На вагоне «Татра» установлены ширмовые двери, механизм управления
которыми состоит из электродвигателя 1 и двухступенчатого
червячно-цилиндрического редуктора, закрепленных и а общем поддоне (рис.
34).
Рис 34. Механизм управления дверями
Редуктор, имеющий передаточное число 1 : 175,
служит для преобразования вращающего момента электродвигателя в усилие,
необходимое для открывания дверей, и передачи этого усилия через систему
рычагов и тяг на верхнюю цапфу дверей.
Червячно-цилиндрический редуктор имеет литой корпус 11, выполненный из
алюминиевого сплава. на валу двигателя на шпонке насажена ведущая
цилиндрическая шестерня 8, находящаяся в зацеплении с ведомой шестерней
7. Последняя насажена на шпонке на консоль вала с червяком 6 и
закреплена на валу гайкой с шайбой. Червячный вал вращается в двух
цилиндрических шариковых подшипниках 3, запрессованных в корпус
редуктора. В постоянном зацеплении с червяком находится червячная
шестерня 12. Внутри червячной шестерни смонтировано Два фрикционных
конуса 18, насаженные на вал 9 с помощью шлицевого соединения, а также
гайка 20 и опорный диск 19. В теле переднего фрикционного конуса в
специальных стаканах 16 размещены шесть цилиндрических пружин 17,
которые по мере сжатия их опорным диском 19 и гайкой 20 создают
необходимое
нажатие и силу сцепления фрикционных конусов с
венцом червячной шестерни. Вал 9 червячной шестерни вращается в
бронзовых втулках, запрессованных в корпус 11 и переднюю крышку 21
корпуса редуктора; уплотнение их выполнено постановкой уплотняющего
кольца 15. С задней стороны редуктора на конец вала червячной шестерни
при помощи шлицевого соединения крепят двуплечий рычаг 13 дверного
привода. Концы рычага соединяют тягами с рычагами, насаженными на цапфу
дверной оси. На валу с передней стороны установлена кулачковая шайба 24,
а на панели 22 — электрические контакты для отключения электродвигателя
при закрывании дверей.
Редуктор фланцем 2 соединяют с электродвигателем 1 болтами 5 в виде
единого агрегата и монтируют на специальном поддоне 4 в нише над дверями
кузова вагона. Поддон 4, являясь жестким основанием агрегата,
одновременно является сборником масла в случае утечки его из редуктора.
Для предохранения зубчатых передач от чрезмерного износа в картер
редуктора заливают масло через отверстие в верхней части корпуса
редуктора, закрытое пробкой 10.
В редуктор заливают масло до контрольного отверстия, расположенного на
передней стенке корпуса редуктора и закрытого пробкой 23. Объем масляной
ванны составляет около 0,2 л. У новых редукторов после пробега вагоном
5—6 тыс. км необходимо масло заменить, для чего агрегат вместе с
поддоном снимают с вагона, масло из редуктора сливают и после промывки
заливают свежее. Смазка подшипников скольжения вала червячной шестерни,
расположенных выше масляной ванны., осуществляется через специальные
каналы в корпусе редуктора и втулках за счет
разбрызгивания масла в картере при работающем
редукторе.
В процессе эксплуатации необходимо следить за состоянием уплотнений
подшипников, пробок к крышки редуктора и не допускать утечки масла из
его картера. Для регулировки фрикционной муфты необходимо редуктор
демонтировать. При снятой передней крышке 21 в специально
предусмотренные отверстия в опорном диске 19 и переднем фрикционном
конусе ввертываю: вспомогательные болты 14 (М8х20). При этом опорный
диск сжимает пружины 17, помещенные в стаканах переднего фрикционного
конуса, и освобождает гайку 20. Подтягиванием гайки 20 увеличивают
сцепление муфты, освобождают вспомогательные болты и ставят на место,
переднюю крышку редуктора закрепляют временно несколькими болтами. При
помощи наставок удлиняют плечо двуплечевого рычага 13 до 70 см,
подключают к нему динамометр и включают электродвигатель при напряжении
24 В.
Муфты сцепления регулируют на вращающий момент около 44 Н •м (4,4 кге-м),
что соответствует при плече 70 см усилию на динамометре 60Н (6 кгс).
Признаком правильной регулировки является частичное проскальзывание
муфты — электродвигатель при этом проворачивается. Отрегулированная
таким способом
муфта отвечает нажатию около 100—150 Н (10—15 кгс)
между резиновыми уплотняющими профилями в момент полного закрытия
дверей. При указанном нажатии в случае необходимости можно открыть двери
вручную. После того как муфта отрегулирована на заданное нажатие, из нее
удаляют вспомогательные болты 14, редуктор собирают и производят замену
или пополнение масла.