах физического воспитания.

7. Индивидуальная работа с детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, плоскостопие, косолапость.

8. Совместная деятельность педагогического коллектива и семьи.

Заключение

Движения в суставах стопы такие же, как на кисти в соответствующих сочленениях, но ограничены. Кроме легкого отведения пальцев в стороны и обратно существует только тыльное и подошвенное сгибание всех пальцев вместе, причем тыльное сгибание больше, чем подошвенное, в противоположность сгибанию пальцев кисти.

Смягчение статической инерционной нагрузки при стоянии, ходьбе и беге осуществляется сложным комплексом костного и суставно-связочного аппарата, соединяющего 26 основных костей стопы, в котором выделяют 3 продольных и поперечный свод.

Плоскостопие общий термин для обозначения нарушения биомеханики стопы и всей нижней конечности в целом в результате статической деформации ее сводов. При плоскостопии продольный и поперечный своды стопы уплощаются, пятка отклоняется к наружи. Передний отдел стопы деформируется таким образом, что первая плюсневая кость отклоняясь к наружи, приводит к смещению первого пальца внутрь. Пальцы стопы, вынужденные сохранять форму обуви, заходят один на другой.

Стопа, как наиболее нагружаемый орган опорно-двигательной системы, развивается и изменяет свою форму на протяжении всей жизни человека. Наиболее чувствительными периодами жизни человека в плане риска деформации стопы являются:

· Начало ходьбы детей. Здесь важно выявление и при необходимости коррекция возможных врожденных особенностей, которые могут повлиять на развитие сводов стопы.

· Начало школьного обучения. В этот период нагрузка на стопы существенно возрастает, появляются первые признаки плоскостопия.

· Подростковый возраст. Быстрый рост костей нередко приводит к необходимости коррекции сводов стопы.

· Женщины в возрасте после 30 - 35 лет. Можно с уверенностью утверждать, что стопа женщины как правило "не живет" более 30 лет. Стопа у женщин этого возраста как правило уже имеет признаки поперечного плоскостопия, которое, развиваясь, приводит к тяжелейшим деформациям. Ортопедическая стелька - необходимый атрибут женской обуви.

Эти категории населения обязательно должны осматриваться ортопедом.

Список использованной литературы

1. Анатомия спортивной морфологии (практикум). - М.: ФиС, 1989.

2. Анатомия человека: Учебник для медицинских институтов / Под ред. М.Р. Сапина. - М.: Медицина, 1985.

3. Анатомия человека: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. А.А. Гладышевой. - М.: ФиС, 1984.

4. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для студентов физической культуры / Отв. ред. Б.А. Никитюк. - М.: ФиС, 2004.

5. Липченко В Л., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. -М.: Медицина, 1983.

6. Морфология человека / Под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. - М.: Изд-воМГУ, 1990.

7. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учебник для студентов биологических специальностей высших учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2000.

8. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека: Учебник для студентов биологических факультетов пед.университетов, институтов, пед.училищ, колледжей. - М.: Просвещение, Владос, 1995.

9. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека: Учеб.:в 3 т. М.:Медицина, 1978-1981.

10. Михайлов С.С. Анатомия человека. Медицина. 1973.

11. Тонков В. Учебник анатомии человека. Том 1,2.3. Медгиз, 1946.

12. Седокова, М. Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: методические указания /М. Л.Седокова – Томск: Изд-во Томс. Педунивер-та, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  221  222  223   ..