ЗИЛ-5301. Проверка рулевого управления

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     ЗИЛ-5301 (ЗИЛ-бычок) - Руководство по эксплуатации

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

ЗИЛ-5301. Проверка рулевого управления

Проверять угловой свободный ход рулевого колеса необходимо при работе двигателя на режиме холостого хода, покачивая рулевое колесо до начала поворота управляемых колес.

Проверку можно проводить с помощью приспособления мод К-402 (рис. 1). Угловой свободный ход рулевого колеса при работе двигателя не должен превышать 25°. Свободный ход следует проверять предварительно установив прямо передние колеса.

рПроверка свободного хода рулевого колеса приспособлением мод. К-402:1-пружинный динамометрис. 1

Если свободный ход рулевого колеса больше допустимого, нужно проверить давление воздуха в шинах, регулировку подшипников колес, тяг рулевого управления и рулевого механизма, зазоры в шарнирах и шлицах карданного вала, так как все это влияет на работу рулевого управления.

При нарушении регулировки механизма рулевого управления или тяг узел надо отремонтировать.

При наличии увеличенных зазоров в карданных сочленениях более 2° надо заменить карданный вал. Убедившись в удовлетворительном состоянии перечисленных узлов, следует проверить затяжку гайки упорных подшипников рулевого механизма.

Осевое перемещение рулевого колеса недопустимо. При его наличии надо подтянуть гайку на нижнем конце вала, предварительно разогнув усики стопорной шайбы. После регулировки один из усиков загнуть в паз гайки. Момент вращения вала рулевого управления, отсоединенного от карданного вала, должен быть равен 0,3…0,8 Нм.

Чрезмерная затяжка гайки с последующим ее отворачиванием для получения заданного момента вращения вала недопустима, так как может вызвать повреждение подшипника.

Для проверки рулевого механизма надо поставить передние колеса автобуса прямо так, чтобы рулевое колесо заняло среднее положение, отсоединить продольную тягу рулевого управления и измерить пружинным манометром 1(рис. 1), прикрепленным к ободу рулевого колеса, усилие в трех положениях.

Первое - рулевое колесо повернуто более чем на 2 оборота от среднего положения, усилие на ободе рулевого колеса должно быть в пределах 5,5…13,5 Н.

Второе - рулевое колесо повернуто на 3/4÷1 оборот от среднего положения, усилие не должно превышать 23 Н.

Третье - рулевое колесо проходит среднее положение, усилие на ободе рулевого колеса должно быть на 8,0÷12,5 Н больше усилия, измеренного при втором положении, но не должно превышать 28 Н.

Если усилия не соответствуют указанным, то нужно отрегулировать рулевой механизм. Рулевой механизм имеет две регулировки: внешнюю и внутреннюю.

Регулировку надо начинать с установки усилия на ободе рулевого колеса в третьем положении вращением регулировочного винта вала сошки, так как это не требует разборки рулевого механизма. При вращении винта по часовой стрелке усилие будет увеличиваться, а при вращении против часовой стрелки - уменьшаться.

Несоответствие усилий на ободе колеса во втором положении вызывается повреждением деталей узла шариковой гайки, а в первом - теми же причинами, а также неправильным предварительным натягом упорных шариковых подшипников. Для регулировки усилия в первом положении нужно частично разобрать рулевой механизм для затяжки гайки упорных подшипников.

Закончив проверку и регулировку рулевого управления, соедините рулевую сошку с продольной тягой и проверьте свободный ход рулевого колеса.

дроссель расходомер КИ-1097 (ДР-7О)рис. 2

Проводя проверку момента вращения рулевого колеса, необходимо помнить, что на качество работы рулевого управления существенно влияет момент вращения вала сошки.

При проверке момента вращения вала сошки на автомобиле следует:

1. Отсоединить продольную тягу с шаровым пальцем, запустить двигатель и прогреть систему гидроусилителя приблизительно до 50°С, затем установить рулевое колесо в среднее положение;

2. Зацепить динамометром за отверстие под шаровой палец в сошке и потянуть в любую сторону, сохраняя угол между динамометром и сошкой примерно 90°С. В этом случае динамометр должен показать не более 545 Н. Превышение этих величин может произойти вследствие выхода из строя ряда деталей. В этом случае рулевой механизм необходимо разобрать для детальной проверки и устранения дефекта.

 

 

 

Проверка отсутствия чрезмерного зазора в соединениях регулировочного винта и вала сошки

Для определения величины люфта в соединении регулировочного винта и вала сошки необходимо: отсоединить продольную рулевую тягу, повернуть рулевое колесо более чем на полтора оборота в каждую сторону от среднего положения, замерить осевое перемещение вала сошки относительно картера рулевого механизма с помощью индикатора, приложив необходимое осевое усилие к валу сошки. Если это перемещение в любом из двух положений превышает 0,2 мм, необходимо произвести частичную разборку рулевого механизма для определения причин повышенного зазора.

Проверка насоса и рулевого усилителя на автомобиле

На автомобиле проверку насоса, следует проводить с помощью щелевого дроссель-расходомера КИ-1097 (ДР-70), который устанавливается между насосом и шлангом высокого давления (рис. 2).

При вращении рукоятки дросселя 7 щель в гильзе постепенно перекрывается плунжером 11, вследствие чего в нагнетательной магистрали медленно нарастает давление. Расход рабочей жидкости, протекающей через проходное сечение щели гильзы при давлении 10 МПа и температуре 50±5°С, определяется по лимбу, на котором нанесена шкала с расходом масла. При объемном к.п.д. насоса менее 0,6 его необходимо отремонтировать.

С помощью этого прибора можно также определить давление срабатывания предохранительного клапана механизма рулевого усилителя.

 

 

 

 

ЗИЛ-5301.Регулировка упорных подшипников рулевого механизма

Для регулировки подшипников необходимо:

1. Отвернуть болты крепления верхней крышки и снять ее. Чтобы не повредить манжету и уплотнительное кольцо следует применять предохранительную оправку 4 (рис. 1) надетую на конец винта;

рСпособ запрессовки манжетыис. 1

2. Отвернуть болты крепления клапана управления;

3. Вывернуть с помощью специального ключа рулевой винт вместе с корпусом клапана управления на 10÷15 мм, чтобы корпус клапана свободно вращался на упорных подшипниках, не касаясь промежуточной крышки;

4. Проверить осевой люфт рулевого винта в шариковой гайке; если он превышает 0,2 мм, провести разборку рулевого механизма и заменить винтовую пару  (запчасти комплект винт-гайка под номером 130-3401355).

Если осевой люфт рулевого винта не превышает 0,2 мм следует расконтрить гайку упорных подшипников и подтянуть ее так, чтобы момент проворачивания корпуса клапана относительно рулевого винта был 0,6÷0,85 Нм. Проверку момента можно вести пружинным динамометром, который зацепляется заодно из отверстий под болты корпуса клапана управления. В этом случае моменту 0,6÷0,85 Нм соответствуют показания динамометра 11÷15 Н.

Если вращение корпуса клапана управления относительно винта не плавное, надо отвернуть гайку, снять корпус и осмотреть состояние беговых дорожек упорных подшипников. При снятии корпуса соблюдать осторожность, чтобы золотник и все реактивные плунжеры остались на своих местах, так как они индивидуально подобраны на заводе. Заменить (в случае необходимости) упорные подшипники и установить на место корпус клапана управления. Установить подшипники необходимо так, чтобы их кольца большего диаметра были обращены к золотнику. Коническая дисковая пружина должна находиться между шарикоподшипником и гайкой, вогнутой поверхностью в сторону упорного подшипника.

После регулировки затяжки гайки ее буртик должен быть вдавлен без разрыва в паз винта.

После проведения этой регулировки рулевой механизм должен быть собран и проверен.

Регулировка зубчатого зацепления на автомобиле

Для регулировки зубчатого зацепления необходимо:

1. Отсоединить продольную тягу от сошки;

2. Ослабить гайку, закрепляющую регулировочный винт, расположенный в центральной бобышке боковой крышки рулевого механизма;

3. Отрегулировать зубчатое зацепление, вращая регулировочный винт ключом за квадратную головку. Необходимо иметь в виду, что при вращении винта по часовой стрелке натяг в зубчатом зацеплении будет увеличиваться;

4. После окончания регулировки затянуть контргайку моментом 40÷45 Нм, удерживая ключом регулировочный винт за его квадратную головку от поворота;

5. Проверить вторично моменты вращения рулевого колеса и присоединить продольную рулевую тягу.

 

 

 

Замена манжеты верхней крышки рулевого механизма на автомобиле

Замена манжеты верхней крышки может быть произведена на автомобиле при условии соблюдения чистоты рабочего места. Если это обеспечить невозможно, надо снять рулевой механизм с автобуса и произвести замену манжеты в мастерской.

Для замены манжеты верхней крышки необходимо:

1. Слить масло из системы гидроусилителя;

2. Отсоединить карданный вал рулевого управления;

3. Промыть в бензине корпус клапана управления и верхнюю крышку;

4. Отвернуть болты крепления верхней крышки и снять ее, соблюдая осторожность, чтобы не повредить наружную манжету. Закрыть чистой бумагой или салфеткой торец клапана управления;

5. Вынуть стопорное кольцо верхней крышки щипцами, извлечь шайбу, наружное уплотнение и манжету, затем промыть бензином установочное отверстие;

6. Смазать маслом наружную поверхность новой манжеты и запрессовать ее с помощью оправки 5 (см. рис. 1), установить наружную манжету и стопорное кольцо;

7. Проверить, вошло ли стопорное кольцо полностью в канавку верхней крышки;

8. Промыть собранную верхнюю крышку, заменить резиновое уплотнительное кольцо на ее торце. для того, чтобы резиновое кольцо при установке крышки не выпало, рекомендуется смазать его консистентной смазкой (допустима установка верхней крышки со старым резиновым кольцом, если оно находится в удовлетворительном состоянии);

9. Снять защитную бумагу или салфетку с торца клапана управления и промыть его бензином, не допуская попадания грязи внутрь механизма.

оправки для предохранения манжетрис. 2

10. Надеть на конец винта рулевого управления оправку 4 (см. рис. 2), предохраняющую манжету от повреждения кромками паза винта;

11. Соблюдая все меры предосторожности от попадания грязи, установить верхнюю крышку на место и затянуть болты крепления, момент затяжки — 21÷28 Нм;

12. Снять оправку 4 и присоединить карданный вал;

13. Промыть и заправить систему маслом.

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..