>>>98>>>
расточительства, фальши в работе, беззакония всякого рода и бюрократической
затхлости. Одним из важных средств борьбы с такого рода попытками являются нормы
советского уголовного права, предусматривающие ответственность за злоупотребление
служебным положением, превышение служебных полномочий, халатное отношение к
служебным обязанностям, получение взятки и т. д. При помощи этих норм, как
вспомогательного средства борьбы, социалистическое государство содействует
обеспечению советскому государственному аппарату возможности работать четко,
слаженно и хорошо выполнять возложенные на него задачи. Эта возможность и есть
важнейшая составная часть объекта должностных преступлений
1
.
В капиталистических государствах государственный аппарат является важным
средством осуществления капиталистической эксплуатации и проведения политики
угнетения и подавления народа. Именно через государственный аппарат буржуазия
обеспечивает себе возможность повседневно осуществлять свою антинародную
диктатуру. При посредстве особой группы людей, имеющих в своем распоряжении
вооруженную силу, тюрьмы и т. д. и занимающихся «...только тем или почти только тем,
или главным образом тем, чтобы управлять»
2
, господствующая буржуазия охраняет
капиталистические порядки, защищает капиталистическую собственность, подавляет
посягательства на капиталистические порядки со стороны трудящихся, осуществляет
ограбление
1
При этом в некоторых случаях опасность должностных преступлений выражается
по закону в том, что они существенно затрудняют осуществление этой возможности
конкретными звеньями государственного аппарата. Таковы злоупотребление служебным
положением, превышение служебных полномочий, бездействие власти и халатность,
подпадающие под признаки ст. ст. 109, 110 и 111 УК РСФСР. В других случаях эти же
самые преступления имеют настолько серьезный характер, что они лишают те или иные
звенья аппарата возможности нормально функционировать. Именно эти случаи имеются в
виду в ч. 1 ст. 112 УК РСФСР. Напротив, ч. 2 ст. 112 предусматривает такие случаи
злоупотребления властью, которые ввиду отсутствия систематичности и тяжких
последствий в сравнительно незначительной степени затрудняют реализацию указанной
возможности. Отсюда и различие в наказаниях, которые предусматривает закон за
должностные преступления этих трех видов.
!
В.И.Ленин, Соч., т. 29, стр. 440.