Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 495

 

  Главная      Автомобили - Mitsubishi     Mitsubishi - руководство по эксплуатации и ТО. Программы обучения Рольф

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  493  494  495  496   ..

 

 

Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей - часть 495

 

 

•  одной или нескольких возвратных пружин; 
•  барабана, в котором размещаются диски и поршень. 

 
  

Рассмотрим принцип работы фрикционного дискового элемента управления 

на примере блокировочной муфты. Поршень расположен в задней части барабана 
и  удерживается  в  этом  состоянии  возвратными  пружинами.  Так  обеспечивается 
необходимый зазор между фрикционными дисками муфты. 

 

 

Рис. 5-14 а) 

Рис. 5-14 б) 

 

Для  включения  муфты ATF под  давлением  подается  в  пространство, 

называемое бустером муфты (рис.5-14а). Под действием силы давления поршень 
начинает перемещаться, сжимая при этом возвратные пружины.  

Включение  любого  дискового  элемента  управления  можно  разделить  на 

два  этапа.  На  первом - в  результате  перемещения  поршня  муфты  происходит 
выборка  зазоров  между  фрикционными  дисками.  После  того,  как  все  зазоры 
между фрикционными дисками будут полностью выбраны, наступает второй этап 
включения  блокировочной  муфты,  а  именно  начинается  процесс  сжатия  пакета 
фрикционных  дисков.  На    втором  этапе  перемещение  поршня  незначительно,  и 
обуславливается  в  основном  деформацией  фрикционных  накладок.  Сжатие 
дисков  приводит  к  возникновению  момента  сил  трения,  который  препятствует 
относительному  скольжению  дисков.  При  достижении  момента  трения 
определенной  величины  относительное  скольжение  дисков  становится  равным 
нулю,  и  два  звена  коробки  передач,  соединяемых  этой  блокировочной  муфтой, 
начинают вращаться как одно целое. 

 

71

 

Рис. 5-15 

Рис. 5-16 

 
Для  выключения  муфты  ее  бустер  соединяют  со  сливной  магистралью 

(рис.5-14  б),  и  поршень  под  действием  возвратных  пружин  возвращается  в 
исходное  положение.  Усилие,  сжимающее  пакет  фрикционных  дисков, 
уменьшается до нуля, и муфта выключается. 

 

Рис. 5-17 

Рис. 5-18 

В  зависимости  от  конструктивных  особенностей  АКПП  и  усилия,  которое 

должно  развивать  отжимное  устройство  при  отводе  поршня  от  пакета 
фрикционных элементов, существует три способа установки отжимных пружин: 

•  одна центральная цилиндрическая пружина (рис.5-15 и 5-16); 
•  одна центральная тарельчатая пружина (рис.5-17); 
•  несколько цилиндрических пружин, расположенных на периферии 

(рис.5-18). 

 

 

72

Отличительная  особенность  любой  блокировочной  муфты  заключается  в 

том,  что  ее  бустер  располагается  во  вращающейся  детали  (рис.5-19 а),  в  то 
время, как бустер тормоза всегда расположен в картере АКПП (рис.5-19 б).  

Рис. 5-19 а) 

Рис. 5-19 б) 

 

Следует  отметить,  что  в  любом  бустере  в  выключенном  состоянии  всегда 

находится ATF. При  выключении  дискового  элемента  управления  сбрасывается 
давление,  но  некоторая  часть ATF остается  в  бустере.  Если бустер  неподвижен, 
что характерно для дисковых и летночных тормозов, то ничего страшного в этом 
нет.  Но  для  вращающихся  бустеров  блокировочных  муфт  это  обстоятельство 
весьма важно, поскольку под действием центробежных сил в ATF, находящейся в 
бустере,  возникает  давление,  величина  которого  вполне  сопоставима  с 
давлением,  подводимым  в  бустер  при  включении  муфты.  Поэтому  для 
предотвращения 

самопроизвольного 

включения 

блокировочной 

муфты 

необходимо  предусматривать  некоторые  конструктивные  меры,  позволяющие 
полностью опустошить вращающийся бустер.  

Для  этого,  как  правило,  используют  специальные  шариковые  клапаны, 

которые  располагают  в  максимально  удаленной  от  оси  вращения  части  бустера 
(рис.5-20).  

 

73

 

 

Рис. 5-20 а) 

Рис. 5-20 б) 

 

Если  в  бустер  подается  давление,  то  под  его  воздействием  шарик 

прижимается  к  седлу  клапана,  закрывая  тем  самым  его  (рис.5-20 а).  В  случае 
выключения  блокировочной  муфты  давление  в  бустере  уменьшается,  и  под 
воздействием  центробежной  силы  шарик  выкатывается  в  специально 
спрофилированный  канал,  открывая  при  этом  сливное  отверстие  (рис.5-20 б). 
Таким образом, бустер полностью опустошается. 

Скорость  нарастания  давления  в  бустере  дискового  элемента  управления 

во  многом  определяет  качество  переключения  передач,  поэтому  для 
формирования  требуемого  закона  нарастания  давления,  в  гидросистемах  АКПП 
широко  используют  такие  известные  приемы,  как  установка  в  каналах  подвода 
давления  в  бустер  фрикционного  элемента  управления  жиклёров  и 
гидроаккумуляторов (принцип их работы описан ниже). В дополнение к жиклёрам 
и  гидроаккумуляторам  в  АКПП  современных  автомобилей  в  формировании 
требуемого  закона  нарастания  давления  участвует  и  электронный  блок 
управления, который с помощью соленоида соответствующим образом изменяет 
давление в основной магистрали.  

Как было показано выше, в АКПП с тремя и более степенями свободы один 

и тот же фрикционный элемент управления может использоваться при включении 
нескольких  передач.  Естественно,  что  моменты,  воспринимаемые  им  на 
различных  передачах,  не  одинаковы,  поэтому  нет  необходимости  сжимать  пакет 
фрикционных  дисков  с  силой  большей,  чем  это  требуется  для  формирования 
потребного  момента  трения.  В  связи  с  этим  во  многих  системах  управления 
сжатие одного и того же пакета фрикционных дисков осуществляется с различной 
силой.  Для  этого  используют  поршень  ступенчатой  формы,  и  каждая  ступень 
имеет  свой  бустер  для  подвода  управляющего  давления.  В  случае,  если  сила 

 

74

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  493  494  495  496   ..