|
|
|
содержание ..
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99 ..
Тойота Рав 4. Двигатель 1AZ-FE. Цепь газораспределительного механизма
Снятие
Снятие цепи проводите на холодном двигателе в следующем порядке:
– выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной
батареи;
– снимите ремень привода навесных агрегатов;
– снимите генератор;
– снимите крышку головки блока цилиндров;
– при наличии снимите блок ABS;
– затяните Ручной (стояночный) тормоз и заблокируйте задние колеса
упорами;
– ослабьте гайки крепления правого переднего колеса. Поднимите переднюю
часть автомобиля и установите на опоры. Снимите правое переднее колесо и
грязезащитный щиток арки правого переднего колеса;
– слейте охлаждающую жидкость;
– выверните болты, снимите и отведите в сторону насос усилителя рулевого
управления с подсоединенными к нему шлангами. Мягкой проволокой
закрепите насос на кузове;
|
|
Рисунок
- 3.52. Совмещение метки на гасителе колебаний со знаком ВМТ или
0 на передней крышке цепи
|
– установите поршень первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия, при этом
метка на гасителе колебаний должна быть совмещена со знаком ВМТ или 0 на
передней крышке цепи (смотрите
рисунок -
3.52 ), а метки на звездочках распределительных валов должны быть
совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов ( смотрите
рисунок -
3.55 );
|
|
Рисунок
- 3.55. Совмещение меток на звездочках распределительных валов с
метками на крышках подшипников распределительных валов (на
распределительном валу впускных клапанов виден узел шкива/
привода системы VVT)
|
– снимите с коленчатого вала шкив/ гаситель колебаний, при этом не
проверните коленчатый вал. Если произошло проворачивание коленчатого
вала, верните его в положение соответствующее установке поршня первого
цилиндра в ВМТ в такте сжатия;
– домкратом, через деревянный брусок установленный под масляным
поддоном, поднимите двигатель настолько, чтобы его вес воспринимался
домкратом.
– снимите левую опору двигателя;
|
|
Рисунок
- 3.56. Расположение болтов крепления механизма натяжения цепи
|
– снимите механизм натяжения цепи ( смотрите
рисунок -
3.56 ) и датчик угла поворота коленчатого вала с передней крышки цепи.
Выверните болт крепления жгута проводов датчика угла поворота
коленчатого вала к крышке цепи;
– снимите масляный поддон;
– выверните болты и снимите держатель жгута проводов с крышки цепи;
|
|
Рисунок
- 3.57. Расположение гаек крепления натяжителя цепи
|
– выверните гайки ( смотрите
рисунок -
3.57 ) и снимите натяжитель цепи с задней стороны крышки;
|
|
Рисунок
- 3.58. Расположение верхних болтов крепления крышки цепи
|
|
|
Рисунок
- 3.59. Расположение нижних болтов крепления крышки цепи
|
– выверните болты ( смотрите
рисунок -
3.58 , 3.59) и монтировкой отделите, и снимите крышку цепи с блока
цилиндров. Отметьте расположение болтов, так как они имеют разную длину;
– снимите датчик угла поворота коленчатого вала;
|
|
Рисунок
- 3.60. Направляющие и натяжитель цепи: 1 – шарнирный болт; 2 –
натяжитель цепи; 3 – болты крепления направляющей цепи; 4 –
неподвижная направляющая цепи; 5 – нижняя направляющая цепи
|
– выверните болты 1,3 ( смотрите
рисунок -
3.60 ) и снимите натяжитель 2 и нижнюю направляющую цепи 5;
– снимите цепь со звездочек распределительных валов и звездочку вместе с
цепью с коленчатого вала. Если цепь будет устанавливаться повторно,
мелом, маркером или краской отметьте переднюю сторону цепи. Если при
установке цепь будет вращаться в другую сторону, в связи с имеющейся
выработкой цепи, увеличится износ элементов механизма газораспределения
и увеличится шум, создаваемый цепью;
– снимите неподвижную направляющую цепи 4;
|
|
Рисунок
- 3.61. Использование ключей для удержания распределительного
вала от проворачивания и отворачивания болта крепления звездочки
|
– удерживая гаечным ключом, распределительный вал от проворачивания за
шестигранник, выверните болт крепления и снимите звездочку с
распределительного вала ( смотрите
рисунок -
3.61 )
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !
На распределительном валу впускных клапанов кроме звездочки
установлен узел шкива/ привода системы изменения фаз
газораспределения (VVT). При снятии звездочки распределительного
вала впускных клапанов, выверните только центральный болт
крепления шкива/ привода системы изменения фаз
газораспределения. Не выворачивайте 4 болта крепления шкива/
привода системы изменения фаз газораспределения к звездочке. |
Проверка
|
|
Рисунок
- 3.62. Измерение расстояния между звеньями цепи: Х = 122,6 мм
для цепи привода газораспределительного механизма между 16
роликами или 8 звеньями цепи; Х = 52,4 мм для цепи привода
масляного насоса между 8 роликами или 4 звеньями цепи
|
Визуальным осмотром Проверяйте состояние деталей на отсутствие износа и
повреждений. Проверяйте звенья цепи на отсутствие трещин, износа роликов
и боковых пластин. Проверяйте состояние зубьев звездочек, которые должны
быть симметричными. Натяните цепь и измерьте расстояние между 8 звеньями
цепи, которое должно быть равно 122,6 мм ( смотрите
рисунок -
3.62 ). Проведите эту проверку на нескольких участках цепи. Если цепь
удлинилась, замените в комплекте цепь и звездочки.
|
|
Рисунок
- 3.63. Измерение диаметра звездочки по роликам цепи
|
Оберните каждую звездочку цепью и измерьте диаметр звездочки по роликам
цепи ( смотрите
рисунок -
3.63 ). Если полученный размер превышает минимальный диаметр цепи,
замените в комплекте цепь и звездочки.
|
|
Рисунок
- 3.64. Места измерения глубины выемок на направляющих цепи: Х =
не более 1,0 мм
|
|
|
Рисунок
- 3.95. Совмещение цветных меток на цепи с метками на звездочках
|
Проверяйте направляющие цепи на отсутствие чрезмерного износа. Имейте в
виду, что незначительный износ направляющих — это нормальное явление.
Глубина выемок на направляющих цепи должна быть не более 1,0 мм ( смотрите
рисунок -
3.64 ). При наличии чрезмерного износа Проверяйте смазочное отверстие
направляющей цепи на передней стороне блока цилиндров на отсутствие
загрязнений и засорения (смотрите
рисунок -
3.95 )
Установка
Установку производите в следующем порядке:
1) скребком удалите остатки старого герметика с привалочных поверхностей
крышки цепи и головки и блока цилиндров;
2) убедитесь, что распределительные валы повернуты установочными
штифтами вверх, в положение «12 ч», затее установите обе звездочки,
совмещая отверстие для штифта с обратной стороны звездочки со штифтом
распределительного вала. Нанесите на резьбу болтов крепления звездочек
контровочный состав, препятствующий их самоотвинчиванию, и вверните
болты от руки. Удерживая гаечным ключом, распределительный вал от
проворачивания за шестигранник, затяните болт крепления звездочки
моментом 54 Н•м (смотрите
рисунок -
3.61 );
3) при необходимости доверните распределительные валы в положение, при
котором метки на звездочках распределительных валов будут совмещены с
метками на крышках подшипников распределительных валов (смотрите
рисунок -
3.55 );
4) если коленчатый вал поворачивался от положения ВМТ, поверните его в
положение, при котором шпоночный паз не будет направлен вверх, в
положение «12 ч»;
5) установите неподвижную направляющую цепи 4 (смотрите
рисунок -
3.60 );
6) наденьте цепь на звездочку коленчатого вала, при этом совместите
цветную метку №1 на цепи с меткой на звездочке. Установите звездочку с
установленной на ней цепью на коленчатый вал, затем установите нижнюю
направляющую цепи;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !
На цепи имеется три цветных метки. Метка №1 расположена на
большем расстоянии от двух остальных меток, которые расположены
близко друг к другу. |
|
|
Рисунок
- 3.65. Совмещение цветных меток на цепи с метками на звездочках
распределительных валов при установке цепи
|
7) установите цепь на башмак неподвижной направляющей цепи, затем на
звездочку распределительного вала выпускных клапанов и, наконец, на
звездочку распределительного вала впускных клапанов. Проверяйте, что
цветные метки на цепи совместились с метками на звездочках ( смотрите
рисунок -
3.65 ). При установке цепи исключите провисание правой ветви цепи;
|
|
Рисунок
- 3.66. Расположение выступа на механизме натяжения
|
8) уберите провисание левой ветви цепи, установите натяжитель цепи,
вверните шарнирный болт и затяните его моментом 19 Н•м. После установки,
убедитесь, что выступ на механизме натяжения ( смотрите
рисунок -
3.66 ) не проходит мимо упора к головке блока цилиндров;
9) повторно Проверяйте, что поршень первого цилиндра находится в ВМТ в
такте сжатия, при этом метка на гасителе колебаний должна быть совмещена
со знаком ВМТ или 0 на передней крышке цепи (смотрите
рисунок -
3.52 ), а метки на звездочках распределительных валов должны быть
совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов (смотрите
рисунок -
3.55 );
10) установите датчик угла поворота коленчатого вала и кольцо, метка F
на котором должна быть направлена наружу;
|
|
Рисунок
- 3.67. Места (1) нанесения слоя герметика на привалочные
поверхности крышки цепи
|
11) нанесите слой герметика RTV диаметром 3–4 мм на привалочные
поверхности крышки цепи 1 ( смотрите
рисунок -
3.67 ). Также нанесите небольшое количество герметика на места
соединения головки и блока цилиндров. Установите крышку на двигатель и
закрепите болтами, установив их в первоначальные положения. Постепенно,
за несколько проходов, затяните болты требуемым моментом;
12) установите плунжер механизма натяжения цепи в исходное положение
следующим образом:
|
|
Рисунок
- 3.68. Поднятие собачки храповика и сдвигание плунжера
механизма натяжения цепи в исходное положение (внутрь)
|
– поднимите собачку храповика и вдвиньте плунжер внутрь, пока он не
достигает нижнего предела ( смотрите
рисунок -
3.68 );
– зацепите крюк на корпусе механизма натяжения за штифт на плунжере, в
результате чего плунжер будет закреплении в исходном положении;
13) смажьте моторным маслом уплотнительные кольца плунжера механизма
натяжения и установите его в крышку цепи;
14) установите Гаситель колебаний на коленчатый вал;
|
|
Рисунок
- 3.69. Для освобождения крюка на корпусе механизма со штифта на
плунжере, необходимо незначительно провернуть коленчатый вал
двигателя против часовой стрелки: 1 – крюк; 2 – штифт
|
15) незначительно проверните коленчатый вал двигателя против часовой
стрелки, чтобы установить натяжение цепи. При этом крюк 1 ( смотрите
рисунок -
3.69 ) на корпусе механизма натяжения должен освободиться со штифта 2 на
плунжере, в результате чего плунжер проведет натяжение цепи. Если
плунжер не освободился самостоятельно, отожмите натяжитель цепи и
освободите штифт на плунжере лезвием отвертки;
16) поверните коленчатый вал двигателя по часовой стрелке на несколько
оборотов и установите поршень первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия.
Проверяйте, что метка на гасителе колебаний совмещена со знаком ВМТ или
0 на передней крышке цепи (смотрите
рисунок -
3.52 ), а метки на звездочках распределительных валов совмещены с
метками на крышках подшипников распределительных валов (смотрите
рисунок -
3.55 )
Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию.
содержание ..
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99 ..
|
|
|