63
будет сброшено. Величина момента силы трения ленточного тормоза
определяется радиусом тормозного барабана, материалами контактирующих
поверхностей, условием работы пары трения (в сухую или в ATF), шириной
тормозной ленты и создаваемой давлением в гидроцилиндре силой натяжения
тормозной лентой.
Тормозные ленты, как правило, изготавливаются из листвой стали. В
некоторых случаях тормозные ленты делают из чугуна. Но независимо от того, из
какого материала изготовлена тормозная лента, для увеличения коэффициента
трения между тормозной лентой и барабаном и стабилизации его значения в
процессе скольжения, к внутренней поверхности тормозной ленты прикрепляется
специальная фрикционная накладка. Эта накладка может быть изготовлена из
бумаги, асбеста или металлокерамики, и закрепляется на тормозной ленте с
помощью заклепок или специального термостойкого клея.
Металлокерамические накладки способны выдерживать большие удельные
давления, что важно с точки зрения величины тормозного момента, развиваемого
силой трения. Однако, использование металлокерамических накладок вызывает
повышенный износ тормозного барабана. Кроме того, продукты износа попадают
в клапанную коробку и вызывают засорение жиклёров и заклинивание клапанов,
что, в конечном счете, приводит к полному выходу из строя всей АКПП. Поэтому
металлокерамические накладки используются только в коробках передач,
предназначенных для работы с мощными двигателями, когда фрикционные
элементы должны обеспечивать большие тормозные моменты.
В АКПП современных легковых автомобилей используются фрикционные
накладки, изготовленные на бумажно-целлюлозной основе. Такие накладки сами
обладает, как это не парадоксально, высокими износостойкими свойствами и не
вызывают большого износа поверхности тормозного барабана.
Ленточные тормоза, используемые в АКПП, работают в ATF, т.е.
используется пара трения «бумага-металл», работающая в трансмиссионной
жидкости. Работа фрикционной пары трения в ATF позволяет значительно
увеличить, по сравнению такой же парой, но работающей в сухую, долговечность
ленточного тормоза, обеспечить более стабильное значение коэффициента
трения и реализовать большие удельные напряжения, возникающие во
фрикционном материале во время работы тормоза.
При высокой температуре ATF быстро испаряется с поверхности бумажной
накладки и, кажется, что трение должно происходить в сухую, что чревато
быстрым обугливанием бумаги и выходом из строя тормоза. Однако, под
действием силы трения бумага сжимается, и ATF из ее внутренних микроячеек
выжимается на поверхность трения, обеспечивая тем самым тонкую пленку между
фрикционной накладкой и тормозным барабаном, снижая при этом и температуру
в зоне их контакта.