ОЧЕРК РАЗВИТИЯ НАУКИ СОВЕТСКОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА (Н.С. Алексеев) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Уголовное право     ОЧЕРК РАЗВИТИЯ НАУКИ СОВЕТСКОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА (Н.С. Алексеев) - 1980 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

ОЧЕРК РАЗВИТИЯ НАУКИ СОВЕТСКОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА (Н.С. Алексеев) - часть 3

 

 

основ   уголовно-процессуальной   политики   в   целом,   но   и   в   конкретном   анализе   деятельности
правоохранительных   органов,   а   также   в   решении   кардинальных   вопросов   комплектования   кадров   этих
органов

24

.

Партия   и   правительство   проявляют   неустанную   заботу   о   деятельности   советского

правоохранительного   аппарата.   Пример   тому–постановление   ЦК   КПСС   и   Совета   Министров   СССР   “О
мерах   по   улучшению   работы   следственного   аппарата   органов   прокуратуры   и   охраны   общественного
порядка”   (1965),   в   котором   определены   основные   задачи   и   конкретные   пути   совершенствования
следственной деятельности, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по улучшению
работы судебных и прокурорских органов” (1970) и “Об улучшении работы по охране правопорядка и
усилении борьбы с правонарушениями” (1979).

“...Мы"   уделяли   и   будем   впредь   уделять,–   говорил  товарищ  Л.   И.   Брежнев,–постоянное   внимание

совершенствованию деятельности  милиции, прокуратуры, судов, органов юстиции,  которые стоят на
страже советской законности, интересов советского общества, прав советских граждан. Партия, государство
высоко ценят нелегкий и почетный труд работников этих учреждений, заботятся о том, чтобы их состав
пополнялся подготовленными, достойными кадрами”

а5

.

Правоприменительные   органы–не   пассивные   передаточные   звенья   в   процессе   претворения

юридических   норм   в   жизнь,   а   активные   участники   правового   регулирования   конкретных   фактических
отношений. В силу этого система уголовной юстиции, под которой понимаются государственные органы и
выполняемые ими функции, непосредственно связанные с осуществлением правосудия по уголовным делам
(выявление лица, совершившего преступление, расследование и судебное рассмотрение дела, назначение и
исполнение наказания и т. д.), – важнейший институт не только уголовной политики в широком смысле, но
и   непосредственно   уголовно-процессуальной   политики.   “Уголовная   политика   не   только   определяет
предназначение,   содержание   и   форму   норм   права   и   структуру   органов,   но   и   наполняет   конкретным
содержанием  деятельность  этой  системы”,–замечает

24

 См. Жилинский С. Э. Роль КПСС в укреплении законности на современном этапе. М., 1977, с. 134–163.

25

 Материалы XXV съезда КПСС. М„ 1976, с. 82.

2.
Заказ
2568

17

 

В.   Н.   Кудрявцев

26

.   Сама   система   уголовной   юстиции–важнейший   рычаг   осуществления   уголовной

политики,   поскольку/   при   всем   значении   чисто   нормативного   регулирования   долж'на   учитываться   и
непосредственная практика применения закона как источника определенных право.полож.ений

27

.

К   числу   важных   мероприятий   Советского   государства   по   совершенствованию   системы

правоохранительных   органов   следует   отнести   принятие   30   ноября   1979   г.   Верховным   Советом   СССР
Закона о Верховном Суде СССР, Закона о прокуратуре СССР, Закона об адвокатуре СССР. Отражая линию
Коммунистической   'партии   на   дальнейшее   развитие   социалистической   демократии,   усиление   охраны
советского правопорядка, эти законы, принятые на основании Койститу-ции СССР, будут способствовать
дальнейшему улучшению-работы всех правоохранительных органов.

Среди мероприятий по совершенствованию судебной системы следует выделить расширение в 1954 г.

круга судебных органов, пользующихся правом судебного надзора, что позволило усилить контроль за
законностью и обоснованностью актов судебной власти, вступивших в законную силу, более оперативно
реагировать на судебные ошибки.

В   области   законодательного   регулирования   деятельности   органов   предварительного   расследования

можно отметить три основные тенденции: 1) сокращение круга дел, по которым расследование ведется в
форме дознания; 2) четкая регламентация полномочий органов дознания, осуществляемая на базе уголовно-
процессуального законодательства;
3) консолидация следственного аппарата.

Совершенствуя   структуру   и   порядок   деятельности   правоохранительных   органов,   Советское

государство все больше внимания уделяет развитию форм участия трудящихся в управлении государством.
В   процессе   постепенного   перерастания   социалистической   государственности   в   коммунистическое
самоуправление расширение участия общественности в борьбе с преступностью идет по двум основным
направлениям:   а)   расширение   участия   общественности   в   деятельности   государственных   органов,
осуществляющих борьбу с преступностью; б) передача органам общественной само-

26

  Кудрявцев   В.   Н.   Эффективность   закона   как   средства   осуществления   уголовной   политики.–В   кн.:   Основные   направления

борьбы с преступностью. М., 1975, с. 33.

27

 См. Судебная практика в советской правовой науке. М., 1975, с. 4.

18

деятельности на разрешение ряда вопросов, входивших в компетенцию государственных органов.

Если уголовная политика на современном этапе идет по пути дальнейшей индивидуализации мер

наказания,   создания   новых   форм   перевоспитания   правонарушителей   (условное   осуждение   с
обязательным привлечением к труду, освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших
преступления,   не   представляющие   большой   общественной   опасности,   с   применением   к   .ним   мер
административной   ответственности  и   т.  д.),   то  для  уголовно-процессуальной  политики  характерны
поиски   оптимальных   форм   судопроизводства,   дальнейшая   регламентация   и   строгое   ограничение
применения мер процессуального принуждения.

Выражением уголовно-процессуальной политики Советского государства на современном этапе

являются изменения, внесенные в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Указами
Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. “О внесении изменений и дополнений в
уголовное законодательство Союза ССР”, “О внесении дополнений и изменений в Основы уголовного
судопроизводства Союза ССР и союзных республик”, “О порядке применения мер административного
взыскания к лицам, освобожденным от уголовной ответственности в соответствии со статьей 43 Основ
уголовного   законодательства   Союза   ССР   и   союзных   республик”.   Эти   акты   предусматривают
возможность   прекращения   уголовных   дел   в   отношении   лиц,   совершивших   преступления,   не
представляющие   большой   общественной   опасности,   с   привлечением   правонарушителей   к
административной   ответственности.   Таким   образом,   законодатель   расширил   круг   оснований   к
прекращению уголовных дел, и вместе с тем сузил сферу применения уголовной репрессии

28

.

Одновременно   законодатель   ограничил   и   сферу   применения   такой   меры   процессуального

принуждения, как заключение под стражу, указав, что по общему правилу данная мера пресечения
может применяться лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в
виде лишения свободы на срок свыше одного года. Утратила также силу рекомендация применять как
правило заклю-

28

 См. Г у т к и н И. М. Дальнейшее развитие советского уголовно-процессуального законодательства. М., 1978.

19

 

чение под стражу в качестве меру пресечения в отношении лиц, обвиняемых в хулиганстве.

Характерной чертой уголовно-процессуальной политики на современном этапе является также единое

законодательное   урегулирование   наиболее   важных   элементов   процессуального   принуждения.   Так,   в
последние годы приняты на уровне общесоюзных законов Положение о предварительном заключении под
стражу (1969), Положение о краткосрочном задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления
(1976), и ряд других актов.

Громадное   значение   для   уяснения   существа   уголовно-процессуальной   политики   Советского

государства   на   современном   этапе   имеет   новая   Конституция   СССР.   Сохраняя   преемственность   идей   и
принципов   Конституции   РСФСР   1918   г.,   Конституции   СССР   1924   ,г.   и   Конституции   СССР   1936   г.,
Конституция   СССР   1977   г.   представляет   собой   новую   веху   в   развитии   советской   социалистической
государственности.   Применительно   к   уголовно-процессуальной   политике   Советского   государства   она
отражает развитие основных направлений этой политики.

Конституция СССР, ее идеи оказывают влияние на развитие юридической науки, совершенствование

всех отраслей социалистического права, в том числе уголовно-процессуально-го права. Принципиальное
значение   при   этом   имеют   положения   Конституции:   1)   о   дальнейшем   развертывании   социалистической
демократии; 2) о гуманизме советского общества;
3) об укреплении правовой основы государственной и общественной жизни, социалистической законности и
правопорядка;   4)   о   принципах   социалистического   правосудия,   основных   началах   организации   и
деятельности суда, прокуратуры, адвокатуры, органов расследования.

Принятие новой Конституции СССР требует от науки советского уголовного процесса дальнейшего

глубокого   изучения   основных   направлений   уголовно-процессуальной   политики   Советского   государства,
разработки ,и .внедрения наиболее эффективных форм борьбы с преступными проявлениями, дальнейшего
совершенствования уголовного судопроизводства.

В октябре 1978 г. состоялась Всесоюзная конференция “Задачи дальнейшего развития юридической

науки   в   свете   новой   Конституции   СССР,   Конституций   союзных   и   автономных   республик”,   которая
выработала рекомендации по ак-

20

туальиым направлениям развития правовой, в том числе уголовно-процессуальной науки

29

. В мае 1979 г. в

Ленинграде проведена научная конференция “Укрепление законности в деятельности следователей в свет.е
Конституции СССР”

30

. Опубликованы первые работы по проблемам уголовного процесса, вытекающим из

положений Конституции. СССР 1977 г.

3

!,

29

 См. Конституция СССР и дальнейшее укрепление законности и правопорядка/Ред. колл. В. Н. Кудрявцев, С. В. Бородин, С. Г.

Келина и др. М., 1979; Сов. государство и право, 1978, № 9, с. 124–139.

30

 См. Укрепление законности в деятельности следователей в свете Конституции СССР/Отв. ред. А. А. Любавин. М., 1979.

31

  См. Л у б ш е в Ю. Ленинские идеи о правосудии в новой Конституции СССР.–Сов. юстиция, 1977, № 23. Савицкий В. М.

Некоторые соображения о совершенствовании судебной процедуры, вытекающие из предписаний новой Конституции СССР.– В кн.:
Развитие и совершенствование уголовно-процессуальной формы. Воронеж, 1979; Кокорев Л. Д. Конституция СССР–основа развития и
совершенствования   уголовного   судопроизводства.–Там   же;   К   о   бликов   А.   С.   Законность–конституционный   принцип   советского
уголовного судопроизводства. М., 1979; Развитие науки и практики уголовного судопроизводства в свете требований Конституции
СССР/Отв. ред. Н. В. Жогин. М.,. 1978; Кириченко М. Г. Конституционные основы судебной системы в СССР. М., 1979.

ГЛАВА II

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ СОВЕТСКОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

§ 1. Процессуальная наука о понятии и задачах советского уголовного процесса

Сущность,   понятие   уголовного   процесса–один   из   основных   и   дискуссионных   вопросов   уголовно-

процессуальной теории; он исследовался в многочисленных работах. Несмотря на некоторые особенности в
характеристике признаков уголовного процесса, большинство авторов в основном рассматривают его как
деятельность органов расследования, прокуратуры, суда, заключающуюся в расследовании и разрешении
уголовных   дел,   в   раскрытии   преступлений,   изобличении   и   справедливом   наказании   лиц,   совершивших
преступления, в предупреждении преступлений '.

Определяют уголовный процесс и как особый, точно регламентированный нормами права порядок

возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения дел о преступлениях 

2

.

Анализируя   сущность   процесса,   некоторые   авторы   видят   ее   не   только   в   деятельности,   системе

действий, но и в системе .правовых отношений 'всех участников судопроизводства

3

.

Есть мнение, что дополнять .понятие уголовного процесса указанием на систему правовых отношений

нет необходимости, поскольку правовые отношения – признак не только уголовного процесса, но и всякой
правовой деятельности, а порядок судопроизводства, устанавливая меру возможного и

' См. Уголовный процесс/Под ред. М. А. Чельцова. М., 1969, с. 10;

Советский уголовный процесс/Под ред. Д. С. Карева. М., 1975, с. 10;
Советский уголовный процесс/Под, ред. М. И. Бажанова, Ю. М. Гроше-вого. Киев, 1978, с. 12.

2

 См. Уголовный процесс/Отв. ред. Н. С. Алексеев, В. 3. Лукашевич, П. С. Элькинд. М., 1972, с 10.

а

 См. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. М., 1968, т. I, с. 34–36; Советский уголовный процесс. Общая часть/

Под общ. ред. Б. А. Викторова, В. Е. Чугунова. М., 1973, с. 5–7.

22

должного поведения участников процесса, образует тем самым содержание прав и обязанностей последних

4

.

Сторонники включения правовых отношений в определение понятия уголовного процесса в качестве

его   признака   исходят   из   того,   что   характеристика   процесса   только   как   деятельности   не   .раскрывает
полностью  его сущности, приводит к пониманию  процесса  лишь как деятельности  должностных лиц с
односторонними властными полномочиями, снижает роль правовых отношений в судопроизводстве

5

. По

данному вопросу П. С. Элькинд писала, что “соотношение между уголовно-процессуальной деятельностью
и уголовно-процессуальными правоотношениями – это соотношение не между существенно различными
или   друг   друга   поглощающими   явлениями,   а   между   такими,   которые,   находясь   в   причинной,
взаимообусловливаемой зависимости и во взаимопроникновении, сохраняют по отношению друг к другу
известную   самостоятельность.   Вот   почему   интересы   научного   и   практического   характера   определяют
целесообразность как взаимного, так и раздельного их изучения”

6

.

Содержание, сущность и предмет  советского уголовного процесса  исследованы  в ряде опециально

посвященных им монографий

7

; рассмотрены они и в многочисленных работах по различным проблемам

уголовного процесса.

В юридической литературе приходится встречаться с отождествлением понятий “уголовный процесс”

и   “уголов-но-процессуальное   право”.   Это   неверно   и,   как   уже   отмечалось,   мешает   научной   разработке
основных процессуальных понятий

8

.

Дискуссионным является вопрос и о сущности уголовно-

4

 См. Толстой Ю. К. Учение о сущности уголовно-процессуаль-ного права.–Вести. Ленингр. ун-та, 1963, № 23. Сер. экономики,

философии и права, вып. 4, с. 171; Уголовный процесс БССР/Под ред. С. П. Бе-кешко, Е. А. Матвиенко. Минск, 1979, с. 8–9.

5

  См.   Рахунов   Р.   Д.   Участники   уголовно-процессуальной   деятельности.   М„   1961,   с.   60;   Строгович  М.   С.   Курс   советского

уголовного процесса, т. 1, с. 38–39.

в

 Элькинд П. С. Сущность советского уголовно-процессуального права. Л.,1963, с. 28.

7

 См. Э л ь к и н л П. С. Сущность советского уголовно-процессуально-го права. Л., 1963; Шпиле в В. Н. Содержание и формы

уголовного судопроизводства. Минск, 1974; Мотовиловкер Я. О. Предмет советского уголовного процесса. Ярославль, 1974.

8

 См. Рахунов Р. Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности, с. 36; Элькинд П. С. Цели и средства их достижения в

советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976, с. 27–28.

23

процессуального   права.   Включение   в   него   не   только   системы   правовых   норм,   но   и
правоотношений,   правосознания   идет   в   ущерб   понятию   нормативности   права.   Обоснованным
представляется   мнение,   что   наряду   с   правом   существует   'более   широкое   понятие   правового
регулирования, включающее в себя не только право, но и правоотношения и ряд других правовых
явлений

9

.

Задачи уголовного процесса четко сформулированы в действующем законодательстве (ст. 2

Основ, ст. 2 УПК) и  достаточно полно исследованы.  Этому  вопросу  посвящена  обстоятельная
монография П. С. Элькинд и другие рабо-

_- _ in

10

ты

Большинство авторов,  рассматривая  задачи  уголовного процесса,  отождествляет  категории

“задачи” и “цели” процесса. Наряду с этим ряд авторов полагает необходимым различать особый
смысл каждой из этих категорий

11

  и предусмотреть в законе как цели, так и задачи уголовного

судопроизводства  

12

. В качестве аргумента против такого предложения указывают на то, что нет

никаких законодательных и семаятитеоких оснований для подобного деления понятий '

3

. Однако

необходимо отметить, что даже авторы, отождествляющие цели и задачи процесса, рассматривают
задачи (цели) в разных аспектах и пишут о задачах про-

9

 См. Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1966, вып. I, с. 45; Зусь Л. Б. Проблемы правового 

регулирования в сфере уголовного судопроизводства. Владивосток, 1978, с. 3–12.

10

 См. Элькинд П. С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976 (Рец.: Строгович М. 

С.– Правоведение, 1976, № 4; Горский Г. Ф., Кокорев Л. Д.–Сов. государство и право, 1978, № 1); Пе трухи н И. Л., Б а туров Г. П., М о 
р-щ а к о в а Т. Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М., 1979, с. 48–81; Лившиц Ю. Д. Воспитательная функция 
советского     J уголовного судопроизводства. Караганда, 1974.                  •

11

 См. Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса,    " * т. I, с. 40; Т о мин В. Т. Понятие цели советского уголовного 

процесса.–Правоведение, 1969, № 4, с. 65–70; Кокорев Л. Д. Участники правосудия по уголовным делам. Воронеж, 1971, с. 66–72; 
Бойков А. Д. К изучению эффективности уголовно-процессуального закона.–В кн.: Эффективность применения уголовного закона. М., 
1973, с. 173.

12

 Следует отметить, что в законодательстве четко определено соотношение целей и задач гражданского судопроизводства (см. 

ст. 2 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик).

13

 См. Элькинд П. С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве, с. 37–38.

24

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..