3.2.2. Разборка и сборка двигателя
3.2.2.1. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Головка блока цилиндров, распределительный вал и клапаны
1 – впускной клапан;
2 – выпускной клапан;
3 – головка блока;
4 – втулка направляющая;
5 – маслосъемный колпачок;
6 – шайба опорная пружин клапана;
7 – пружина клапана наружная;
8 – пружина клапана внутренняя;
9 – тарелка пружин клапана;
10 – сухарь;
|
11 – зубчатое колесо распределительного вала;
12 – болт крепления зубчатого колеса;
13 – сальник;
14 – шпонка;
15 – крышка подшипника;
16 – шайба;
17 – гайка крепления крышки подшипника;
18 – распределительный вал;
19 – гидротолкатель клапана |
Порядок затяжки
болтов крепления головки блока цилиндров
Двигатель снят с автомобиля
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отвернуть
гайки и снять верхнюю крышку 2 привода
распределительного вала (см. рис. Пятицилиндровый
двигатель). |
2. Отвернуть
двенадцать гаек крепления и снять крышку 11
головки блока, при этом прокладку не снимать. |
|
3. Установить
поршень 1-го цилиндра в в.м.т. такта сжатия (оба
клапана закрыты). Метка на шкиве коленчатого
вала должна совпадать с выступом на корпусе
масляного насоса, как показано на рисунке (или с
меткой на крышке 3 – см. рис. Пятицилиндровый
двигатель). |
|
4. Метка
на зубчатом колесе распределительного вала
должна быть совмещена с верхней плоскостью
прокладки крышки головки блока. Бегунок
распределителя зажигания должен быть направлен в
сторону контакта 1-го цилиндра. |
5. Ослабить
болты крепления водяного насоса 22 (см. рис. Пятицилиндровый
двигатель), повернуть насос к блоку
цилиндров, чтобы ослабить натяжение ремня 1. |
6. Снять
ремень 1 с зубчатого колеса 5 распределительного
вала |
7. Отвернуть
болт крепления зубчатого колеса 5 и снять колесо
с распределительного вала. Вынуть шпонку 7. |
8. Отвернуть
и снять стойку крепления крышки 2 к головке 6
блока. |
9. Вывернуть
болт крепления задней крышки 4 к головке блока. |
10. Открутить
болты крепления головки блока цилиндров,
предварительно равномерно отпустив их в порядке,
обратном показанному на рисунке Порядок
затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. |
11. Отжать
крышку 4, чтобы вывести из-под нее
распределительный вал. Снять головку блока
цилиндров. |
12. Снять
прокладку 18 головки блока цилиндров (см. рис. Пятицилиндровый
двигатель) |
13. Установить
головку блока в обратном порядке. При этом
заменить прокладку 18 головки блока. Новую
прокладку уложить на блок цилиндров надписью "TOP"
вверх, не используя герметик. Затянуть болты
крепления головки блока в последовательности,
показанной на рисунке Порядок
затяжки болтов крепления головки блока цилиндров,
в три этапа: 1-й этап – 40 Н·м (4,0 кгс·м); 2-й
этап – 60 Н·м (6,0 кгс·м); 3-й этап – затянуть
далее на пол-оборота (180°). Затянуть болт
крепления зубчатого колеса 5 к
распределительному валу моментом 80 Н·м (8,0
кгс·м). Отрегулировать натяжение ремня привода
распределительного вала (см. подраздел
3.2.2.2). |
|
При необходимости,
например для замены и притирки клапанов, очистки камер сгорания
от нагара и т.д., головку блока можно снять, не снимая двигатель
с автомобиля.
Двигатель на автомобиле
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоединить
провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной
батареи. |
2. Слить
жидкость из системы охлаждения двигателя (см. пп.
1–3 подраздела 4.1). |
3. Снять
облицовку радиатора и верхний кожух радиатора
системы охлаждения (см. пп.
7 подраздела 4.6, пп.
1–2 подраздела 11.2). |
4. Снять
воздушный фильтр (cм. пп.
1–6 подраздела 6.1.2). |
5. Снять
ремень генератора (cм. пп.
2–5 подраздела 12.1.3.1). |
6. На
автомобилях, оборудованных кондиционером, не
отсоединяя шланги, снять компрессор и закрепить
проволокой сбоку на кузове. |
7. На
автомобилях с усилителем рулевого управления, не
отсоединяя шланги, снять насос усилителя и
закрепить проволокой сбоку на кузове. |
8. Отсоединить
верхний шланг радиатора. |
9. Промаркировать
все топливные и вакуумные шланги и отсоединить
их от головки блока. |
10. Снять
крышку распределителя зажигания с проводами
высокого напряжения и держателем проводов. |
11. На
моделях с вспрыском топлива ослабить затяжку
хомута и отсоединить воздуховод 12 (см. рис. Основные
элементы системы впрыска топлива) от
корпуса дроссельной заслонки. Отсоединить
провода от датчика положения дроссельной
заслонки. |
12. Отсоединить
трос акселератора и, если есть, механизм
круиз-контроля. |
13. Отсоединить
провод «массы» от головки блока. |
14. Отсоединить
приемную трубу глушителя. |
15. Далее
порядок снятия головки блока такой же, как на
двигателе, снятом с автомобиля (см. пп.
1–12 подраздела 3.2.2). |
16. Установить
головку блока в обратном порядке (см. пп.
13 подраздела 3.2.2). |
|