ВОЕННО-ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА (Петуховский А.) - часть 39

 

  Главная      Учебники - Разные     ВОЕННО-ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА. Учебное пособие (Петуховский А.) - 1956 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  37  38  39  40   ..

 

 

ВОЕННО-ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА (Петуховский А.) - часть 39

 

 

Ветеринарное обслуживание воинского  эшелона в пути

Ветеринарный   врач   (фельдшер)   эшелона   должен   ежедневно

обходить   конские   вагоны   (конские   судовые   помещения),   осмат-

ривать   лошадей   и   оказывать   нуждающимся   неотложную   ветери-

нарную   помощь.   О   случаях   тяжелого   заболевания   или   ранения

лошади,   когда   ее   дальнейшая   перевозка   противопоказана,   а

также   о   случаях   появления   острого   заразного   заболевания   и   па-

дежа   лошади   в   эшелоне   ветеринарный   врач   (фельдшер)   немед-

ленно докладывает начальнику эшелона.

Тяжело   заболевшую   лошадь   выгружают   по   указанию   воен-

ного   коменданта   на   ближайшей   станции   или   в   порту,   где

имеется   транспортный   ветеринарный   пункт.   В   зависимости   от   об-

становки   заболевшая   лошадь   может   быть   сдана   и   в   какое-либо

другое   ветеринарно-лечебное   учреждение.   Передача   оформляется

актом.

После   выгрузки   лошади,   заболевшей   заразной   болезнью,   ва-

гон,   в   котором   она   находилась,   отцепляется   для   санитарной   об-

работки   и   заменяется   другим.   Лошади,   находившиеся   вместе   с

заболевшей,   переводятся   в   вагон,   предоставленный   эшелону

взамен   отцепленного,   или   при   его   отсутствии   перегружаются   в

вагон, освобожденный из-под фуража.

При   морских   и   речных   перевозках   лошадь,   заболевшая   зараз-

ной   болезнью,   немедленно   переводится   в   судовой   изолятор.   Ста-

нок,   где   она   находилась,   закрывается   и   подвергается   очистке   и

дезинфекции.

Лошади,   находившиеся   в   одном   вагоне   или   в   одном   судовом

помещении   вместе   с   заболевшей,   рассматриваются   как   подозре-

ваемые   в   заражении.   Они   должны   быть   под   особым   наблюде-

нием   ветеринарного   врача   (фельдшера)   эшелона   и   обслужи-

ваться   солдатами,   не   соприкасающимися   с   другими   .   лошадьми

эшелона.   Проводка   этих   лошадей   на   станциях,   где   организуется

выводка   лошадей,   производится   отдельно   от   остальных   лошадей

эшелона.

Если   при   железнодорожной   или   речной   перевозке   падет   ло-

шадь,   то   начальник   эшелона   должен   немедленно   запросить   бли-

жайшего военного коменданта о месте выгрузки трупа.

Труп   лошади   на   месте   выгрузки   сдается   по   акту   местному

ветеринарному   учреждению,   которое   должно   произвести   его

вскрытие   и   результаты   сообщить   военному   коменданту,   который

в   свою   очередь   сообщает   их   начальнику   эшелона.   В   случае   уста-   •

новления   вскрытием   сибирской   язвы,   инфекционной   анемии,   сапа

и   других   особо   опасных   заразных   заболеваний   или   подозрения

на   эти   заболевания   военный   комендант   станции   (порта)   обязан

немедленно   донести   об   этом   вышестоящему   начальнику   ВОСО   и

уведомить местные органы ветеринарного надзора.

При   морских   перевозках,   если   корабль   находится   вдали   от

портов, вскрытие павших животных на корабле не производится.

305

Труп   павшего   животного   сбрасывается   в   море   с   привязанным   к

нему   балластом,   препятствующим   всплытию.   Диагноз   заболева-

ния   в   таких   случаях   и   причины   падежа   устанавливаются   на

основе   клинической   картины   заболевания   и   данных   внешнего

осмотра трупа.

При   дальних   железнодорожных   перевозках   через   каждые   трое

суток   лошадей   необходимо   выгружать   для   проводки.   После   про-

водки   лошадей   нужно   тщательно   вычистить.   Во   время   проводки

и   чистки   ветеринарный   врач   (фельдшер)   эшелона   проводит

внешний осмотр лошадей.

На   станциях,   назначенных   для   проводки   лошадей,   конские

вагоны   после   выгрузки   лошадей   нужно   хорошо   очистить,   провет-

рить   и   просушить.   По   окончании   проводки   лошадей   заводят   в

вагоны,   при   этом   лошадей,   которые   стояли   головами   в   сторону

движения поезда, ставят на другую половину вагона и наоборот.

При   следовании   эшелона   через   районы,   неблагополучные   в

эпизоотическом   отношении,   о   чем   военный   комендант   заранее   из-

вещает   начальника   эшелона,   выгрузка   лошадей   для   проводки   на

станциях не разрешается.

Работа ветеринарного состава по прибытии эшелона к месту

назначения

Если   выгрузка   эшелонов   будет   производиться   в   условиях

угрозы   нападения   авиации   противника,   то   в   районе   выгрузки

развертывается   ветеринарный   пункт.   В   районе   же   сбора   эшелона

организуется   обмывочно-дезактивационный   пункт   с   площадкой

для   ветеринарной   обработки.   Развертывание   ветеринарного

пункта   и   обслуживание   ветеринарной   площадки   производятся

или   средствами   размещенного   в   данном   районе   военного   ветери-

нарно-лечебного   учреждения   или   средствами   перевозимой   части.

Исходя   из   этого,   ветеринарный   врач   части   (соединения)   должен

усилить   ветеринарные   средства   первого   эшелона   ветеринарным

составом и ветеринарным имуществом.

Верховых   лошадей   после   выгрузки   из   вагонов   (судна   или   ав-

томобилей)   немедленно   оседлывают   и   отводят   в   район   сбора

эшелона,   артиллерийских  и  обозных   лошадей   отводят   к   месту

выгрузки   материальной   части   артиллерии   и   обоза.   По   мере   вы-

грузки   лошадей   запрягают   и   отводят   в   район   сбора.   Ветеринар-

ный   состав   эшелона   наблюдает,   чтобы   лошади   во   время   выгрузки

не получили травмы.

Выгрузка   лошадей   из   вагонов,   судов   или   автомобилей   про-

изводится   с   помощью   тех   же   приспособлений,   что   и   погрузка.

Лошади   при   выгрузке   их   из   вагонов   или   из   речных   судов   охотно

сходят   на   землю   по   мосткам   или   трапам   без   всякого   к   тому   при-

нуждения.   При   выгрузке   лошадей   из   морских   судов   стрелой

подъемного   крана   в   конских   ящиках   или   с   помощью   строп   обя-

зательно   соблюдение   всех   правил   предосторожности,   как   и   при

погрузке.

306

Выгрузка   лошадей   из   автомобилей   производится   в   такой   по-

следовательности.   Лошадей   освобождают   от   поддерживающих

подпруг,   снимают   и   выносят   из   кузова   машины   продольные   раз-

граничительные   брусья,   затем   лошадей   поворачивают   головами

в   сторону   аппарели   и   только   после   этого   откидывают   задний

борт   кузова   машины   на   аппарель,   вынимают   заднюю   попереч-

ную закладку и выводят лошадей.

При   разгрузке   на   достаточно   широкую   аппарель   выводить

лошадей   можно,   осаживая   их   назад.   Если   же   выгрузка   лошадей

из   автомашин   производится   с   помощью   мостика,   то   для   безопас-

ности   лошадей   предварительно   следует   повернуть   в   кузове   ма-

шины головами к выходу (рис. 50).

Ветеринарный   врач   (фельдшер)   первого   эшелона   по   прибытии

к   месту   выгрузки   участвует   в   рекогносцировке   района   сосредо-

точения части, выясняя эпизоотическое состояние района.

По   мере   прибытия   лошадей   в   район   сосредоточения   ветери-

нарный   врач   части   должен   тщательно   осмотреть   их   и   доложить

командиру   части   о   состоянии  и  работоспособности   лошадей

после совершения перевозки.

Ветеринарное обслуживание конского состава и других животных

при перегонах

В   некоторых   случаях   лошадей   и   гурты   скота   приходится

перегонять на большие расстояния.

Наряду  с  некоторыми   преимуществами   этот   способ   передви-

жения   животных   имеет   и   недостатки.   Наиболее   существенным

недостатком   перегона   животных   является   то,   что   при   передвиже-

нии   табунов   и   гуртов   на   дальние   расстояния   по   территории   с

различной   эпизоотической   обстановкой   усиливается   опасность

заражения перегоняемых животных инфекционными и инвазион-

'

307

ными   заболеваниями.   При   возникновении   в   перегоняемых   гуртах

и   табунах   каких-либо   заразных   заболеваний   они   становятся

источником   распространения   заразных   болезней   по   пути   следо-

вания.   Кроме   того,   перегон   животных   на   дальние   расстояния

экономически   целесообразен   в   летний   и   летне-осенний   периоды,

когда   питание   животных   на   трассе   перегона   обеспечивается   под-

ножным кормом.

Длительный   перегон   скота   по   трассе,   где   нет   в   достаточном

количестве   подножного   корма,   неизбежно   поведет   к   быстрому

исхуданию   перегоняемого   скота   и   даже   гибели   некоторых   жи-

вотных.   Организация   дальних   перегонов   партий   лошадей   и   гур-

тов   скота   и   их   ветеринарное   обеспечение   должны   быть   хорошо

продуманы.

Важнейшими   задачами   ветеринарного   обеспечения   дальних

перегонов лошадей и других животных являются:

а) правильное,   с   точки   зрения   ветеринарных   требований,

комплектование табунов и гуртов;

б) ограждение   животных   от   заноса   заразных   заболеваний

извне,   а   также   предотвращение   распространения   заразного   забо-

левания в случае его появления среди перегоняемых животных;

в) сохранение   здоровья   и   упитанности   животных   при   пере-

гоне.

При   подготовке   к   перегону   животных   нужно   умело   наметить

маршрут   перегона   и   правильно   сформировать   табуны   или   гурты.

Ветеринарный   врач   обязан   участвовать   в   выборе   маршрута   пере-

гона   и   тщательно   изучить   на   месте   ветеринарно-санитарное   со-

стояние   всей   выбранной   трассы   перегона.   При   этом   следует   ин-

тересоваться   не   только   ветеринарно-санитарным   состоянием

трассы,   но   и   ее   географическими   особенностями   (характером

рельефа,   наличием   лесных   массивов,   зарослей,   болотистых   участ-

ков,   водных   источников,   бродов,   переправ   через   реки   и   т.д.).

Следует   выявить   пункты,   неблагополучные   по   заразным   болез-

ням,   и   найти   пути   их   обхода,   выбрать   благополучные   места   водо-

поя,   ночевок   и   дневок.   Места   ночевок   и   дневок   надо   выбирать

около хороших и благополучных пастбищ.

Отобранных   для   перегона   лошадей   и   других   животных   под-

вергают   тщательному   клиническому   осмотру   и   ветеринарной   об-

работке.   В   отдельных   случаях,   в   зависимости   от   эпизоотической

обстановки,   сформированные   для   перегона   партии   лошадей   и

гурты   скота   должны   быть   карантинированы   на   срок   до   трех   не-

дель,   в   течение   которого   лошади   подвергаются   исследованию   на

сап   методами   глазной   маллеинизации   (двукратно)   и   исследова-

нию   крови   по   реакции   связывания   комплемента,   а   крупный

рогатый скот — исследованию на бруцеллез и туберкулез.

Если   трасса   перегона   проходит   по   территории   нескольких   об-

ластей   или   республик,   то   срок   карантина   и   порядок   ветеринарной

обработки   животных   (обследования,   предохранительные   при-

вивки)  устанавливается   Военно-ветеринарным   отделом   Мини-

308

стерства   Обороны   Союза   ССР   по   согласованию   с   Главным   управ-

лением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР.

В   течение   карантинного   срока   ветеринарные   осмотры   произ-

водят   через   каждые   3   дня.   Выявленные   при   осмотрах   больные   и

истощенные   животные,   матки   во   втором   периоде   беременности   и

животные   с   признаками,   подозрительными   на   заразное   заболева-

ние, от перегона освобождаются.

Особое   внимание   при   осмотре   должно   быть   уделено   состоя-

нию   конечностей   и   копыт.   Лошади,   как   правило,   должны   быть

подкованы,   а   у   крупного   рогатого   скота   и   овец   подошвенный

край   роговой   стенки   должен   быть   приведен   в   порядок   и   зара-

шпилеван.

Гурты   (табуны),   как   правило,   составляются   из   животных

одного   вида   и   пола,   одинаковой   упитанности   и   способности   к

движению.   Допускается   совместный   перегон   кобыл   и   меринов,

коров,   нетелей   и   волов,   овец   и   валухов.   Кроме   того,   рекомен-

дуется   включить   в   качестве   вожака   в   табун   кобыл   жеребца-про-

изводителя,   а   в   гурт   коров   и   нетелей   —•   быка.   По   численности

своей   гурты   не   должны   превышать:   для   лошадей   и   крупного   ро-

гатого   скота   —   200,   для   молодняка   рогатого   скота   —   250,   для

овец и коз — 600 голов.

Все   животные   гурта   (табуна)   таврируются   или   биркуются;

сформированному   гурту   или   табуну   присваивается   определенный

номер,   и   не   позже   чем   за   24   часа   до   отправки   гурт   (табун)   пере-

дается   начальнику   гурта   по   ведомости,   в   которую   заносятся   но-

мера бирок, пол, масть, живой вес и упитанность животных.

Перегоны   гурта   или   табуна,   пастьба   животных,   уход   за   ними

и   охрана   их   в   пути   следования   осуществляются   бригадой   рабо-

чих-гонщиков,   составляемой   из   расчета   2   гонщика   на   10   —   12   ло-

шадей, на 30—40 голов крупного рогатого скота или на 100 овец.

Гурт   обеспечивается   небольшим   набором   простейших   средств

оказания   ветеринарной   помощи   (настойка   иода,   креолин,   мыло

зеленое,   перевязочный   материал   и  пр.),  а   также   имуществом   и

инвентарем,   необходимым   для   бытовых   нужд   бригады   и   обслу-

живания   животных.   Партии   лошадей   при   необходимости   обес-

печиваются путевым запасом зернового фуража.

Начальникам   гуртов   и   гонщикам   животных   необходимо   рас-

сказать   об   условиях   предстоящего   перегона,   о   правилах   кормле-

ния,   водопоя   и   сохранения   животных   при   перегоне,   о   возможных

заразных   заболеваниях   и   мероприятиях   в   случае   их   обнаруже-

ния, о действиях при внезапном заболевании животных.

Штаб,   организующий   перегон   животных,   назначает   началь-

ника   трассы,   а   также   начальников   и   диспетчеров   на   участках

трассы   перегона.   На   отдельных   беспастбищных   участках   пути

создаются   подкормочные   пункты,   куда   заранее   завозится   фураж.

Ветеринарный   отдел,   обеспечивающий   в   ветеринарном   отноше-

нии   перегон   животных,   выделяет   обслуживающий   гурты   ветери-

нарный состав и организует при диспетчерских    пунктах    конт-

309

рольно-ветеринарные   посты,   снабженные   запасом   биопрепаратов

и   дезинфекционных   средств.   Удаление   ветеринарных   постов

друг   от   друга   зависит   от   протяжения   трассы   перегона   (в   сред-

нем 76 — 100 км).

Порядок движения животных на трассе перегона

Гурты   должны   следовать   и   размещаться   на   привалах,   днев-

ках   и   ночевках   изолированно   друг   от   друга.   Запрещается   сме-

шивание   животных   одного   гурта   с   животными   других   гуртов,

контакт   их   с   животными   местного   населения,   а   также   перегон

скота   по   путям,   где   прошел   скот,   неблагополучный   по   ящуру,

чесотке и другим заразным болезням.

Средняя   величина   суточного   перехода   для   лошадей   20   —   25  км,

для   крупного   рогатого   скота   —   15  км,  для   овец   и   коз   —   10  км.

В   первые   дни   перегона,   когда   животные   еще   не   втянулись,   ве-

личина   суточного   перехода   должна   быть   несколько   меньшей,

примерно   не   более   10  км  —   для   крупного   рогатого   скота   и

б — 8 км — для овец и коз.

Передвижение   животных   на   трассе   должно   чередоваться   с

кормлением   и   отдыхом.   Надо   всегда   стремиться   к   тому,   чтобы

перегон   животных   был   использован   для   повышения   их   упитанно-

сти.   В   этих   целях   рекомендуется   придерживаться   следующего

распорядка   дня.   Движение   следует   начинать   с   рассветом   и   за-

канчивать   при   наступлении   сумерек.   Первые   3   —   4  км  целесооб-

разно   проходить   медленно   попасом,   после   чего   в   6   —   7   часов   утра

скот   следут   остановить   для   водопоя   и   кормления,   затем   пройти

попасом   еще   5   —   6  км  и   остановить   гурт   на   дневной   отдых   до

16   —   17   часов.   После   дневного   привала   животных   можно   вести

попасом еще 4 — 5 км до места ночлега.

Для   кормления   животных   надо   выбирать   пастбища   с   хоро-

шим   травостоем.   Выпасные   участки   следует   выделять   вдоль

трассы   перегона,   чтобы   по   возможности   обеспечивать   перегон   по-

пасом.   На   участках   пути,   где   нет   пастбищных   угодий,   необходимо

заблаговременно   создавать   запасы   фуража.   Участки   трассы,   где

нет   воды   и   пастбищ,   гурты   скота   проходят   ускоренно:   крупный

рогатый скот до 25 — 30 км в сутки, овцы  — 15 — 20 км.

Поить   животных   при   перегоне   необходимо   в   летнее   время   и

при   сухом   травостое   не   менее   трех   раз   в   сутки,   а   осенью   —   не

менее   двух   раз.   Для   водопоя   пользуются   проточной   водой   из   рек,

ручьев,   озер   и   чистых   прудов.   Поить   можно   не   ранее,   чем   через

1   час   по   прибытии   к   месту   привала   или   ночлега.   К   месту   водо-

поя   животных   следует   подгонять   медленно   и   небольшими   пар-

тиями,   чтобы   животные   не   теснили   друг   друга   и   могли   напиться

вволю.   При   водопое   из   колодцев   должны   быть   заблаговременно

оборудованы   водопойные   корыта   и   устроена   механическая   по-

дача воды.

Ветеринарное   наблюдение   за   состоянием   перегоняемого   скота,

контроль за соблюдением   правил   содержания   животных   при

310

перегоне,   оказание   неотложной   ветеринарной   помощи   заболев-

шим   животным   и   контрольные   ветеринарные   осмотры   гуртов   про-

изводятся   на   трассе   перегона   ветеринарным   врачом   (фельдше-

ром)   гурта,   контрольными   ветеринарными   постами   трассы   и   пред-

ставителями местного ветеринарного надзора.

Ветеринарный   врач   (фельдшер),   сопровождающий   гурты,

следуя   на   автомобиле   вдоль   идущих   гуртов,   должен   ежедневно

объезжать   все   гурты   и   по   заявлению   начальника   гурта   осматри-

вать   заболевших   животных,   принимать   необходимые   лечебные   и

профилактические меры.

На   диспетчерских   пунктах   и   контрольно-ветеринарных   постах

для   проверки   состояния   животных   и   пересчета   устраиваются   рас-

колы,   позволяющие   пропускать   животных   гурта   по   одному.   При

обследовании   гуртов   особо   важное   значение   должно   придаваться

своевременному   выявлению   первых   случаев   повально-заразного

заболевания   животных,   когда   весь   неблагополучный   гурт   должен

быть немедленно остановлен и карантинирован.

По   прибытии   гурта   к   месту   назначения   начальник   гурта   дол-

жен   по   гуртовой   ведомости   сдать   животных   приемной   комиссии

той   организации,   в   чье   распоряжение   прибыл   гурт   (табун).   В   со-

ставе приемной комиссии должен быть ветеринарный врач.

Сдача   животных   оформляется   приемо-сдаточным   актом,   в

котором   отмечается   общее   и   ветеринарно-санитарное   состояние

животных.

311

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Предисловие........................................................................................................

3

Р а з д е л   I

Краткая   история  военно-ветеринарной службы

Г л а в а    1.  Военно-ветеринарная служба дореволюционной   русской

армии............................................................................................................

5

Зарождение военной ветеринарии в России и краткие сведения

о ее состоянии в XVIII—XIX вв.............................................................

Организация ветеринарной службы и ветеринарный состав русской

армии в XX в.   .   .....................................................................................

9

Ветеринарно-санитарное состояние армии и мероприятия ветери-

нарной службыВетеринарная служба в русско-японскую войну 1904—1905 гг. .   .

12

Ветеринарная  служба   русской   армии   в первую  мировую войну

1914—1917 гг...........................................................................................

14

Г л а в а    2.   Военно-ветеринарная служба Советской Армии в период

с 1918 по 1941 г............................................................................................

19

Период гражданской войны 1918—1920 гг. Начальная организа-

ция военно-ветеринарной службы и ее дальнейшее развитие .   .

Ветеринарные кадры...................................................................................

20

Ветеринарно-санитарное состояние армии................................................

22

Ветеринарная   служба   Советской   Армии   в   период   мирного   строи-

тельства   (1921—1940   гг.).    Организация   военно-ветеринарной

службы..................................................................................................  .

23

Ветеринарные кадры   .................................................................................

24

Ветеринарно-санитарное состояние Советской Армии............................

25

Ветеринарная служба в советско-финляндскую войну.............................

29

312

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  37  38  39  40   ..