Мазда 6 (2008+). Факторы, влияющие на работоспособность шин

 

  Главная      Автомобили - Мазда     Мазда 6 (с 2008 года) - руководство по эксплуатации

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     270      271      272      273     ..

 

 

 

 

Мазда 6 (2008+). Факторы, влияющие на работоспособность шин

 

 

 

Влияние некоторых факторов на работоспособность шин

 

 

1 . Внутреннее давление
При качении (движении) автомобильной шины при воздействии нормальной нагрузки, одновременно происходит как деформирование, так и восстановление профиля шины.
При эксплуатации автошины на пониженном или снижающемся давлении увеличивается деформация высоты профиля шины, при этом возрастает теплообразование в материалах шины, что приводит к ослаблению прочности связи между деталями конструкции и в итоге завершается разрушением шины. Соблюдение необходимого внутреннего рабочего давления в шине - главное условие правильной эксплуатации автомобильных шин.
Дефекты, связанные с несоблюдением необходимого внутреннего рабочего давления:
-повышенный износ рисунка протектора по краям беговой дорожки вследствие заниженного внутреннего рабочего давления;
-повышенный износ рисунка протектора по центру беговой дорожки вследствие завышенного внутреннего давления;
-излом каркаса или полное разрушение шины из-за езды на пониженном давлении или эксплуатации шины с нагрузкой выше нормативной. На внутренней полости автошин могут наблюдаться следующие стадии: потемнение резины герметизирующего слоя в плечевой зоне, выкрошивание резины герметизирующего слоя в плечевой зоне, оголение нитей корда каркаса в плечевой зоне, разлохмачивание нитей корда каркаса в плечевой зоне, разрушение боковины (протектор отдельно, боковины отдельно);
-несоблюдение рабочего давления в сдвоенных шинах ускоряет выход из строя одной из шин, а также может привести к так называемому «пятнистому износу».
При эксплуатации на пониженном рабочем давлении в шине по внутренней полости могут образовываться радиальные трещины в плечевой зоне, отслоение боковины, расслоение в надбортовой зоне и др. проявления.


2. Износ протектора
Интенсивность износа протектора зависит от применяемых материалов: высокодисперсного технического углерода, противостарителей, типа каучуков, улучшенных рисунков протектора и т.д. На быстрый износ протектора влияют следующие факторы:
-стиль вождения, ускорения, в том числе на поворотах, резкие торможения, большая перегрузка;
-особенности конструкции автомобиля — влияние тяговой и тормозной нагрузки на колесо;
-действие боковых сил, проявляющихся при установке колёс со схождением, а также при движении по извилистым дорогам и обгонах из—за возникновения повышенных центробежных сил;
-несоблюдение внутреннего давления в шине;
-наличие дисбаланса и биения колёсного узла;
-состояние дорожного покрытия, рельеф местности.
Износ протектора автомобильных шин относится к износу высокоэластичных полимерных материалов и подразделяется на: усталостный износ, износ посредством «скатывания» и абразивный износ.
Усталостный износ. При этом износе происходит разрушение резины поверхностного слоя протектора после многократных деформаций его выступами истирающей поверхности.
Износ посредством «скатывания», который в литературе также имеет название
«рисунок Шалламаха».
Классический рисунок истирания представляет систему параллельных чередующихся гребней и впадин.
Абразивный износ. Интенсивный износ автошин на дорогах с щебенчатым покрытием вследствие среза поверхности шашек, царапин, надрывов и т.д.
В реальных условиях эксплуатации истирание протекторных резин происходит по смешанному механизму износа, интенсивность износа определяется суммой отдельных видов износа.



 

3. Механические повреждения
-различные порезы протектора и боковины, связанные с наездами на предметы с острыми кромками;
-сквозные пробои протектора и боковины, связанные с наездами на дорожные препятствия;
-повреждения протектора и боковины, связанные с пробуксовкой, а также с эксплуатацией на дорогах с
-повреждения бортовой части автошины вследствие неквалифицированных шиномонтажных работ;
-повреждения новых автошин, не бывших в эксплуатации, связанные с нарушением
«Правил хранения или транспортировки».
 


4. Дисбаланс и биение (радиальное и боковое)
При движении автомобиля колесо с шиной вращается с определённой частотой. Достигая некоторых скоростей, эта частота начинает совпадать с внутренними колебаниями кузова автомобиля. Внутренние колебания возрастают, если шины имеют механические повреждения, небольшие вздутия, повышенный местный износ. Ещё больше вибрации возрастают, если шины имеют повышенный дисбаланс, радиальное и боковое биение, силовую неоднородность.
В России дисбаланс связывают с легковыми шинами, а за рубежом для эксплуатации балансируют и грузовые шины.
Автошины имеют два вида дисбаланса: статический и динамический:
а)статический - неравномерное распределение массы шины относительно оси вращения.
Этот дисбаланс
возникает в результате нарушения технологии производства. В случае, если статический дисбаланс завышен,
его исправление производят путем нанесения на внутреннюю полость «тяжёлого» клея.
б)динамический - неравномерное распределение массы колеса относительно его центральной продольной
плоскости качения. Динамический дисбаланс является "эксплуатационной" величиной, он определяется при
монтаже автошины легковой или легкогрузовой на колёсный диск и должен устраняться корректирующей
массой с каждой стороны обода колеса в соответствии с показателями, установленными ГОСТ 4754.
Следует помнить, что показатели ГОСТ 4754 установлены для новых шин, т.е. для шин, которые не были в
эксплуатации, а эксплуатация начинается с момента монтажа автошины на обод.
Шина, которая была в эксплуатации и имеет неравномерный износ протектора в следствие торможений и восприятия динамических ударов, может иметь показатели динамического дисбаланса, превышающие показатели ГОСТ 4754.
Наличие у автошины радиального и бокового биений при движении вызывает колебательные процессы у автомобиля. Для новых автошин показатели не должны превышать указанных в ГОСТ 4754. Если при монтаже шины выявлено радиальное или боковое биение, то такие шины не должны допускаться к эксплуатации.

Силовая неоднородность. Это показатель оценки качества изготовления шин.
На шинных заводах при изготовлении автошины должны проверяться 100 % легковых (с металлокордным брекером), легкогрузовых и шин ЦМК на колебания радиальной и боковой, а также конусный эффект.
Показатели силовой неоднородности определяются только для шин, имеющих металлокордный брекер.
Автошина не является идеально однородной конструкцией. Технологические допуски, неточности расположения деталей, нессимитричные элементы конструкции и другие факторы приводят к возникновению геометрической неоднородности, неоднородному распределению масс, неоднородности по жёсткости. Суммарное действие всех видов неоднородности проявляется в возникновении сил, действующих на автомобиль в целом и на саму шину и вызывающих их колебания.

 


5. Техническая неисправность автомобиля:
-отклонение от нормы развала передних колёс или искривление осей влечет за собой односторонний износ рисунка протектора;
-неисправная (повреждённая) подвеска усугубляет местный износ (пятнистый износ);
-неисправность амортизаторов, тормозов, люфтов в подшипниках ступиц, отклонение от нормы углов схождения передних колес и люфт в рулевом управлении приводит к
«пилообразному» износу протектора;
-эксплуатация шин на ободах с деформированной закраиной, ржавчиной на полке обода, с неисправными тормозами автомобиля приводит к разрушению борта;
-наличие одновременно нескольких неисправностей: несоответствующие нормативам развал и схождение, неисправности подвески, тормозной системы и др. приводит к ещё более сложным видам износа.

 

 




6.Неумелое вождение автомобиля
Работоспособность и срок службы шин во многом зависят и от приемов вождения автомобиля, от умения и опыта водителя. Здесь надо учитывать:
-трогание с места с пробуксовкой колес;
-резкое торможение, особенно с пробуксовкой колес;
-движение с высокой скоростью на поворотах и резкие обгоны;
-наезды на различные дорожные препятствия;
-прижатие к бордюрным камням при подъезде к тротуарам, пересечение рельсовых путей с высокой скоростью и т.п.
При резком трогании с места увеличивается нагрузка на узлы трансмиссии автомобиля, значительно повышается интенсивность местного износа протектора шин в результате пробуксовки колес.
При резком торможении выступы элементов протектора проскальзывают по дорожной поверхности, повышаются трение и нагрев в зоне контакта протектора с дорогой, увеличивается износ резины протектора. Чем больше скорость движения, при которой производится резкое торможение, и чем резче торможение выполняется, тем быстрее изнашивается протектор. При частых торможениях с заносом (юз) сначала появляется местный износ протектора, а затем разрушению подвергаются слои брекера и каркаса. При резком торможении перегруженного автомобиля может возникнуть отрыв протектора.
Если автомобиль совершает крутой поворот с высокой скоростью движения, то на колесо кроме центробежных сил, обусловленных его вращением, дополнительно действуют центробежные силы, возникающие при повороте автомобиля. Совокупное действие этих сил увеличивает соответствующую силу реакции дороги, которая стремится оторвать борта шины от обода.
Надо учесть и следующее. Радиальные шины по сравнению с диагональными имеют меньшее количество слоев каркаса. Поэтому, «притираясь» к бордюрному камню при парковке, например, можно повредить боковую стенку покрышки, о чем укажут местные
«вздутия» даже на новых шинах.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     270      271      272      273     ..