ВОЕННО-ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА (Петуховский А.) - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     ВОЕННО-ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА. Учебное пособие (Петуховский А.) - 1956 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..

 

 

ВОЕННО-ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА (Петуховский А.) - часть 23

 

 

Для   надежного   укрепления   седла   с   грузом   на   теле   осла   слу-

жат подпруги, нагрудная шлейка и задняя шлейка.

Подпруги   присоединяются   к   полкам   ленчика   с   помощью   под-

пружных гортов.

Нагрудная   шлейка   пристегивается   соединительным   ремнем   к

передней   луке   и   двумя   гортами   с   обеих   сторон   потниковой

крыши.   Нагрудная   шлейка   служит   для   удержания   седла   от   спол-

зания назад при подъеме осла на гору.

Задняя   шлейка   с   пристегнутой   к   ней   крестовиной   присоеди-

няется   сверху   к   задней   луке   спинным   гортом   крестовины,   а

внизу — двумя гортами к потниковой крыше.

Вьючными   приспособлениями   к   седлу   являются:   вьючные

крючки,   прикрепляемые   к   передней   и   задней   лукам   с   наружной

стороны   с   помощью   болтов   и   гаек,   подвесные   рамы,   на   которые

укладывается   груз,   предназначенный   к   перевозке,   подкладки

войлочные   под   подвесные   рамы,   трок   круговой,   которым   груз

укрепляется   на   корпусе   осла   во   избежание   боковых   раскачива-

ний,   брезент   для   предохранения   перевозимого   груза   от   пыли   и

атмосферных   осадков;   увязочная   веревка.   В   набор   принадлеж-

ностей   к   седлу   входят   предметы   ухода   за   ослом:   попона,   трок

попонный,   щетка,   скребница,   кожаный   мешочек   для   подков,   ши-

пов   и   гвоздей,   саква   овсяная,   ведро   брезентовое,   водопойное,

сетка   для   сена,   саква   для   укладки   принадлежностей,   аркан   фу-

ражный (один на пять седел).

Мул   —   животное-гибрид   от   скрещивания   осла-производителя

с лошадью-маткой.

Следует   отметить,   что   в   Китайской   Народной   Республике

мулы   играют   исключительно   важную   роль   как   упряжные,   верхо-

вые   и   вьючные   животные.   Лучшие   китайские   мулы   разводятся   в

западной   части   провинции   Шандунь,   особенно   в   районе   Цанчжоу,

и в пограничных районах соседней провинции Хенань.

В   Советском   Союзе   мулов   используют   в   Средней   Азии,   на   Кав-

казе и на Дальнем Востоке.

Мул   по   величине   (по   высоте   в   холке)   не   уступает   вьючной

или   обозной   лошади.   Преимущество   же   его   перед   лошадьми   этих

сортов   заключается   в   том,   что   он   легче   переносит   жару,   менее

требователен   к   корму,   более   вынослив   и   спокоен   в   работе   (совер-

шенно   не   боится   выстрелов   и   разрывов   снарядов),   менее   подвер-

жен   желудочно-кишечным   и   эксплуатационным   заболеваниям,

особенно болезням копыт.

Грузоподъемность   мулов   на   вьючной   работе   превышает   грузо-

подъемность   лошади   на   20   —   25%   по   отношению   к   весу   жи-

вотного.

Особенности   экстерьера   мула   —   узкая   постановка   конечно-

стей,   коровий   постав   и   саблистость   задних   ног,   низкий   пристав

шеи,   низкая,   длинная   холка   и   почти   прямая   верхняя   линия   кор-

пуса   —   благоприятствуют   службе   мула   в   горах   как   переносчика

тяжелых   и  неудобных грузов   (например,   материальной  части

179

артиллерии).   На   узких   горных   тропах,   ступая   очень   осторожно,

мулы   двигаются   равномерно   и   могут   обходиться   без   вьюко-

вожатого.

Мулов   с   успехом   можно   использовать   в   парной   запряжке.

Привыкшие   идти   в   паре,   они   хорошо   уживаются   и   работают

исключительно дружно и тянут равномерно.

Мулы   пригодны   и   для   верховой   езды.   Некоторые   из   породи-

стых   мулов   способны   двигаться   достаточно   быстро.   Они   идут

спокойной   мягкой   иноходью   со   средней   скоростью   10   —   12  км  в

час, сохраняя ее на протяжении до 50 км.

Кормом   для   мулов   и   ослов   служат   те   же   основные   виды   при-

нятого   в   армии   фуража,   что   и   для   лошадей,   —   овес   (ячмень)   и

сено.

Фуражные   нормы   для   мулов   —   те   же,   что   и   для   лошадей.

Суточная   фуражная   норма   осла   следующая:   овса   (ячменя)   —

1250 г, сена — 2800 г, соли — 4 г.

В   остальном   правила   кормления,   водопоя,   ухода   и   размеще-

ния   мулов   и   ослов   должны   соответствовать   правилам   ухода   за

лошадью.

Мулы   и   ослы   имеют   исключительно   крепкий   копытный   рог   и

высокий   свод   подошвы   копыта,   но   при   работе   на   каменистом

грунте в горах их нужно ковать.

Верблюды

Верблюд   очень   сильное,   послушное   и   неприхотливое   к   корму

рабочее животное.

В   Советской   Армии   могут   быть   использованы   отечественные

породы   двугорбых   верблюдов   вида   бактрианов   и   одногорбых

верблюдов   вида   дромадеров.   Первый   вид   приспособлен   к   суро-

вым   условиям   резко   континентального   климата   Центральной   и

Средней   Азии   и   способен   переносить   морозы   до   40   —   50°   С.   Вто-

рой   вид,   наоборот,   хорошо   переносит   жаркий   и   сухой   климат

пустынь.

Решающим   признаком   в   оценке   рабочих   качеств   верблюда

является   его   величина,   масса   тела   животного.   Поэтому   при   сред-

ней   упитанности   удовлетворительным   рабочим   животным   счи-

тается   верблюд,   имеющий   400   —   500  кг  живого   веса,   хорошим   —

500—600 кг и отличным — более 600 кг живого веса.

Р а б о т а    в е р б л ю д о в

Верблюды   обычно   используются   как   транспортные   животные

для   перевозки   самых   различных   грузов   вьюками   или   в   за-

пряжке.

Верблюд   преимущественно   пастбищное   животное.   Поэтому

режим   его   рабочего   дня   должен   быть   построен   так,   чтобы   про-

должительность   работы   в   сутки   не   превышала   8—10   часов,   так

как   ему   необходимо   дать   6   —   8   часов   дневного   времени   на   пастьбу

и столько же на отдых и пережевывание жвачки.

180

При   вьючной   работе   предельная   нагрузка   верблюда   допу-

стима   до   40%   его   живого   веса.   Но   при   перевозке   твердых,   гро-

моздких   и   неудобных   для   вьючения   предметов   (больших   ящи-

ков,   материальной   части   артиллерийских   орудий   и   пр.),   а   также

при   движении   по   тяжелому   грунту   эта   корма   может   снижаться

на   20   —   25%.   Таким   образом,   практически   средняя   нагрузка   верб-

люда равняется 120 — 180 кг.

При   перевозке   грузов   движение   верблюдов   допускается   только

шагом.   Средняя   скорость   движения   верблюдов   под   вьюками   или

в   запряжке   —   3,5   —   4  км  в   час.   Величина   нормального   суточного

перехода   —   до   30   —   35  км,  а   при   движении   порожняком   —   40—

50  км.  Малые   привалы   назначаются   через   каждые   5   —   6  км  пути

для   осмотра   и   поправки   вьюков   и   чтобы   дать   возможность   верб-

люду опорожнить мочевой пузырь.

Летом   в   целях   сбережения   сил   верблюдов   марш   организуется,

как   правило,   ночью.   При   дневном   же   марше   назначается   боль-

шой   привал   продолжительностью   5   —   6   часов   в   более   жаркие

часы   дня.   В   районе   большого   привала   по   возможности   должны

быть водоисточник для водопоя и пастбище.    

По   прибытии   на   большой   привал   или   к   месту   дневки   верблю-

дов   необходимо   немедленно   положить,   развьючить   и   выпустить

на   пастбище.   Водопой   верблюдов   после   работы   можно   произво-

дить не ранее  чем через 1,5 — 2 часа.

Для   удобства   вождения   вьючные   верблюжьи   транспортные

подразделения   делятся   на   звенья.   Звено   из   3   —   4   верблюдов,   сле-

дующих   друг   за   другом   на   цепной   привязи,   поручается   одному

солдату   —   вьюковожатому.   Вьюковожатый   садится   на   наиболее

сильного   и   втянутого   в   работу   верблюда   впереди   вьюка   и   сле-

дует на нем в голове звена.

При   работе   в   упряжи   верблюдов   используют   в   одиночной   и

в   парной   запряжке.   Средняя   норма   нагрузки   на   одного   верблюда

равняется 500 — 600 кг.

Крупный   верблюд   на   хорошо   укатанной   степной   дороге   может

везти груз до 1 г.

При   парной   запряжке   для   лучшей   координации   в   работе   верб-

людов   подбирают   соответственно   по   их   темпераменту,   полу,   ра-

ботоспособности и породе.

Верблюды   могут   использоваться   и   для   верховой   езды..   При

этом   верблюд   под   одним   —   двумя   всадниками   может   двигаться

переменным   аллюром,   чередуя   ускоренный   шаг   с   короткой   ино-

ходью.   Суточный   переход   в   этом   случае   может   быть   доведен

До 60 км.

С н а р я ж е н и е  д л я   в е р б л ю д о в

Вьючное   седло   для   верблюдов   состоит   из   деревянного   арчака

(ленчика),   двух   подушек,   двух   подпруг,   потника,   нагрудной

Шлейки и подхвостья (рис. 26).

181

Арчак   составляют   две   полки,   прикрепленные   к   концам   перед-

ней   и   задней   лук   (рис.   27).   Деревянные   луки   для   прочности   око-

ваны   сверху   и   с   боков   металлическими   пластинками   и,   кроме

того,   имеют   с   правой   и   левой   сторон   металлические   крючки   для

подвешивания подвесных рам с грузом.

Поверхности   подушек   имеют   два   слоя:   верхний   парусино-

вый   и   нижний   войлочный;   подушки   набиваются   сухой   осокой   или

Камышевыми   листьями   и   простегиваются   шпагатом   по   всей   по-

верхности.   К   верхней   части   правой   подушки   пришиты   подпруги

с пряжками, а к левой — длинные подпружные горты.

При   сборке   седла   подушки   с   прикрепленным   к   ним   потни-

ком   подводятся   под   арчак   и   пристегиваются   к   нему   сверху   рем-

нем,   пропущенным   через   перекладины   рамы   арчака,   а   с   боков   —

гортами к полкам арчака.

Подпруги   пропускают   поверх   полок   арчака   и   пристегивают

пряжками к подпружным гортам с левой стороны.

182

Передняя   шлейка   с   боков   пристегивается   к   шлейным   гортам,

предварительно   пропущенным   через   отверстия   в   передней   части

полок   арчака,   а   сверху   своими   откосными   ремнями   —   к   соедини-

тельному ремню, проходящему поверх шеи верблюда.

Подхвостье   присоединяется   шлейными   тортами,   пропущен-

ными в отверстия на задних концах полок арчака.

Следует   иметь   в   виду,   что   при   сборке   и   подготовке   седла   все

пряжки   с   левой   стороны   должны   быть   отстегнуты.   Застегивают

их во время седловки и окончательной пригонки вьючного седла.

Вьючными   приспособлениями   являются:   подвесные   рамы,   вой-

лочные   подкладки   под   боковые   планки   рам,   трок   круговой,   бре-

зент и увязочная веревка.

Принадлежности   к   седлу   —   предметы   ухода   за   верблюдом

аналогичны предметам ухода за лошадью.

Оседланного   верблюда   для   навьючивания   и   развьючивания

кладут   на   землю.   Груз,   увязываемый   на   подвесных   рамах,   сле-

дует   располагать   возможно   ближе-   к   середине   спины,   что   обеспе-

чивает   при   движений   верблюда   меньшее   раскачивание   груза.

.   После   завьючивания   верблюда   поднимают   и   укрепляют   груз   еще

круговым троком (рис. 28).

У п р я ж ь   в е р б л ю д а

Для   использования   верблюдов   в   одиночной   или   парной   за-

пряжке вместо хомутов применяют лямки.

183

Лямка   состоит   из   двух   широких,   подбитых   войлоком   сыро-

мятных   ремней   —   передней   и   задней   частей   лямки.   Обе   части

лямки   сшиты   друг   с   другом   под   прямым   углом,   а   в   месте   их   сое-

динения   к   лямке   с   обеих   сторон   пришиты   кольца,   при   помощи

которых лямка подпругой удерживается на корпусе верблюда.

К   кольцам   лямки   присоединяются   также   постромки,   а   при

одиночной запряжке от них же идут гужевые ремни к оглоблям.

На   корпусе   работающего   верблюда   передняя   часть   лямки   (на-

грудный   ремень)   должна   располагаться   на   уровне   плече-лопаточ-

ных сочленений так, чтобы верблюд налегал на нее грудью.

При   работе   верблюдов   в   парной   запряжке,   как   и   в   парокон-

ной обозной упряжке,   используются нагрудники и • нашильники.

С б е р е ж е н и е    в е р б л ю д а  в   р а б о т е

В   силу   особенностей   экстерьера   верблюд   не   пригоден   к   экс-

плуатации   в   горной   местности,   на   узких   горных   тропах   и   при

крутых подъемах и спусках.

В   целях   профилактики   эксплуатационных   повреждений   и   за-

болеваний необходимо соблюдать следующие правила:

— правильно   размещать,   уравновешивать   и   крепить   груз   во  

вьюке;

— правильно   выбирать   места   укладывания   верблюда   для   >

навьючивания   или   развьючивания,   причем   необходимо   избегать   ;;

каменистых, неровных и скользких мест;

— обязательно   осматривать   спины   верблюдов   перед   вьюче-

нием   и   немедленно   устранять   все   причины,   вызывающие   потер-

тости.

Верблюд   легко   подвергается   простудным   и   ревматическим

заболеваниям.   Поэтому   в   холодное   время   года   на   больших   при-

валах   и   ночевках   в   пути   верблюдов   следует   покрывать   специаль-

ными попонами «жабу».

Запрещается   класть   верблюдов   на   снег   или   в   грязь.   В   этих

случаях   место   укладки   верблюда   нужно   предварительно   засте-

лить камышом или сеном.

При   работе   верблюдов   на   дорогах   с   твердым   или   каменистым

покрытием   в   транспортном   верблюжьем   подразделении   необхо-

димо   иметь   некоторое   количество   специальных   нагавок   —   башма-

ков   для   верблюдов.   Нагавки   шьют   из   сыромятной   кожи   с   вой-

лочной   прокладкой   внутри   по   подошве.   Нагавку   надевают   верб-

люду на лапу при случайном ее повреждении.

К о р м л е н и е   и  в о д о п о й  в е р б л ю д о в

Работоспособность   верблюдов   находится   в   прямой   зависимо-

сти   от   их   упитанности.   Признаком   хорошей   упитанности   верб-

люда   является   плотность,   округлость   и   вертикальное   положение

его   горбов.   При   достаточном   питании   в   горбах   отлагается   ре-

зервный   жир   в   количестве   до   100  кг  и   больше,   который   исполь-

зуется организмом животного в периоды недостатка корма. При

184

плохой   упитанности   верблюда   его   горбы   свешиваются   на   сто-

рону в виде пустых мешков.

Хорошо   упитанный   верблюд   с   горбами,   наполненными   жи-

ром,   способен   к   большим   переходам   и   сохраняет   работоспособ-

ность   при   случайных   перебоях   в   кормлении.   Наоборот,   верблюд

плохой   упитанности,   потерявший   жир   своих   горбов,   вял   и   мало

работоспособен.   Истощенный   верблюд   к   работе   не   пригоден.

Поэтому   кормление   верблюдов   должно   быть   бесперебойным   и

полноценным;   совершенно   недопустимо   в   обычных   условиях   за-

ставлять работать верблюда за счет жира его горбов.

Верблюды   преимущественно   пастбищные   животные.   Они   па-

сутся   только   днем,   ночью   же   ложатся   для   отдыха   и   жвачки.

В   летнее   время   на   хорошем   пастбище   верблюд   должен   быть   не

менее   6   часов   в   день.   При   напряженной   работе,   а   также   при

скудных   пастбищах   или   недостатке   времени   на   пастьбу   необ-

ходимо   верблюда   подкармливать   концентратами   в   количестве

от 2 до 4 кг.

Важнейшие   для   верблюда   пастбищные   травы   —   бобовые,   осо-

бенно   верблюжья   колючка   «янтак»,   а   также   полыни   и   солянки.

Злаки имеют второстепенное значение.

Зимой   и   во   всех   случаях   отсутствия   пастбищного   содержания

в   суточный   кормовой   рацион   верблюда   входит:   сена—12   кг,

овса   —   2,050  кг,  последний   обязательно   в   плющеном   или   размо-

лотом виде.

Запрещается   без   крайней   необходимости   злоупотреблять

ценным   свойством   верблюда   долго   переносить   жажду   и   не   сни-

жать   при   этом   работоспособность.   Поить   верблюдов   необходимо

каждый день, а при работе — 2 и 3 раза в день.

После   вынужденного   длительного   водного   ограничения   нельзя

поить   верблюдов   сразу   вволю.   В   этих   случаях   сначала   дают   не-

много воды, а потом, через 30 — 40 минут, поят вволю.

Р а з м е щ е н и е    в е р б л ю д о в

Летом   верблюдов   содержат   под   открытым   небом   в   особых

загонах   «каримах»,   представляющих   собой   участок   земли   пло-

щадью   в   1200—1600  м

2

,  огороженный   рвом   в   0,5  м  глубиной   и

шириной.

В   зимнее   время   верблюдов   размещают   на   базах   (дворах).

Базы   делают   в   виде   закрытого   с   четырех   сторон   двора,   вдоль

стен которого расположены помещения для верблюдов.

В   местностях   с   мягкой   и   дождливой   зимой   такими   помеще-

ниями   служат   навесы   с   односкатной   крышей.   В   местностях,   где

резко   континентальный   климат   с   суровой   зимой,   строят   закры-

тые   и   утепленные   сараи   с   воротами,   обращенными   в   сторону   вну-

треннего   двора.   Высота   помещений   3   —   3,5  м,  площадь   пола   —

из   расчета   8  м

2

    на   верблюда.   При   большом   количестве   верблю-

дов   баз   разделяют   на   секции   для   совместного   размещения

25—30 верблюдов.

185

Пол   в   помещениях   для   верблюдов   делается   глинобитный   или

песчаный.   Основное   внимание   уделяется   поддержанию   сухости

пола.   В   местностях   с   суровой   зимой   верблюдам   дается   подстилка

из соломы, тростника, перестойной травы.

Верблюды   на   базах   содержатся   без   привязи,   и   им   дается

возможность   свободного   выгула   внутри   двора.   Посреди   двора

каждой   секции   база   ставятся   кормушки   для   сена.   Овес   задается

в торбах.

Уход   за   верблюдом   организуется   применительно   к   требова-

ниям   «Руководства   по   уходу   за   лошадью   в   Советской   Армии»

с учетом особенностей животного.

Принадлежностями   для   чистки   верблюдов   служат   деревян-

ный   гребень,   щетка,   скребница.   Гриву,   бороду   и   «галифе»   верб-

люда   при   чистке   разбирают   руками,   освобождая   от   застрявших

остатков   сена,   соломы,   колючек,   комков   грязи,   затем   прочесы-

вают гребнем.

Стрижка   верблюдов   разрешается   только   весной,   по   минова-

нии последних заморозков.

Противозпизоотическая   профилактика   должна   предупредить

появление   и   распространение   среди   войсковых   верблюдов   прежде

всего чесотки, трипанозомоза   (су-ауру)  и сибирской язвы.

Олени

В   условиях   сурового   климата   и   бездорожья   Заполярья

использование   северных   оленей   в   качестве   транспортного   войско-

вого животного приобретает особо важное значение.

При   правильной   эксплуатации   и   кормлении   олень   исключи-

тельно работоспособен и вынослив.

К   нормальной   эксплуатации   могут   допускаться   олени-самцы,

достигшие   4-летнего   возраста.   Зимой   олень   работает   в   нартовой

(санной)   упряжке,   летом   под   вьюком.   В   грузовые   нарты   запря-

гаются три оленя, в легковые — четыре.

В   целях   повышения   маневренности   и   удобства   управления

нарты   соединяют   в   райду.   Райда,   управляемая   одним   солдатом-

оленеводом, состоит из одной легковой и двух грузовых упряжек.

Величина   полезного   груза   на   одну   нарту   допускается   не   бо-

лее   150  кг,  на   легковую   нарту   укладывается   суточная   дача   фу-

ража для оленей всей райды и продукты оленевода.

Работа   оленьих   транспортов   проводится   на   переменных   аллю-

рах,   со   скоростью   движения   не   более   6  км,  а   при   тяжелой   дороге

и вне Дорог — шагом, со средней скоростью 4 км в час.

Величина   нормального   суточного   перехода   до   36  км  по   хоро-

шим   дорогам   и   не   более   25   —   30  км  при   тяжелых   дорогах   и   вне

дорог.   Малые   10-минутные   привалы   делаются   через   каждые

5 — 6 км пути.

Форсированные   марши   оленьих   транспортов   допустимы   на   су-

точный   переход   до   50  км  с   обязательным   4-часовым   большим

привалом во второй половине пути. После форсированного пере-

186

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  21  22  23  24   ..