Система вентиляции каждой секции электровоза принудительная и
предназначена для охлаждения тяговых двигателей (ТД),
выпрямительно-инверторных преобразователей (ВИП), теплообменников
тягового трансформатора (ТТТ), сглаживающих реакторов (РС),
выпрямительной установки возбуждения (ВУВ), блока балластных резисторов
(ББР), блока диодов (БД) и для обеспечения требуемого избыточного
давления в кузове с целью защиты от проникновения в него пыли и снега во
время движения электровоза, а также для охлаждения кузова в летнее
время.
Система вентиляции обеспечивает следующие номинальные значения расходов
воздуха для охлаждения электрооборудования:
Подача воздуха в кузов создает избыточное давление
40 - 60 Па.
Система вентиляции секции электровоза выполнена в соответствии с
рисунком 19 и состоит из трех вентиляционных систем (ВС1 - ВС3).
Системы ВС1 и ВС2 идентичны, в каждой из них воздух через вертикальные
лабиринтные жалюзи и форкамеры забирается центробежными
вентиляторами-воздухоочистителями ЦВ 9-37,6-7,6, одна часть которого из
переходного патрубка через специальные окна выбрасывается в кузов,
другая подается на охлаждение ВИП. После ВИП воздух попадает в
воздухораспределительную камеру, в которой расположены два РС. Часть
воздуха после охлаждения РС выбрасывается под кузов, остальная - по
воздуховодам поступает на охлаждение ТД и ТТТ и выбрасывается под кузов.
Из системы ВС2 предусмотрен выброс воздуха в компрессорное помещение
через специальный патрубок с заслонкой.
На боковых стенках форкамер ВС1, ВС2 предусмотрено по одному окну с
заслонкой для рециркуляции воздуха в зимнее время.
В системе ВС3 в режиме рекуперативного торможения воздух через
вертикальные лабиринтные жалюзи и форкамеру забирается посредством
вентилятора Ц9-37,6-7,6 (без устройства пылеотделения). Одна часть
воздуха по переходному патрубку поступает в ББР, после охлаждения
отработанный воздух выбрасывается в атмосферу через лабиринтные жалюзи,
установленные на крыше электровоза. Другая часть по воздуховодам
поступает на охлаждение ВУВ и БД и далее выбрасывается в кузов.
Распределение воздуха между электрооборудованием осуществляется с
помощью регулировочных заслонок, расположенных соответственно перед ТД,
ТТТ, БД и после РС, а также с помощью заслонок на окнах выброса воздуха
в кузов.
Вентиляция кузова обеспечивается воздухом,
поступающим в кузов из систем ВС1 и ВС2. Установленные на крыше
дефлекторы предназначены для отвода из кузова отработанного теплого
воздуха в летнее время.
4
Электровоз 2ЕЛ5. Вентиляторы
В системе вентиляции электровоза применены блоки центробежных
вентиляторов Ц9-37,6-7,6 и вентиляторов-воздухоочистителей ЦВ9-37,6-7,6,
служащие для подачи воздуха на охлаждение электрооборудования и наддува
кузова.
Технические характеристики
Блоки центробежных вентиляторов в соответствии с
рисунками 20 и 21 состоят из улитки (спирального металлического корпуса)
9, рабочего колеса 14, насаженного на вал приводного электродвигателя 1,
входного подвижного патрубка 7 и каркаса 17.
Рабочее колесо 14 сварной конструкции состоит из двух дисков: несущего
15 и покрывного 6, с вваренными между ними лопатками 4. Несущий диск 15
крепится заклепками к ступице 13. Положение колеса
на валу электродвигателя 1 в осевом направлении фиксирует болт 11,
ввернутый в вал электродвигателя, а стопорная шайба 12 загнутыми краями
на грань головки болта и лыску ступицы 13 рабочего колеса 14 исключает
самоотвинчивание этого болта.
Колесо вентилятора балансируется статически. После установки колеса на
вал электродвигателя пара «колесо-электродвигатель» подвергается
динамической балансировке. В случае замены колеса или электродвигателя
динамическая балансировка вновь образованной пары обязательна.
Вентилятор-воздухоочиститель ЦВ9-37,6-7,6 отличается от вентилятора
Ц9-37,6-7,6 только тем, что его улитка 9 разделена перегородкой 3 на две
камеры. Камера 5 предназначена для формирования потока очищенного
воздуха. Камера 2 служит для приема и транспортирования загрязненного
воздуха под кузов через патрубок 8 и специальный воздуховод.
Конструкция подвижного патрубка 7 позволяет перемещать его вдоль оси
вентилятора. Этим перемещением регулируется зазор между колесом и
подвижным патрубком. Размер А определяет положение колеса относительно
улитки вдоль оси вентилятора. Радиальный зазор В у
вентилятора-воздухоочистителя определяет положение колеса относительно
перегородки. Размер А и В контролируются через отверстия в крышке 10.
Зазоры А, Б и В выставляются при сборке вентилятора.
5
Электровоз 2ЕЛ5. Блок мотор-компрессор
Техническая характеристика
Частота вращения электродвигателя и компрессора,
об/мин ........1450
Производительность компрессора, м /мин ........3,5
Максимальное рабочее давление компрессора, МПа (кгс/см 2) ...........1
(10)
Масса блока, кг ...........910
Блок мотор-компрессор в соответствии с рисунком 22 состоит из
компрессора 8 и электродвигателя 1, смонтированных на общем каркасе 9.
Передача крутящего момента от электродвигателя к компрессору
осуществляется муфтой, состоящей из резинокордной оболочки 5 и двух
полумуфт 3 и 6, напрессованных соответственно на вал компрессора и
электродвигателя. Резинокордная оболочка крепится к полумуфтам нажимными
фланцами 4 с помощью болтов 2. Муфта защищена кожухом 7, закрепленным на
каркасе 9.
Для снижения уровня вибрации, передаваемой на кузов, блок установлен на
буферы с опорами.
Стропление блока при транспортировании осуществляется за рым-болты
компрессора и строповочные отверстия каркаса одновременно.
Для проворачивания вала перед запуском компрессора в зимнее время на
полумуфте 3 предусмотрены радиальные отверстия. Проворот вала
производится при помощи прутка диаметром 20 мм и длиной 270 мм через
отверстия в кожухе 7 при снятой его съемной части.